Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

IMPLEMENTATION OF AN INTERACTIVE APPROACH IN THE PROCESS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF SPEECH OF PRESCHOOLERS

Sokolova T.V. 1 Tulupova A.O. 2 Sokolova L.A. 3
1 GBOU School № 851
2 GBOU School № 1381 DO «Kolobok»
3 MPGU Institute of Childhood
The modern information society puts forward extremely high requirements for the level of education of children. An actual trend in the education system is the use of interactive technologies in teaching children with general speech underdevelopment (ONR). Having experimentally studied the capabilities of preschoolers of this category, it is possible to testify to the underdevelopment of all components of speech activity and insufficient vocabulary. Preschool children incorrectly used some language concepts, there was an unformed systemic relationship between them. Subsequently, the final results gave grounds to create and then put into practice interactive teaching methods for preschoolers with speech pathology. In order to reveal the potential of each child, we used the method of multi-channel perception depicted in the picture by various sensory organs. Getting deep impressions on an emotional and sensual basis contributed to a more solid assimilation of knowledge by children. The method is based on the principles of the theory of inventive problem solving (TRIZ). As a result of the use of TRIZ elements, the feeling of stiffness disappears in children, logical thinking, speech and cognitive activity develops, which gives prospects for overcoming speech underdevelopment in the modern educational world. Such productive work will certainly show progress in the educational activities of children, and interactive teaching methods can be used in practice by speech therapists, speech pathologists and other teachers in special and general education institutions. This latest creative approach to the organization of correctional and educational activities of older preschoolers develops not only the child\'s personality, but also his individual characteristics. Children acquire certain knowledge, skills and abilities during educational activities in a free format, are in an active and interesting communicative environment. The conditions of such classes contribute to the effective overcoming of speech disorders, the development of free expression of one\'s own thoughts, the formation, as well as the ability to speak freely and listen attentively to the interlocutor.
preschool children
general speech underdevelopment
interactive technologies
speech pathology
logical thinking
progress
educational activity
communicative environment

Современное информационное общество выдвигает предельно высокие требования к уровню образования детей. Актуальным веянием в системе образования становится использование интерактивных технологий в обучении детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Организация учебных занятий приходит, несомненно, к новым стандартам и требованиям времени. В таких условиях одной из важнейших целей образования дошкольников становится внедрение интерактивных технологий. Благодаря такому подходу, дети развивают навыки исследовательской деятельности, овладевают активным использованием интерактивных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. Приобретает актуальность всестороннее развитие личности ребенка, формирование у него общекультурных и морально-нравственных ценностей, овладение ключевыми и предметными компетентностями, а главное, сквозными умениями, необходимыми жизненными и социальными навыками, что обеспечат его готовность к жизни в информационном и демократическом обществе [1, с. 8]. Для достижения указанных требований уже длительное время приоритетными в образовательном процессе являются интерактивные методы обучения, суть которых заключается в том, что учебный процесс происходит при непрерывном активном взаимодействии детей. Благодаря интерактивному обучению перед педагогами открываются новые возможности контакта с обучающимися, выстраиваются конкретные отношения.

Современное определение интеракции (от англ. interaction – взаимодействие) внедрено в педагогическую науку в 1975 г. немецким исследователем Гансом Фрицем. В педагогическом контексте – это путь формирования творческой личности; создание позитивных условий для развития творческого потенциала ученика, его самоутверждения и самораскрытия; это такое общее обучение, при котором педагог и дети выступают партнерами. Современные зарубежные педагоги-исследователи С. Мургатройд, Х. Реттер, К. Фопель и др. уделяют особое внимание умениям применения интерактивных технологий у педагогов. На проблеме активизации и демократизации педагогического общения сосредотачивалось внимание выдающихся педагогов: Ш. Амонашвили, С. Русовой, В. Сухомлинского и др.

Только внедряя интерактивные методы обучения, как утверждают квалифицированные педагоги, дети будут:

− приобретать культуру дискуссии;

− вырабатывать в себе умение принимать совместные решения;

− улучшать качество общения, докладывать;

− квалитативно изменится уровень восприятия литературы – он приобретет личностный смысл, вместо «изучить» или «запомнить» станет главным «обдумать» и «применить».

В данное время популярен такой вид обучения, как личностно ориентированный, исходящий из самоценности личности, ее духовности и суверенности. Его цель – это формирование человека как неповторимой личности, творца самого себя и своих обстоятельств.

Определяющим для личностно ориентированного обучения должен быть социокультурный диалог в системе «педагог – ребенок», на основе его понимания, признания и принятия. Наиболее активно способствуют этому интерактивные методы обучения.

Для более четкого понимания важности интерактивного обучения педагоги сравнивают его с известным и ранее пассивным и активным обучением. Пассивным обучением является репродуктивный метод, требование слушать и удивляться, активным является непосредственная роль ребенка в изложении материала, а интерактивным – равноправное взаимодействие учителя и ребенка. Дифференцируя эти модели, следует, что при наличии определенных недостатков третья модель достаточно эффективна.

Термин «интерактивный» пришел из английского языка и имеет значение «взаимодействующий». Особая ценность интерактивного обучения состоит в том, что дошкольники учатся эффективной работе в коллективе, не просто слушают и фиксируют готовые мысли педагога-воспитателя. Они могут самостоятельно вести диалог, определять тему, обсуждать ее и решение. Дети учатся использовать полученные знания на практике.

Учеными доказано, что с обретением знаний формируются умения и навыки. Приобретение определенных компетентностей личности ребенка будет наиболее эффективно, если в процессе образования задействовать интерактивные формы и методы.

Интерактивное обучение делится на четыре формы учебной деятельности:

− парная (ребенок – педагог, ребенок – ребенок);

− фронтальная (педагог обучает группу или подгруппу);

− групповая;

− индивидуальная.

Следует заметить особенность интерактивного обучения, а именно:

− коллективная цель, строго выдержанный ход занятия и ориентировочные результаты занятия;

− необходимость применять собственный опыт каждого ребенка;

− постоянное общение между педагогом и детьми;

− постоянное общение только между детьми;

− высокий уровень культуры коммуникации детей, креативность, взаимная насыщенная деятельность;

− дети находятся в одном виде образовательного процесса;

− тотальное привлечение и заинтересованность всех членов для усвоения учебного материала;

− достижение благоприятных условий обучения, овладение ими чувством интеллектуальной способности;

− проблемный способ подачи материала, обработка информации и предложений в насыщенном коллективе толерантность и высокий уровень культуры общения.

Интерактивное обучение может быть:

− подвижное;

− оживленное;

− энергичное.

Во время интерактивного обучения дети могут: спорить, не соглашаться с собеседником, возражать друг другу, аргументированно доказывать свое мнение.

Основным элементом интерактивного занятия является диалог, когда дети активно общаются.

Диалог – беседа, разговор двух и более лиц, тип речевой коммуникации, осуществляющийся, в отличие от монолога, в виде словесного обмена репликами между двумя и более взаимодействующими собеседниками [2, с. 39].

Использование интерактивных методов обучения в учреждениях дошкольного образования – необходимое условие успешного развития воспитанников.

Интерактивные технологии обучения:

− способствуют развитию творческого мышления, уверенности в себе,

− вызывают желание выражать мнение и любознательность;

− развивают воображение и фантазию;

− укрепляют интеллект;

− развивают личностные качества: смелость, уверенность.

В связи с вышеизложенным можно полагать, что дошкольники с общим недоразвитием (ОНР) не смогут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям. Коррекция речи для них будет длительным процессом, одной из приоритетных задач которого является формирование у детей правильной речи, как необходимое условие их дальнейшей социализации.

Цель исследования – определение возможности применения интерактивных методов обучения дошкольников ОНР (III уровень).

Предмет исследования – процесс формирования особенностей интерактивных методов обучения дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня.

Исследование строилось на гипотетических предположениях о том, что работа по развитию речи дошкольников с речевыми нарушениями будет более эффективна при использовании игровых и интерактивных методов обучения.

В исследовании решены следующие задачи:

1) раскрыты понятия «интерактивность» и «интерактивный подход» в научной литературе;

2) изучены особенности речевого развития дошкольников, проведен количественно-качественный анализ результатов эксперимента;

3) проанализировано использование интерактивного подхода в процессе обучения дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень);

4) разработана, экспериментально проверена система методов и упражнений коррекционной работы с применением интерактивных методов обучения для дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень).

Материалы и методы исследования

Три этапа определили содержание и организацию исследования (2020–2022 гг.):

I этап (2020 г.) – анализ специальной литературы по проблеме исследования. Определение гипотезы исследования.

II этап (2021 г.) – констатирующий эксперимент, получение результатов, разработка коррекционной работы, применение интерактивных методов обучения детям с ТНР.

III этап (2022 г.) – обучающий эксперимент, проверка эффективности предложенных методов.

Статистические данные показывают, что уменьшение количества соматически ослабленных дошкольников не наблюдается, а тенденция речевых нарушений только увеличилась. Исходя из этого, появляется нужда в поиске коррекционных методов для детей с общим недоразвитием речи.

Эксперимент проходил на базе ГБОУ Школы № 1381 дошкольного отделения «Колобок» СВАО г. Москвы.

В эксперименте были задействованы дошкольники пяти-шести лет (15 человек) с общим недоразвитием речи. Для сравнения результатов и достоверности исследования в эксперимент была вовлечена группа детей с речью без патологии (10 человек).

Характеристика детей ЭГ включала признаки:

− звукопроизношение сформировано или искажено;

− некачественные фонематические процессы;

− речевой анализ и синтез нарушены как на уровне звука, состава и слова, так и на уровне фразы;

− страдает лексическое строение;

− усложненные изменения слов по грамматическим категориям и оформление фразы. Фраза – элементарная, мало распространенная, часто аграмматическая;

− развитие связной речи не соответствует возрасту.

В картах развития каждого ребенка был отмечен неблагоприятный анамнез, обусловленный негативными факторами развития в пренатальном периоде (гипоксия плода, токсические воздействия, асфиксии новорожденного), а в постнатальном у матерей были осложнения во время беременности (гипертония, угроза выкидыша, анемия). Имели место быть и осложнения во время родов (срочные роды, преждевременные, затяжные). У 14 % детей была отмечена недоношенность и у 11 % – гипоксия плода. В послеродовом периоде у новорожденных зафиксированы нарушение сна и беспокойство. Развитие этих детей охарактеризовано отставанием в психомоторном и речевом аспекте.

Записи в логопедических картах указывали на недоразвитие всех компонентов речевой деятельности и недостаточности словарного запаса. Дети дошкольного возраста неправильно использовали некоторые языковые понятия, между ними наблюдалась несформированность системных отношений.

Детям, имеющим речевую патологию, трудно организовать свою деятельность, не просто ориентироваться в коммуникативных ситуациях. Трудности заметны в диалогической и монологической речи. Эти дошкольники понимают речевые инструкции в новых для них познавательных ситуациях с трудом, обнаруживаются сложности в понимании обращенной к ним речи [3, с. 101].

Затруднения встречались и в сопровождении деятельности детей речью. Она отличалась неполнотой высказываний и стойким аграмматизмом. Завершающая речь демонстрировала нарушенное планирование и саму реализацию речевой конструкции.

На занятиях дошкольники быстро утомлялись. Кто-то был расторможен и показывал ослабленную работоспособность. В игровой деятельности встречалась конфликтность, низкая коммуникация, несформированность игровых видов деятельности и сниженная познавательная активность детей.

Данные нарушения показывают наличие у детей дошкольного возраста общего недоразвития речи третьего уровня.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ результатов деятельности детей двух групп (ЭГ и КГ) при сопоставлении дал возможность расширить научные представления о состоянии речевой деятельности у дошкольников. Были найдены и охарактеризованы особенности овладения грамотной речью дошкольниками с речевыми нарушениями:

− затрудненное формирование замысла будущего высказывания; его планирование;

− ошибочная семантическая интерпретация лексических единиц;

− неполное понимание значений лексических единиц в речи;

− ограниченное использование разных частей речи в речевом высказывании.

Для проведения констатирующего эксперимента мы использовали методику, предложенную Т.Б. Филичевой [4, с. 45], которая включает исследование состояния звукопроизношения, самоконтроль звукопроизношения в словах и предложениях, состояния фонематических функций, состояния звуконаполняемости и слоговой структуры слова.

Большинство детей с заключением «ОНР (III уровень)» продемонстрировали недостаточность развития функции слогового анализа и синтеза и звукопроизношения, был выявлен недостаточный уровень сформированности фонематического восприятия, что требует дополнительной коррекционной работы по устранению данных речевых нарушений. В результате проведенного исследования по данной методике мы смогли определить уровни ЭГ:

− 21–28 баллов – успешный уровень;

− 13–20 баллов – удовлетворительный уровень;

− 5–12 баллов – недостаточный уровень;

− менее 5 баллов – низкий уровень.

Групповые занятия с дошкольниками из экспериментальной группы проводились два раза в неделю по 45 мин. На занятиях по формированию лексики мы использовали материалы О.С. Ушаковой, Н.В. Серебряковой и Р.И. Лалаевой, работу с невербальным материалом осуществляли в рабочих тетрадях «Развитие творческих способностей» (по Е.С. Гавриной). Учебные задания были построены на основе вербальных тестов П. Торренса. Был разработан ряд игр на развитие речи с использованием интерактивных методов обучения.

Для того чтобы раскрыть потенциальные возможности каждого ребенка, мы использовали метод многоканального восприятия, изображенного на картине различными органами чувств. Получение глубоких впечатлений на эмоционально-чувственной основе способствовало более прочному усвоению знаний детьми. Организуя любую деятельность, мы старались вызвать у детей интерес к ней и задействовать разные анализаторы, использовав методику восприятия. Она выстроена на принципах теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Рассмотрение картины проводилось в последовательности:

− вычленение объекта, изображенного на картине;

− представление объектов через мысленное восприятие их разными анализаторами.

Выполнение творческих задач обеспечивает высокий уровень эмоциональной и речевой активности дошкольников, что позволяет на протяжении всего занятия поддерживать у них отличное настроение.

При использовании элементов ТРИЗ у детей исчезает чувство скованности, развивается логическое мышление, речевая и познавательная активность, что дает перспективы на преодоление недоразвития речи в современном образовательном мире. Такая продуктивная работа непременно покажет прогресс в учебной деятельности детей.

При изучении темы «Звуки и буквы» внимание концентрировалось на речевых играх, которые были направлены на углубление знаний о слове как элементе речи; овладение звуко-буквенным анализом и синтезом; на установление правильных взаимосвязей между звуками и буквами; на коррекцию устойчивых специфических ошибок [5, с. 51].

Заключение

Данные методы интерактивного обучения можно применять логопедам, дефектологам и другим педагогам в специальных и общеобразовательных учреждениях, так как этот новейший креативный подход к организации коррекционно-учебной деятельности дошкольников старшего возраста развивает не только личность ребенка, но и его индивидуальные особенности. Дети во время учебной деятельности в свободном формате овладевают определенными знаниями, умениями и навыками, находятся в активной и интересной коммуникативной среде. Условия таких занятий способствуют эффективному преодолению речевых нарушений, развитию свободного выражения собственных мыслей, формированию, а также умению раскованно говорить и внимательно слушать собеседника.