Сегодня для нашей страны особенно актуальной стала проблема удовлетворения потребностей общества в высококвалифицированных специалистах. Высокие темпы развития экономики России в условиях санкций, выдвинутых европейским сообществом, большой информационный поток, подлежащий усвоению к концу обучения выпускниками высших учебных заведений, а также постоянно меняющиеся требования, предъявляемые к специалистам – все это предопределило использование в вузовском образовании разнообразных методов обучения, подобранных в соответствии с целями, изложенными в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [1].
Цель исследования – предложить наиболее эффективные способы активного обучения студентов медицинской и фармацевтической специальностей латинскому языку, применяемые преподавателями кафедры иностранных языков Пятигорского медико-фармацевтического института.
Материалы и методы исследования
Учебно-методические пособия, рабочие тетради для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, сборники тестовых заданий; организация и осуществление учебной и других видов деятельности, методы трансляции учебных материалов (кейс-технология, сетевая технология); стимулирования учебной деятельности (методы развития интереса и методы развития ответственности); контроля и самоконтроля (индивидуальные и групповые, репродуктивные и творческие, синхронные и асинхронные); метод синтеза и анализа имеющегося материала; метод моделирования.
Результаты исследования и их обсуждение
Исходя из новых формирующихся потребностей общества, диктуемых необратимыми, кризисными трансформациями, происходящими в мире в целом и в России в частности, необходимо признать тот факт, что традиционная схема обучения, при которой происходило транслирование готовых знаний от преподавателя к студентам, оказывается малоэффективной и неполной. Современное общество потребления и становление новой реальности подталкивает к осознанию необходимости пересмотра старой существующей модели взаимодействия между обучающим и обучаемым, укоренившейся в отечественном образовании, требует ее пересмотра и видоизменения, выраженных в создании совершенно иного подхода к организации образовательного процесса и, как следствие, к тотальному изменению системы взаимоотношений между преподавателем и студентом.
Все вышесказанное неизменно приводит к вопросу: какие меры необходимо предпринять с целью изменения системы обучения так, чтобы повысилась эффективность учебы? Рассматривая эту проблему с традиционной позиции понимания учебного процесса в высшем учебном заведении, можно говорить о двух участвующих в нем сторонах: преподаватель, организующий не только познавательную, но и другие виды деятельности обучаемых с учетом их индивидуальных особенностей. При этом преподаватель использует такие средства и методы обучения, которые создают благоприятные условия для овладения основами изучаемого предмета, а также для воспитания и развития познавательных и творческих способностей обучаемых [2, 3]. Второй стороной учебного процесса является обучающийся в высшем учебном заведении, т.е. студент, которому в современной парадигме образовательного процесса отводится не пассивная, а активная роль. В этом случае одной из основных задач современного образования является трансформация роли преподавателя из педагога-наставника, передающего знания и опыт обучающемуся, в педагога-проводника [4], помогающему студентам разобраться, правильно структурировать и анализировать тот огромный массив информации, который представляют современные печатные и особенно информационные интернет-ресурсы. Таким образом, в наступившем десятилетии мы можем говорить о новом образе педагога высшей школы, включающем в себя изменение и трансформацию его позиции по отношению к студенту и представляющему собой скорее наставника-проводника, стоящего не столько в превосходящей позиции над ним, сколько помогающим студенту активно включиться в процесс обучения, осознать свою зону ответственности в процессе приобретения и усвоения знаний, выстроить равноправные отношения с преподавателем.
На наш взгляд, интересным представляется решение данной проблемы, предлагаемое преподавателями кафедры иностранных языков Пятигорского медико-фармацевтического института (далее ПМФИ), ведущих практические занятия по дисциплине «Латинский язык» для студентов следующих специальностей: «Фармация», «Стоматология» и «Лечебное дело». В образовательном процессе каждый из преподавателей выходит из рамок учителя, обладающего глубокими теоретическими знаниями своего предмета, а также различными методическими средствами и приемами. Преподаватель становится квалифицированным консультантом, владеющим современными методами консультирования по разрешению различных проблем. Студент в таком случае становится полноправным активным участником образовательного процесса и превращается в союзника преподавателя. Он сам формулирует цель, выявляет проблему, анализирует информацию, разрабатывает критерии и занимается поиском возможных путей ее решения. Роль преподавателя заключается в направлении процесса обучения с помощью методов управленческого консультирования.
Из приведенного выше можно отметить, что процесс обучения приобретает совершенно новые черты и характер, приобретает новые цели и задачи. Это, в свою очередь, требует применения новых активных методов и технологий, которые зависят от ряда условий: специфики содержания изучаемого материала, индивидуальных особенностей студентов, уровня подготовленности к обучению, наличие средств обучения и пр. Комплексное использование этих методов и средств требует такой организации учебного процесса, при которой происходит полноценная активизация учебно-познавательной деятельности, а также воспитания студентов.
Необходимо акцентировать внимание на том, что обучение латинскому языку как учебному предмету имеет ряд специфических особенностей, так как методика преподавания «живых» языков, безусловно, в корне отличается от методики преподавания так называемых «мертвых» классических языков. Изучение латинского языка представляет собой задачу первостепенной важности для построения продуктивного процесса обучения на первом курсе медицинских вузов. Латинский язык является составной частью корпуса общеобразовательных и специализированных предметов, овладев которыми студент не только повышает свой интеллектуальный уровень, пополняет необходимый запас знаний, но и оттачивает рационализм и логику, без которых невозможна последующая самореализация в будущей профессии.
Размышления над внедрением эффективных методов для успешного преподавания и усвоения материала, преподносимого в процессе изучения латинского языка, проистекают из конечного результата, а именно из того, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать студент по окончании освоения учебной программы курса «Латинский язык» в вузе медико-фармацевтической направленности. Важным моментом в преподавании «мертвых» языков, в частности латинского языка, является тот факт, что система знаний по предмету «Латинский язык» строится таким образом, чтобы достигнуть главной цели обучения – подготовить квалифицированного специалиста, в совершенстве владеющего научной медицинской терминологией, в связи с чем обучение латинскому языку базируется на необходимости запоминания огромного количества специализированных терминов медицинской и фармацевтической направленности, без знания которых невозможно дальнейшее успешное освоение будущей профессии. Таким образом, в процессе обучения латинскому языку делается акцент на новые инновационные мнемотические способы и техники запоминания иноязычных слов и выражений, что приводит к необходимости ухода от традиционных грамматических, грамматико-морфологических и переводных методов изучения «мертвого» языка в пользу новых современных методик.
Так, например, для развития запоминания и творческого мышления студентов в процессе изучения латинского языка, преподаватели применяют следующие методы активного обучения: эвристические беседы, учебные дискуссии, поисковые работы. Важным элементом в обучении является самостоятельная работа с дополнительными источниками литературы как способ самопознания, развития общекультурного кругозора, познавательных интересов и способностей, эстетического восприятия окружающего мира и упорядочения системы нравственных взглядов.
Как правило, каждый метод решает не одну узконаправленную задачу обучения, воспитания или развития, а обеспечивает их комплексное решение. При этом, выбирая тот или иной метод, преподаватель руководствуется тем, каковы преимущества и недостатки выбранного метода.
Выбор метода обусловлен и количеством времени, отводимого на тот или иной аспект. Так, например, на беседу требуется больше времени, чем на простое изложение учебного материала. Однако несомненным достоинством беседы является то, что в ее процессе происходит постоянное побуждение студентов к размышлению с привлечением ранее полученных знаний. Это не только развивает их мышление и память, но и позволяет принимать активное участие в работе, проявляя заинтересованность к ней. В это же время у преподавателя есть возможность выявить ошибочные представления и суждения студентов, а следовательно, предупредить возможные ошибки в усвоении учебного материала [5]. Такой способ, как беседа, особенно важен при изучении таких теоретических разделов предмета, как «Из истории латинского языка», «Система понятий и терминосистема», «Анатомическая терминология как система», «Фармацевтическая терминология как система», «Культурное наследие латинского языка в пословицах и поговорках» и др. Студенты с удовольствием участвуют в круглых столах, посещают тематические кружки, подготавливают мультимедийные презентации и участвуют в дискуссиях по вышеуказанной тематике.
Еще одним методом активного обучения является технология критического мышления. Следует отметить, что данная методика совсем не ассоциируется с чем-то негативным, не подразумевает спор, дискуссию или конфликт. Она в большей степени определяется как разумное, рефлексивное мышление [6], позволяет объективно рассуждать, дает возможность взглянуть на предметы с разных сторон, с учетом мнений других людей, а также отказаться от собственных предубеждений и выйти на новый уровень решения проблемы с использованием обновленных возможностей.
Использование указанной выше технологии в процессе обучения латинскому языку в ПМФИ помогает решить следующие задачи:
− дает возможность студентам расставить приоритеты;
− позволяет принимать индивидуальные решения, требующие определенной степени ответственности;
− повышает уровень работы с информационным потоком;
− развивает самостоятельную работу студентов (при совместном участии преподавателя в планировании работы и оценке результатов).
Что касается методического обеспечения для развития технологии критического мышления и организации самостоятельной работы студентов, то преподаватели кафедры иностранных языков используют следующие эффективные приемы, перечисленные и представленные ниже:
1. Прием «Корзина терминов, понятий…». Используется для актуализации полученного опыта и знаний по изученной теме как при индивидуальной, так и при групповой форме работы со студентами. Студентам дается следующая установка: «На прошлом практическом занятии вы изучили тему «Существительные второго склонения». Сейчас каждому из вас / каждой группе студентов необходимо вспомнить и записать по 10 существительных второго склонения». Каждый студент / группа студентов вспоминает и записывает те термины, которые были изучены в ходе предыдущего занятия, а также дополнительные термины, выученные самостоятельно в ходе выполнения домашней работы. Затем преподаватель предлагает студенческим группам обменяться информацией в парах/группах, путем озвучивания записанных слов и осуществить анализ и исправление и допущенных ошибок.
Рассматриваемый прием может быть также реализован в процессе выполнения следующего упражнения:
Упражнение 1. Распределите по трем группам следующие термины:
os parietale; patella, ae f; os temporale; femur, oris n; stroma dentis; mucosa laryngis, cartilagines nasi, venae profundae, cava profunda.
согласованное определение |
несогласованное определение |
однословные термины |
Студенты делятся на три группы и приступают к выполнению упражнения.
2. Прием «Пометки на полях», как правило, применяется в ПМФИ в ходе самостоятельного изучения студентами новой темы и составления конспекта, так как он позволяет отслеживать понимание прочитанной информации благодаря специальным маркировочным знакам, оставляемым в изучаемом тексте. Так, например, знаком «+» студенты отмечают информацию, которая им уже известна; знаком «!» отмечается новое знание, новая информация, знаком «?!» отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у студентов представлениями; знаком «?» отмечается то, что осталось непонятным. Несмотря на кажущуюся простоту, данный метод позволяет улучшить качество самостоятельной работы студентов, помочь в составлении алгоритма работы, научиться структурировать материал, подтолкнуть их к творческому анализу, отслеживать динамику накопления новых знаний. Использовать данный прием рекомендуется при самостоятельном изучении студентами таких тем, как «История развития латинского языка», «Введение в фармацевтическую и медицинскую терминологию» и т.д. [7].
3. Прием «Графические схемы» делает возможным наглядное и понятное представление практически любой темы (как частично, так и полностью). Это один из эффективных и удобных приемов усвоения информации, так как у каждого человека та или иная тема (проблема, ситуационная задача и т.п.) представлена в голове схематически. Кроме того, составление схем помогает превратить догматическое мышление в критическое, творческое.
В ходе обучения латинскому языку у преподавателей кафедры иностранных языков ПМФИ в арсенале креативных и инновационных средств обучения имеются разнообразные виды схем, наиболее часто используемые из которых приводятся далее. Так, популярным и наглядным средством обучения является схема фишбоун (от англ. fishbone – рыбья кость, рыбий скелет), разработанная японским профессором Кауро Ишикава [8]. В ее основе лежит диаграмма в форме рыбьего хвоста, позволяющая структурировать изучаемую тему путем анализа причинно-следственных связей (рис. 1). Диаграмма состоит из четырех блоков (голова, хвост, верхние и нижние косточки), связанных одним звеном (основной костью – хребтом рыбы). Голова – это сама проблема, вопрос или тема, подлежащая изучению. На верхних косточках (расположенных под углом 45 градусов) фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
Рис. 1. Схема фишбоун
Рис. 2. Ментальная карта
Нижние косточки – факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, указанных на схеме. Хвост представляет собой ответ на поставленный вопрос и содержит выводы и обобщения. Особую ценность данного метода мы видим в том, что, используя данную схему, обучающиеся учатся излагать материал кратко, точно, лаконично, отображая лишь суть понятий.
Особое место в преподавании и изложении материала учебной дисциплины «Латинский язык» в ПМФИ занимают понятия «кластеры» (от англ. cluster – рой, гроздь, скопление) и «кластерный анализ», которые были введены в употребление математиком Р. Трайоном. Суть использования этого метода заключается в том, что весь изучаемый материал по дисциплине «Латинский язык» можно представить в виде кластеров – тематических объединений нескольких однородных элементов, которые рассматриваются как самостоятельная единица с определенными свойствами: «Имена существительные II склонения», «Повелительное наклонение глагола», «Сокращения в рецепте» и т.д. Использование данного метода предполагает варьирование разного рода упражнений для самостоятельной работы в аудитории и дома при самоподготовке. Задания по кластерам могут быть различными: исправить ошибки, дополнить, определить связи между указанными элементами и т.д. [7].
4. Прием «Составление ментальной карты» из всех предложенных методов является наиболее удобным инструментом для отображения мыслительного процесса и структурирования информации в визуальной форме. Данный прием был разработан британским психологом Т. Бьюзеном и дает наглядное представление об изучаемой информации, а также позволяет обобщить и систематизировать ее [9]. Суть ментальных карт (mind maps, майндмеппинга) заключается в том, что в центре чистого листа помещается исследуемая тема, а дополнительные понятия отмечаются вокруг в древовидном виде. При этом студенты могут использовать не только ручки синего, зеленого и черного цветов, но и цветные ручки, карандаши и фломастеры, чтобы сделать карту яркой и запоминающейся (рис. 2).
5. Стремительно развивающийся научный прогресс, мировые катаклизмы, формирующие современную реальность, сочетающую и объединяющую в себе действительную и виртуальную реальности, подталкивают педагогов к внедрению в процессе обучения совершенно новых, нетрадиционных методов подачи материала с использованием социальных сетей и аккаунтов. Так, преподавателями ПМФИ успешно апробирован и внедрен в практику Метод «марафонов», суть которого состоит в создании альтернативного канала связи со студентами (группы в мессенджерах Whatsapp и Telegram) и размещения там видеороликов обучающего содержания. Пробными вариантами таких методов обучения являются созданные преподавателями ПМФИ обучающие группы с целью предоставления студентам отдельных кластеров теоретического материала по темам «Существительные первого склонения», «Существительные второго склонения», «Особенности склонений прилагательных» и т.д., что позволяет максимально приблизить процесс обучения к веяниям времени, а также создать возможность непрерывного образовательного и воспитательного процесса, курировать обучающихся, способствовать их постоянному личностному росту и индивидуальной самореализации.
Заключение
Исходя из анализа потребностей современного общества, ставящего в приоритет заботу о получении гражданами полного комплексного образования, имеющего, в свою очередь, целью формирование высоконравственной образованной личности, активно стремящейся к саморазвитию, самосовершенствованию и реализации себя в обществе в качестве высококвалифицированного специалиста, владеющего методами и способами профессионального становления и непрерывного творческого роста, требуется отметить необходимость внедрения и применения в образовательном процессе ряда современных актуальных творческих методов преподавания, кардинально отличающихся от традиционных методик и имеющих целью воспитание нового типа личности, открытого глубокому познанию мира и анализу возникающих ситуаций. Использование методов и технологий, приведенных в настоящей статье, способствует развитию личностных качеств, помогающих в работе над самим собой, стимулирует потребность в сломе старых отживших шаблонов поведения и сонастройки с нуждами общества и современной реальности.