Профилизация образования на этапе обучения в старших классах, являясь ответом на социальный заказ общества и государства на решение задачи стимулирования процесса профессионального самоопределения учащейся молодежи, ее подготовки к осознанному выбору будущей деятельности, актуализировала проблему обеспечения успешной адаптации обучающихся к изменившимся условиям обучения.
Осуществление образовательного процесса в старших классах характеризуется как существенными изменениями в содержании образования и технологиях его реализации, так и изменениями в составе ученического коллектива и педагогов. Изменения вызывают у старшеклассников чувство эмоционального дискомфорта и тревоги. Одновременно далеко не все из них осуществили осознанный ответственный выбор профиля обучения, что также усиливает состояние внутренней напряженности. Часть старшеклассников оказалась физически, психологически и интеллектуально не готова к интенсивным нагрузкам профильного обучения, что становится причиной дезадаптации, мешая полноценному освоению ими учебно-профессиональной деятельности и тормозя процессы личностно-профессионального самоопределения и самореализации. В этой связи старшеклассники нуждаются в организации и осуществлении педагогического сопровождения адаптации к изменившимся условиям обучения в старшем звене.
В контексте значимости обеспечения успешной адаптации обучающихся старших классов цель исследования – определить особенности, факторы и направления педагогического сопровождения адаптации старшеклассников.
Материалы и методы исследования
В качестве методов исследования выступили анализ, обобщение и систематизация научной психолого-педагогической литературы по проблеме педагогического сопровождения адаптации старшеклассников.
Результаты исследования и их обсуждение
В современной научной психолого-педагогической литературе нашли свое отражение различные аспекты проблемы организации и осуществления педагогического сопровождения адаптации старшеклассников. Среди них такие, как:
− общие вопросы адаптации обучающихся при переходе в среднюю школу (А.М. Ахмедова, С.Н. Дмитриева, Ф.А. Махмудова, Р.Е. Пономарев, З.И. Федорова и др.);
− отдельные составляющие целостного процесса адаптации старшеклассников, включая социальную (Л.В. Голоднова, Ю.Н. Касс, Р.А. Таракановский и др.), социально-психологическую (С.А. Близниченко, М.В. Богданова, М.В. Григорьева, В.И. Компаниец, Д.А. Кухлевская, А.А. Мясникова, А.К. Султанова и др.), психофизиологическую (Л.М. Статуева и др.), социально-профессиональную (Н.М. Рубцов, Е.Л. Руднева, Т.В. Савченко и др.) и социально-педагогическую (Л.Г. Шляпникова и др.) составляющие;
− особенности, характерные для адаптации старшеклассников как возрастной группы (Ю.В. Кузнецова, Е.В. Логутова, А.В. Медведев, А.В. Медведева, З.С. Полянчук, А.Ю. Сердюков, А.Ю. Орлович и др.);
− типичные проблемы адаптации обучающихся при переходе из основной школы в среднюю (И.Н. Старик и др.);
− используемые в процессе обеспечения адаптации старшеклассников формы, методы, средства и технологии (Е.Е. Асташина, Л.И. Костерева, Д.В. Ковков, М.А. Ковкова, Т.Ф. Бурухина, Е.В. Потехина, А.Д. Ермолаева, Н.А. Соколова и др.);
− целенаправленная деятельность по обеспечению адаптации обучающихся старших классов (М.М. Врублевска, Е.В. Жихарева, Ю.Н. Шмелева и др.);
− педагогические условия, оказывающие влияние на успешность осуществляемого в общеобразовательной организации педагогического сопровождения адаптации старшеклассников (Т.Ф. Авдеева, Р.О. Алексеев, С.В. Бродинская, А.К. Павлов, Н.М. Рубцов, С.Л. Свешникова, М.Г. Харитонов и др.);
− обучение в старшей школе в контексте формирования готовности к успешной адаптации в вузе (Н.М. Бабаева, Т.Ю. Колосова, С.М. Момбейоол и др.) и др.
Анализ вышеназванных исследований позволяет определить адаптацию старшеклассников как педагогически организованный процесс взаимодействия обучающегося и образовательной среды школы, детерминированный комплексом действующих объективных и субъективных факторов, направленный на формирование у старшеклассников адекватных требованиям среды способов поведения и деятельности, способствующих освоению ими учебно-профессиональной деятельности как ведущей на данном возрастном этапе, а также построению эффективной коммуникации с субъектами образовательного процесса.
Необходимость адаптации старшеклассников определяется изменениями условий обучения и воспитания, с которыми они сталкиваются при переходе из основной школы в среднюю, часто сопряженных со сменой общеобразовательной организации. Среди внешних изменений такие, как интенсификация учебной нагрузки в связи с профилизацией содержания образования, а также подготовкой к сдаче ЕГЭ; активное использование учителями-предметниками новых, часто вузовских, форм и технологий обучения (например, лекционных и семинарских занятий), требующих сформированности целого ряда новых учебных умений и навыков; необходимость установления межличностных отношений с новыми учителями-предметниками, классным руководителем, а также одноклассниками (при формировании профильных классов или смене школы).
Внешние изменения совпадают с изменениями внутренними. Переход в старшую школу совпадает с новым возрастным этапом в жизни обучающегося – вступлением в ранний юношеский возраст. Совпадающие во времени внешние и внутренние изменения в жизни старшеклассника составляют специфику складывающейся адаптационной ситуации [1, с. 266, 267; 2, с. 255]. Как отмечают Е.В. Логутова и А.В. Медведев, «специфика адаптации десятиклассников определяется особенностями возраста и спецификой профильного обучения» [1, с. 267].
Центральное место в жизни старшеклассников, как представителей раннего юношеского возраста, занимают вопросы, связанные с осуществлением личностного и профессионального выбора: будущей профессиональной деятельности; своего места в жизни и желаемого в будущем образа жизни; друзей и референтной группы и др. Необходимость осуществления выбора активизируется социальной ситуацией развития старшеклассника, родителями, школой, обществом. Готовность к личностному и профессиональному самоопределению, т.е. к выбору, и составляет ключевое новообразование старшего школьного возраста. Однако данная готовность сформирована далеко не у всех старшеклассников, что осложняет протекание адаптационных процессов.
Потребность старшеклассника в профессиональном самоопределении определяет характер его учебной деятельности, что находит свое отражение как в выборе самой общеобразовательной организации или профильных классов, так и в избирательном отношении к изучаемым предметам. Последнее часто проявляется в предпочтении старшеклассниками одних предметов и игнорировании других. Подобное невыполнение требований программы становится причиной конфликтных ситуаций с учителями и родителями, осложняя протекание как учебной, так и социально-психологической адаптации.
Одновременно в раннем юношеском возрасте у обучающихся резко обостряются такие проявления процессов самопознания и самоопределения, как стремление к автономии, отстаивание права быть самим собой. Из-за непонимания педагогами и родителями сущности данной возрастной особенности старшеклассников возникают межличностные конфликты в системе «учитель – ученик» и «родитель – ребенок», что, в свою очередь, также осложняет протекание адаптационных процессов в старшем звене.
Наряду с названными особенностями в раннем юношеском возрасте происходит формирование психологических предпосылок для развития адаптивности, как интегративной личностной характеристики, определяющей способность к адаптации [2, с. 11]. В качестве таких предпосылок выступают обогащение социального опыта, активное самопознание и открытие «Я», установка на поисковую активность, развитие рефлексии, большую стабилизацию и адекватность самооценки и др. В этой связи ранняя юность может рассматриваться как сензитивный период для развития социальной адаптивности обучающихся, создающей благоприятные психологические условия для решения задачи успешной адаптации старшеклассников.
В зависимости от успешности протекания адаптационных процессов в научной литературе (О.А. Альшина, В.В. Старков, М.Б. Чижкова, Е.Ю. Ягодина и др.) выделяют группы обучающихся с высоким, средним и низким уровнями адаптированности [2, с. 16.; 3, с. 257; 4, с. 256–258; 5, с. 15]. На основе анализа и систематизации данных источников представим обобщенную характеристику старшеклассников с разным уровнем адаптированности.
Старшеклассники с высоким уровнем адаптированности характеризуются:
− поведением, адекватным требованиям образовательной среды;
− достаточной сформированностью навыков саморегуляции поведения, включая умения планирования и осуществления деятельности, прогнозирования возможных результатов;
− высокими показателями мотивации к учебно-профессиональной деятельности;
− ориентацией на профессиональное будущее в сочетании с адекватным представлением о выбранной профессии и о своем соответствии требованиям к ней;
− личностной зрелостью, эмоциональным благополучием и удовлетворенностью в значимых сферах жизнедеятельности, уверенностью в себе;
− гибкостью, быстрым переключением с одного вида деятельности на другой и перестройкой своего поведения в зависимости от изменяющихся обстоятельств;
− активностью, инициативностью, готовностью к самостоятельному принятию решений в ситуации затруднения;
− активизацией в проблемной ситуации поисковой активности, направленной на выявление причин, вызывающих затруднения и поиск оптимальных путей их разрешения.
Для второй группы старшеклассников со средним уровнем адаптированности характерны:
− достаточная адекватность поведения и деятельности требованиям образовательной среды;
− недостаточно сформированные самостоятельность, саморегуляция поведения, а также умения планировать и прогнозировать результаты собственной деятельности;
− противоречивый характер мотивации к учебно-профессиональной деятельности;
− ориентация на профессиональное будущее в сочетании с поверхностным представлением о выбранной профессии и о своем соответствии требованиям к ней;
− чувство неудовлетворенности собой в отдельных значимых для обучающегося сферах жизнедеятельности, колебания эмоционального фона или превалирование отрицательных эмоций;
− достаточный уровень сформированности коммуникативных умений и навыков сочетается с неумением предвидеть и избегать потенциально конфликтных ситуаций в процессе взаимодействия как со старшими, так и одноклассниками;
− недостаточность гибкости, пластичности, способности быстро переключаться с одного вида деятельности на другой без снижения ее продуктивности;
− недостаточность проявлений поисковой активности с преобладанием стереотипных форм активности с реакцией фиксации в сложных ситуациях.
Старшеклассники с низким уровнем адаптированности отличаются:
− частыми проявлениями неадекватного требованиям среды поведения;
− неумением самостоятельно принимать решения, планировать свою деятельность, реализовывать планы и соотносить их с полученными результатами;
− несформированностью, диффузным характером первичного профессионального выбора;
− нереалистичностью самовосприятия и восприятия окружающих, приводящей к напряженности в межличностных отношениях;
− эмоциональным неблагополучием с резкой сменой настроения и длительной фиксацией на негативных переживаниях;
− резкими перепадами периодов высокой активности и отказа от деятельности;
− использованием неконструктивных реакций приспособления с фиксацией на неэффективных способах адаптации, включая применение вербальной агрессии.
Ответ на вопрос, почему одни старшеклассники успешно адаптируются, другие испытывают затруднения в тех же обстоятельствах, во многом связан с их предшествующим опытом адаптации, адаптационной готовностью личности, уровнем ее адаптивности [2, с. 6; 5, с. 13; 6, с. 56]. Существенные расхождения между требованиями образовательной среды при переходе обучающегося из основной школы в старшую и реальными возможностями его личности становятся причиной возникновения состояния дезадаптированности.
В научной литературе (Л.Г. Агеева, Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, И.В. Дубровина, И.С. Кон, H.B. Морозова, A.B. Мудрик, X. Ремшмидт, H.H. Толстых, М.Б. Чижкова, Э. Эриксон и др.) выделяются различные факторы, выступающие в качестве психологических оснований, определяющих успешность адаптации старшеклассников. На основе анализа и систематизации данных научных исследований в качестве психологических факторов дезадаптации старшеклассников выделим такие, как испытываемые обучающимся трудности в процессе интериоризации социальных ценностей и норм поведения; переживание им ситуации неуспеха в группе значимых для него людей; отсутствие понимания обучающимся дальнейших жизненных перспектив, сложности профессионального самоопределения; низкий уровень развития адаптационных способностей; неуспешность старшеклассника в учебной деятельности; затруднения в установлении обучающимся социальных контактов и испытываемая им эмоциональная неудовлетворенность от взаимодействия со сверстниками и взрослыми; проявления у старшеклассника повышенной тревожности, пессимизма, эмоционально-волевой импульсивности, депрессивности и пр.; интеллектуальная незрелость личности обучающегося; ее индивидуализм [1, с. 266, 267; 4, с. 258–262; 5, с. 24, 25]. В свою очередь, психологические факторы успешности адаптации старшеклассников включают в себя такие, как общая интернальность личности; переживание обучающимся ситуации успеха в группе значимых для него людей; успешность учебной деятельности старшеклассника; видение им жизненных перспектив и профессиональное самоопределение; успешность в установлении обучающимся социальных контактов и испытываемое им чувство эмоциональной удовлетворенности от взаимодействия с одноклассниками и педагогами; оптимальный для продуктивной деятельности старшеклассника уровень тревожности; его эмоциональная устойчивость и интеллектуальная зрелость [1, с. 266, 267; 4, с. 258–262; 5, с. 24, 25].
Значимую роль в успешном протекании адаптационных процессов у обучающихся при переходе из основной школы в старшую играет целенаправленная деятельность по организации и осуществлению педагогического сопровождения адаптации старшеклассников. Понимание вышеописанных особенностей адаптации обучающихся старших классов, а также факторов, оказывающих влияние на эффективность данного процесса, позволяет наметить основные направления педагогического сопровождения адаптации старшеклассников.
Среди них такие:
− создание благоприятной образовательной среды адаптации, активизирующей развитие адаптационных способностей обучающихся;
− мониторинг адаптации старшеклассников, своевременная помощь обучающимся с низким уровнем адаптированности и признаками дезадаптации;
− активизация процессов профессионального и личностного самоопределения обучающихся, осознанного выбора будущей профессии;
− создание условий для построения старшеклассниками индивидуальной траектории учебно-профессионального и личностного развития;
− содействие в формировании у обучающихся умений самоконтроля и самооценки поведения и деятельности;
− формирование умений и навыков построения эффективного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса и др.
Заключение
Переход обучающихся из основной школы в старшую представляет собой достаточно сложный адаптационный период, сопровождающийся активизацией их личностных ресурсов. Особенности адаптации старшеклассников являются следствием совпадения внешних изменений обстоятельств жизнедеятельности в условиях профилизации средней школы и внутренних, связанных с вступлением обучающихся в ранний юношеский возраст, создающий психологические предпосылки для развития социальной адаптивности, определяющей успешность протекания адаптационных процессов. Понимание особенностей адаптации старшеклассников, а также факторов, обусловливающих эффективность данного процесса, позволяет определить основные направления по организации и осуществлению педагогического сопровождения обучающихся.