Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ORGANIZATIONAL ASPECTS OF STUDYING THE PROCESS OF MUSICAL AND PEDAGOGICAL TRAINING OF STUDENTS IN THE CLASS OF GUSLS OF VOICED MUSIC COLLEGE

Starchak A.M. 1, 2
1 Moscow Pedagogical State University (Institute of Fine arts)
2 Vladimir State Music College named after A.P. Borodin
This article is devoted to the study and analysis of the process of improving the musical and pedagogical training of students in the class of the sonorous harps of the College of Music. In the work, the following criteria for the formation of musical and pedagogical training of students in the class of the sonorous gusli of the music college are theoretically substantiated: metasubject criterion, performance criterion, pedagogical criterion, creative and creative criterion. It was revealed that the current content of the musical and pedagogical training of students in the class of the musical college’s sonorous harps requires some adjustment and revision in the context of the cultural paradigm of the training of musicians-teachers. The improvement of the musical and pedagogical training of students in the class of the sonorous gusli of the music college should take into account such directions and trends as: the use of a personality-oriented approach to the training and education of teachers-musicians; orientation of the content of musical and pedagogical training of students on the sonorous harp to the current trends of academic performance on the instrument; taking into account the content of the current state of professional and musical-pedagogical education, expanding the content of the methodology of professional training of students in the class of the sonorous harp of a music college based on a culturological approach. The solution to the problem of improving the musical and pedagogical training of students of the musical college gusle class is the development of a special pedagogical program that will complement the existing teaching methodology for future teachers-musicians.
sonorous harps
musical and pedagogical training
students of the class of sonorous harps
cultural approach
professional musical education
musicians-teachers
performing on the sonorous harps

Совершенствование музыкально-педагогической подготовки учащихся в классе гуслей звончатых музыкального колледжа опирается на исторические тенденции и закономерности развития гуслей звончатых в истории отечественной культуры, с одной стороны, и на выявленные педагогические условия современного процесса музыкально-педагогической подготовки учащихся – с другой. В то же время анализ существующей системы музыкально-педагогической подготовки учащихся в классе гуслей звончатых музыкального колледжа позволил выявить, что на современном этапе существуют значительные противоречия между содержанием и направленностью музыкально-педагогической подготовки учащихся и требованиями, предъявляемыми к деятельности преподавателей по классу гуслей звончатых в учреждениях дополнительного образования. Это противоречие обусловлено прежде всего тем обстоятельством, что знания, умения и навыки, необходимые для исполнительской деятельности, значительно у́же, чем комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для музыкально-педагогической подготовки. Вышесказанное определило актуальность темы предпринятого исследования.

Цель статьи заключается в обосновании содержания процесса совершенствования музыкально-педагогической подготовки обучающихся в классе гуслей звончатых музыкального колледжа. Задачами исследования являются: теоретическое обоснование критериев сформированности музыкально-педагогической подготовки, выявление направлений совершенствования музыкально-теоретической подготовки обучающихся в классе гуслей звончатых.

Новизна заявленной проблематики заключается в том, что до настоящего времени процесс организации и совершенствования музыкально-теоретической подготовки учащихся класса гуслей звончатых не подвергался углубленному изучению и анализу. Вместе с тем организация процесса музыкально-педагогической подготовки учащихся класса гуслей звончатых направлена на раскрытие содержания данного процесса, она представляет собой интерпретацию целей, задач и принципов музыкально-педагогической подготовки учащихся класса гуслей звончатых в музыкальном колледже.

Материалы и методы исследования

Материалом исследования явились научные разработки, посвященные изучению содержания музыкально-педагогической подготовки будущих педагогов-музыкантов. В разное время к данной проблеме обращались такие авторы, как Э.Б. Абдуллин, Е.Н. Николаева [1], Л.Г. Арчажникова [2], И.Г. Бескоровайная [3], Л.А. Рапацкая [4, 5] и другие исследователи. В последние годы вопросам музыкально-педагогической подготовки будущих учителей дополнительного образования уделяется немало внимания. Данной проблеме посвящены исследования современных авторов – О.В. Дедюхиной [6], Г.С. Голошумовой и В.Д. Иванова [7], Г.И. Шевченко [8], А.А. Загитовой, Е.Н. Новиковой [9] и др. Вместе с тем проблема музыкально-педагогической подготовки обучающихся класса гуслей звончатых до настоящего времени не получила научно-теоретической разработки.

Изучение организационных аспектов совершенствования музыкально-педагогической подготовки обучающихся класса гуслей звончатых музыкального колледжа опиралось на методы эмпирического характера – методы педагогического наблюдения, опросы, беседы, методы статистической обработки данных.

Результаты исследования и их обсуждение

Опираясь на имеющиеся в отечественной музыкальной педагогике концепции содержания музыкального образования, обоснованные Э.Б. Абдулиным, Е.В. Николаевой [1], Д.И. Варламовым [10], среди составляющих содержания музыкально-педагогической подготовки учащихся класса гуслей звончатых музыкального колледжа выделим следующие:

– теоретические и культурологические знания и представления о музыке (исполнительстве на гуслях звончатых) и о музыкальном образовании;

– музыкальные умения и навыки;

– эмоционально-ценностное отношение учащихся класса гуслей звончатых к музыкальному искусству в целом и исполнительству на гуслях звончатых;

– опыт творческого переосмысления музыкальной деятельности.

Изучение процесса музыкально-педагогической подготовки обучающихся в классе гуслей звончатых музыкального колледжа осуществлялось на базе ГБПОУ ВО «Владимирский областной музыкальный колледж имени А.П. Бородина». В предпринятом исследовании приняли участие обучающиеся класса гуслей звончатых музыкального колледжа – 24 чел. Теоретической основой разработки стали исследования в области общей и специальной музыкальной педагогики, общей психологии и психологии исполнительства, истории исполнительства на гуслях звончатых, методики преподавания игры на гуслях звончатых.

Музыкально-педагогическая подготовка обучающихся в классе гуслей звончатых музыкального колледжа представляет собой важный аспект формирования их профессиональных компетенций. Под понятием «музыкально-педагогическая подготовка обучающихся в классе гуслей звончатых» принято понимать специально организованный процесс, способствующий формированию у будущих педагогов-музыкантов знаний, умений и навыков, которые должны сформироваться у специалистов для последующего развития традиций исполнительства на гуслях звончатых в условиях современной культуры, передачи исполнительского опыта. Современное содержание музыкально-педагогической подготовки учащихся в классе гуслей звончатых в музыкальном колледже опирается на общие универсальные закономерности претворения дидактических принципов освоения инструмента в академической сфере. Исходя из содержания, с целью выявления закономерностей процесса обучения будущих педагогов-музыкантов в классе гуслей звончатых были выявлены и обоснованы критерии и показатели сформированности музыкально-педагогической подготовки обучающихся в классе гуслей звончатых музыкального колледжа – метапредметный, исполнительский, педагогический и творческий.

Метапредметный критерий выявлялся в таких показателях, как:

– владение необходимыми знаниями в профессиональной сфере и сопутствующих областях знаний (педагогика, психология, культурология);

– способность качественно и эффективно усваивать новую информацию;

– способность к применению известных знаний в новых и нестандартных ситуациях;

– способность к осуществлению научно-исследовательской деятельности;

– стремление к новым знаниям; умение самостоятельно добывать и обрабатывать информацию.

Исполнительский критерий соответствовал таким показателям, как:

– владение высоким уровнем исполнительского мастерства и техники владения инструментом;

– способность к исполнению разностилистического и разножанрового репертуара;

– умение обрабатывать и «расшифровывать» аутентичные образцы и артефакты гуслевого исполнительства;

– умение создавать переложения для гуслей и аранжировки;

– способность к преемственности исполнительского опыта.

Сформированность педагогического критерия проявлялась в наличии у учащихся:

– желания и способности реализовывать педагогический потенциал и выполнять педагогические задачи;

– стремления к пропаганде исполнительства на гуслях звончатых;

– способности к поиску и применению новых форм и методов обучения детей в классе гуслей звончатых.

В рамках творческого критерия учащиеся должны были демонстрировать:

– определенный уровень сформированных творческих способностей учащихся;

– наличие мотивации к творческой деятельности и нестандартным формам исполнительства на гуслях звончатых;

– сформированность навыка креативного мышления, умения поиска нестандартных решений поставленных задач.

С целью унификации результатов теста была разработана следующая шкала оценок: низкий уровень сформированности (1–3 балла), уровень ниже среднего (4–6 баллов), средний уровень сформированности (7–8 баллов), высокий уровень сформированности (9–10 баллов).

С целью выявления уровня сформированности музыкально-педагогической подготовки на базе исследования была проведена диагностика, опирающаяся на выявленные критерии у обучающихся контрольной и экспериментальной групп. Диагностический инструментарий опирался на существующие в области общей и музыкальной педагогики наработки. Каждому из критериев соответствовала своя форма диагностики (по метапредметному критерию – диагностический тест, по педагогическому критерию – коллоквиум, по творческому критерию – диагностика по методу Э. Торренса, по исполнительскому критерию был использован метод текущего педагогического наблюдения).

Проведенный сравнительный анализ диагностики констатирующего этапа позволил выявить, что учащиеся одной из групп продемонстрировали более низкие результаты уровня сформированности компонентов музыкально-педагогической подготовки, соответствующих выявленным критериям (рис. 1).

По результатам проведенного исследования особую озабоченность вызвал тот факт, что среди обучающихся контрольной и экспериментальной групп метапредметный критерий был недостаточно сформирован. Результаты соответствовали среднему и низкому уровням показателей. Это значит, что исполнители на гуслях звончатых не владеют определенным уровнем интеллектуальных знаний, которые помогали бы им осуществлять полноценную исполнительскую и педагогическую деятельность. Показатели ниже среднего, продемонстрированные в аспекте педагогического критерия, также негативно сказываются на общей профессиональной культуре исполнителей на гуслях звончатых. Это значит, что обучающиеся музыкального колледжа недостаточно готовы к одной из самых важных своих миссий – передаче исполнительского опыта и традиций в педагогической деятельности.

missing image file

Рис. 1. Результаты диагностики констатирующего этапа

Процесс совершенствования музыкально-педагогической подготовки учащихся класса гуслей звончатых на базе экспериментального исследования происходил на основе разработанной педагогической программы. Структура программы включала в себя несколько содержательных модулей: исполнительский, историко-теоретический и практический. Содержание каждого из них было направлено на восполнение недостаточной базы у будущих педагогов-музыкантов

Исполнительский модуль подготовки учащихся по классу гуслей звончатых включал в себя такие дисциплины, как «Специальный инструмент», «Ансамблевое исполнительство», «Оркестровый класс». Данные дисциплины составляют основу всего курса обучения и направлены на развитие исполнительского (сольного, ансамблевого и оркестрового) мастерства, расширение представлений об ансамблевой природе инструмента. Они являются основой профессиональной культуры будущих исполнителей в целом. При этом акцент в данном модуле делается на расширение репертуара исполнителей класса за счет включения в него произведений современных форм и жанров, сочинений современных авторов с необычной трактовкой инструмента.

Содержание историко-теоретического модуля дисциплин программы направлено на формирование у учащихся комплекса знаний в области исполнительства, педагогики и образования на гуслях звончатых в неразрывной связи со сложившимися национальными традициями исполнительства на инструменте. Усиление культурологического компонента в процессе музыкально-педагогической подготовки будущих педагогов-музыкантов соответствует современным тенденциям национальной образовательной политики по подготовке педагогических кадров. В контексте музыкальной педагогики данные вопросы рассматривались Л.А. Рапацкой [5], А.С. Уткиным [11]. Предполагаемые в ходе преподавания дисциплин практические занятия нацелены на формирование у будущих специалистов навыка самостоятельной работы с материалом, его поиском, обработкой и систематизацией.

В рамках практического модуля в ходе совершенствования музыкально-педагогической подготовки исполнителей на гуслях звончатых предполагалось интенсивное, углубленное и осознанное прохождение педагогической и этнокультурологической практики.

На протяжении четырех семестров учащиеся класса гуслей звончатых проходили педагогическую практику на базах детских музыкальных школ и школ искусств г. Владимира. Целью педагогической практики явилось приобретение учащимися класса опыта практической педагогической деятельности, становление профессиональной направленности их личности. По нашему мнению, курс педагогической практики важен и значим для исполнителей на гуслях звончатых, в то же время довольно часто ни педагоги, ни студенты не уделяют ему достаточное внимание. Будущие педагоги-музыканты должны ориентироваться в своей деятельности не только на исполнительский профиль, но и быть готовыми передавать накопленный исполнительский опыт, багаж знаний, умений и навыков подрастающему поколению.

missing image file

Рис. 2. Результаты диагностики заключительного этапа исследования

Прохождение педагогической практики направлено на реализацию следующих задач:

– совершенствование психолого-педагогических и специальных (по предмету) знаний, учащихся класса гуслей звончатых в ходе их применения для осуществления педагогического процесса;

– развитие у учащихся представлений о работе современного учреждения дополнительного образования (о специфике образовательных программ, о направлениях деятельности педагогического коллектива, о функциональных обязанностях представителей администрации и педагогического коллектива, о традициях и инновациях в организации работы); современных методах и педагогических технологиях обучения исполнителей на гуслях звончатых на первой ступени музыкального образования;

– формирование у учащихся класса умений диагностики и оценки музыкальных данных, уровня профессиональных навыков учеников, навыков анализа уроков, подбора программ и репертуара;

– развитие навыков перспективного планирования в работе педагога;

– развитие организаторских способностей учащихся класса гуслей звончатых, самодисциплины и педагогической (творческой) инициативы.

– совершенствование навыков коммуникации у учащихся класса по направлениям: практикант – ученик, практикант – коллега (методист, педагог, другие практиканты).

Возможное расширение курса педагогической практики у будущих педагогов-музыкантов направлено на формирование у них интереса к педагогической деятельности, осознание важности приумножения исполнительского опыта и передачи последующему поколению.

Реализация культурологического подхода в процессе совершенствования педагогической подготовки педагогов-музыкантов предполагает также прохождение этнографической практики, в течение которой учащиеся самостоятельно должны осуществлять поиск аутентичных образцов музыкального материала, общаться с носителями региональных традиций исполнительства, расшифровывать и обрабатывать собранный и записанный материал.

Данная работа осуществлялась в летний период, когда учащиеся класса менее загружены и могут проделывать ее без отрыва от общего курса обучения. Этнофольклорная практика в курсе педагогической подготовки исполнителей на гуслях звончатых имеет прикладной характер и неразрывно связывается с историко-теоретическим модулем подготовки специалистов и культурологическим циклом дисциплин (культурология, теория и история отечественной и западной культуры, фольклора, история зарубежного и отечественного музыкального искусства).

Основной целью этнографической практики в курсе подготовки исполнителей на гулях звончатых в условиях музыкального колледжа является формирование у будущих исполнителей умений поиска, расшифровки и анализа региональных образцов исполнительства (результаты экспедиционных исследований).

После опробования разработанной педагогической программы и проведения заключительного эмпирического исследования в контрольной и экспериментальной группах, было выявлено, что учащиеся экспериментальной группы, которые занимались в период проведения формирующего этапа исследования по разработанной педагогической программе, продемонстрировали более высокий уровень сформированности профессионального мастерства и более выраженную динамику роста показателей по всем критериям (рис. 2).

Положительные результаты проведенного опытно-экспериментального исследования позволили сделать вывод о том, что современное содержание музыкально-педагогической подготовки обучающихся класса гуслей звончатых в музыкальном колледже требует некоторой корректировки и пересмотра. Данный факт обусловлен, прежде всего, спецификой данной специальности и существующими проблемами исполнительства и образования на гуслях звончатых, существующих на данном этапе. Среди них – привлечение обучающихся в класс гуслей звончатых в музыкальные училища и колледжи из стен ДМШ, необходимость дополнительной ранней профессиональной ориентации среди учеников классов гуслей звончатых на первой ступени профессионального музыкального образования, расширение перспектив направлений деятельности будущих специалистов.

Заключение

Таким образом, положительные результаты проведенного опытно-экспериментального исследования позволили сделать вывод, что современное содержание музыкально-педагогической подготовки обучающихся в классе гуслей звончатых музыкального колледжа требует некоторой корректировки и пересмотра в контексте культурологической парадигмы подготовки музыкантов-педагогов. Основными направлениями процесса совершенствования музыкально-педагогической подготовки обучающихся в классе гуслей звончатых музыкального колледжа, отраженными в разработанной программе и направленными на совершенствование музыкально-педагогической подготовки, явились:

– расширение области прикладных знаний, необходимых для реализации задач, соответствующих современной социокультурной парадигме;

– обогащение сольного и коллективного исполнительского опыта учащихся класса гуслей звончатых с целью его передачи последующим поколения в разных формах исполнительско-творческой деятельности;

– усиление непосредственно педагогической практики и ее расширения за счет количества часов;

– обогащение творческого и культурологического опыта средствами этнографических исследований.