Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE PRACTICE OF TEACHING FINANCIAL LITERACY BY MEANS OF AN ONLINE COURSE

Marus Yu.V. 1 Marus M.L. 2
1 Omsk State Pedagogical University
2 Omsk State Agrarian University named after P.A. Stolypin
The article reveals the priority vectors and trends in the development of education in the Russian Federation, in particular, the current trends in the emergence and development of education through online courses. The article analyzes both external and internal prerequisites for the need to teach financial literacy to a wide range of students in relation to the education system. The demand for practice-oriented training courses is indicated. The relevance of teaching financial literacy to students through an online course in modern conditions is considered. The importance of financial literacy training as a tactical tool for the development of society is indicated. The efficiency and effectiveness of teaching financial literacy to bachelors in both economic and non-economic areas of study through an online course is analyzed. The possibilities of using online courses for teaching financial literacy to students of non-economic areas of study, theoretical and methodological foundations for the formation of financial literacy in this category of students are considered. The application of the tools of the educational portal of Omsk State Pedagogical University in teaching students financial literacy through an online course is considered. An online course developed by the authors on the discipline “Financial Literacy” for teaching bachelors in non-economic areas of study is presented, its structure and tools used are described in detail. The results of the approbation of the developed online course for teaching students of non-economic specialties of Omsk State Pedagogical University are given.
competencies
financial literacy
training
online course
pedagogical supervision

На современном этапе развития общества одним из приоритетных векторов развития образования стало внедрение в него информационных технологий, в связи с чем наметилась тенденция к возникновению и развитию обучения посредством онлайн-курсов, необходимость применения которых определяется, во-первых, внешними факторами развития общества (такими как формирование цифрового общества, развитие цифровых, информационных и коммуникационных технологий; изменение требований работодателей к компетенциям специалистов), а во-вторых, внутренними факторами системы образования (становление цифровой школы в Российской Федерации, изменение требований и ожиданий обучающихся и педагогов от организации образовательного процесса).

Важными особенностями онлайн-курсов являются повышение самостоятельности и мотивации обучающихся к изучению необходимого содержания, расширение доступности обучения на курсе. Например, для студентов заочной формы обучения и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья данные курсы представляют наиболее приемлемый вариант обучения. [1, с. 7] Возможность самостоятельно определять график посещения занятий также может являться дополнительной мотивацией к обучению и одной из причин развития онлайн-курсов. [2, с. 53] Вместе с тем наиболее востребованы практико-ориентированные обучающие курсы, призванные формировать навык эффективного взаимодействия с окружающей социальной и экономической реальностью, умения принимать верные решения для обеспечения как собственного, так и общественного благополучия. Важнейшим тактическим инструментом этого стратегического направления развития общества является обучение финансовой грамотности, которое должно реализовываться на всех уровнях и этапах обучения. При этом задача обучения финансовой грамотности – способствовать человеку не только в получении дополнительных доходов от использования услуг, инструментов финансового рынка, но и в овладении им основными базовыми принципами финансового поведения, позволяющими избежать лишних финансовых потерь, разумно строить финансовые отношения внутри семьи, с близкими людьми, со всеми окружающими, включая государство и организации, предлагающие финансовые услуги.

Для изучения возможностей повышения эффективности преподавания финансовой грамотности обучающимся неэкономических направлений бакалавриата возможно применение инструментов онлайн-образования. В рамках этого направления мы разработали и применили на практике онлайн-курс по дисциплине «Финансовая грамотность». Эта дисциплина является относительно новой областью знаний, внедряемой в систему образования с 2017 г., когда распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена «Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы», целями которой обозначены формирование финансово грамотного поведения граждан, повышение уровня их финансовых знаний, обеспечение доступа граждан к достоверной и надежной информации о финансовых услугах, в том числе для эффективной защиты прав граждан в качестве потребителей финансовых услуг [3]. Актуальность изучения данной дисциплины в формате онлайн-курса состоит в том, что это содействует формированию экономических компетенций у широкого круга слушателей, в том числе не обучающихся на экономических направлениях подготовки, так как данный формат востребован разной аудиторией. Таким образом, целью исследования стало изучение результативности обучения финансовой грамотности обучающихся неэкономических направлений бакалавриата посредством онлайн-курса.

Материалы и методы исследования

Для реализации этого направления нами был разработан онлайн-курс по финансовой грамотности для обучения бакалавров неэкономических направлений, который направлен на формирование универсальной компетенции – способности принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности или, другими словами, следовать нормам рационального финансового поведения, быть финансово грамотными [4]. Теоретико-методологические основания формирования финансовой грамотности определяются преимущественно интерактивным характером обучения, практико-ориентированным содержанием, связью с реальной практической жизнью каждого современного человека. Поэтому при создании онлайн-курса по дисциплине «Финансовая грамотность» мы исходили из основных положений системно-деятельностного подхода, которые применительно к формированию финансовой грамотности означают, что, во-первых, обучающиеся вводятся в проблемные ситуации, которые для них имеют практическое значение, что приводит к внутренней мотивации; во-вторых, образовательные цели формулируются как социальные новообразования, приобретаемые обучающимися в ходе учебной деятельности. Следовательно, обучение должно быть выстроено в форме проектной, исследовательской, практической деятельности, при которой обучающиеся выступают в качестве субъекта, исходными объектами деятельности являются финансовые знания и умения самих обучающиеся [5, с. 18–21], а конечным продуктом будут освоенные способы деятельности в различных финансовых ситуациях [6, с. 42–48].

Исходя из современных условий и предъявляемых ими вызовов, Омский государственный педагогический университет активно использует в обучении образовательный портал ОмГПУ, который, помимо стандартных инструментов Moodle, обеспечивает возможность проведения занятий с помощью видеоконференций, максимально приближающих условия обучения в формате онлайн-курса к аудиторным, что позволяет сформировать качественное взаимодействие с обучающимися [7, с. 25]. Сделать выводы о результативности обучения финансовой грамотности посредством онлайн-курса нам позволило педагогическое наблюдение в ходе проведения обучения на данном онлайн-курсе. Онлайн-курс разработан в соответствии с принципами соблюдения лицензионной чистоты, наглядности, последовательности, полноты и адаптивности, модульного планирования, автономности учебных единиц, предполагающими, что каждый учебный модуль/раздел должен быть направлен на достижение определенных результатов обучения и включать необходимые для этого компоненты. При этом немаловажными факторами результативности являются наглядность, понятность и однозначность интерфейса онлайн-курса.

Разработанный нами онлайн-курс предназначен для обучения в ОмГПУ, поэтому прошел процедуру внутренней экспертизы, по результатам которой получена рекомендация о внедрении онлайн-курса в образовательный процесс. Он создан на основании требований Положения об электронном курсе [8], определяющего структуру и содержание курса, что определило его композицию. Таким образом, курс содержит 4 блока.

1. Информационный блок. Разбит на два раздела – «Общее» и «Информация о курсе». Он содержит основные сведения о курсе. Также в этом блоке размещены форма обратной связи «Объявления преподавателя», входное тестирование. Раздел с практической информацией о курсе содержит визитку в виде ряда слайдов и интерактивную страницу с информацией по работе с курсом.

2. Методический блок содержит методические материалы курса – рабочую программу, технологическую карту, информацию о рекомендуемых источниках, глоссарий и интерактивный учебник, предлагаемый к самостоятельному изучению в качестве базового источника дополнительной информации. Декомпозиция результатов обучения всего курса на результаты обучения отдельных модулей выполнена таким образом, чтобы достижение результатов обучения по всем модулям онлайн-курса приводило к достижению результатов обучения по онлайн-курсу в целом. Таким образом, в процессе изучения дисциплины студенты могут набрать максимально 100 баллов, 80 из которых складываются из баллов, полученных за мероприятия текущего контроля, предусмотренных данным онлайн-курсом, по 10, 15 или 5 баллов – за модуль, и 20 баллов предполагает прохождение итогового теста.

3. Основной блок разделен на модули, которые содержат теоретические источники информации, видеоматериалы по темам модулей, задания для самостоятельной работы и оценочные средства, выполняя которые, студенты формируют итоговую оценку. Для онлайн-курса по финансовой грамотности наиболее применима модульная технология, поэтому онлайн-курс сформирован из восьми учебных модулей, построенных на принципах движения от простого к сложному и от общего к частному для наиболее результативного обучения. Обучение выстроено в проектной, исследовательской и практической формах с использованием геймификации, кейс-технологии и технологии творческой мастерской. Завершение изучения модуля сопровождается презентацией учебных достижений обучающихся в различных формах.

4. Заключительный блок содержит аттестационные материалы итогового контроля в тестовой форме.

Результаты исследования и их обсуждение

Было проведено внедрение разработанного онлайн-курса путем его размещения на Образовательном портале ОмГПУ, пройдена экспертиза курса и получена рекомендация к его использованию в обучении финансовой грамотности студентов неэкономических направлений обучения от экспертной комиссии. Оценка результативности курса проводилась путем педагогического наблюдения, в котором приняли участие студенты ОмГПУ, 1-го курса факультета математики, информатики, физики и технологии, специальности «Прикладная информатика», направления обучения «Информационные ресурсы и сервисы». Наблюдение осуществлялось в несколько этапов.

На первом этапе целью была констатация реального состояния финансовой грамотности студентов, их склонности и возможности в обучении, задачей было собрать максимум первичной информации. Этот этап заключался в проведении вводного тестирования для определения стратегии и тактики работы в онлайн-курсе, разработки заданий и подбора лекционного материала. Результаты входного тестирования не учитывались в электронном журнале и не отражались на итоговом результате обучающихся. Результаты проведения входного тестирования характеризуются следующими данными: средняя оценка первых попыток – 53,07%, средняя оценка по всем попыткам – 53,07%, средняя оценка последних попыток – 53,07%, медиана оценок – 53,62%, соотношение ошибок 62,78%, они представлены на рисунке 1.

missing image file

Рис. 1. Результаты проведения входного тестирования

missing image file

Рис. 2. Результаты проведения итогового тестирования

На следующем этапе были проведены обобщение полученных результатов, их анализ, корректировка содержания онлайн-курса. На данном этапе был выбран теоретический материал, ставший основой для разработки онлайн-курса, подобраны соответствующие дополнительные источники, разработаны рекомендации по источникам информации и практические задания.

Далее было проведено обучение студентов в объеме 72 академических часа (16 часов лекций, 16 часов семинарских занятий, 40 часов самостоятельной работы), завершающим этапом которого стало итоговое тестирование, в ходе которого получены следующие данные по результатам обучения: средняя оценка первых попыток – 86,77%, средняя оценка по всем попыткам – 90,0%, средняя оценка последних попыток – 95,69%, медиана оценок – 100,0%, соотношение ошибок 24,48%. они представлены на рисунке 2.

Для выявления результативности обучения на онлайн-курсе нами был проведен сравнительный анализ результатов входного и итогового тестирований, сопоставлены результаты (таблица).

Таблица 1

Результаты входного и итогового тестирований

Критерий оценивания

Входное тестирование,%

Итоговое тестирование,%

Отклонение, %

Средняя оценка первых попыток

53,07

86,77

33,7

Средняя оценка по всем попыткам

53,07

90,00

36,93

Средняя оценка последних попыток

53,07

95,69

42,62

Медиана оценок

53,62

100,00

46,38

Соотношение ошибок

62,78

24,48

-38,3

missing image file

Рис. 3. Динамика показателей результатов обучения студентами по результатам изучения курса

При анализе полученных данных было выявлено, что средняя оценка первых попыток улучшилась на 33,7%, средняя оценка по всем попыткам – на 36,93%, средняя оценка последних попыток – на 42,62%, медиана оценок – на 46,38% и составила 100%, соотношение ошибок снизилось на 38,3%. Наглядно динамика показателей результатов тестирования представлена на рисунке 3.

Заключение

По полученным данным можно с уверенностью заключить, что онлайн-курс эффективен в обучении студентов неэкономического направления финансовой грамотности, так как показатели результатов обучения значительно улучшились, а процент сделанных ошибок значительно снизился.

В заключение проводимого педагогического наблюдения для оценки применимости онлайн-курса в обучении финансовой грамотности было проведено анкетирование, которое осуществлялось путем применения анкеты COLLES (Constructivist On-Line Learning Environment Survey), в анкете содержались 24 вопроса по разделам «Релевантность», «Рефлективное мышление», «Интерактивность», «Поддержка преподавателя», «Поддержка равных по положению», «Интерпретация». По результатам анкетирования можно сделать вывод, что онлайн-курс в целом находит положительный отклик, данный формат обучения финансовой грамотности понятен и приемлем для студентов неэкономических направлений обучения, студенты получали в процессе прохождения онлайн-курса вдохновение и стимул к обучению и критическому мышлению как от сокурсников, так и от преподавателя. Ответы между значениями «редко» и «иногда» получены на вопросы рефлективного и интерактивного блоков. В частности, студенты отмечают, что сокурсники редко просят объяснить мысли других, нечасто объясняют свои мысли по собственной инициативе. Это может послужить основой для дальнейшей корректировки формирования взаимодействия с обучающимися в процессе преподавания данного онлайн-курса.