Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PROBLEMS OF IMPLEMENTING THE NATIONAL-REGIONAL COMPONENT OF MUSIC LESSONS IN A COMPREHENSIVE SCHOOL

Burlak O.A. 1
1 Omsk State Pedagogical University
The article touches upon a significant issue today – the issue of the implementation of the national-regional component in music lessons in a secondary school. The implementation of the national-regional component of the education of the younger generation should become a significant component in the process of shaping the personality of the younger citizens of a multicultural society. Despite the fact that the importance in the educational process of taking into account the characteristics of the region at the official level has been spoken about for a long time, more than forty years, and also that today the national-regional component is reflected in the Federal educational standards of different levels of education, to this day teachers music of general education schools face a certain number of problems in the implementation of the national-regional component. The article proposes an empirically defined list of such problems, as well as some options for their resolution. Among them: the problem of selecting musical and theoretical material for lessons, the problem of translating the content of the work, as well as the pronunciation of the text in the national language during performance. In the musical educational process, it is necessary to build a system for the implementation of the national-regional content of music lessons, a system unique for each region. In the Omsk region, such a system is offered in the Omsk Musical Chronicle program. In addition, a significant problem is the continuity between various subjects, which must be specially organized. It is extremely important in the process of implementing the national-regional component of music lessons that schoolchildren continue to get acquainted with the regional musical culture in extracurricular activities.
regionalization of education
national-regional component
music lesson
multicultural education
federal state educational standard
secondary school

Сегодня в социальном развитии Российской Федерации происходят перемены. Все чаще современное общество обращается к корням, к национальной истории, особенностям развития своего региона, осознавая, что наша история, особенности развития и становления российского социума – это основа для современного, действительно верного дальнейшего развития. Выступая на Первом Всероссийском школьном историческом форуме «Сила – в правде!», президент РФ отметил: «Глубокое знание своей истории, уважительное, бережное отношение к великому патриотическому, духовному, культурному наследию Отечества позволяет делать верные выводы из прошлого» [1].

Поскольку наша страна исторически сложилась как многонациональное, поликультурное государство, истории, культуре современного российского общества присуще разнообразие, национальный колорит и многоаспектность взглядов на некоторые явления, события. И это действительно значимо, поскольку (что в данной ситуации видится самым главным), при имеющихся различиях, у народов нашей многонациональной страны в культуре, истории есть огромное количество событий, к которым представители различных национальностей относятся как к части своей истории, а также неотъемлемой части развития нашей общей многонациональной и многокультурной Родины. На встрече с лауреатами конкурса «Учитель года России» Сергей Нарышкин отметил: «В мире по-прежнему недооценивают роль гуманитарного знания, тогда как именно знание о прошлом помогает выстраивать продуктивный диалог между представителями различных культур» [2]. И специфика современной ситуации становления и развития современного российского общества заключается в том, чтобы, с одной стороны, сохранить, приумножить общероссийские ценности, которые являются наднациональными, общегосударственными, но и не уничтожить, сохранить, а также способствовать развитию уникальности формирования национальной культуры, специфики развития, сохранению национально-культурного наследия той или иной национальности нашей страны.

Урок музыки в общеобразовательной школе – один из немногих уроков, куда чрезвычайно органично возможно включение национально-регионального музыкального содержания. Само музыкальное искусство будет способствовать более глубокому постижению детьми эмоций, чувств, переживаний, осознанию специфики национальной региональной музыки, ведь, как отмечал Бертольд Ауэрбах, «музыка – единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою» [3]. Кроме того, урок музыки в общеобразовательной школе – форма массового музыкального образования детей, и все ученики на этом уроке получают возможность окунуться в национально-региональную культуру, рассмотреть ее как часть мировой музыкальной культуры. Таким образом, уроки музыки с национально-региональным компонентом действительно могут способствовать формированию и развитию личности гражданина многонационального поликультурного государства.

Таким образом, исходя из обозначенной выше актуальности, в качестве цели данной статьи хотелось бы обозначить актуализацию проблем реализации национально-регионального компонента на уроках музыки общеобразовательной школы и освещение некоторых способов их решения.

Материалы и методы исследования

Обозначенные выше тенденции социального развития нашей страны находят отражение в современных системообразующих весь образовательный процесс документах. В федеральных государственных образовательных стандартах, касающихся в том числе музыкального образования, отмечается необходимость обязательного обращения в образовательном процессе современной школы к национально-региональному компоненту. Например, в пункте 5 общих положений ФГОС НОО говорится: «стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей народов Российской Федерации» [4]. В требованиях к результатам освоения ООП НОО отмечается: «личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 1) формирование основ российской гражданской идентичности… осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов… 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей» [4].

В сформулированных в ФГОС ООО предметных результатах изучения предметной области «Музыка» обращает на себя внимание обозначенная на федеральном уровне нацеленность музыкально-образовательного процесса на «расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию» [5].

Стоит отметить, что необходимость регионализации образовательного процесса школы в официальных российских документах отмечается достаточно давно, с конца прошлого века, однако до сих пор учителя, реализующие национально-региональный компонент образования, сталкиваются с целым рядом трудностей, которые зачастую достаточно сложно разрешить: подбор содержания урока с национально-региональным компонентом, преодоление языкового барьера, преемственность между проводимыми уроками не только в рамках одного класса, но и в рамках всего процесса обучения по предмету, а также с другими предметами, урочной и внеурочной деятельностью, домашними заданиями и пр. Это в полной мере относится и к музыкально-образовательному процессу в общеобразовательной школе. Как уже отмечалось автором данной статьи, в общеобразовательной школе «урок музыки с национально-региональным компонентом… может дать школьникам возможность услышать все разнообразие музыкальной культуры государства, региона… стать основой для развития личности детей… формируя ценности, значимые на уровне личности» [6].

Таким образом, важно не только обозначить основные трудности, с которыми сталкиваются современные учителя музыки в процессе реализации национально-регионального компонента музыкально-образовательного процесса, но и предложить варианты их преодоления.

Результаты исследования и их обсуждение

Опираясь на собственный практический опыт, а также на данные, полученные в ходе проведения в течение нескольких лет тематических конференций с педагогами-музыкантами, хотелось бы отметить в качестве одной из наиболее часто встречающихся проблем включения национально-регионального содержания в уроки музыки проблему поиска и включения в урок национального музыкального и теоретического материала. Конечно же, на сегодняшний день, в связи с расширением присутствия национальных музыкальных коллективов региона в сети Интернет, в социальных сетях, наблюдается улучшение ситуации по данному вопросу. Но все же учителя музыки по-прежнему вынуждены сталкиваться с проблемой отсутствия должной систематизации данного материала. Учитель, желающий включить региональный музыкальный материал в свои уроки, может обратиться в региональные музыкальные коллективы за помощью в подборе музыкального материала для уроков, в случае необходимости в переводе или транскрипции текста произведения. Также в региональные музыкальные коллективы можно обратиться в процессе поиска теоретического материала для урока музыки с национально-региональным компонентом. Но, конечно же, данная работа занимает большое количество времени, которого зачастую у учителя может не оказаться. Еще одним неплохо себя зарекомендовавшим вариантом поиска музыкального и теоретического материала для уроков музыки с национально-региональным компонентом может стать обращение к родителям или к представителям более старшего поколения из семей учеников. Зачастую в семьях хранятся не только воспоминания об истории своего народа, но и вещи, инструменты, национальные песни, отмечаются национальные праздники и чтятся традиции своего народа, и представители той или иной национальности с большим удовольствием готовы поделиться своими знаниями с интересующимся людьми, а иногда и прийти на урок или мероприятие. Родители, бабушки, дедушки могут помочь и в переводе, и в произношении текста национальной песни, рассказать о тех или иных особенностях происхождения и жизни произведения, традициях, обычаях, возможно, связанных с музыкальным произведением.

Еще одна проблема, с которой сталкиваются учителя музыки, реализующие национально-региональный компонент на своих уроках – это отсутствие систематизации деятельности, преемственности между уроками музыки с национально-региональным компонентом, что касается не только работы в определенном классе, но и работы в целом в процессе музыкального образования школьников, взаимосвязи между содержанием уроков в разных классах. Для решения этой проблемы, конечно же, требуется составленная для всех классов и логически выверенная программа реализации национально-регионального компонента уроков музыки. Здесь обнаруживается еще одна сложность, связанная с тем, что такую программу нельзя написать централизованно для всех регионов Российской Федерации, поскольку она должна отражать региональную музыкальную специфику, которая в разных регионах нашей большой страны разная. В нашем регионе, Омской области, создана такая программа – «Омская музыкальная летопись». Программа охватывает уроки музыки с первого по восьмой класс, предполагает проведение 5–6 уроков в год, в ней предусмотрена преемственность между классами [7].

Еще одним из наиболее распространенных затруднений, с которым сталкиваются учителя музыки при реализации национально-регионального компонента, является вариативность включения регионального музыкального материала в уроки, то есть урок музыки может быть полностью или частично построен на национальном музыкальном материале региона. Возможно, при подготовке к уроку с национально-региональным компонентом понадобится помощь историка, лингвиста. Конечно же, на практике можно реализовать любой вариант включения национально-регионального материала в урок музыки, но значимо, чтобы при подготовке к уроку, а также при его проведении учитель опирался на культурологические принципы. Н.Б. Крыловой в книге «Культурология образования» были сформулированы следующие принципы: продуктивности, культуросообразности, культуроемкости, социокультурности, поликультурности образования [8].

Опираясь на имеющийся опыт реализации национально-регионального компонента на уроках музыки, а также на эмпирические данные, полученные в процессе общения с учителями музыки региона, хотелось бы обратить внимание на значимость преемственности содержания уроков музыки с национально-региональным компонентом с другими предметами в школе. Материал, с которым школьники знакомятся не на одном уроке, который дополняется, расширяется, углубляется, – такой материал лучше усваивается, что еще больше способствует формированию личности детей, гражданской позиции члена поликультурного общества. Такую преемственность организовать достаточно сложно, но при должной заинтересованности возможно. Опыт показывает, что учителя, как правило, готовы сотрудничать в вопросе насыщения содержания национально-регионального компонента, оказывать другим предметникам посильную помощь, необходимо лишь организовать такую работу.

Также хотелось бы отметить, что расширение знаний детей о национально-региональной музыке вне урока тоже достаточно проблематично, причем, исходя из имеющегося опыта, чаще по организационным вопросам. Участие детей во внеурочных мероприятиях, выход со школьниками за пределы школы часто сталкивается с занятостью детей во внеурочное время. Решение данных вопросов требует от учителя больших эмоциональных и временных затрат, участия классного руководителя и родителей. Прежде всего, учителю музыки необходимо объяснить всем участникам процесса значимость внеурочных мероприятий, участникам которых будет представлена возможность познакомиться с национально-региональным музыкальным материалом. Самым важным в таких мероприятиях является способствование формированию толерантной личности гражданина многонациональной, многокультурной страны, а также расширение кругозора школьников, музыкальное развитие детей. Опыт показывает, что посещение национальных региональных музыкальных конкурсов, фестивалей, а также национальных и региональных праздников, на которых у школьников также имеется возможность окунуться в национальную музыку, национальный колорит, оставляют в душе учеников яркие и действительно эмоционально насыщенные впечатления. Это еще раз подтверждает необходимость проведения учителем музыки данной, достаточно сложной, работы.

Кроме того, хотелось бы обратить внимание на еще один значимый аспект реализации национально-регионального компонента на уроках музыки – домашние задания. Но он рассматривается автором данной статьи как проблема для учителя, поскольку именно педагогу нужно задать задание, выполнение которого не вызовет непреодолимых трудностей у учеников. То есть учителю необходимо переработать имеющийся материал, продумав продолжение темы. Конечно же, такую работу любой учитель ведет регулярно, но, зная, насколько сложно найти, систематизировать, перевести, исполнить на уроке именно национально-региональный музыкальный материал, можно прийти к выводу, что дать ученикам домашнее задание будет так же сложно. Способствовать решению данной проблемы будет планирование педагогом-музыкантом работы по реализации национально-регионального компонента на весь процесс обучения в общеобразовательной школе, что, бесспорно, будет способствовать систематизации работы, преемственности и, как следствие, облегчению поиска выполняемых домашних заданий для учеников.

Заключение

В заключение хотелось бы отметить, что регионализация образования с учетом национальных особенностей каждого из субъектов нашей страны, исторически сложившейся многонациональной, является чрезвычайно актуальной. Именно погружение в национальную специфику, толерантное отношение к ней будет способствовать нивелированию достаточно сложных ситуаций, с которыми постоянно сталкивается наше общество.

Уроки музыки в общеобразовательной школе, как уроки искусства, одной из задач которых является развитие эмпатии школьников, уроки, содержание которых нацелено на затрагивание достаточно глубоких душевных переживаний, способствующих эмоциональному развитию подрастающей личности, при должной организации могут достаточно сильно помочь в процессе осознания частью мировой музыкальной культуры как музыкальной культуры всей нашей страны, так и музыкальной культуры отдельной национальности, то есть понимания общих культурных ценностей, а также присутствующих повсеместно индивидуальных особенностей.

Решение в процессе реализации национально-регионального компонента на уроках музыки в общеобразовательной школе затронутых в данной статье проблем, конечно же, будет способствовать достижению результатов, прописанных в ФГОС НОО и ФГОС ООО, касающихся музыкального образования, а также ориентировать сегодняшних школьников на саморазвитие, формировать гражданскую позицию, способствовать становлению развивающейся личности.

Но по сей день существуют проблемы реализации национально-регионального компонента уроков музыки. Связаны они, прежде всего, с большой пестротой населения нашей страны, уникальностью национального состава населения в каждом регионе, в связи с чем содержание региональной оставляющей уроков музыки необходимо продумывать для каждого региона отдельно, учитывая принципы культурологии образования. Кроме того, содержание уроков музыки должно характеризоваться преемственностью, которая должна быть характерна для всего музыкально-образовательного процесса. Также значима преемственность содержания национально-регионального содержания с другими уроками, домашними заданиями, с внеурочной деятельностью, что тоже необходимо организовывать специально. Решение данных проблем будет способствовать верной реализации требований стандарта, достижению запланированных в них результатов обучения, а также формированию личности школьников – граждан многонациональной, поликультурной страны.