К одним из важных условий развития общества в условиях стремительного социально-экономического развития современной России можно отнести формирование гармонично развитого человека. В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования особо подчеркнута важность воспитания детей в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями. Развитие таких важных общечеловеческих ценностей, как духовная культура, нравственные ориентиры, толерантность, интеллектуальная свобода и т.д., возможно только при создании совершенной системы обучения и воспитания, основными задачами которой является формирование духовно-нравственной сферы молодежи [1]. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечено, что в основе духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения должны быть базовые национальные ценности, сохраненные в уникальных традициях различных народов России [2, с. 18]. Важной составляющей данного процесса является формирование эстетического отношения к окружающему миру, т.е. развитие способности человека видеть прекрасное вокруг себя. Цель исследования – теоретический анализ проблемы формирования эстетического отношения младших школьников к окружающему миру.
Материалы и методы исследования
В ходе реализации поставленной цели исследования был проведен теоретический анализ ряда научных источников и документов, изучение и обобщение передового педагогического опыта в области эстетического воспитания.
Результаты исследования и их обсуждение
Термин «эстетика» в переводе с греческого «aisthetikos» означает «относящийся к чувствам». Впервые данное понятие было принято научным сообществом в XVIII в. как учение о чувственном познании, а также создании прекрасных образцов искусства. Эстетика, как теоретическое учение, направлена на изучение выразительных форм действительности в контексте понимания чувства прекрасного, т.е. становится предметом эстетического познания.
Становление и развитие эстетики как науки отразилось на ее содержании и структуре. Основные рассматриваемые аспекты эстетики связаны с различными проблемами в данной области.
На сегодняшний день современная эстетика содержит три основных раздела:
− сущность эстетических объектов, классификация эстетических ценностей;
− сущность эстетического сознания, его формы;
− сущность эстетической деятельности, ее классификация [3, с. 31].
В ходе анализа ряда научных источников в области философии, педагогики, психологии по проблеме формирования эстетического отношения личности к окружающему миру мы отметили неоднозначность в характеристиках ключевого понятия. В процессе рассмотрения сущностно-содержательной характеристики понятия эстетическое отношение личности к окружающему миру рассмотрим категорию «эстетическое».
В научно-философском аспекте «эстетическое» рассматривали с середины XIX в. Необходимо также отметить, что «эстетическое» рассматривалось мыслителями прошлого еще задолго до наступления Нового времени в аспекте прекрасного. В частности, философы античности отмечали, что в процессе эстетического познания человеком красоты природы, явлений мира формируются значимые качества личности, такие как способность чувствовать гармонию, видеть красоту и эстетически оценивать ее. В отечественной философии «эстетическое» рассматривалось в аспекте взаимосвязи объективного и субъектного. Ученые, определяя «эстетическое», рассматривали «прекрасное» как одну из качественных его сторон. Итак, обобщая различные мнения в трактовке понятия «эстетическое», мы связываем данное понятие с чувственным познанием, опытом личности в процессе его соприкосновения с окружающим миром.
Для ученых прошлого одной из важных проблем воспитания детей были вопросы, связанные с эстетическим воспитанием. Рассматриваемые вопросы, отражающие специфику эстетического воспитания, являются важными в содержании теории эстетики.
Обратимся к некоторым фактам из истории становления и развития эстетического воспитания. Впервые об эстетическом воспитании стали задумываться в эпоху Античности. В Древней Греции эстетическое воспитание было одним из важных элементов гармоничного развития молодого поколения, ему придавалось значение общегосударственной важности.
Великие мыслители Древней Греции создали наивысший эталон воспитанного человека, базирующийся на «калокагатии» (с греч. «kalos» – прекрасный, «agathos» – добрый). Философы причисляли к средствам воспитания совокупность физической красоты тела, духовные достоинства личности и искусство.
В IV веке до н.э. великий афинский мыслитель, философ Платон в своем учении впервые представил идеи эстетического воспитания. В своем учении он размышлял о взаимоотношении добра, красоты и истины. В период падения греко-римской империи приходят в упадок культура, образование и т.д. Но, несмотря на это, идеи эстетического воспитания не угасли.
В Средние века одним из ярких моментов в истории эстетического воспитания было рыцарское воспитание, важной особенностью которого стало воспитание чувства прекрасного. Следуя идеям Античности, педагоги эпохи Возрождения начали вновь задумываться о ценностях эстетического воспитания. В научных трактатах о воспитании личности данного исторического периода представлены гуманистические взгляды ученых на развитие личности. Учеными был выявлен и обоснован потенциал искусства, впервые были заложены основы художественного воспитания и образования.
Просветители эпохи Просвещения, рассматривая вопросы эстетического воспитания, отмечали, что оно должно быть составной частью развития личности. Ученые уделяли большое значение роли искусства в эстетическом воспитании, отмечая значимость приобщения личности к культурным ценностям в целом. Педагоги утверждали, что эстетическое воспитание является высшим критерием воспитания человека, и эстетически воспитанного человека отождествляли с воспитанным нравственно.
В ХХ–XXI вв. педагогические воззрения по вопросам эстетического воспитания получили свое дальнейшее развитие. Формирование целостной личности по законам красоты, несомненно, является главной целью.
Чувственный опыт человек получает в процессе эстетической деятельности, в практическом и духовном преобразовании действительности. Получая чувственный опыт в процессе эстетической деятельности, человек постепенно обретает умения и навыки получения эстетических знаний, восприятия эстетических ценностей и т.д.
Рассматриваемый нами феномен эстетического тесно сопряжен с понятиями, отражающими ряд эстетических явлений, одно из них – эстетическое отношение. Древнегреческий философ Платон одним из первых рассматривал понятие «отношение» с точки зрения единства идей, которые затем становятся понятны познанию.
Выдающийся философ, психолог С.Л. Рубинштейн связывал «отношение» с деятельностью личности. Ученый отмечал, что у человека в процессе активной деятельности происходит формирование определенных индивидуальных особенностей, важной из которых является отношение человека к миру [4, с. 600]. Таким образом, «отношение» можно определить как предпочтение человека, его взгляд на происходящее с ним, а также на процесс его деятельности, в том числе эстетической. Важно отметить, что эстетический контекст присутствует во всех сферах материальной и духовной деятельности человека, охватывая все стороны его жизни. И эстетическая деятельность находится в тесной связи с эстетическим отношением человека к окружающей действительности.
Исследователи определяют «эстетическое отношение» как процесс ценностного, личностного ориентирования личности в окружающей действительности. Ученые отмечают, что данный процесс может происходить в ходе познавательной, творческой, эстетической деятельности и основывается на развитой способности человека к эмпатии, принятых им критериях оценки.
Современные исследователи «эстетическое отношение» представляют как эмоционально-ценностное явление, чувственное взаимодействие человека с миром. Ученые трактуют данное понятие как духовный феномен, умение личности взаимодействовать с окружающим миром в процессе ее самореализации в эстетической деятельности. Данный процесс характеризовался взаимодействием личности с окружающим миром через чувства, познание, а также умением изменить окружающую действительность согласно своим представлениям и сложившимся идеалам.
Как было отмечено ранее, эстетическое отношение человека к миру находится в тесной взаимосвязи с включенностью индивида в процесс эстетической деятельности, которое зависит от уровня развития его эстетического сознания.
По своей природе эстетическое сознание носит оценочный характер и связано с образным мышлением, которое является неким эмоциональным отображением действительности в доступной эмоционально-чувственной форме. Содержание эстетического сознания включает в себя следующее:
− эстетические потребности,
− заинтересованность человека в эстетических ценностях,
− эстетические чувства и взгляды,
− способность человека к непосредственному восприятию гармонии,
− эстетический вкус, эстетическая оценка и эстетический идеал,
− способность правильно судить о красоте.
Прежде чем раскрыть сущность понятия «эстетическое отношение к окружающему миру», необходимо охарактеризовать понятие «окружающий мир». Огромный мир, окружающий нас, очень разнообразен. Каждый человек, созерцая мир вокруг себя, видит и любит его по-своему, проявляя разные чувства, эмоции. В своем исследовании педагог А.Ю. Гончарук характеризует «окружающий мир» в контексте рассмотрения способов включения личности в эстетические отношения. Исследователь классифицирует данный феномен, обозначив ряд показателей и явлений:
− явления и объекты природы,
− поступки человека,
− духовный мир человека,
− продукты деятельности людей,
− материальные и духовные ценности [5, с. 244].
Умение воспринимать окружающий мир внешне, а также восприятие индивидом его внутреннего состояния ученые характеризуют как эстетическое отношение к окружающему миру.
Для нашего исследования важным является определение понятия «эстетическое отношение к окружающему миру» исследователя Э.Ф. Москалевой. Ученый характеризует данное понятие как особый взгляд человека, его отклик на познание прекрасного в окружающем мире. Э.Ф. Москалева выделяет в структуре эстетического отношения личности к окружающему миру четыре компонента:
− мотивационно-ценностный компонент, которого являются заинтересованность личности к эстетической деятельности, достижение искусства и т.д.;
− когнитивный компонент, связанный с пониманием результативности в процессе этой деятельности, стремление соприкасаться с ценностями показателями индивида значения и роли искусства;
− эмоционально-чувственный компонент, характеризующийся ярким, эмоциональным проявлением на все красивое;
− показателем деятельностно-творческого компонента выступает умение человека реализовывать полученные эстетические знания в процессе творческой деятельности и т.д. [6, с. 230].
Формирование эстетического отношения личности к окружающему миру процесс длительный и не является унаследованной особенностью человека. Наиболее оптимальным периодом для эстетического воспитания является детство, а именно младший школьный возраст. Это период, когда дети открыты для коммуникации, восприятия информации и т.д. Особую значимость в младшем школьном возрасте приобретает формирование эмоциональной сферы, у детей интенсивно формируется логика чувств. Также важно отметить, что дети в этом возрасте очень восприимчивы и впечатлительны, у них начинает развиваться умение оценивать окружающую действительность, а именно уметь отличать прекрасное от безобразного, которое может стать основой к познанию окружающего мира.
Окружающий мир для ребенка – это природа, люди, предметы и т.д. Исследователи рассматривают данное понятие как в широком смысле, так и узком. В широком – окружающим миром может выступать вся планета, в узком смысле – это то ближайшее окружение ребенка, в котором он родился, растет и развивается.
Профессор А.Ж. Овчинникова дает следующее определение понятию «эстетическое отношение младших школьников к окружающему миру». Это личностное, избирательное и осознанное взаимодействие ребенка с различными сферами окружающей действительности [7, с. 16].
Исследователь выделяет следующие компоненты содержания эстетического отношения младших школьников к окружающему миру:
− развитие чувственно-образной сферы, показателем которого является эстетическое познание ребенка через выражение своих чувств на основе приобретенных знаний;
− проявление рационального, характеризующееся в аспекте развития у ребенка понимания языка искусства, норм и правил осознания окружающей действительности с точки зрения эстетического;
− интуитивное и рефлексивное, компонент, показателем которого является уровень развития у ребенка интуиции в связи с развитием вдохновения, воображения в контексте сознательного и бессознательного [7, с. 16].
Как было отмечено ранее, эстетическое отношение личности к окружающему миру, является несомненным единством культуры, искусства, внешнего мира и внутреннего мира человека. Воспитательная сила искусства очевидна, важной особенностью его является чувственное восприятие окружающего мира.
Традиционное искусство, фольклор, как генетически первый вид искусства, имеет значительный педагогический потенциал. Народные традиции, праздники, песни, танцы, словесное творчество являются бесценным наследием. Традиционное искусство дает первые представления ребенку о его Родине через близкие и понятные образы. В процессе приобщения к прекрасному через традиционные культурные ценности у детей могут закладываться основы эстетического отношения к окружающему миру.
В основе понимания человека о красоте лежит его тесная связь с народным музыкальным творчеством. Через прекрасные образцы традиционной музыки дети узнают о принятых устоях поведения людей, общечеловеческих нормах взаимодействия с окружающим их миром и т.д.
Традиционные игры, хороводы, игра на народных музыкальных инструментах являются для детей любимыми жанрами народного музыкального творчества. Педагогический потенциал традиционных игр и хороводов неоспорим. Это возможность общения и выражения своих эмоций правильно; проявление своих чувств через красивые движения; формирование культуры поведения и т.д.
Традиционное песенное наследие уникально в музыкально-поэтическом оформлении идеи – эстетической, педагогической, этической. В народной песне отражен многовековой опыт воспитания и обучения детей. Песня, рожденная в устах народа, генетически содержит в себе национальные общечеловеческие ценности: любовь, добро, милосердие, счастье, справедливость и т.д.
Процесс формирования эстетического отношения младших школьников к окружающему миру, на основе приобщения детей к традиционному музыкальному искусству, может быть осуществлен в школе на уроках литературы, музыки и изобразительного искусства. Данные предметы художественного цикла являются основными в системе эстетического воспитания и играют важную роль в формировании у детей эстетических идеалов, их художественного вкуса, эстетического отношения к действительности и искусству.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования особое внимание уделяется внеурочной деятельности школьников [1]. В аспекте проблемы исследования отметим, что одной из ключевых задач организации внеурочной деятельности младших школьников является формирование у детей целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур и народов.
Одной из эффективных форм организации внеурочной деятельности детей в школе, является кружковая деятельность, отличающаяся такими принципами её организации, как разнообразие, ориентация на индивидуальные интересы, склонности детей и т.д. Занятия в различных кружках дают каждому ребенку возможность реализовать и утвердить себя, пережить чувство успеха. Предлагаемая нами программа фольклорного кружка «Истоки» для учащихся младших классов нацелена на формирование у детей эстетического отношения к окружающему миру на основе приобщения детей к традиционному музыкальному искусству народов, проживающих в Республике Татарстан. В процессе реализации программы педагогами решается ряд задач: формирование у детей эстетических потребностей, ценностей, развитие эстетических чувств, чувства прекрасного, понимания и сопереживания чувствам других, эмоционально-нравственной отзывчивости. В содержание занятий входит ознакомление учащихся с фольклором, историей жизни народов Поволжья; формами сохранения культурных ценностей; с историей, основными этапами создания народных инструментов; народными праздниками и обрядами; с многообразием духовной музыки, особенностями традиционного песенного жанра и т.д. Погружая детей в доступные и близкие им бытовые социальные отношения, в мир прекрасного, народная педагогика исподволь вводит их в сложный мир человеческих взаимоотношений, где неизбежны столкновение добра и зла, правды и кривды, любви и ненависти, безобразного и прекрасного.
Заключение
Получая чувственный опыт в процессе эстетической деятельности, соприкасаясь с ценностями традиционного музыкального искусства, у детей постепенно формируются умения и навыки получения эстетических знаний, восприятия эстетических ценностей и т.д. А эстетическая деятельность находится в тесной связи с эстетическим отношением человека к окружающей действительности. В процессе работы над исследованием мы пришли к следующему выводу. Традиционное музыкальное искусство в формировании эстетического отношения младших школьников к окружающему миру имеет следующий значимый воспитательный потенциал: углубление знаний о традиционной культуре; усвоение моральных и поведенческих культурных норм и ценностей; воспитание уважительного отношения к культуре собственного этноса и толерантное отношение к другим этническим культурам; развитие эстетического вкуса и т.д.