Базируясь на ключевых ценностях профессионализма, профессиональное воспитание как процесс ориентировано на принятие личностью студента потребности в своём росте, видения своего самосовершенствования в профессии как части образа жизни человека. Однако в практике воспитания и в рамках научных исследований данного вопроса цель отражается и частично достигается в процессе решения частных и прикладных задач профессионального воспитания студентов. Большое значение данного явления в ходе построения целостного образовательного процесса раскрывается в приобретении молодыми людьми личной цели в профессиональном самосовершенствовании.
Цель исследования – провести аналитическое исследование профессионального воспитания студентов как сложного многофакторного явления и процесса, конкретизировав цель и обобщая методологические положения воспитательного процесса.
Материалы и методы исследования
В качестве методов выступили анализ, обобщение и систематизация научной литературы к вопросу о формулировке цели профессионального воспитания студентов.
Результаты исследования и их обсуждение
Определяя цель профессионального воспитания как принятие личностью необходимости самосовершенствования и потребности в профессиональном росте, уровень осознания характеризуется высокой степенью принятия себя в профессии, пониманием своих возможностей, путей достижения высоких целей (не только карьерных) и ответственности за свой уровень профессионализма в будущем. Проблема осознания важности профессионального самосовершенствования рассматривается учеными как личностно-профессиональное развитие [1], личностно-профессиональная самоактуализация [2], личностно-развивающее образование [3], профессиональная социализация, профессионально-ориентирующее воспитание [4], профессиональное самосознание [5]. Осознание студентом требований, предъявляемых обществом, связано с естественным процессом социализации, управляемым процессом профессионального воспитания в вузе и в дальнейшем самостоятельной работы над собой. Таким образом, осознанность студентом необходимости и потребности в своём профессиональном росте и совершенствовании стимулирует процесс воспитания личности студента и самовоспитания с позиций подготовки будущих профессионалов. По мнению И.Н. Емельяновой, в процессе обучения и воспитания в вузе необходимо самой системе образования научиться помогать студентам преодолевать противоречия между личными желаниями (представлениями) и профилем профессиональной подготовки. Помощь и поддержка студентов в преодолении таких противоречий – большая проблема, с которой сталкиваются вузы. Отсюда низкая мотивация обучения, низкая учебная и социальная активность, низкое качество знаний, сложности взаимодействия с преподавателями (требования одних не соответствуют желаниям других), отсутствие учебных контактов в группе и всё большая ориентация на получение диплома. Чаще всего преодоление этого противоречия ложится на плечи студентов. В условиях общей профессиональной дезориентации необходимо помочь в формировании и укреплении точки зрения на личную значимость не только приобретаемой профессии, но и тех знаний и навыков, которые должны быть освоены за годы обучения. И.Н. Емельянова указывает, что преодоление собственной незаинтересованности, повышение мотивации за счет волевых усилий для выполнения рутинной работы способствует приобретению тех качеств, которые незаменимы в дальнейшей работе [6].
Проблема формулирования ключевой цели профессионального воспитания студентов в вузе заключается в недостаточном понимании самого процесса, его изученности. Профессиональное воспитание является естественным продолжением воспитания детей, подростков, юношей и девушек в школе. Поступление в вуз включает их в процесс профессиональной социализации, которая, по мнению В.З. Юсупова, является общественно значимым явлением [7]. В этом контексте воспитание не начинается с момента поступления в вуз и не завершается после его окончания. В вузе этот этап предполагает оформление системы ценностей и норм профессиональной деятельности студентов. Цель профессионального воспитания должна реально отражать достижение значимых личностных новообразований студентов по итогам получения образования и не повторять то, что должно быть достигнуто ранее, и не делать попытки развивать то, что развивается в других условиях и среде (например, в процессе выполнения профессиональных обязанностей). С этих позиций в качестве итога воспитательной работы в вузе определяются сформированные нравственно-профессиональные ценности, реализующиеся студентами «самости».
Цель профессионального воспитания проста, но подходы к ее пониманию и определению сталкиваются с необходимостью решения разнообразных по значимости задач, включенных прямо или косвенно в круг решаемых воспитанием вопросов. В большинстве работ цель профессионального воспитания представлена размыто, и предмет исследования в различных работах условно привязывается с формулировкой «имеет большое значение для профессионального воспитания студентов» или «является результатом профессионального воспитания» [3, 5, 6]. В этом отношении важно понять, что же является целью профессионального воспитания студентов вузе, а что является промежуточными задачами.
В рамках определения цели профессионального воспитания рассматривают формирование личностных качеств студентов, отвечающих требованиям развития и самосовершенствования [8]. Формирующееся осознание необходимости быть профессиональным в своей работе ведет к выработке системы личностных качеств у студентов, которые в дальнейшем будут поддерживать стремление к самосовершенствованию человека в любой деятельности. Эта система личностных качеств отражает особенности каждой профессиональной деятельности, несёт отличия той работы, к которой готовится студент. Но есть базовые качества, без которых невозможно начальное профессиональное самосовершенствование: ответственность, дисциплинированность, организованность, упорство и т.д. Именно они определяют личную готовность и ответственность человека за свою деятельность в любой сфере. Личностный подход, реализуемый в процессе профессионального воспитания и достижения его цели, раскрывает необходимость разработки большого количества промежуточных задач, таких как индивидуальное развитие студента, формирование сотрудничества, коммуникативности, самоанализа и т.д. Таким образом, достижение обозначенной в начале цели профессионального воспитания студентов сопровождается поэтапным решением задач, одной из которых является развитие личностных качеств. Логичное решение, возможно, позволит достичь результатов или выявить препятствующие факторы для их достижения.
Цель профессионального воспитания должна в полной мере согласовываться с мировоззрениями и взглядами современной молодежи [9], но выдвигать их в качестве цели профессионального воспитания неправильно. Профессиональное мировоззрение – это в большей степени взгляд на важные стороны деятельности, основанный на понимании значения и роли образования, самосовершенствования и саморазвития. Формирование мировоззрения в процессе профессионального воспитания предполагает понимание своего места в профессиональной среде и, соответственно, места профессионального сообщества в обществе, экономике, государстве, мире. Формирование профессионального мировоззрения как цели воспитания предполагает усвоение ценностного отношения к профессии и направленности на различные способы понимания и освоения окружающего мира. На данном этапе профессиональное мировоззрение формируется и изучается. Цель профессионального воспитания понимается глубже и шире при ее восприятии с позиций формируемого профессионального мировоззрения у студентов. Можно констатировать, что цель профессионального воспитания, заключающаяся в формировании потребности в дальнейшем самосовершенствовании, дополняется необходимостью формирования мировоззрения у студентов, которое содержит в себе понимание среды, культуры, ценностей, устойчивых взглядов на то, каким должен быть профессионал.
У многих ученых просматривается направленность профессионального воспитания студентов на принятие ими необходимости своего профессионального роста как важной составляющей полноценной жизни человека. Задачей профессионального воспитания студентов является формирование нравственных ценностей в деятельности и это, прежде всего, раскрывается в понимании своего призвания, служения людям и стране, ценностного отношения к своему образованию. Как цель, профессиональный рост относится в большей степени к постдипломному периоду образования молодых специалистов.
Целью профессионального воспитания часто определяют формирование личности студента, схожей с моделью личности профессионала (Я-концепция). Отождествление себя с профессией и представление себя в профессии начинается задолго до поступления в вуз. Конкретное, более реалистичное представление о себе самом уже складывается в ходе обучения в вузе. Однако условия воспитывающей среды вуза не позволяют в полной мере сформировать личность профессионала. Для этого нужна именно особая среда, в которой происходит окончательное приобретение личностью уже молодого специалиста ключевых личностно-профессиональных черт. Потребность в признании, успехе, достижениях, сопричастность к чему-то значимому в деятельности приводит к активному самовоспитанию, работе над собой. Поэтому в рамках воспитания в вузе необходимо формирование потребности в профессиональном росте и самосовершенствовании, основанном на осознанном отношении к своему будущему в выбранной сфере деятельности. В ходе профессионального воспитания необходимо преодолеть негативное влияние социально принятых критериев успешности, которые часто не имеют никакого отношения к профессионализму. Профессиональное отношение к делу ценится в каждом человеке, в любом роде занятий.
В ряде работ целью профессионального воспитания студентов выдвигается воспитание профессионального отношения к делу, которое предполагает формирование представлений о таких качествах, как организованность, ответственность за любую работу, дисциплинированность в выполнении текущих и рутинных заданий. Как правило, такая сторона деятельности мало привлекает студентов и часто конфликтует с интересами личного характера. В процессе профессионального воспитания важно помочь преодолеть эти противоречия, представив их как естественный путь для профессионального становления, результатом которого являются определенные атрибуты успешности, имеющие личное значение для каждого. Подводя итог, отметим, что профессиональное воспитание студентов направлено на достижение одной из самых ключевых целей, как в экономическом, так и социальном плане – формирование основы для дальнейшего роста студентов в качестве специалистов.
Понимание цели профессионального воспитания раскрывается в его определении. Понятие профессионального воспитания содержит большое количество определений, каждое из которых раскрывает его главные позиции с точки зрения исследуемого предмета. Их анализ свидетельствует, что профессиональное воспитание – это сложное явление, и чем естественней оно является для процесса подготовки студентов, тем более сложную процессуальную структуру оно имеет. Профессиональное воспитание, рассматриваемое как явление, система, социализация, процесс, среда, условие, демонстрирует систему сложных элементов личностного, социального, педагогического и психологического характера. Отсюда и целевое разнообразие, представленное в работах различных ученых. Предполагается, что результаты многочисленных исследований позволят в будущем свести в общую картину процесс профессионального воспитания студентов, который в современной России играет важную стратегическую роль. Реализация целенаправленного профессионального воспитания даст возможность студентам приобрести целевые ориентиры в жизни и выработать свою стратегию, совпадающую со стратегией страны и собственной линией жизни. Как результат, направленность профессионального воспитания в вузе заключается в формировании широких социальных, познавательных, исследовательских мотивов; физическом совершенствовании; профессиональной воспитанности [10]; профессиональном самосознании. Глубина кризисных явлений кроется не только в слабом или однобоком понимании цели профессионального воспитания студентов, но и в попытках внедрить разрозненные формы и методы профессионального воспитания, не имеющие иногда между собой связывающей их событийности.
Рассмотрение профессионального воспитания студентов с позиции процесса, среды, условия, профессиональной социализации, части воспитания, явления позволяет трактовать цель этого процесса или явления с позиций его определения, где ключевые характеристики, данные автором, направляют профессиональное воспитание. Тогда целевая направленность его меняет ориентиры, и процесс профессионального воспитания становится целесообразным. Получается, что на современном этапе цель профессионального воспитания чаще всего носит частный характер. Достигая такой цели, решается одна из задач одного из этапов, факторов, причин для эффективного профессионального воспитания студентов как вклад в общую концепцию воспитания профессионала. Формулировка ключевой цели профессионального воспитания сводится к воспитанию ценностей профессиональной деятельности и отношению к себе как к профессионалу, основанных на базовых ценностях нравственности, гуманизма, человечности, преданности, патриотизма. Таким образом, ориентация на базовые ценности создает преемственность школьного воспитания, воспитания в рамках профориентации и воспитания в вузе. Формировать профессиональные ценности, основанные на базовых ориентациях, не просто легко, но и важно, поскольку именно они обеспечивают тот уровень профессионализма, который приносит пользу не личного характера, а общественного, государственного. Вот здесь возникает сложность масштабного характера, которая устраняется постепенно путем частного изучения профессионального воспитания с разных сторон и при различных условиях. Однако общая цель профессионального воспитания студентов любой специальности должна быть сформирована и достигаться решением частных задач.
Профессиональное воспитание рассматривается как необходимое условие подготовки студентов. Оно выступает условием получения не только качественного, но и полноценного образования. В этих условиях профессиональное воспитание определяется как условие, наделенное определенным организационным, управленческим, методическим, педагогическим содержанием, которое следует общей цели высшего образования студентов. Ключевая роль, которая отводится воспитательным воздействиям на личность будущих специалистов и профессионалов, обосновывается пусковым механизмом, который делает процесс обучения для самого студента не только интересным, но и эффективным [11]. Профессиональное воспитание не может опираться на формальные методы работы со студентами. Формальность лишает такую работу воспитательного, формирующего смысла, и сложившийся со школы формальный подход к воспитательной работе, и сформированные представления о ней транслируются студентами на вуз, где дополнительно подкрепляются. Соответственно, встречи, беседы, конференции в том формате, что имеют место быть, являются проходными, незапоминающимися мероприятиями для студентов. Без понимания направленности воздействия воспитательных средств и методов невозможно оценить их эффективность в достижении цели воспитания. Профессиональное воспитание не должно существовать отдельно от процесса обучения. Преподаватель один из первых представителей, который погружает студента в мир той деятельности, что студент избрал для себя. Важно предусмотреть в цели профессионального воспитания системный подход, который охватывал бы все стороны образовательной деятельности в вузе и реализовывался своими методами и средствами, обеспечивая целостность и единство воспитательных воздействий.
Заключение
Профессиональное воспитание в вузе не является законченным процессом, а выступает этапом на пути дальнейшего самосознания студентами себя в будущем. Его значение заключается в обеспечении условий для дальнейшего самосовершенствования и самопознания, для достижения профессиональной воспитанности. Профессиональное воспитание – это сложное явление, свойственное социальной среде, и, соответственно, процесс профессионального воспитания требует опоры на социальные, психологические и педагогические аспекты формирования личности будущего специалиста. Целью профессионального воспитания студентов должно стать сформированное мировоззрение, потребности молодых людей в своём росте, освоение культуры. Профессиональное воспитание не должно быть процессом, наполненным разнообразными мероприятиями, а должно представлять собой событийное взаимодействие студентов и преподавателей, где через включенность в совместную деятельность происходит профессиональное самосознание.