Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

METHODOLOGICAL FEATURES OF THE ORGANIZATION AND HOLDING A FOREIGN LANGUAGE OLYMPIAD IN A NON-LINGUISTIC HIGHER INSTITUTION

Chizhikova S.N. 1
1 Krasnodar Higher Military Aviation School of Pilots
This article discusses the methodological features of organizing and holding an Olympiad in the discipline «Foreign Language». The significance and possibilities of the Olympiad are revealed in assessing the formation of communicative competence and the competence of intercultural interaction. According to the author, participation in the Olympiad determines the competitive ability of the student and his competence as a future specialist. It is confirmed that the subject Olympiad helps the participants to check the level of their knowledge and compare their capabilities with those of competitors, to identify their strengths and weaknesses. The article describes in detail the experience of holding the Olympiad within the walls of a non-linguistic university, examines the regulation on holding the Olympiad, explains in detail the work of the organizing committee, which can be divided into an organizational stage and a methodological one. The main stages of the Olympiad and competitive tasks aimed at checking grammar, as well as such types of speech activity as reading, listening and speaking are outlined. Examples of the wording of competitive tasks and tables with the results of the participants are given. In addition, the article concludes about the level of formation of communicative competence and the competence of intercultural interaction.
subject Olympiad
foreign language
communicative competence
organization and methodology of the Olympiad
regulations on holding the Olympiad

Главная задача высшего образования заключается в том, чтобы подготовить высококвалифицированного специалиста, который сможет использовать свои умения и навыки в профессиональной и межличностной сферах. По этой причине становится актуальным вопрос об использовании компетентностного подхода в образовании, основной целью которого является формирование компетентного специалиста. Компетентностный подход направлен на развитие у обучающихся способностей решать различные задачи, такие как: поиск, анализ, отбор, обработка полученных данных и передача необходимой информации. Целью компетентностного подхода можно считать изменение границ между знаниями и практической деятельностью для эффективного решения определенных задач.

Внедрение компетентностного подхода в систему образования требует формирования новой образовательной среды и методологических основ, которые способствуют более качественному освоению необходимых компетенций [1].

В федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по специальности отмечено, что при реализации образовательной программы у будущих специалистов, обучающихся по специальности «Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов», необходимо формировать универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, в первую очередь, две универсальные компетенции: коммуникативную и межкультурного взаимодействия. Под коммуникативной компетенцией понимается способность применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном языке, для академического и профессионального взаимодействия. Компетенция межкультурного взаимодействия – это умение анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия. При этом уточняется, что обучающийся должен знать особенности языковой системы английского языка как элемента национальной культуры, особенности речевого этикета, должен уметь осуществлять межкультурное взаимодействие в ролевых ситуациях. Помимо этого, в ФГОС ВО сказано, что обучающийся должен владеть навыками и стратегиями устного и письменного общения в процессе взаимодействия с представителями других культур [2].

Одним из принципов компетентностного подхода является оценка образовательных результатов, достигнутых обучающимися на определенном этапе обучения. В.И. Тесленко выделил следующие уровни сформированности коммуникативной̆ компетенции, которые мы будем оценивать и возьмем за основу в своем исследовании [3]:

1) базовый уровень – преобладают заучивание, репродуктивный уровень заданий, которые эффективно использовать во время проведения экспресс-опросов по пройденному материалу;

2) оптимально-адаптивный – учащиеся не владеют в достаточной мере составляющими коммуникативной компетенции, демонстрируют готовность к ее проявлению (хотя нерегулярно) и обладают заметным потенциалом;

3) творческо-поисковый – учащиеся демонстрируют достаточное развитие коммуникативной компетенции, успешно действуют в проблемных ситуациях, готовы к адаптации в информационной среде;

4) рефлексивно-оценочный – учащиеся самостоятельно выделяют интересующие их проблемы и организуют коммуникативные ситуации для их разрешения.

Оценивание межкультурной коммуникации включает общение или обсуждение культурных различий, оценку знания культурного и социального окружения, оценку характера и личности индивида, опыт и практические умения справляться с различными ситуациями [4]. Можно выделить низкий, средний и высокий уровень сформированности межкультурной коммуникации в зависимости от степени вовлеченности обучающихся в процесс общения и демонстрации знаний культурной и социальной направленности.

Рассмотрим олимпиаду как один из способов оценивания сформированности коммуникативной компетенции и компетенции межкультурного взаимодействия. Участие в олимпиаде должно пробудить у обучающихся интерес к изучаемым дисциплинам, научной деятельности, популяризацией которой должен заниматься преподаватель [5].

По мнению многих авторов, олимпиада способствует решению задач воспитательного характера. В процессе олимпиады у обучающихся формируются такие качества, как ответственность, исполнительность, обязательность [6]. Для того чтобы показать хорошие результаты на олимпиаде, требуются высокий уровень интеллектуальной зрелости участников, развитая устная и письменная речь, способность ориентироваться в незнакомой ситуации, умение концентрироваться на выполнении поставленной задачи и готовности немедленно принимать решения в стрессовой ситуации. Олимпиаду также можно считать одним из критериев оценки деятельности педагогов [7].

Олимпиады, проводимые в высших учебных заведениях, можно условно разделить на предметные и профильные. Предметные олимпиады проводятся по отдельным дисциплинам, и в них могут принимать участие обучающиеся любых специальностей, изучающие данную дисциплину. Профильные олимпиады нацелены на выявление лучших обучающихся по конкретному профилю подготовки, так как задания в подобных олимпиадах будут узкоспециализированными [8].

Цель данного исследования заключается в обосновании эффективности проведения предметных олимпиад в высших школах, а также в подтверждении того, что предметные олимпиады оценивают уровень сформированности коммуникативной компетенции и компетенции межкультурного взаимодействия. Для реализации поставленной цели следует решить определенные задачи: представить методику подготовки и проведения предметной олимпиады, структуру мероприятия и критерии оценки олимпиадных работ.

Материал и методы исследования

В данной статье рассматривались материалы, разработанные для внутривузовской олимпиады по иностранному языку. В ходе исследования использовались следующие общие и частные методы: анализ научной литературы, сравнительный метод, тестирование, метод беседы, метод обобщения результатов.

Результаты исследования и их обсуждение

История проведения предметных олимпиад в нашей стране насчитывает чуть менее одного столетия. Согласно «Толковому словарю русского языка» под редакцией̆ С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, олимпиада – это «состязания, соревнования – спортивные, художественные или в области каких-нибудь знаний» [9].

Как отмечает Ю.А. Тарасенко, «предметные олимпиады – это классическая форма работы с одаренными студентами, помогающая решать целый ряд важных задач по их развитию и воспитанию. Предметная олимпиада дает участникам возможность проверить уровень своих знаний и умений, сравнить свои профессиональные возможности и возможности конкурентов, выявить недостатки и сильные стороны, проверить качество освоения профессиональных компетенций» [1].

Участие в предметных олимпиадах определяет конкурентоспособность обучающегося и его компетентность, а также является одним из показателей качества образования. Предметные олимпиады играют неоценимую роль в образовательном процессе как в плане закрепления у обучающихся полученных знаний, так и в формировании у них креативного мышления и стремления к новым знаниям [10].

Прежде всего стоит рассмотреть положение о проведении олимпиады, которое включает в себя следующее [1]: общие положения: место проведения, дата проведения, участники мероприятия; цель проведения; задачи конкурса; организационный комитет; порядок проведения; регламент работы жюри; конкурсные задания.

Согласно приведенному выше положению о проведении олимпиад, подробно раскроем каждый пункт и продемонстрируем возможности предметных олимпиад при оценивании сформированности коммуникативной компетенции и компетенции межкультурного взаимодействия на материале конкурсных заданий по дисциплине «Иностранный язык». Данная олимпиада проводится ежегодно на кафедре иностранных языков Краснодарского военного воздушного авиационного училища летчиков среди курсантов первого курса по специальности «Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов».

Целями проведения внутривузовской олимпиады считаются выявление одаренных обучающихся, обладающих творческими способностями; повышение мотивации и интереса обучающихся к изучению данной дисциплины; оценивание сформированности коммуникативной компетенции и компетенции межкультурного взаимодействия. Также стоить отметить, что данная олимпиада является первым этапом международной олимпиады по иностранному языку, проведение которой можно отнести к дополнительному стимулу для изучения языка.

Международная олимпиада курсантов – интеллектуальное творческое мероприятие конкурсного характера, направленное на демонстрацию обучающимися образовательных организаций высшего образования знаний, умений и практических навыков по учебным дисциплинам, составляющим основу их общетеоретической и общепрофессиональной подготовки, способствующее повышению эффективности образовательного процесса в образовательных организациях, совершенствованию и развитию современных педагогических технологий [11]. Олимпиада проводится в целях повышения качества подготовки военных кадров, их профессиональной мотивации, формирования и раскрытия научных и творческих способностей, а также повышения квалификации профессорско-преподавательского состава образовательных организаций и развития методик преподавания.

Организационный комитет занимается подготовкой и проведением олимпиады. В его работе можно выделить организационный и методический этапы. Организационный этап предполагает решение большого количества задач: разработать положение об олимпиаде; составить список членов жюри; выявить наиболее подготовленных и заинтересованных обучающихся посредством наблюдения за их работой во время проведения практических занятий и подготовить список участников олимпиады; довести информацию до будущих участников о сроках проведения олимпиады; заранее ознакомить участников олимпиады со структурой проведения олимпиады (этапами и предполагаемыми конкурсными заданиями); подготовить рабочие места для выполнения конкурсных заданий (работа в компьютерном классе); организовать фотоотчет; подготовить грамоты.

В структуре олимпиады для участников можно выделить три части:

− организационная – пояснения по поводу типов заданий, которые предстоит выполнить участникам олимпиады, указания по оформлению, по количеству баллов за правильный ответ, указания по исправлениям и времени работы;

− основное содержание – сами задания с указанием баллов за правильный ответ;

− критерии оценивания заданий – указываются элементы ответа, а также полный ответ, за который назначается то или иное количество баллов [12].

Методический этап включает в себя подготовку материалов, необходимых для каждого этапа олимпиады, и разработку критериев оценивания. При составлении заданий мы исходили из специфики подготовки обучающихся. Задания на олимпиаде направлены на проверку сформированности различных видов речевой деятельности и включают в себя: компьютерный лексико-грамматический тест, чтение, аудирование, говорение.

Олимпиада осуществляется в два этапа: отборочный и заключительный. Отборочный этап проводится в первый день олимпиады и направлен на проверку навыков чтения и аудирования на английском языке, а также на контроль лексико-грамматических основ языка. Конкурсное задание «Компьютерное тестирование» предполагает прохождение компьютерного лексико-грамматического теста в компьютерном классе, включающего в себя 50 заданий. Каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл, таким образом, максимальный показатель за выполнение данной работы – 50 баллов. Общее время на проведение конкурса – 40 минут. В ходе выполнения данного задания проверяются такие грамматические аспекты, которые вызывают наибольшее затруднение у обучающихся: составление вопросительных и отрицательных предложений, использование активного и пассивного залога, неличных форм глагола, степеней сравнения прилагательных, словообразования, предлогов, неопределенных местоимений, условных предложений. Как известно, овладение грамматикой важно не только для формирования продуктивных умений в устной и письменной речи, но и для понимания речи других людей в процессе аудирования и чтения [13]. В связи с этим можно утверждать, что проверка знаний основных грамматических явлений позволяет выявить уровень сформированности коммуникативной компетенции обучающихся.

Вследствие того что готовые задания для проведения олимпиады отсутствуют, то их разрабатывают преподаватели кафедры. Сперва отбирается материал (тексты, аудио и видео) в соответствии с тематикой олимпиады. В 2022 г. она звучала так «The importance of being healthy for a military pilot». Затем подобранный материал сокращается до нужного объема и при необходимости адаптируется. После этого составляются задания.

Конкурсное задание «Чтение» предполагает чтение связного текста и выполнение задания на понимание основного содержания. Максимальный показатель за выполнение данной работы – 20 баллов. Общее время на проведение конкурса – 20 минут. Комплект для конкурсного задания «Чтение» рассчитан на два варианта и включает в себя работу с двумя текстами. Задание к первому тексту звучит следующим образом: Read the text. Complete the sentences with the proper word combinations given below. One is odd. Ко второму тексту предлагаются такие задания: Read the text. Are the statements true or false? Choose the suitable title to the text.

Конкурсное задание «Аудирование» предполагает просмотр видеофрагмента длительностью 3 минуты и выполнение задания на понимание содержания просмотренного фрагмента (Listen and mark the statements True / False / Not stated). Максимальный показатель за выполнение данной работы – 10 баллов. Общее время на проведение конкурса – 10 минут.

Для упрощения процедуры выполнения заданий и оценивания результатов конкурсантам предлагается занести ответы по чтению и аудированию в сводную таблицу (табл. 1).

20 участников, получивших наибольшее количество баллов, принимают участие в заключительном этапе олимпиады, который проводится во второй день и направлен на проверку навыков говорения. Конкурсное задание «Говорение» предполагает проверку умения выстраивать монологические высказывания и вести диалог. Формулировка данного задания следующая: You have 5 minutes to read the text, give the gist of it and express your opinion on it. Use the given words and word combinations. Be ready to answer the questions. Организационным комитетом было разработано 7 различных вариантов по тематике олимпиады. Подобные задания направлены на решение коммуникативных задач и осуществление деятельности говорящего и слушающего, реализуют различные коммуникативные намерения: описать, запросить информация, уточнить ее, понять вопрос и ответить на него, дать оценку услышанного [14].

Таблица 1

Сводная таблица для занесения ответов

READING Text 1 CODE 2022 ____

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

                   

Text 2

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

                   

LISTENING

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

                   

Таблица 2

Результаты 20 лучших участников

Компьютерный тест

Чтение

Аудирование

Говорение

Итого

27–43

15–20

1–8

5–17

55–86

Таблица 3

Количество баллов призеров

Место

Компьютерный тест

(50)

Чтение

(20)

Аудирование

(8)

Говорение

(20)

Итого

(98)

1

43

19

7

17

86

2

41

19

6

8

74

3

38

18

6

11

73

Отдельно стоит остановиться на рассмотрении вопроса о критериях оценивания в данном конкурсном задании. Максимальный показатель за выполнение работы – 20 баллов, из них 10 баллов отводится на раскрытие содержания темы и выставляется, если коммуникативная задача полностью выполнена, т.е. цель общения успешно достигнута, тема раскрыта в заданном объеме (участник раскрывает все основное содержание, высказывает свое мнение по вопросу, используя большинство дополнительных фраз). Оставшиеся 10 баллов выставляются за взаимодействие с собеседником и оформление речи (лексическое, грамматическое и фонетическое).

Более подробно рассмотрим работу членов жюри на заключительном этапе олимпиады, где у конкурсантов проверяется навык говорения. Создаются две независимые комиссии по три члена жюри в каждой, так как для объективной оценки выполненных заданий необходимо нечетное количество членов жюри. На каждую комиссию приходится по 10 конкурсантов. Деятельность комиссии заключается в оценивании ответов участников олимпиады по критериям оценивания и выставлении баллов, соответствующих, по их мнению, ответам. В конце данного этапа обе комиссии собираются вместе, делятся впечатлениями о выступлениях конкурсантов, сравнивают результаты участников и методом математических вычислений определяют победителей.

Подводя итоги первого и второго этапа олимпиады, отметим, что наибольшее количество баллов по конкурсному заданию «Компьютерное тестирование» получил участник, набравший 43 балла из 50. Так как для отбора в заключительный этап нужно было выбрать 20 участников, то минимальный проходной балл получился 27. В конкурсном задании «Чтение» максимальный балл – 20, который получили 2 участника, минимальный проходной балл в заключительный этап составил 15. В конкурсном задании «Аудирование» максимально возможный балл – 8. Трем участникам удалось получить максимальный балл, что увеличило их шанс пройти в заключительный этап. В конкурсном задании «Говорение» максимальный балл, который могли получить участники олимпиады, – 20. Два участника получили 17 баллов, что, несомненно, является высоким показателем. Минимальный проходной балл – 5. В таблице 2 представлены результаты 20 лучших участников олимпиады, где отображены баллы от наименьшего результата до наибольшего каждого конкурсного задания.

Итоги участников олимпиады, занявших призовые места, внесены в таблицу 3, где указано, какое количество баллов из возможных получил каждый призер. Участникам, набравшим наибольшее количество баллов, присуждаются 1-е, 2-е и 3-е места и вручаются грамоты.

Интерпретировать представленные выше результаты можно следующим образом: уровень сформированности коммуникативной компетенции у участников олимпиады творческо-поисковый и рефлексивно-оценочный, о чем свидетельствуют высокие показатели ответов участников на заключительном этапе олимпиады. Участники свободно общались на иностранном языке в проблемных ситуациях, требующих от них самостоятельного решения поставленных задач. Согласно результатам конкурсного задания «Говорение», представленным в таблицах 2 и 3, можно оценить уровень сформированности компетенции межкультурного взаимодействия. У участников олимпиады, вошедших в двадцатку лучших, уровень сформированности оцениваемой компетенции средний, а у участников, занявших призовые места, – высокий.

Заключение

Подводя итог, отметим, что нам удалось обосновать эффективность проведения предметных олимпиад в высших школах и использование их как средства оценивания уровня сформированности коммуникативной компетенции и компетенции межкультурного взаимодействия. Несмотря на то что предметная олимпиада по дисциплине «Иностранный язык» проводилась в неязыковом вузе, который специализируется на летной эксплуатации и применении авиационных комплексов, конкурсанты проявили большую заинтересованность в участии и показали достойные результаты.