Актуальность исследования обусловлена необходимостью разрешения противоречий, составляющих проблему улучшения взаимодействия студентов и преподавателей физического воспитания в вузе [1–3].
Важность решения проблемы исследования на современном этапе социально-экономического развития детерминирована государственной политикой в области физической культуры и спорта студентов [4]. Также необходимость исследования отношений студентов и преподавателей обоснована важнейшей задачей реализации физической культуры в вузе – задачей формирования у студентов компетенции, связанной с самостоятельной организацией занятий физическими упражнениями [5].
Цель исследования – на основе обобщения результатов научной работы в рамках задач определить влияние значимых педагогических факторов на повышение качественного уровня взаимоотношений студентов и преподавателей в процессе физического воспитания,
Рабочей гипотезой исследования является предположение о том, что отношения студентов с преподавателями по дисциплине «Физическое воспитание» находятся на высоком качественном уровне, если методика преподавания включает:
– индивидуализированный подход в формировании технической подготовленности студентов на методико-практических и учебно-тренировочных занятиях физическим воспитанием;
– воспитание адекватного уровня физической подготовленности как базиса для совершенствования техники двигательных действий;
– целенаправленную деятельность по формированию выской теоретической подготовленности обучающихся в вузе.
Материалы и методы исследования
В процессе исследования применялись следующие методы: анализ литературных источников, опрос, наблюдение, методы математико-ститистической обработки данных.
Результаты исследования и их обсуждение
Исследование состояло из трёх основных этапов решения поставленной проблемы в соответствии с методикой Ю.Л. Ханина и А.В. Стамбулова. Первый этап заключался в изучении гностического аспекта в отношениях студентов и преподавателей физического воспитания. Второй этап был связан с изучением вопросов межличностных связей системы «студент – преподаватель» по признаку эмоционального проявления личности педагогов. На третьем этапе исследования нами рассмотрены аспекты отношения студентов к тем качествам преподавателей физического воспитания, которые непосредственно проявляются в субъект-объектных (субъект-субъектных) системах взаимодействий в поведенческом контексте.
В соответствии с методикой исследования отношений Ю.Л. Ханина и А.В. Стамбулова, на основании полученных результатов по гностической шкале (ГШ), эмоциональной шкале (ЭШ) и поведенческой шкале (ПШ) была получена возможность интегральной обработки статистического материала.
Численные значения восприятия студентами отношений с преподавателями физического воспитания (ФВ) по Ю.Л. Ханину и А.В. Стамбулову могут находиться в интервале от 1 до 8 баллов по ГШ, от 1 до 8 баллов по ЭШ и 1 до 8 баллов по ПШ.
Основные численные значения моды по факультетам и институтам АлтГТУ приведены в табл. 1 по ГШ, ЭШ и ПШ. В таблице используются аббревиатуры: ФИТ (факультет информационных технологий); ФСТ (факультет специальных технологий); ЭФ (энергетический факультет); ФЭАТ (факультет энергомашиностроения и автомобильного транспорта); ИнАрхДиз (институт архитектуры и дизайна); ИнБиоХим (институт биологической технологии); ИЭиУ (институт экономики и управления).
На основании теоретического анализа, практических наблюдений и полученных численных данных можно утверждать, что, с точки зрения студентов, в физическом воспитании наиболее ценными являются те способности преподавателя, которые можно назвать методическими или методико-практическими, относящимися к поведенческой шкале оценивания. Несколько менее весомым является гностический компонент в процессе занятий физическим воспитанием. Отношения по эмоциональной шкале имеют наиболее низкий балл (табл. 1).
Чтобы объективизировать полученные данные по поведенческой, гностической и эмоциональной шкалам, мы попытались соотнести ответы студентов с корреляционными данными в контексте их технической, теоретической, физической, тактической и психологической подготовленности и посещаемости занятий. Были рассчитаны коэффициенты корреляций общепринятой модели спортивной подготовленности студентов и посещаемости занятий по физическому воспитанию.
Таблица 1
Количественные выражения отношения студентов к преподавателям ФВ по отдельным шкалам (n = 1560; мода)
Шкалы |
Факультеты и институты АлтГТУ |
||||||
ФИТ |
ФСТ |
ЭФ |
ФЭАТ |
ИнАрхДиз |
ИнБиоХим |
ИЭиУ |
|
ГШ |
5,2 |
6,0 |
4,3 |
5,7 |
5,0 |
7,1 |
6,4 |
ЭШ |
4,9 |
5,5 |
4,3 |
5,1 |
4,9 |
5,5 |
4,9 |
ПШ |
7,8 |
7,9 |
6,9 |
7,5 |
7,7 |
6,8 |
7,0 |
Рис. 1. Взаимосвязь компонентов спортивной подготовленности студентов и посещаемости занятий по физическому воспитанию
Исходя из показателей корреляционной зависимости компонентов спортивной подготовки и посещаемости, мы можем говорить о важности трёх направлений в физическом воспитании студентов, которые связаны с высокой посещаемостью занятий. Этими компонентами в нашем исследовании стали техническая подготовленность, физическая и теоретическая подготовленность. Сущность этих видов подготовленности раскрывается в целенаправленном формировании двигательных умений и навыков, физических качеств и знаний о физической культуре (рис. 1).
Математико-статистическая обработка данных также позволила выявить следующие обобщённые процентные характеристики: количество студентов с низким уровнем оценки отношений с преподавателями физического воспитания (от 1 до 3 баллов); количество студентов со средним уровнем оценки отношений (4–6 баллов); количество студентов с высоким уровнем оценки отношений (7–8 баллов) (n = 1560).
Отметим, что с позиции математико-статистической обработки материалов все вычисления в нашем случае качественные и преимущественно проводились на основе двух измерительных шкал: шкалы наименований и шкалы порядка. Расчеты на основании шкалы порядка не позволяют корректно рассчитать средние арифметические значения. Поэтому были использованы подходы, основанные на расчётах меры центральных тенденций, а также максимальных и минимальных значений изучаемых признаков (рис. 2).
При оценке всех качественных признаков изучаемого предмета применялась методика расчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Определялась мера зависимости случайных признаков, основанная на ранжировании независимых результатов наблюдений. Особое внимание привлекали значения коэффициентов от 0,31 до 0,69 (средняя связь) и от 0,70 до 0,99 (сильная связь).
Для повышения объективности данных исследования был применён метод наблюдения за отношениями между преподавателями и студентами на занятиях ФВ в соответствии с содержанием протокола. Разработанная нами оценочная шкала наблюдаемых показателей включает пять качественных уровней от 0 до 100 баллов (табл. 2).
Таблицу можно рассматривать как протокол исследований, необходимый при методе наблюдений с точки зрения науки, которая отличает наблюдение обыденное, собственно педагогическое и научное наблюдение.
Показатели наблюдений представлены на гистограмме. График показывает, сколько процентов студентов имеют высокие, средние, ниже средних и негативные оценки в соответствии с семантикой представленного выше материала (рис. 3).
Сопоставив основные полиноминальные линии тренда оценок студентов и наблюдений преподавателей по максимальным показателям, мы можем видеть их существенную схожесть.
Рис. 2. Оценочные данные студентов по отношению к преподавателям ФВ (%)
Таблица 2
Критерии оценивания межличностного взаимодействия между преподавателем и студентом в процессе физического воспитания
№ п/п |
Наблюдаемые у студента показатели |
Условные оценки (балл) |
1 |
2 |
3 |
1 |
Стремится к всестороннему общению с преподавателем, полностью выполняет его указания, проявляя при этом элементы творчества |
75–100 |
2 |
Охотно поддерживает контакты с преподавателем, выполняет его указания, но не проявляет при этом инициативы |
50–74 |
3 |
К общению не стремится, не отвергает советы преподавателя, но заинтересованности в их получении не проявляет |
25–49 |
4 |
К общению с преподавателем относится негативно, указания выполняет формально, проявляя раздражительность, ищет поводы к тому, чтобы не исполнить указания |
1–24 |
5 |
Стремится избежать контактов с преподавателем, не выполняет указания, пытается делать наоборот, открыто конфликтует |
0 |
Рис. 3. Гистограмма наблюдений за межличностным взаимодействием между преподавателем и студентами на занятиях по физическому воспитанию
Рис. 4. Сравнительные данные точек экстремумов (максимумы) опроса студентов и педагогических наблюдений
Таким образом, выявленные нами численные данные в ходе опроса и наблюдений, расчёт коэффициентов корреляций, анализ табличных значений, изучение построенных гистограмм с полиноминальными линиями тренда позволяют сделать ряд выводов (рис. 4).
Заключение
Исследование научной литературы и изучение практики убеждают в актуальности темы данного исследования и сформулированной проблемы. Поэтапное решение поставленных задач позволяет говорить о достижении цели и выдвинутой научной гипотезе.
Отношения студентов с преподавателями в процессе реализации дисциплины «Физическое воспитание» в целом можно оценить как положительные и имеющие в основном высокий качественный уровень. Есть основания полагать, что основными факторами создания благоприятного взаимодействия студентов и преподавателей могут являться следующие: индивидуализация задач физического воспитания; физическая готовность студентов к полноценному овладению техникой двигательных действий в рамках практического освоения содержания рабочих программ дисциплины; систематическая подготовка студентов в области теории физической культуры и спорта.
Мы допускаем, что полученные выводы не претендуют на полное решение поставленной проблемы. Вместе с этим мы надеемся, что результаты нашего исследования будут способствовать дальнейшему развитию педагогической науки в области физической культуры и спорта. Возникают очень важные новые перспективные задачи по оптимизации системы взаимодействий студентов и преподавателей физического воспитания в вузе. В частности, это задачи разработки современных методических рекомендаций для совершенстования методики преподавания теории и практики физической культуры и спорта в высших учебных заведениях. Весьма актуальна задача разработки эффективных рабочих программ дисциплин «Физическое воспитание», «Спортивное совершенствование», «Физическая культура и спорт». С другой стороны, не менее значимой является задача непрерывного совершенствования методологии и методов научного познания сферы высшего (неспециального) физкультурного образования.