В связи с современной социально-политической обстановкой особенно важна роль высшего образования. Образовательная среда вуза создает условия для личности, которая стремится совершенствовать свою культуру с помощью новейших достижений, как в теории, так и на практике [1].
Сегодня актуально говорить о применении инновационных средств и методов для быстрого обновления знаний, повышения качества профессиональной подготовки и стремления к образованию в течение всей последующей жизни. Поэтому важно и необходимо в вузовской среде создать атмосферу обмена межкультурного и социального развития, духовного становления, толерантного отношения к себе и другим, самореализации и самоутверждения в жизни и в будущей профессиональной деятельности. Применение цифровых технологий в образовательном процессе поможет преподавателю и студенту создать площадку для диспутов и дискуссий в передаче знаний и умений. Мостиком межкультурного и социального обмена в образовательном процессе должны стать дорожные образовательные карты, новые образовательные программы и научно-профессиональные платформы для социально-культурного диалога между преподавателем, студентами и работодателем.
Цель исследования – использование межкультурного и социального обмена в вузовской среде в процессе применения цифровых технологий.
Материалы и методы исследования
Для изучения применения цифровых технологий с целью использования межкультурного и социального обмена в образовательном процессе был проанализирован теоретический материал педагогических, социологических, правоведческих и культурологических трудов. В частности, В.Г. Ларионов, В.Н. Шереметьева, Л.А. Горшкова, исследуя применение цифровых технологий в образовательном процессе, говорят о том, что вузы должны прийти к построению собственного творческого и инновационного пространства. Включить образовательные программы и конструкты в виде интерфейсов для обмена знаниями в области межкультурного и социального взаимодействия [2].
Р.В. Никонов, изучив вопрос межкультурного и социального обмена в образовательной среде, утверждает, что в рамках современного образования важным остается воспитание и совершенствование личности, готовой вести продуктивное взаимодействие с другими культурами и их представителями, проводить обмен социальными и межкультурными ценностями и транслировать их [3].
Современным исследованием по применению цифровых технологий стала коллективная монография немецких исследователей «Навигатор по цифровому образованию» А. Кроммера, М. Линднера, Д. Михайлович, Й. Муусс-Мерхольц, Ф. Вампфлера при участии Л. Розы и К. Пассинг, где указывается, что цифровизацию сегодня нужно рассматривать как средство достижения образовательных целей с помощью межкультурного и социального обмена [4].
Результаты исследования и их обсуждение
В современном мире необходимо понимать важность обращения к документам нормативно-правовой базы о социальной и культурной модернизации в процессе обмена знаниями, умениями и навыками межкультурного образовательного пространства.
В Федеральном законе от 09 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы российского законодательства Российской Федерации о культуре» (с последующими поправками от 1 апреля 2020 г.) в статье 13 «Право на эстетическое воспитание и художественное образование» указано, что «каждый имеет право на эстетическое воспитание и художественное образование, на выбор форм получения эстетического воспитания и художественного образования в соответствии с законодательством об образовании» [5].
В «Общих положениях» «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» указывается на то, что, сохраняя традиционные российские духовно-нравственные ценности образования и соблюдая их, важно совершенствовать эти ценности и нормы поведения. Важно и необходимо совершенствовать знания, ориентируясь на законодательную базу и получение их с помощью цифровых образовательных технологий, использовать, применяя на практике [6].
Главным направлением культурной жизни граждан России является возрождение социально-духовных ценностей: сохранение и обмен на межнациональном и межкультурном уровнях, обеспечение социально-культурного многообразия и единства культур, государственно-социальная поддержка семейных, конфессиональных традиций и патриотизм [7].
В Федеральном проекте «Цифровая образовательная среда» определена трансформация цифровых технологий в образовательном процессе. Целью данного проекта является улучшение качества образования с помощью цифровой среды, это позволит расширить границы получения образования, использования межкультурного и социального обмена в образовательном пространстве, а также отвечать требованиям российской и международной систем образования [8].
В современной ситуации особенность этого проекта обозначена в одной из задач – это воспитание гармонично развитой и духовно-нравственной личности, имеющей свою гражданскую позицию и культуру правосознания и просвещения.
Цифровые технологии – это процесс трансформации всей системы образования в цифровую среду, поэтому важно, на наш взгляд, научиться управлять этой системой так, чтобы и преподаватель, и студент, качественно осваивая учебный материал, проводили анализ, исследовали и изучали полученные знания, повышали навыки работы, например, с такими технологиями, как мессенджер-технологии; технологии виртуальной реальности (VR) и дополненной реальности (AR).
В рамках применения цифровых технологий с целью использования межкультурного и социального обмена в образовательном процессе мы предлагаем практические наработки цифровых технологий в процессе изучения образовательных дисциплин.
Для проведения занятия студентам Казанского государственного института культуры, обучающимся по направлению подготовки «Социально-культурная деятельность» на тему «Дискуссии о значении искусства на страницах журналов и газет в первые десятилетия XIX века» в разделе «Развитие художественной критики и журналистики в первые десятилетия XIX века» по дисциплине «Арт-журналистика», нами предлагается использование VR- и AR-технологий.
В роли арт-журналиста выступит виртуальный образ – Василий Андреевич Жуковский, который студентам, будущим арт-критикам, расскажет о создании «новой школы» отечественной поэзии – романтизма и в своих авторских «эстетических конспектах» изложит свою точку зрения в понимании искусства, которое отвечало запросам раннему периоду романтической школы.
Между студентами и виртуальным арт-журналистом Василием Андреевичем Жуковским пройдут дискуссии о журнале «Вестник Европы», в которых будут освещаться статьи разного толка от политических до социально-общественных и культурных вопросов.
Студентам будут интересны такие рубрики, в которых обсуждается профессионализм будущего критика-журналиста. Виртуальный журналист и критик Василий Андреевич Жуковский напомнит слушателям о своей статье «О критике», в которой были написаны замечательные слова: «…великие критики так же редки, как и великие художники».
В.А. Жуковский как журналист предложит студентам давать адекватные оценки тех, кого критикуют, например, исходя из качества постановок театральных сцен в рамках художественной критики или адекватность восприятия режиссером пьес авторского замысла.
Итогом первой части занятия будет написание заметки на тему «В.А. Жуковский как русский критик, журналист и переводчик». Во второй части семинара студенты совершат виртуальные прогулки по газетной журнальной хронике и познакомятся с дискуссиями о значении искусства в эпоху романтизма в первые десятилетия XIX в.
Мессенджер-технологию мы предлагаем использовать в процессе изучения темы: «Диалог культур как основа современной культуры в работах М.М. Бахтина и Ф.М. Достоевского» по дисциплине «Теория и практика межкультурных коммуникаций».
К особенностям мессенджер-технологии относятся следующие функции:
1. Контактная – установление взаимного обмена между собеседниками.
2. Информационная – в процессе образовательного общения происходит обмен мнениями, сведениями и решениями.
3. Эмотивная – обмен эмоциями и переживаниями между коммуникантами.
При прохождении предложенной темы со студентами необходимо обсудить характерную особенность для человека – диалог личности, ее отношение к миру и к самой себе.
В своих трудах русский культуролог и литературовед Михаил Михайлович Бахтин изучал и исследовал особенности диалога. Ученый обращается к пониманию личности через формы гуманитарного мышления. Жизненные ценности человека становятся реальными (бытийными), как говорит М.М. Бахтин, когда они оцениваются другими.
Например, утверждает философ, личность характеризует себя через такие моральные качества, как добро и зло, умение и глупость, красоту и безобразие. Благодаря признанию других, благодаря отношению других к личности, происходит как изменение внутри, так и становление вовне.
Личность, с точки зрения Федора Михайловича Достоевского, диалогична, и это мы читаем в его романах. Как пишет М.М. Бахтин, великий русский писатель имел дар слышать диалоги в том времени, в котором сам жил, через голоса его героев. Диалог отношений и взаимоотношений через действия и поступки своих персонажей.
В процессе обсуждения этой темы будет применен речевой жанр «разговор в мессенджере», где соединились «разговор» (диалог – дискуссия) и «информация» (интернет-коммуникация и интернет-общение).
Феномену диалога Михаил Михайлович Бахтин придает особенное значение. Отношение людей в диалоге – это не просто их жизнь, это особенное явление (событие), где есть место речи, сознанию, отношениям и проявлениям в жизни личности ее смысла назначения.
Обращаясь к диалогу, мы должны понимать, что он способен разрешить любой конфликт, найти путь решения сложной жизненной социальной задачи в межкультурном обмене [9].
На базе Казанского государственного института культуры мы провели опрос среди студентов о применении цифровых технологий в учебном процессе. Обобщив ответы респондентов, мы выявили следующее. По вопросу, используются ли цифровые ресурсы в вашем вузе для проведения занятий со студентами, 100 % респондентов ответили, что используются. И такой ответ неудивителен в условиях, когда онлайн-обучение стало для нас вполне привычным, предоставляя широкий спектр перспектив и возможностей в образовании.
По вопросу «Какие образовательные программы используют преподаватели для проведения занятий со студентами?» голоса респондентов распределились следующим образом: 15 % указали – внешние; 75 % – внутренние; 7 % – совмещают внешние и внутренние; 3 % – не знают.
Для того чтобы определить, что́ уже используют студенты в процессе обучения, был задан вопрос, какие виды информационных материалов используют преподаватели для организации занятий. Результаты ответов распределились следующим образом: ссылки на внешние ресурсы (95 %); ссылки на электронную библиотечную систему вуза (70 %); дистанционные курсы (40 %); электронное портфолио студента (35 %); личный кабинет студента (13 %).
Опрошенные нами респонденты указали, что учет успеваемости и контроль полученных знаний, умений и навыков на занятиях с применением информационных технологий происходит в бумажном журнале (95 %). Совершенно справедливы при этом пожелания от студентов в качестве совершенствования цифровых технологий в вузе – введение электронного дневника (82 %). Сегодня поколение студентов понимает, что наступило время всеобщей и всесторонней автоматизации, когда всю информацию вводят через компьютеры, передают через электронную почту, сайты и различные цифровые сервисы.
Согласно результатам нашего опроса, студенты положительно относятся к использованию стороннего видеоматериала на занятиях. На вопрос «Как вы считаете, видеоматериалы должны быть разработаны специально для предметного курса или можно воспользоваться уже готовыми видео?», респонденты указали, что должны быть разработаны специально для предметного курса – 14 %. Отметили, что можно воспользоваться уже готовыми видеоматериалами, большинство – 76 % респондентов. Анализируя полученные результаты, можно констатировать, что для большинства студентов использование сторонних видеоматериалов является нормой.
Все респонденты (100 %) указали, что знают, что такое подкасты. Респонденты из числа студентов отметили, что используют подкасты в образовательном процессе в качестве лекций для самостоятельной подготовки к занятиям – 22 % опрошенных. Не используют подкасты в образовании 78 % респондентов. Справедливости ради следует отметить, что подкастинг благодаря своим дидактическим свойствам – звуковой природе, мультимедийности, интерактивности, эффективной организации информационного пространства и времени, простоте использования и доступности – расширяет образовательные возможности преподавателей и обучающихся, предлагая гибкий подход к определению условий и обстоятельств доступа к выбранным учебным материалам.
Опрошенные нами респонденты отметили, что в настоящее время используют цифровые инструменты, обеспечивающие мгновенную обратную связь от аудитории лишь 14 % преподавателей; не используют соответственно 86 %. Интересно отметить, что 58 % респондентов указали, что преподаватели ранее использовали инструменты, обеспечивающие мгновенную обратную связь от аудитории. К примеру, в одном из студенческих ответов по вопросам анкеты отмечалось, что применение цифровых инструментов, обеспечивающих мгновенную обратную связь от аудитории, «давало возможность быть всегда в тонусе на занятии».
Использование в образовательном процессе VR- и AR-технологий и мессенджер-технологий студенты не указали. Это свидетельствует о том, что студенты упускают возможность получать знания и осваивать компетенции с помощью передовых цифровых технологий. В настоящее время все понимают, что в XXI в. вряд ли можно заинтересовать студентов только традиционными педагогическими методами. Поэтому сегодня в образовании всё популярнее устройства с поддержкой VR- и AR-технологий. Форматы AR- и VR-технологий в образовании могут быть различными, их преимущества для очной формы обучения очевидны. Передача опыта и картинки посредством виртуальной и дополненной реальности в первую очередь обусловлены эффективностью вовлечения, а следовательно, усовершенствованием образовательного процесса.
Заключение
Понимание и использование цифровой технологии в образовательном процессе – это есть эффективность обучения социальным и межкультурным обменам в процессе получения знаний. Обмениваться опытом управления, оценивать качество его, находить новые знания или получать доступ к ним с помощью цифровых устройств и сетевых технологий для участия в экономической и социальной жизни – одна из важнейших задач современной системы российского образования.
Практико-ориентированной площадкой для применения мессенджер-технологии, VR- и AR-технологии, может послужить образовательная среда Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Казанский государственный институт культуры». Знания, получаемые в процессе применения VR- и AR-технологии и мессенджер-технологии способствуют профессиональному росту, творческому подходу, умению обмениваться знаниями и навыками социальной, межкультурной и технологической грамотности в образовательной среде.
Умения и навыки обмена социальной и межкультурной информацией, практические наработки для изучаемой дисциплины с применением цифровых технологий, которые предлагают преподаватели вуза, отвечают нормативно-правовым требованиям, социально-культурным и универсальным компетенциям и могут быть рекомендованы для использования на практике.