Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

FORMATION OF MEDIA COMPETENCE OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY IN CONDITIONS OF DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Tagaeva E.A. 1 Bakulina E.A. 1
1 Mordovian State Pedagogical University
Modern society is characterized by the active introduction of digital technologies, the need to use which in the educational process is obvious. A special place among them is occupied by media technologies. In this regard, teachers of a new format are required, with competencies, ready and able to apply these technologies in various aspects of their professional activities, ready for constant change, learning and self-learning. These provisions determine the relevance of the study. The article presents an analysis of modern scientific research on the problem under consideration and substantiates the need for the formation of media competence of students of a pedagogical university. In the structure of media competence, motivational, informational, methodological, practical and operational (activity), creative indicators are defined. On the example of studying the discipline «ICT and media information literacy», the formation of media competence of students of a pedagogical university at the Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evseviev is considered. The types of educational activities of students are described: the performance of laboratory work and the passage of educational (introductory) practice. Practice-oriented tasks and tasks for the implementation of projects with an algorithm for their development are presented in detail. The methodology described in the article was tested for several years when teaching students the discipline «ICT and media information literacy».
media competence
media project
media technologies
digital educational environment
students of a pedagogical university

Информатизация общества, развитие цифровых технологий, электронных образовательных ресурсов, а также возрастающая доступность средств медиа требуют обновленного формата обучения. Внедрение федерального проекта «Цифровая образовательная среда» в образовательные организации направлено на обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования: оснащение школы современным оборудованием, развитие цифровых ресурсов и контента и внедрение интерактивных средств в процесс обучения [1]. Все это диктует новые требования к обучению студентов педагогических вузов, поэтому важнейшей задачей современной системы высшего образования является формирование профессиональных компетенций будущих педагогов. Будущий педагог должен обладать знаниями и умениями использования цифровых технологий, в том числе медиатехнологий.

Цель исследования состоит в определении путей формирования медиакомпетентности студентов педагогического вуза в условиях цифровой образовательной среды.

Материалы и методы исследования

Анализ научной и учебно-методической литературы, федеральных и нормативных документов по проблеме исследования; обобщение практического опыта преподавания дисциплины «ИКТ и медиаинформационная грамотность», авторская разработка практико-ориентированных и проектных заданий на формирование медиакомпетентности студентов.

Результаты исследования и их обсуждение

Проблеме формирования медиакомпетентности посвящены исследований многих ученых: Г.М. Гончаровой, И.В. Григорьевой, Т.И. Мясниковой, А.В. Федорова, И В. Челышевой и др. Под медиакомпетентностью авторами понимается: «вид профессиональной компетентности, позволяющий искать, получать, потреблять, творчески перерабатывать, передавать и хранить извлеченную в ходе медиадеятельности информацию, а также создавать и размещать в медиасреде собственные сообщения» (Т.М. Гончарова [2]); «результат личностно-субъектных обретений человека в процессе формального и неформального обучения, характеризующий индивидуальную готовность личности к обращению с медиа» (Т.И. Мясникова [3]); «совокупность мотивов, знаний, умений, способностей, способствующих выбору, использованию, критическому анализу, оценке, созданию и передаче медиатекстов в различных видах, формах и жанрах, анализу сложных процессов функционирования медиа в социуме» (А.В. Федоров [4])

Мы придерживаемся определения Т.М. Гончаровой и будем рассматривать медиакомпетентность как составляющую профессиональной компетентности будущего педагога.

А.В. Федоров отмечает, что для того, «чтобы подготовить будущих и действующих педагогов к медиаобразованию школьников, нужны не только показатели медиакомпетентности личности самих студентов, учителей, преподавателей, но и показатели профессиональных знаний и умений, необходимых им для медиаобразовательной деятельности» [5]. В связи с этим автор предлагает следующую классификацию показателей медиакомпетентности личности и педагога: мотивационный, информационный, методический, практико-операционный (деятельностный), креативный показатели.

Покажем формирование медиакомпетентности студентов педагогического вуза на примере подготовки бакалавра педагогического образования в Мордовском государственном педагогическом университете имени М.Е. Евсевьева согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) [6].

Согласно учебным планам вуза, формирование указанных показателей медиакомпетентности целесообразно при изучении дисциплины «ИКТ и медиаинформационная грамотность». Ее целями, в частности, являются:

– формирование мотивации к использованию цифровой образовательной среды в профессиональной деятельности;

– формирование представлений о функциональных возможностях универсальных и специализированных программных средств для автоматизации сбора, обработки, представления и хранения результатов и умений их использования в профессиональной деятельности;

– формирование медиакультуры, соответствующей современному уровню информационного общества [7].

Образовательные результаты дисциплины включают знания о современных информационных и коммуникационных технологиях, используемых в образовании; о компонентах цифровой образовательной среды школы; о типологии цифровых образовательных ресурсов, медиатехнологиях, используемых в образовании.

Чрезвычайно важными являются умения в проектировании образовательного процесса с использованием медиасредств, соответствующих возрастным особенностям обучающихся. В процессе обучения студенты педагогического вуза приобретают навыки анализа педагогической целесообразности применения медиасредств в образовательных целях.

Согласно учебным планам вуза, освоение обучающимися данной дисциплины происходит на лабораторных работах, на которых студентами выполняются практико-ориентированные задания. При выполнении таких заданий обучающиеся знакомятся с понятиями из области медиа, отрабатывают навыки владения изученными медиасредствами, медиаресурсами, разрабатывают медиапроекты.

Приведем пример практико-ориентированных заданий, в процессе выполнения которых учащиеся разрабатывают авторские медиапроекты.

Задание 1. Выполните поиск медиапроектов. Найдите в сети Интернет 5 разных по доминирующей деятельности медиапроектов по своему профилю подготовки. Заполните представленную ниже таблицу (таблица).

Сравнительная характеристика медиапроектов

п/п

URL проекта

Вид доминирующей в проекте деятельности

Цель проекта

Конечный продукт

(сайт, презентация, учебник и т.п.)

1

       

Задание 2. Разработайте организационно-подготовительный этап авторского медиапроекта (по своему профилю подготовки), заполнив следующий шаблон сценария:

1. Тема проекта.

2. Основная идея проекта (цель, достигаемая в ходе работы над проектом).

3. Целевая аудитория проекта (возраст, интересы, особенности участников проекта).

4. Тип авторского проекта по доминирующей в проекте деятельности.

5. Вид проекта (учебный, воспитательный, исследовательский).

6. Тип проекта (монопредметный (по своему профилю подготовки), межпредметный (перечислите все дисциплины) или надпредметный).

7. Тип проекта по количеству участников проекта.

8. Тип проекта по продолжительности и предположительный срок выполнения проекта.

9. Описание конечного продукта (мультимедийная презентация; школьная печать; электронный учебник; контрольно-измерительные материалы; компьютерная программа; сайт; web-квест; виртуальный музей; научная или публицистическая статья; конференция; концерт; спортивное, патриотическое или воспитательное мероприятие; общественная акция и т.д.).

Задание 3. Определите и опишите целевую аудиторию создаваемого авторского медиапроекта: 1) кто заинтересовался медиапроектом; 2) кого не заинтересует медиапроект; 3) кто потенциально может им заинтересоваться. Для выявления того, к какой из трех групп целевой аудитории авторского медиапроекта относится опрашиваемый, создайте опрос, включающий не менее 10 вопросов.

Задание 4. Разработайте алгоритм выполнения медиапроекта.

1. Опишите этапы, сроки, мероприятия, участников, место проведения медиапроекта.

2. Изучите возможности онлайн-средств для планирования проектов и выберите одно из них для создания плана реализации медиапроекта.

3. В выбранном онлайн-средстве для планирования проектов создайте новый календарь «Мой медиапроект» и выполните его общие настройки.

4. Добавьте в календарь «Медиапроект» запланированные мероприятия.

5. Добавьте описание мероприятий, укажите адрес и время проведения.

6. Пригласите на мероприятие своих однокурсников (двух-трех).

7. Добавьте вложенный файл (например, приглашение на мероприятие).

8. Добавьте изображение календаря «Медиапроект» или ссылку на него на страницу «Мой проект» персонального сайта.

Задание 5. Разработайте рекламную запись для медиапроекта, ориентированную на целевую аудиторию, проиллюстрируйте ее изображением или анимацией.

Задание 6. Создайте видео о запланированном мероприятии.

Наряду с выполнением лабораторных работ студентам предлагаются проектные задания. Приведем примеры предлагаемых тем.

1. Дайте сравнительную характеристику технологиям Web 1.0 и Web 2.0. Приведите примеры сервисов Web 2.0 и раскройте их возможности в дополнительном образовании и организации исследовательской и проектной деятельности по своему профилю подготовки.

2. Опишите умения и навыки, необходимые современному педагогу для демонстрации педагогического опыта в сети Интернет. Опишите возможности сетевых сообществ по своему профилю подготовки. Проанализируйте особенности электронного портфолио педагога и разработайте его примерную структуру.

3. Раскройте роль персонального сайта и электронного портфолио в профессиональной деятельности современного учителя и при аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Определите типовые разделы сайта и электронного портфолио учителя. Разработайте структуру сайта учителя с использованием известного инструмента создания сайта.

4. Сформулируйте определения понятий «медиаобразование» и «медиаграмотность», «медиапространство». Продемонстрируйте примеры использования медиаконтента по своему профилю подготовки.

5. Охарактеризуйте сервисы облачных технологий и возможность их использования в образовательном процессе. Продемонстрируйте работу с выбранным сервисом в соответствии с профилем подготовки.

6. Опишите роль мобильных технологий на современном этапе образования. Продемонстрируйте работу с выбранным мобильным приложением в соответствии с профилем подготовки.

7. Охарактеризуйте роль современных мессенджеров и социальных сетей в образовательной деятельности. Продемонстрируйте эффективное взаимодействие и установление обратной связи между субъектами образовательного процесса.

8. Охарактеризуйте социальные последствия активного взаимодействия людей в сети. Сформулируйте воспитательные задачи, которые может решать педагог с помощью сетевых технологий. Выполните поиск инструментов взаимодействия на сайтах образовательных организаций или персональных сайтах педагогов.

9. Определите понятие «интеллект-карта». Опишите функциональные возможности онлайн-сервисов для создания интеллект-карт. Разработайте интеллект-карту в предметной области с использованием онлайн-сервиса.

10. Сформулируйте определения понятия «инфографика». Приведите примеры различных видов инфографики. Опишите возможности сервисов по визуализации данных. Продемонстрируйте разработку учебных материалов с помощью одного из сервисов инфографики на примере своего профиля подготовки.

11. Раскройте назначение и основные возможности пакета презентационной графики. Разработайте презентацию с фрагментом учебного материала по предмету (в соответствии с профилем подготовки). В презентации должны обоснованно использоваться гиперссылки, схемы, таблицы, изображения, анимация.

12. Опишите возможности редактора презентаций для проведения тестового контроля знаний. Продемонстрируйте разработку тестовых заданий с помощью триггеров на примере своего профиля подготовки.

13. Раскройте особенности организации анкетирования и опросов с использованием информационных и коммуникационных технологий. Приведите примеры использования анкет и опросов в учебном процессе. Продемонстрируйте работу по организации анкетирования в предметной области на примере конкретного онлайн-сервиса с участием студентов группы или с участием интернет-сообщества.

14. Опишите возможности текстовых процессоров при форматировании текста. С помощью поисковых сервисов найдите текст по своему профилю подготовки. Продемонстрируйте изменение параметров шрифта, форматирование абзацев. Продемонстрируйте использование специальных эффектов текста, художественное оформление страниц и оформление рисунков. Выполните визуализацию текста средствами фигурного текста.

15. Опишите возможности табличных процессоров при выполнении расчетов. На примере расчета рейтинга дисциплины продемонстрируйте работу встроенных функций и этапы построения диаграмм. Измените тип диаграммы, добавьте необходимые подписи данных и названия осей.

16. Дайте характеристику содержательного и алфавитного подходов к определению количества информации. Сформулируйте определение термина «бит» с точки зрения двух подходов. Приведите пример сообщения, содержащего 1 бит информации. Назовите единицы измерения информации.

17. Сформулируйте особенности государственных стандартов библиографических описаний (ГОСТов). Оформите в текстовом процессоре список использованных источников в соответствии с профилем подготовки (книга с одним и несколькими авторами, статья из журнала, электронный ресурс). Продемонстрируйте правило оформления ссылок на использованные источники с помощью одного из онлайн-ресурсов.

18. Охарактеризуйте сущность мониторинга и управления качеством образовательного процесса. Сформулируйте основные понятия рейтинговой системы оценки качества учебной деятельности. Разработайте критерии оценки учебной деятельности обучающихся на примере своего профиля подготовки.

Учебная (ознакомительная) практика также служит средством формирования медиакомпетентности студентов педагогического вуза. Ее задачами являются: формирование коммуникативной компетенции для последующей профессиональной деятельности студентов; ознакомление с техническими и программными средствами и приемами их использования для работы с документами профессиональной направленности; ознакомление с использованием сетевых профессиональных сообществ в целях реализации коммуникаций; ознакомление с возможностями информационных и коммуникационных технологий для реализации профессиональной деятельности в соответствии с образовательными потребностями обучающихся.

Все виды учебной деятельности студентов, описанные выше, в достаточном объеме позволяют сформировать медиакомпетентность.

Заключение

Описанная в статье методика апробировалась в течение нескольких лет в Мордовском государственном педагогическом университете имени М.Е. Евсевьева при изучении дисциплины «ИКТ и медиаинформационная компетентность». Представленные практико-ориентированные и проектные задания, выполняемые студентами во время лабораторных работ и при прохождении учебной (ознакомительной) практики в достаточном объеме, способствуют формированию показателей медиакомпетентности.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов – партнеров ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» и ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Eвсевьева» по теме «Методические подходы к формированию медиакомпетентности будущих педагогов».