Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

MORAL AND ETHICAL RESPONSIBILITY OF THE INDIVIDUAL AS AN IMPORTANT COMPONENT OF THE PROFESSIONAL RESPONSIBILITY OF LAW COLLEGE GRADUATES

Lezhneva N.V. 1
1 Troitsk branch Chelyabinsk state university
The article justifies the need to develop the moral and ethical responsibility of students of legal specialties of the SPO as an important component of the professional responsibility of future lawyers. In the aspect of the topic of research, the concepts of professional responsibility are specified as “a property of the individual that determines its readiness for conscious self-regulation of professional activity based on the reflection of its consequences” and the moral and ethical responsibility of lawyers as “an integrative property of the personality of a lawyer that determines the conscious self-regulation of his professional activity in the field of law based on conscious and accepted moral and ethical norms”. The assessment of the formation of moral and ethical responsibility among students of the vocational school of legal specialties was carried out according to the method of I.G. Tymoshchuk, which made it possible not only to identify the general level of formation of the studied parameter, but also to specify certain parameters: reflection on moral and ethical situations, intuition in the moral and ethical sphere, responsibility (existential aspect), altruistic emotions, moral and ethical values. The comparative analysis of the results of students of the university and the college of legal specialties made it possible to identify significant differences not only in terms of the generalized indicator of moral and ethical responsibility, but also in all scales, except for “moral intuition,” the results obtained were explained by the age characteristics of students, as well as less stringent, compared to the university, admission rules.
professional responsibility
moral and ethical responsibility
training of lawyers
college

Формирование готовности к профессиональной ответственности у студентов вузов и СПО является важной составляющей их подготовки. О значимости сказанного свидетельствуют общие, универсальные или общепрофессиональные компетенции Федеральных государственных образовательных стандартов. Например, «ОК-4. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, в том числе ситуациях риска, и нести за них ответственность» [1], или «ОПК-2. Способен анализировать мировоззренческие, социальные и личностно значимые проблемы в целях формирования ценностных, этических основ профессионально-служебной деятельности» [2].

Специфика правовой деятельности обусловливает выделение в качестве важной составляющей профессиональной ответственности – морально-этическую ответственность.

Данное обстоятельство объясняется многими причинами. Прежде всего, тем фактом, что основополагающим принципом профессиональной деятельности юриста должна являться «Справедливость». Без этого деятельность в области права теряет смысл. Кроме того, от работников в области права требуется соблюдение таких составляющих юридической этики, как объективность, независимость, беспристрастие, соблюдение «презумпции невиновности» и прав человека.

Кроме того, важной причиной, предопределяющей необходимость развития морально-этической ответственности у студентов юридических колледжей и вузов, является нерешенная в нашей стране проблема коррупции. По данным Международной службы статистики, «индекс восприятия коррупции» (ИВК) для Росси в 2021 г. равен 29 («0» – максимальный уровень коррупции, «100» – минимальный). Для сравнения: в Финляндии этот показатель равен 88; а в Южном Судане – 11. При этом баллы по годам меняются несущественно 30, 28, 28, 29 – соответственно в 2020, 2019, 2018, 2017 гг. Россия, исходя из приведенных данных, занимает 136 место из 180 стран. Достаточно сильна коррупция и в силовых структурах. По данным «РИА Новости» (09.12.2021), за первые 9 месяцев 2021 года в коррупционных действиях обвинены: должностные лица правоохранительных органов – 898 (в том числе органов внутренних дел – 672, приставы – 47, таможня – 30, следствие и дознание – 62 (СК – 19, МВД – 38), прокуроров – 16, судей – 9). Так как склонность к коррупции, по мнению ученых и практиков [3; 4], зависит во многом от осознания и принятия личностью морально-этических ценностей, выбранная нами тема, несомненно, актуальна.

В психолого-педагогической литературе последнего времени встречается достаточно много работ, связанных с изучением морально-этической ответственности студентов. Например:

- Н.Г. Баженова изучала влияние деятельности студентов в общественных организациях на формирование у них морально-этической ответственности [5];

- Е.В. Камнева использовала в качестве респондентов студентов экономических специальностей вуза и получила данные о соотношении сформированности у них морально-этической ответственности с таким параметром, как отношение к деньгам [6];

- Е.И. Коваленко проводила свои исследования в медицинском вузе, исследовав особенности морально-этической ответственности у ординаторов разных лет обучения [7];

- целью исследования Е.В. Крутых стало изучение особенностей сформированности компонентов морально-этической ответственности и установление связи между ними у студентов технического вуза [8].

Достаточно полно представлены исследования, связанные развитием моральных и этических ценностей у будущих юристов, однако большая часть из них посвящена подготовке юристов вузе и носит теоретический характер.

Важно отметить, что недостаточная сформированность морально-этической ответственности приводит во многих случаях к профессиональным деформациям юристов, выбору несоответствующих, а часто и преступных методов работы, к незащищенности от негативного воздействия противоправных элементов и др. В связи с этим в настоящее время разрабатывается «Концепция деятельности юриста», основанием которой станет «…неотделимость морально-этических требований, предъявляемых к современному юристу, от общественной практики» [9, с. 99].

Перед началом исследования по оценке сформированности морально-этической ответственности у студентов юридических специальностей колледжа мы определили ключевые понятия исследования:

- профессиональную ответственность мы трактуем как свойство личности, определяющее ее готовность к осознанной саморегуляции профессиональной деятельности на основе рефлексии ее последствий;

- морально-этическую ответственность рассматриваем как интегративное свойство личности юриста, определяющее осознанную саморегуляцию его профессиональной деятельности в области права на основе осознанных и принятых им моральных и этических норм.

Материалы и методы исследования

Сказанное выше предопределяет необходимость целенаправленной, систематической работы по развитию морально-этических ценностей при подготовке юристов. Однако, прежде всего, важно оценить уровень сформированности у студентов указанных качеств. С этой целью нами был проведен эксперимент, в котором участвовали 362 студента СПО юридических специальностей (г. Челябинск) и 79 студентов Челябинского государственного университета (Троицкий филиал) различных специальностей и направлений подготовки, включая студентов специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности».

Исследование проходило на основе использования методики И.Г. Тимощука [10] «Диагностика уровня морально-этической ответственности личности» (ДУМЭОЛ), включающей шесть следующих шкал: «I. Рефлексия на морально-этические ситуации (моральная рефлексия или рефлексия, актуализирующаяся в ситуациях, связанных с морально-этическими коллизиями и конфликтами). II. Интуиция в морально-этической сфере (нравственная интуиция). III. Экзистенциальный аспект ответственности. IV. Альтруистические эмоции. V. Морально-этические ценности. VI. Шкала лжи (социальной желательности)» [10, с. 37] и общий показатель, как результат суммирования данных пяти шкал. Данные по шестой шкале (социальная желательность) оценивались отдельно.

Результаты эксперимента были распределены, согласно методике И.Г. Тимощука, по уровням: «…низкий уровень морально-этической ответственности наблюдается при общем количестве баллов от 0 до 5 (менее 33% от максимально возможного балла); средний уровень от 5 до 15 баллов (34–59%); высокий – от 15 до 25 баллов (выше 60%)» [10, с. 39]. Если респондент набирал по «шкале лжи» (социальная желательность) три балла и выше, то его баллы в общих результатах не учитывались. При статистической обработке данных использовалась методика Стьюдента.

Результаты исследования и их обсуждение

В таблице представлены результаты эксперимента для студентов колледжа и студентов вуза математических, психолого-педагогических и юридических направлений подготовки и специальностей. При этом анализировались как обобщенные результаты, полученные суммированием баллов по каждой шкале, так и данные по шкалам.

В таблице и на рисунке использовались следующие обозначения: «I – Рефлексия на морально-этические ситуации (моральная рефлексия или рефлексия, актуализирующаяся в ситуациях, связанных с морально-этическими коллизиями и конфликтами). II – Интуиция в морально-этической сфере (нравственная интуиция). III – Экзистенциальный аспект ответственности. IV – Альтруистические эмоции. V – Морально-этические ценности. VI – Шкала лжи (социальной желательности)» [10, с. 37].

В графическом виде результаты тестирования для студентов юридических специальностей колледжа и вуза представлены на рисунке.

Анализ результатов, представленных в таблице и на рисунке, позволяет сделать вывод, что высокие баллы по обобщенному параметру морально-этической ответственности (выше 60% от максимально возможного балла) наблюдаются только у студентов вуза юридических специальностей и направлений подготовки. Средний уровень – у студентов других специальностей вуза и студентов колледжа. Значимые отличия между группами были зафиксированы по общему показателю исследуемого параметра только между студентами юридического колледжа и студентами вуза юридических специальностей.

При анализе результатов тестирования студентов колледжа по отдельным параметрам (таблица) было установлено, что по шкалам «нравственная интуиция» (II) и «альтруистические эмоции» (IV) показатели были на высоком уровне, соответственно 76,52% и 73,48% от максимально возможного балла. Несмотря на это, у студентов юридических специальностей вуза эти показатели были все же несколько выше, соответственно 76,84% и 83,68%. Отличия по показателям у студентов юридических специальностей вуза и колледжа были зафиксированы по всем шкалам, однако по шкале II – «нравственная интуиция» отличия были не значимые.

Попытка объяснить полученные результаты привела нас к необходимости проведения сравнительного анализа возрастных и индивидуальных особенностей студентов вуза и колледжа.

Результаты эксперимента по исследованию морально-этической ответственности студентов (в % от максимально возможного балла)

Студенты

Шкалы

Общий уровень

(ОУ)

I

II

III

IV

V

СПО (юридические специальности колледжа на базе 9 классов)

46,67

76,52

45,91

73,48

51,36

58,91

Студенты математических и информационных направлений подготовки

54,40

59,60

40,80

78,00

48,00

56,16

Студенты юридических специальностей вуза

53,16

76,84

53,16

83,68

56,32

64,63

Студенты психолого-педагогических направлений подготовки

52,00

69,33

38,00

73,33

42,00

56,00

missing image file

Уровень развития морально-этической ответственности у студентов колледжа и вуза (юридические специальности)

Согласно периодизации психического развития Д.Б. Эльконина [11], на которую мы опирались в нашем исследовании, подавляющее количество студентов колледжа (на базе 9 классов) имеют возраст от 16 до 18 лет, т.е. их возраст совпадает с окончанием периода ранней юности, студенты вуза на 2–3 года старше, и их возраст совпадает с началом взрослости.

В аспекте исследования важно рассмотреть ценностную составляющую личности студентов: по мнению ряда авторов [12; 13], система ценностей становится устойчивой, иерархической, влияющей на убеждения и взгляды человека, только к окончанию периода ранней юности. Кроме того, у большей части студентов СПО уровень рефлексии и саморегуляции деятельности еще недостаточно сформирован, и во многом они пока не способны взвешивать внешние и внутренние обстоятельства, что не позволяет им принимать достаточно ответственные решения.

В возрасте 16–18 (большинство студентов колледжа входили в эту возрастную группу) происходит интенсивное развитие эмоциональной сферы, однако при этом пока еще сохраняется разделение интеллектуальной и эффективной составляющей, чем можно объяснить разрыв между поведением и нравственным самосознанием. Особенно это характерно для студентов младших курсов колледжа, у которых часто внешние действия не соответствуют внутреннему состоянию [12; 14]. Доказательством этого служит тот факт, что у студентов колледжа в большей степени сформированы (таблица, рисунок) такие параметры, как «Интуиция в морально-этической сфере» и «Альтруистические эмоции» (соответственно 76,52 и 73,48 – высокий уровень), но недостаточно сформированы «Рефлексия на морально-этические ситуации» и «Экзистенциальный аспект ответственности» (соответственно 46,67 и 45,91).

На особенности проявления морально-этической ответственности оказывает влияние «кризис идентичности», который является характерным для рассматриваемого возраста. Кризис идентичности обусловлен «противоречиями между желаемым личностным и реальными достижениями… личность перестает совпадать с собой, и это приводит к психической напряженности, эмоциональной неуравновешенности» [14, с. 124]. При этом важно отметить, что преобразования, происходящие с личностью в период кризиса, становятся основой формирования устойчивых моральных и этических норм и правил, которые определяет характер и особенности проявления морально-этической ответственности.

Сравнительная оценка особенностей абитуриентов колледжа и вуза, проведенная по технологии экспертной оценки, позволила заключить, что на исследуемые показатели оказывает существенное влияние и жесткость конкурсного отбора. Например, в годы, где конкурс в колледж был достаточно высок, общий уровень морально-этической ответственности и показатели по шкалам значимо отличались в высшую сторону. Это говорит о связи уровня знаний и интеллектуального развития абитуриентов с показателями морально-этической ответственности (однако в этом случае нужны дополнительные исследования, которые мы планируем провести в дальнейшем).

Заключение

Таким образом, исследование уровня развития морально-этической ответственности у студентов юридических специальностей колледжа позволило выявить проблемы в их подготовке к профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС СПО, наметить программу дальнейшего исследования, включающую более глубокий анализ причин недостаточно высокого уровня обозначенных выше показателей, и разработать на этой основе систему воспитательной и коррекционной работы, которая будет представлена в следующих статьях.