В настоящее время информационным сообществом перед всеми типами и видами средних профессиональных и высших профессиональных учебных заведений ставится проблема подготовки высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов, умеющих применять свои знания в современных условиях, креативно мыслить, обладать критичным и самокритичным мышлением, быть коммуникабельным и полезным, а также быть способными к созданию и умению находить новые перспективные идеи для развития общества.
В настоящее время особый интерес представляют прогрессивные методы, которые позволяют находить решение учебных задач иными способами, отличными от традиционных. К таким методам можно отнести применение ролевых игр.
Цель статьи – объяснить сущность ролевых игр, применяемых в процессе профессионального обучения. Провести анализ преимущества и недостатков ролевых игр перед классическими практическими занятиями. Внесение в учебный план обучения факультативной дисциплины «Изучение специальной дисциплины с помощью ролевых игр».
Материалы и методы исследования
Применение различных видов педагогических технологий: предметно ориентированных, развивающих, технологий критического мышления. В ходе исследования были применены основные методы педагогических измерений: опрос, тестирование.
Результаты исследования и их обсуждение
При упоминании понятия «игра» различные народы в разных странах мира сразу вспоминают о действиях, которые связаны с различными положительными эмоциями.
Все игры являются частью игровой технологии и делятся на сюжетные (с четким сценарием) и ролевые (с распределением определённых ролей). По терминологии ученого Л.С. Выготского, игра характеризуется как «мнимая ситуация» [1].
Любая игра – это некое действие, в котором четко прописаны: сюжетная линия, роли, а также определенные условия, необходимые для выявления знаний и умений участников. Иногда, для того чтобы выявить случайные игровые ситуации, сценарий игры можно немного изменить.
В статье мы рассмотрим использование ролевой игры в процессе профессионального обучения в вузе. При составлении сценария ролевой игры ее организаторы всегда придерживаются правила, что ситуация в игре должна быть схожа с ситуацией из действительности. Несмотря на то что поле деятельности игры имеет свои рамки и правила конкретно обозначены, в ней существует доля неопределенности.
Для ответа на вопрос играющий формирует в своем сознании ответ и озвучивает сформированное решение. Речь играющих изобилует различными спонтанными речевыми оборотами. Именно речь, мимика и жесты участников составляют вербальное общение, которое является обязательным в течение всей игры.
Ролевая игра, используемая в процессе обучения, по сути своей состоит из двух составляющих – игровой и учебной. Обучающиеся рассматривают данную игру как своеобразную ситуацию, в ходе которой они выполняют определенные действия, выступая в установленных ролях. Результат участия в игре для обучающихся – удовлетворение потребностей и интереса.
Если рассматривать ролевую игру с позиции преподавателя – это одна из разновидностей форм практического занятия. Целью такой игры выступает формирование и развитие вербальных навыков и освоение компетенций у обучающихся. В сценарии ролевой игры прописаны правила, которые преподаватель может подкорректировать в определенные моменты под определенную ситуацию, но при этом ее учебный характер четко направляется и контролируется. Применение ролевой игры в обучении можно трактовать как многоплановость проведения учебного процесса, только в этом случае педагогическая цель выступает в скрытой форме [2].
Анализ изученной литературы при подготовке к использованию ролевой игры при обучении в вузе показывает, что игра – явление многофункциональное. Исходя из этого, можно проанализировать ее цели.
1. Цель ролевой игры сводится к исследованию и анализу межличностных отношений, которые прослеживаются в игровом процессе. Сама игра создает условия и потребности коммуникационного общения участников и, по сути, является моделью межличностных общений участников. При этом она выполняет мотивационно-побудительную цель.
2. В процессе проведения ролевой игры, являющейся частью игровых технологий, раскрываются вербальные способности (навыки и умения) участников, благодаря которым формируются коммуникативные качества, проявляемые в различных ситуациях и обстоятельствах. Значит, игру можно рассматривать как элемент межличностного общения с применением диалогической и монологической речи. С этой точки зрения она имеет обучающую цель.
3. В ходе ролевой игры затрагивается одна из главных целей обучения – воспитание студентов и формирование общепрофессиональной культуры. Сам процесс игры позволяет объединить всех ее участников. Даже если первоначально в игре участвовала определенная часть академической группы, то по ходу ее проведения к ней могут присоединяться и обучающиеся, ранее не проявлявшие интереса.
По нашему мнению, проведение игры помогает объединить и сплотить коллектив обучающихся. В процессе проведения игры у ее участников повышается самооценка и развивается чувство коллективизма, взаимного уважения, взаимопомощи. Также развиваются логическое мышление, умения проявлять инициативу и находить креативные решения игровых задач. Все эти качества можно объединить в воспитательную цель.
4. Игровые технологии, в частности ролевая игра, призваны формировать в группе играющих определенные умения и навыки, помогающие обнаруживать у игрока способности представлять себя в роли другого члена игры, т.е. посмотреть на себя со стороны. Такое можно сделать при смене ролей, установленных сценарием игры.
Собственно игра помогает научиться правильно думать и логические верно выстраивать свое общение, уметь контролировать поступки, а также пытаться дать объективную оценку действиям других участников игры. Все это можно объединить в ориентирующую цель обучения [3].
Для проведения игры необходим сценарий, в котором должны быть расписаны структурные компоненты и правила игры. А именно – распределены роли, задания и действия участников.
Прежде чем распределять роли перед началом игры, преподаватель должен ориентироваться на социальные и межличностные качества личности (активный, пассивный, нейтральный) и межличностный характер участника (ведущий, ведомый, лидер, оппонент). Для того чтобы игра давала положительный эффект, необходимо очень тщательно подбирать участников, опираясь на их коммуникабельность, умение логически мыслить и чувство взаимовыручки.
В процессе распределения заданий необходимо принимать во внимание, что в игре должны учитываться не только сценарные педагогические условия, но и реальные жизненные обстоятельства. Также необходимо исходить из того, что учебные речевые ситуации являются основой для действия в процессе игры. Именно они показывают степень восприятия самой игры аудиторией, именно с помощью них возможно движение и развитие игры. Выделяются три основных компонента учебной речевой ситуации: субъект; субъект – объект; отношение субъекта к происходящему действию.
Все участники ролевой игры выполняют распределенные действия. Эти роли взаимосвязаны между собой, они дополняют друг друга, складываясь в общий сценарий, который представляет собой общее единое целое. Также в ходе игры может использоваться определенный инструментарий, помогающий процессу взаимодействия участников [4].
К проведению ролевой игры предъявляются определенные требования.
Рассмотрим основные правила для проведения ролевой игры. Для того чтобы условия игры были выполнены и достигнут запланированный результат, необходима внимательная подготовка самой формы проведения, методов и необходимого инструментария.
Ситуация, разыгрываемая в процессе игры, должна быть максимально приближена к реальной. Необходимо так сформировать содержание игры, чтобы участники были уверены, что именно предложенные им роли ведут к решению данных условий. Только в этом случае обучающиеся сыграют свои роли убедительно и естественно.
Самое главное, на наш взгляд, условие любой игры – то, что она должна быть понята и принята всеми участниками. Игру нужно проводить в творческой, вежливой и непринужденной обстановке, тем самым настроить участников на успешное выполнение заданий, только так можно добиться запланированного результата. Чем активней будет работать участник игры, тем насыщенней будет сама игра. В процессе игры у него появляется уверенность в своих действиях, он начинает логически мыслить, и вместе с этим к нему приходит убеждение, что ему под силу исполнять любые роли в данной игре.
Организаторы игры должны все подготовить так, чтобы участники в коммуникабельном и максимально плодотворном общении могли добиться именно тех результатов, которые были первоначально запланированы. Предполагая проводить игру и распределяя роли в ней, самому преподавателю необходимо верить в ее эффективность. Только выполняя это правило, можно достигнуть высоких результатов.
Еще одно из главных, на наш взгляд, условий проведения игры – умение наладить контакт с ее участниками. Микроклимат в коллективе необходим для благоприятной и позитивной атмосферы.
Исключительно в начале игры преподаватель может взять на себя руководящую роль, для того чтобы помочь игрокам. Во время проведения самой игры ведущий преподаватель выбирает для себя какую-нибудь небольшую, второстепенную роль, чтобы ненавязчиво, не вмешиваясь в ход событий, корректировать те или иные фрагменты.
В процессе развития игры участники постепенно понимают смысл действий, увлекаются им и сами исполняют отведенные им роли. По ходу действий более грамотные и быстро понимающие игроки чаще всего помогают тем, кто не сразу понял смысл игры. А преподаватель в итоге только незаметно управляет процессом общения.
В процессе игры преподаватель, отмечающий ошибки игроков, не исправляет их, а фиксирует для того, чтобы в ходе обсуждения итогов разобрать с участниками для принятия правильного решения.
Ролевая игра в вузе выступает как форма образовательного процесса, осуществляющегося в определенных учебных ситуациях и направленного на выполнение каких-либо действий или в отношении участников, или в отношении заданной ситуации, как действительной, так и виртуальной.
Выбрав ролевую игру как разновидность игровых технологий, необходимо опираться на ее характерные особенности.
А именно:
• самостоятельную деятельность;
• логическое мышление;
• инициативную составляющую;
• взаимопомощь и взаимовыручку;
• эмоциональную и конкурентную составляющую;
• минимальное участие организатора игры;
• инновационный подход к решению поставленных задач;
• имитационную деятельность, моделирующую учебную и общественную среду участников игры;
• развитие коммуникативных навыков у участников игры;
• активную деятельность, которая ограничена продолжительностью игры во времени [5].
По окончании игры ведущий преподаватель проводит рефлексию самой игры, а также хода событий и участия каждого члена академической группы.
В процессе обсуждения, анализа и оценки всем участвовавшим предлагается выразить свое мнение, сделав акцент на положительных и отрицательных моментах проведенного мероприятия.
Именно такая терапия помогает выйти из состояния непонимания или конфликта, которые могли возникнуть в процессе игры [5].
На базе ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» на факультете техники и современных технологий, со студентами 2 курса, обучающимися по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение» (по отраслям), группы ТВ-01311 (направление подготовки «Строительство»), были проведены ролевые игры, направленные на изучение профессиональных навыков и умений.
Результатом проведения ролевых игр можно считать активное участие всех обучающихся данной группы, эмоциональное обсуждение, а также мини-конференцию по итогам игр с привлечением работодателей.
Также участникам игры (25 человек) было предложено экспресс-тестирование, в котором содержались вопросы, касающиеся изучения специальных дисциплин. По итогам тестирования выяснилось, что 94% участников группы ответили правильно на вопросы теста. Также 96% всех участников академической группы высказались положительно за применение игровых технологий как альтернативы традиционному обучению, а 6% воздержались от ответа.
Заключение
Из вышесказанного можно сделать следующий вывод: применение игровых технологий, в частности ролевых игр, положительно отражается на процессе самого обучения. В доказательство этого утверждения можно сказать, что именно мотивация имеет важное значение для подготовки специалистов в системе вуза.
А наиболее мотивирующим фактором являются приемы и формы обучения, удовлетворяющие потребности обучающихся в восприятии новых знаний и разнообразии новых практических заданий.
По нашему мнению, применение ролевой игры является фактором, мотивирующим коммуникативную активность. Это можно проследить в ходе игры, когда участник оказывается в сложной ситуации и у него возникает потребность у кого-нибудь что-нибудь спросить или кому-нибудь что-то доказать. В таких ситуациях возникает единство и взаимопонимание всей академической группы.
Если сравнивать ролевую игру с проведением практических занятий или коллоквиумов, то можно сделать заключение, что в процессе игры обучающиеся раскрываются и намного легче запоминают новые, полученные в игровой форме, знания, потому что в диалоговой форме легче усваиваются новые знания. Все учебное время, проведенное в ролевой игре, отдано на изучение нового материала, налаживание коммуникационных связей в группе, выстраивание логических и умозрительных выводов.
Именно поэтому мы предлагаем включить в учебный план обучения факультативную дисциплину «Изучение специальной дисциплины с помощью ролевых игр».
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что использование в учебном процессе игровых технологий, в частности ролевых игр, находит свое подтверждение в развитии у обучающихся познавательных интересов и способностей к осознанному изучению дисциплин учебного плана вуза.