Формирование готовности к профессиональной ответственности у студентов вузов и СПО является важной составляющей их подготовки. О значимости сказанного свидетельствуют общие, универсальные или общепрофессиональные компетенции Федеральных государственных образовательных стандартов. Например, «ОК-4. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, в том числе ситуациях риска, и нести за них ответственность» [1], или «ОПК-2. Способен анализировать мировоззренческие, социальные и личностно значимые проблемы в целях формирования ценностных, этических основ профессионально-служебной деятельности» [2].
Специфика правовой деятельности обусловливает выделение в качестве важной составляющей профессиональной ответственности – морально-этическую ответственность.
Данное обстоятельство объясняется многими причинами. Прежде всего, тем фактом, что основополагающим принципом профессиональной деятельности юриста должна являться «Справедливость». Без этого деятельность в области права теряет смысл. Кроме того, от работников в области права требуется соблюдение таких составляющих юридической этики, как объективность, независимость, беспристрастие, соблюдение «презумпции невиновности» и прав человека.
Кроме того, важной причиной, предопределяющей необходимость развития морально-этической ответственности у студентов юридических колледжей и вузов, является нерешенная в нашей стране проблема коррупции. По данным Международной службы статистики, «индекс восприятия коррупции» (ИВК) для Росси в 2021 г. равен 29 («0» – максимальный уровень коррупции, «100» – минимальный). Для сравнения: в Финляндии этот показатель равен 88; а в Южном Судане – 11. При этом баллы по годам меняются несущественно 30, 28, 28, 29 – соответственно в 2020, 2019, 2018, 2017 гг. Россия, исходя из приведенных данных, занимает 136 место из 180 стран. Достаточно сильна коррупция и в силовых структурах. По данным «РИА Новости» (09.12.2021), за первые 9 месяцев 2021 года в коррупционных действиях обвинены: должностные лица правоохранительных органов – 898 (в том числе органов внутренних дел – 672, приставы – 47, таможня – 30, следствие и дознание – 62 (СК – 19, МВД – 38), прокуроров – 16, судей – 9). Так как склонность к коррупции, по мнению ученых и практиков [3; 4], зависит во многом от осознания и принятия личностью морально-этических ценностей, выбранная нами тема, несомненно, актуальна.
В психолого-педагогической литературе последнего времени встречается достаточно много работ, связанных с изучением морально-этической ответственности студентов. Например:
- Н.Г. Баженова изучала влияние деятельности студентов в общественных организациях на формирование у них морально-этической ответственности [5];
- Е.В. Камнева использовала в качестве респондентов студентов экономических специальностей вуза и получила данные о соотношении сформированности у них морально-этической ответственности с таким параметром, как отношение к деньгам [6];
- Е.И. Коваленко проводила свои исследования в медицинском вузе, исследовав особенности морально-этической ответственности у ординаторов разных лет обучения [7];
- целью исследования Е.В. Крутых стало изучение особенностей сформированности компонентов морально-этической ответственности и установление связи между ними у студентов технического вуза [8].
Достаточно полно представлены исследования, связанные развитием моральных и этических ценностей у будущих юристов, однако большая часть из них посвящена подготовке юристов вузе и носит теоретический характер.
Важно отметить, что недостаточная сформированность морально-этической ответственности приводит во многих случаях к профессиональным деформациям юристов, выбору несоответствующих, а часто и преступных методов работы, к незащищенности от негативного воздействия противоправных элементов и др. В связи с этим в настоящее время разрабатывается «Концепция деятельности юриста», основанием которой станет «…неотделимость морально-этических требований, предъявляемых к современному юристу, от общественной практики» [9, с. 99].
Перед началом исследования по оценке сформированности морально-этической ответственности у студентов юридических специальностей колледжа мы определили ключевые понятия исследования:
- профессиональную ответственность мы трактуем как свойство личности, определяющее ее готовность к осознанной саморегуляции профессиональной деятельности на основе рефлексии ее последствий;
- морально-этическую ответственность рассматриваем как интегративное свойство личности юриста, определяющее осознанную саморегуляцию его профессиональной деятельности в области права на основе осознанных и принятых им моральных и этических норм.
Материалы и методы исследования
Сказанное выше предопределяет необходимость целенаправленной, систематической работы по развитию морально-этических ценностей при подготовке юристов. Однако, прежде всего, важно оценить уровень сформированности у студентов указанных качеств. С этой целью нами был проведен эксперимент, в котором участвовали 362 студента СПО юридических специальностей (г. Челябинск) и 79 студентов Челябинского государственного университета (Троицкий филиал) различных специальностей и направлений подготовки, включая студентов специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности».
Исследование проходило на основе использования методики И.Г. Тимощука [10] «Диагностика уровня морально-этической ответственности личности» (ДУМЭОЛ), включающей шесть следующих шкал: «I. Рефлексия на морально-этические ситуации (моральная рефлексия или рефлексия, актуализирующаяся в ситуациях, связанных с морально-этическими коллизиями и конфликтами). II. Интуиция в морально-этической сфере (нравственная интуиция). III. Экзистенциальный аспект ответственности. IV. Альтруистические эмоции. V. Морально-этические ценности. VI. Шкала лжи (социальной желательности)» [10, с. 37] и общий показатель, как результат суммирования данных пяти шкал. Данные по шестой шкале (социальная желательность) оценивались отдельно.
Результаты эксперимента были распределены, согласно методике И.Г. Тимощука, по уровням: «…низкий уровень морально-этической ответственности наблюдается при общем количестве баллов от 0 до 5 (менее 33% от максимально возможного балла); средний уровень от 5 до 15 баллов (34–59%); высокий – от 15 до 25 баллов (выше 60%)» [10, с. 39]. Если респондент набирал по «шкале лжи» (социальная желательность) три балла и выше, то его баллы в общих результатах не учитывались. При статистической обработке данных использовалась методика Стьюдента.
Результаты исследования и их обсуждение
В таблице представлены результаты эксперимента для студентов колледжа и студентов вуза математических, психолого-педагогических и юридических направлений подготовки и специальностей. При этом анализировались как обобщенные результаты, полученные суммированием баллов по каждой шкале, так и данные по шкалам.
В таблице и на рисунке использовались следующие обозначения: «I – Рефлексия на морально-этические ситуации (моральная рефлексия или рефлексия, актуализирующаяся в ситуациях, связанных с морально-этическими коллизиями и конфликтами). II – Интуиция в морально-этической сфере (нравственная интуиция). III – Экзистенциальный аспект ответственности. IV – Альтруистические эмоции. V – Морально-этические ценности. VI – Шкала лжи (социальной желательности)» [10, с. 37].
В графическом виде результаты тестирования для студентов юридических специальностей колледжа и вуза представлены на рисунке.
Анализ результатов, представленных в таблице и на рисунке, позволяет сделать вывод, что высокие баллы по обобщенному параметру морально-этической ответственности (выше 60% от максимально возможного балла) наблюдаются только у студентов вуза юридических специальностей и направлений подготовки. Средний уровень – у студентов других специальностей вуза и студентов колледжа. Значимые отличия между группами были зафиксированы по общему показателю исследуемого параметра только между студентами юридического колледжа и студентами вуза юридических специальностей.
При анализе результатов тестирования студентов колледжа по отдельным параметрам (таблица) было установлено, что по шкалам «нравственная интуиция» (II) и «альтруистические эмоции» (IV) показатели были на высоком уровне, соответственно 76,52% и 73,48% от максимально возможного балла. Несмотря на это, у студентов юридических специальностей вуза эти показатели были все же несколько выше, соответственно 76,84% и 83,68%. Отличия по показателям у студентов юридических специальностей вуза и колледжа были зафиксированы по всем шкалам, однако по шкале II – «нравственная интуиция» отличия были не значимые.
Попытка объяснить полученные результаты привела нас к необходимости проведения сравнительного анализа возрастных и индивидуальных особенностей студентов вуза и колледжа.
Результаты эксперимента по исследованию морально-этической ответственности студентов (в % от максимально возможного балла)
Студенты |
Шкалы |
Общий уровень (ОУ) |
||||
I |
II |
III |
IV |
V |
||
СПО (юридические специальности колледжа на базе 9 классов) |
46,67 |
76,52 |
45,91 |
73,48 |
51,36 |
58,91 |
Студенты математических и информационных направлений подготовки |
54,40 |
59,60 |
40,80 |
78,00 |
48,00 |
56,16 |
Студенты юридических специальностей вуза |
53,16 |
76,84 |
53,16 |
83,68 |
56,32 |
64,63 |
Студенты психолого-педагогических направлений подготовки |
52,00 |
69,33 |
38,00 |
73,33 |
42,00 |
56,00 |
Уровень развития морально-этической ответственности у студентов колледжа и вуза (юридические специальности)
Согласно периодизации психического развития Д.Б. Эльконина [11], на которую мы опирались в нашем исследовании, подавляющее количество студентов колледжа (на базе 9 классов) имеют возраст от 16 до 18 лет, т.е. их возраст совпадает с окончанием периода ранней юности, студенты вуза на 2–3 года старше, и их возраст совпадает с началом взрослости.
В аспекте исследования важно рассмотреть ценностную составляющую личности студентов: по мнению ряда авторов [12; 13], система ценностей становится устойчивой, иерархической, влияющей на убеждения и взгляды человека, только к окончанию периода ранней юности. Кроме того, у большей части студентов СПО уровень рефлексии и саморегуляции деятельности еще недостаточно сформирован, и во многом они пока не способны взвешивать внешние и внутренние обстоятельства, что не позволяет им принимать достаточно ответственные решения.
В возрасте 16–18 (большинство студентов колледжа входили в эту возрастную группу) происходит интенсивное развитие эмоциональной сферы, однако при этом пока еще сохраняется разделение интеллектуальной и эффективной составляющей, чем можно объяснить разрыв между поведением и нравственным самосознанием. Особенно это характерно для студентов младших курсов колледжа, у которых часто внешние действия не соответствуют внутреннему состоянию [12; 14]. Доказательством этого служит тот факт, что у студентов колледжа в большей степени сформированы (таблица, рисунок) такие параметры, как «Интуиция в морально-этической сфере» и «Альтруистические эмоции» (соответственно 76,52 и 73,48 – высокий уровень), но недостаточно сформированы «Рефлексия на морально-этические ситуации» и «Экзистенциальный аспект ответственности» (соответственно 46,67 и 45,91).
На особенности проявления морально-этической ответственности оказывает влияние «кризис идентичности», который является характерным для рассматриваемого возраста. Кризис идентичности обусловлен «противоречиями между желаемым личностным и реальными достижениями… личность перестает совпадать с собой, и это приводит к психической напряженности, эмоциональной неуравновешенности» [14, с. 124]. При этом важно отметить, что преобразования, происходящие с личностью в период кризиса, становятся основой формирования устойчивых моральных и этических норм и правил, которые определяет характер и особенности проявления морально-этической ответственности.
Сравнительная оценка особенностей абитуриентов колледжа и вуза, проведенная по технологии экспертной оценки, позволила заключить, что на исследуемые показатели оказывает существенное влияние и жесткость конкурсного отбора. Например, в годы, где конкурс в колледж был достаточно высок, общий уровень морально-этической ответственности и показатели по шкалам значимо отличались в высшую сторону. Это говорит о связи уровня знаний и интеллектуального развития абитуриентов с показателями морально-этической ответственности (однако в этом случае нужны дополнительные исследования, которые мы планируем провести в дальнейшем).
Заключение
Таким образом, исследование уровня развития морально-этической ответственности у студентов юридических специальностей колледжа позволило выявить проблемы в их подготовке к профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС СПО, наметить программу дальнейшего исследования, включающую более глубокий анализ причин недостаточно высокого уровня обозначенных выше показателей, и разработать на этой основе систему воспитательной и коррекционной работы, которая будет представлена в следующих статьях.