В современных социально-экономических условиях работодатель нуждается в молодых инженерных кадрах, обладающих инновационным мышлением и способных к адаптации к профессиональной деятельности в минимальные сроки. Однако её усложнение в контексте требований к инновационному развитию реального сектора экономики значительно затрудняет процесс социально-профессиональной адаптации выпускников вуза – бакалавров технического направления подготовки. В этой связи роль системы высшего образования, осуществляющей профессиональную подготовку будущих инженерных кадров, заключается в формировании у них таких профессионально-личностных качеств, как активность, самостоятельность, конкурентоспособность, потребность в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании, готовность к эффективной социально-профессиональной адаптации к условиям профессиональной деятельности [1; 2].
Под готовностью будущего бакалавра технического направления подготовки к социально-профессиональной адаптации понимается сформированное в образовательном процессе вуза динамично развивающееся интегративное личностное образование, проявляющееся в субъектной позиции молодого инженера на начальном этапе вхождения в социально-профессиональную деятельность и обеспечивающее ему достижение оптимального уровня адаптированности, выступающего условием успешного функционирования и развития в профессии.
Успешность практического решения задачи формирования в образовательном процессе вуза готовности будущих инженеров к социально-профессиональной адаптации во многом зависит от исходных методологических позиций и сформулированных и реализуемых на их основе принципов, определяющих и регулирующих педагогическую деятельность [3]. В этой связи цель исследования – определение методологических оснований и принципов формирования в образовательном процессе вуза готовности будущих инженеров к социально-профессиональной адаптации.
Материалы и методы исследования
Анализ, обобщение и систематизация научной литературы по проблематике, связанной с формированием готовности будущих бакалавров технического направления подготовки к социально-профессиональной адаптации, а также методологическими подходами в образовании выступили в качестве методов научно-педагогического исследования.
Результаты исследования и их обсуждение
В основе определения методологических подходов и соответствующих им принципов формирования готовности будущих инженеров к социально профессиональной адаптации лежит анализ работ, отражающих такие аспекты проблемы, как сущность и содержание социально-профессиональной адаптации молодых кадров к условиям профессиональной деятельности (Н.В. Гаврилова, Г.А. Грязнова, В.А. Ламбров, Р.В. Мартышкин, В.В. Спирина, И.Г. Шадская и др.); сущность понятия и структура готовности как психолого-педагогической категории (Е.А. Белая, О.Л. Бурякова, О.Г. Зейнетдинова, Л.А. Северова, А.В. Харламов, А.П. Чернявская, И.Ю. Шарабанова, Е.А. Шибанова и др.); профессиональная подготовка будущих бакалавров технического направления подготовки в высшей школе (С.М. Вертешев, И.А. Гайнуллин, П.В. Герасименко, М.М. Куваева, С.Н. Лехин, Ш.Р. Мусин, Г.Р. Туйсина и др.); использование системного (Архангельский, В.П. Беспалько, И.В. Блауберг, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластёнин, Э.Г. Юдин и др.), компетентностного (А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, Э. Зеер, С.Б. Серякова, Э. Сыманюк, А.В. Хуторской и др.) и личностно-ориентированного (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, А.В. Мудрик, Е.Н. Степанов, И.С. Якиманская и др.) методологических подходов в педагогических исследованиях.
Анализ сущности социально-профессиональной адаптации, структуры готовности применительно к будущим бакалаврам технического направления подготовки, а также методологических подходов в педагогических исследованиях позволил определить необходимость использования для эффективного практического решения задачи формирования готовности будущих инженеров к социально-профессиональной адаптации совокупности идей системного, компетентностного и личностно-ориентированного подходов и соответствующих им принципов.
Системный подход относится к традиционным и в должной мере разработанным в педагогической науке подходам. Им в разное время занимались такие исследователи, как С.И. Архангельский, В.П. Беспалько, И.В. Блауберг, Н.В. Кузьмина, Л.М. Панчешникова, В.А. Сластёнин, Э.Г. Юдин и др. В педагогических исследованиях методологического характера системный подход трактуется как «комплексное изучение объекта как единого целого с позиции взаимосвязанности всех его элементов, изучения каждого элемента системы в общем процессе функционирования и развития, влияния общесистемных качеств на элемент целого» [4, с. 52].
Применительно к проблеме формирования готовности будущих инженерных кадров к социально-профессиональной адаптации системный подход включает в себя: рассмотрение готовности будущего инженера как динамично развивающегося интегративного личностного образования, характеризующегося всеми присущими системе свойствами, и имеющего сложную иерархическую структуру из взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов (мотивационного, когнитивного, деятельностно-коммуникативного и рефлексивно-оценочного); представление об образовательном процессе, реализуемом в высшей школе, как педагогической системе, характеризующейся единством процессов обучения, воспитания и развития, аудиторной и внеаудиторной деятельности, а также её динамичным развитием в тесной взаимосвязи с внешней социально-профессиональной средой; использование метода моделирования, представляющего собой построение модели как целостной динамической системы взаимосвязанных компонентов, представленных целевым, содержательным, технологическим, оценочно-результативным блоками.
С позиции системного подхода процесс формирования готовности будущих бакалавров технического направления подготовки к социально-профессиональной адаптации рассматривается как сложная частная педагогическая подсистема по отношению к профессиональной подготовке, осуществляемой в образовательном процессе вуза, представляющих собой иерархически соподчинённую систему взаимосвязанных структурных компонентов и отношений.
Системный подход к формированию в образовательном процессе вуза готовности будущих бакалавров технического направления подготовки к социально-профессиональной адаптации реализуется через следующие принципы: целостности – предполагает достижение единства и взаимосвязи всех компонентов образовательного процесса в контексте формирования готовности как интегративного личностного образования, достигаемых посредством единства аудиторной и внеаудиторной деятельности обучающихся, межпредметных и внутрипредметных связей.
1. Принцип всесторонности и комплексности – связан с включённостью всех сторон (целей, содержания и организации) и всех субъектов (обучающихся, преподавателей, кураторов студенческих групп, тьюторов, практических психологов, администрации, работодателей и др.) образовательного процесса в решение задачи формирования готовности будущих бакалавров технического направления подготовки к социально-профессиональной адаптации, а также учёта комплекса внешних и внутренних факторов, влияющих на формирование данной готовности.
Наряду с системным подходом процесс формирования готовности будущих инженеров к социально-профессиональной адаптации осуществляется на основе идей и положений компетентностного подхода. Компетентностный подход, являясь во многом ответом системы образования на социальный заказ со стороны работодателей на профессиональную подготовку выпускников, максимально приближенную к потребностям рынка труда и инновационного производства, в полной мере отвечает задаче формирования готовности будущих бакалавров технического направления подготовки к социально-профессиональной адаптации.
Компетентностный подход в современной педагогической науке является предметом научных изысканий таких исследователей, как А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова, Э. Зеер, Э. Сыманюк, И.А. Зимняя, В.М. Коровин, Т.Л. Павлова, О.В. Цигулева, С.Б. Серякова, А.В. Хуторской и др. Под компетентностным подходом в педагогике понимается «совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов» [5, с. 3]. В этой связи стратегическая цель и задачи профессионального образования определяются в контексте основополагающей идеи о необходимости развития у обучающихся способности решать разноплановые проблемы на основе собственного опыта. Они выражаются в таком результате образовательного процесса в высшей школе, как компетентность. Компетентность в современной педагогической науке как «интегральная личностная характеристика, сложное личностное образование, основанное на ценностях, обеспечивающее профессионально-личностное развитие и саморазвитие специалиста, формирование субъектной позиции, опыта профессионально-ориентированной деятельности, в основании которой лежат фундаментальные знания и приобретённый практический опыт» [6, с. 42]. Являясь интегральной личностной характеристикой, как и готовность, компетентность содержит целый ряд компонентов (мотивационный, поведенческий или процессуально-деятельностный, ценностно-смысловой, эмоционально-волевой и др.).
В контексте реализации в высшей школе идей компетентностного подхода содержание образования трактуется как опыт решения широкого круга личностно-профессиональных проблем, что определяет сдвиг к «студентоцентрированности», переход к межпредметной интеграции взамен традиционно сложившейся предметной дифференциации, от абстрактных теоретических понятий и представлений о мире к практико-ориентированным. Реализация содержания образования в высшей школе с позиции компетентностного подхода способствует изменению характера педагогической и учебно-познавательной деятельности, возрастанию практико-ориентированного характера профессиональной подготовки, увеличению в ней роли и объёма самостоятельной работы, а также широкому использованию потенциала методов активного и интерактивного обучения. В свою очередь, оценка результатов образовательного процесса в высшей школе основывается на определении уровня компетентности выпускников, что способствует интеграции его личностной и социальной составляющих, а также удовлетворению запроса работодателя на профессиональную подготовку кадров, способных работать в условиях инновационного производства, решая нестандартные профессиональные задачи разной степени сложности. Подобного рода трактовка результатов образовательного процесса с позиции компетентностного подхода отвечает задачам формирования готовности будущих инженерных кадров к социально-профессиональной адаптации.
Применительно к проблеме формирования в образовательном процессе вуза готовности будущих бакалавров технического направления подготовки к социально-профессиональной адаптации компетентностный подход включает в себя: рассмотрение формирования готовности будущих инженеров к социально-профессиональной адаптации как важной составляющей и результата профессиональной подготовки в высшей школе, обеспечивающего им конкурентоспособность на рынке труда; определение содержания и структуры готовности с учётом формируемых в образовательном процессе вуза компетенций; организацию образовательного процесса, ориентированного на обеспечение формирования у будущих бакалавров технического направления подготовки опыта решения различной сложности проблемных ситуаций через специальным образом отобранное содержание, инновационные формы, методы и средства, а также диалогический характер педагогического взаимодействия; координацию реализуемого содержания и организации профессиональной подготовки будущих инженеров с требованиями работодателя и рынка труда.
Компетентностный подход к формированию в образовательном процессе вуза готовности будущих бакалавров технического направления подготовки к социально-профессиональной адаптации реализуется через следующие принципы: практико-ориентированности – предполагает настройку целевых оснований, отбор содержания, технологий, методов и средств, используемых в ходе профессиональной подготовки будущих инженеров, с учётом особенностей выбранной специальности, а также актуальных и перспективных требований рынка труда и производственных технологий; интенсификации – связан с применением в образовательном процессе вуза активных, инновационных форм, методов и средств, осуществлением систематического мониторинга и коррекции процесса формирования готовности будущих бакалавров технического направления подготовки к социально-профессиональной адаптации посредством использования научно обоснованного критериально-оценочного аппарата.
Формирование готовности будущих инженеров к социально-профессиональной адаптации с позиции компетентностного подхода ориентировано в первую очередь на социальный заказ. Вместе с тем формирование готовности, как интегративного личностного образования, предполагает учёт идей и положений личностно-ориентированного подхода.
Основополагающие идеи личностно-ориентированного подхода нашли своё отражение в исследованиях М.А. Акоповой, Е.В. Бондаревской, О.С. Газмана, О.Т. Дзампаевой, М.С. Завьяловой, Е.С. Казанцевой, Е.Н. Кролевецкой, А.В. Мудрика, В.В. Серикова, Е.Н. Степанова, И.С. Якиманской, А.В. Шабаровой и др. Анализ данных работ позволяет выделить в качестве основополагающих положений личностно-ориентированного подхода, реализуемого в системе высшего образования такие, как признание самоценности личности обучающегося, создание условий для развития и самореализации которой рассматривается в качестве ключевой цели высшего образования (М.А. Акопова, О.А. Воскрекасенко, Е.Н. Кролевецкая и др.); рассмотрение обучающегося как полноправного субъекта образовательного процесса, способного к саморазвитию, самореализации, саморегуляции и самосовершенствованию (Е.В. Бондаревская, О.Т. Дзампаева и др.); включение обучающегося в разнообразные виды деятельности, основанные на самоорганизации личности и способствующие развитию её активности, ответственности, самостоятельности, самоконтроля и саморегуляции, а также способности осуществлять осознанный выбор (О.А. Воскрекасенко, Е.Н. Кролевецкая, В.В. Сериков.); учёт индивидуально-психологических и возрастных особенностей обучающегося как условие оптимизации образовательного процесса и совершенствования его личности (М.А. Акопова, О.А. Воскрекасенко, Е.Н. Степанов и др.); организация педагогического взаимодействия преподавателей и обучающихся на основе принципа диалогичности и партнерства (М.А. Акопова, А.В. Мудрик и др.); осуществление педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса в парадигме педагогического сопровождения, помощи и поддержки (О.А. Воскрекасенко, О.С. Газман, И.А. Гребенникова, Т.Н. Шабалкова и др.); использование совокупности форм, методов и приёмов, характеризующихся диалогичностью, деятельностно-творческим характером, возможностью предоставления обучающимся свободы выбора (Е.В. Бондаревская и др.).
Применительно к проблеме формирования в образовательном процессе вуза готовности будущих бакалавров технического направления подготовки к социально-профессиональной адаптации личностно-ориентированный подход предполагает: рассмотрение формирования готовности будущего инженера к социально-профессиональной в связи с задачей создания условий для его личностного развития и личностной самореализации как приоритетных, а профессионального развития и профессиональной самореализации – как достраиваемых над личностным; построение процесса формирования готовности будущего инженера к социально-профессиональной адаптации на основе субъект-субъектного взаимодействия, направленного на стимулирование саморегуляционных процессов, рефлексии, потребности в самопознании и самореализации, а также позиции ответственного выбора в адаптационной ситуации.
Личностно-ориентированный подход к формированию в образовательном процессе вуза готовности будущих бакалавров технического направления подготовки к социально-профессиональной адаптации реализуется через следующие принципы: субъектности – признание будущего инженера в качестве полноправного субъекта процесса формирования готовности к социально-профессиональной адаптации, построенного на субъект-субъектном взаимодействии и предполагающем предоставление обучающемуся определенных свобод для саморегуляции, личностно-профессионального саморазвития и самоопределения; открытости – предполагает гибкую реакцию на образовательные запросы будущего инженера, вариативность образовательных программ и проектов, возможность построения индивидуальной образовательной траектории, максимальный учёт потребностей личности, её способностей и возможностей.
Заключение
Таким образом, совокупность идей и положений системного, компетентностного и личностно-ориентированного подходов позволяет учесть характер готовности будущих инженеров к социально профессиональной адаптации как интегративного личностного образования, определяющего сложность и многоаспектность процесса её формирования в ходе профессиональной подготовки в высшей школе. Системный подход ориентирует на рассмотрение процесса формирования готовности как сложной педагогической системы, осуществляемой в образовательном процессе вуза, представляющей собой иерархически соподчинённую целостность взаимосвязанных структурных компонентов и отношений. Целостность данной системе придаёт социальный заказ, на реализацию которого ориентирует компетентностный подход, гармонизируемый и дополняемый идеями личностно-ориентируемого подхода.