Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

METHODOLOGICAL BASES AND PRINCIPLES FOR FORMING THE READINESS OF FUTURE ENGINEERS FOR SOCIAL AND PROFESSIONAL ADAPTATION

Tyukina A.V. 1
1 Penza State Technological University
The article substantiates the need to form in the educational process of the university the readiness of future bachelors of the technical direction of preparation for social and professional adaptation in the context of its complication in the conditions of innovative production. An analysis of the literature is presented, reflecting various aspects of the problem of the formation of this readiness among future engineers. It proves the necessity for a practical solution of this problem to determine the methodological foundations and principles for the formation in the educational process of the university of the readiness of future engineers for social and professional adaptation. The main attention is paid to the characteristics of the systemic, competence-based and personality-oriented approaches. Their fundamental provisions and ideas are formulated in relation to the process of formation in the educational process of the university of the readiness of future bachelors of the technical direction of preparation for social and professional adaptation. In accordance with the main provisions of the system, competence and personality-oriented, the principles of formation of readiness are determined. The principles of a systematic approach to the formation in the educational process of the university of the readiness of future engineers for social and professional adaptation include such as the principle of integrity and the principle of comprehensiveness and complexity. The principles of the competence-based approach include the principles of practice orientation and intensification, the principles of the personality-oriented approach include subjectivity and openness. The conclusion is formulated that the initial methodological positions and the principles formulated on their basis that regulate pedagogical activity in the formation of the readiness of future engineers for social and professional adaptation in the educational process of the university determine its effectiveness.
methodological foundations
principles
social and professional adaptation
higher education
professional training
future engineers
readiness

В современных социально-экономических условиях работодатель нуждается в молодых инженерных кадрах, обладающих инновационным мышлением и способных к адаптации к профессиональной деятельности в минимальные сроки. Однако её усложнение в контексте требований к инновационному развитию реального сектора экономики значительно затрудняет процесс социально-профессиональной адаптации выпускников вуза – бакалавров технического направления подготовки. В этой связи роль системы высшего образования, осуществляющей профессиональную подготовку будущих инженерных кадров, заключается в формировании у них таких профессионально-личностных качеств, как активность, самостоятельность, конкурентоспособность, потребность в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании, готовность к эффективной социально-профессиональной адаптации к условиям профессиональной деятельности [1; 2].

Под готовностью будущего бакалавра технического направления подготовки к социально-профессиональной адаптации понимается сформированное в образовательном процессе вуза динамично развивающееся интегративное личностное образование, проявляющееся в субъектной позиции молодого инженера на начальном этапе вхождения в социально-профессиональную деятельность и обеспечивающее ему достижение оптимального уровня адаптированности, выступающего условием успешного функционирования и развития в профессии.

Успешность практического решения задачи формирования в образовательном процессе вуза готовности будущих инженеров к социально-профессиональной адаптации во многом зависит от исходных методологических позиций и сформулированных и реализуемых на их основе принципов, определяющих и регулирующих педагогическую деятельность [3]. В этой связи цель исследования – определение методологических оснований и принципов формирования в образовательном процессе вуза готовности будущих инженеров к социально-профессиональной адаптации.

Материалы и методы исследования

Анализ, обобщение и систематизация научной литературы по проблематике, связанной с формированием готовности будущих бакалавров технического направления подготовки к социально-профессиональной адаптации, а также методологическими подходами в образовании выступили в качестве методов научно-педагогического исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

В основе определения методологических подходов и соответствующих им принципов формирования готовности будущих инженеров к социально профессиональной адаптации лежит анализ работ, отражающих такие аспекты проблемы, как сущность и содержание социально-профессиональной адаптации молодых кадров к условиям профессиональной деятельности (Н.В. Гаврилова, Г.А. Грязнова, В.А. Ламбров, Р.В. Мартышкин, В.В. Спирина, И.Г. Шадская и др.); сущность понятия и структура готовности как психолого-педагогической категории (Е.А. Белая, О.Л. Бурякова, О.Г. Зейнетдинова, Л.А. Северова, А.В. Харламов, А.П. Чернявская, И.Ю. Шарабанова, Е.А. Шибанова и др.); профессиональная подготовка будущих бакалавров технического направления подготовки в высшей школе (С.М. Вертешев, И.А. Гайнуллин, П.В. Герасименко, М.М. Куваева, С.Н. Лехин, Ш.Р. Мусин, Г.Р. Туйсина и др.); использование системного (Архангельский, В.П. Беспалько, И.В. Блауберг, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластёнин, Э.Г. Юдин и др.), компетентностного (А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, Э. Зеер, С.Б. Серякова, Э. Сыманюк, А.В. Хуторской и др.) и личностно-ориентированного (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, А.В. Мудрик, Е.Н. Степанов, И.С. Якиманская и др.) методологических подходов в педагогических исследованиях.

Анализ сущности социально-профессиональной адаптации, структуры готовности применительно к будущим бакалаврам технического направления подготовки, а также методологических подходов в педагогических исследованиях позволил определить необходимость использования для эффективного практического решения задачи формирования готовности будущих инженеров к социально-профессиональной адаптации совокупности идей системного, компетентностного и личностно-ориентированного подходов и соответствующих им принципов.

Системный подход относится к традиционным и в должной мере разработанным в педагогической науке подходам. Им в разное время занимались такие исследователи, как С.И. Архангельский, В.П. Беспалько, И.В. Блауберг, Н.В. Кузьмина, Л.М. Панчешникова, В.А. Сластёнин, Э.Г. Юдин и др. В педагогических исследованиях методологического характера системный подход трактуется как «комплексное изучение объекта как единого целого с позиции взаимосвязанности всех его элементов, изучения каждого элемента системы в общем процессе функционирования и развития, влияния общесистемных качеств на элемент целого» [4, с. 52].

Применительно к проблеме формирования готовности будущих инженерных кадров к социально-профессиональной адаптации системный подход включает в себя: рассмотрение готовности будущего инженера как динамично развивающегося интегративного личностного образования, характеризующегося всеми присущими системе свойствами, и имеющего сложную иерархическую структуру из взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов (мотивационного, когнитивного, деятельностно-коммуникативного и рефлексивно-оценочного); представление об образовательном процессе, реализуемом в высшей школе, как педагогической системе, характеризующейся единством процессов обучения, воспитания и развития, аудиторной и внеаудиторной деятельности, а также её динамичным развитием в тесной взаимосвязи с внешней социально-профессиональной средой; использование метода моделирования, представляющего собой построение модели как целостной динамической системы взаимосвязанных компонентов, представленных целевым, содержательным, технологическим, оценочно-результативным блоками.

С позиции системного подхода процесс формирования готовности будущих бакалавров технического направления подготовки к социально-профессиональной адаптации рассматривается как сложная частная педагогическая подсистема по отношению к профессиональной подготовке, осуществляемой в образовательном процессе вуза, представляющих собой иерархически соподчинённую систему взаимосвязанных структурных компонентов и отношений.

Системный подход к формированию в образовательном процессе вуза готовности будущих бакалавров технического направления подготовки к социально-профессиональной адаптации реализуется через следующие принципы: целостности – предполагает достижение единства и взаимосвязи всех компонентов образовательного процесса в контексте формирования готовности как интегративного личностного образования, достигаемых посредством единства аудиторной и внеаудиторной деятельности обучающихся, межпредметных и внутрипредметных связей.

1. Принцип всесторонности и комплексности – связан с включённостью всех сторон (целей, содержания и организации) и всех субъектов (обучающихся, преподавателей, кураторов студенческих групп, тьюторов, практических психологов, администрации, работодателей и др.) образовательного процесса в решение задачи формирования готовности будущих бакалавров технического направления подготовки к социально-профессиональной адаптации, а также учёта комплекса внешних и внутренних факторов, влияющих на формирование данной готовности.

Наряду с системным подходом процесс формирования готовности будущих инженеров к социально-профессиональной адаптации осуществляется на основе идей и положений компетентностного подхода. Компетентностный подход, являясь во многом ответом системы образования на социальный заказ со стороны работодателей на профессиональную подготовку выпускников, максимально приближенную к потребностям рынка труда и инновационного производства, в полной мере отвечает задаче формирования готовности будущих бакалавров технического направления подготовки к социально-профессиональной адаптации.

Компетентностный подход в современной педагогической науке является предметом научных изысканий таких исследователей, как А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова, Э. Зеер, Э. Сыманюк, И.А. Зимняя, В.М. Коровин, Т.Л. Павлова, О.В. Цигулева, С.Б. Серякова, А.В. Хуторской и др. Под компетентностным подходом в педагогике понимается «совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов» [5, с. 3]. В этой связи стратегическая цель и задачи профессионального образования определяются в контексте основополагающей идеи о необходимости развития у обучающихся способности решать разноплановые проблемы на основе собственного опыта. Они выражаются в таком результате образовательного процесса в высшей школе, как компетентность. Компетентность в современной педагогической науке как «интегральная личностная характеристика, сложное личностное образование, основанное на ценностях, обеспечивающее профессионально-личностное развитие и саморазвитие специалиста, формирование субъектной позиции, опыта профессионально-ориентированной деятельности, в основании которой лежат фундаментальные знания и приобретённый практический опыт» [6, с. 42]. Являясь интегральной личностной характеристикой, как и готовность, компетентность содержит целый ряд компонентов (мотивационный, поведенческий или процессуально-деятельностный, ценностно-смысловой, эмоционально-волевой и др.).

В контексте реализации в высшей школе идей компетентностного подхода содержание образования трактуется как опыт решения широкого круга личностно-профессиональных проблем, что определяет сдвиг к «студентоцентрированности», переход к межпредметной интеграции взамен традиционно сложившейся предметной дифференциации, от абстрактных теоретических понятий и представлений о мире к практико-ориентированным. Реализация содержания образования в высшей школе с позиции компетентностного подхода способствует изменению характера педагогической и учебно-познавательной деятельности, возрастанию практико-ориентированного характера профессиональной подготовки, увеличению в ней роли и объёма самостоятельной работы, а также широкому использованию потенциала методов активного и интерактивного обучения. В свою очередь, оценка результатов образовательного процесса в высшей школе основывается на определении уровня компетентности выпускников, что способствует интеграции его личностной и социальной составляющих, а также удовлетворению запроса работодателя на профессиональную подготовку кадров, способных работать в условиях инновационного производства, решая нестандартные профессиональные задачи разной степени сложности. Подобного рода трактовка результатов образовательного процесса с позиции компетентностного подхода отвечает задачам формирования готовности будущих инженерных кадров к социально-профессиональной адаптации.

Применительно к проблеме формирования в образовательном процессе вуза готовности будущих бакалавров технического направления подготовки к социально-профессиональной адаптации компетентностный подход включает в себя: рассмотрение формирования готовности будущих инженеров к социально-профессиональной адаптации как важной составляющей и результата профессиональной подготовки в высшей школе, обеспечивающего им конкурентоспособность на рынке труда; определение содержания и структуры готовности с учётом формируемых в образовательном процессе вуза компетенций; организацию образовательного процесса, ориентированного на обеспечение формирования у будущих бакалавров технического направления подготовки опыта решения различной сложности проблемных ситуаций через специальным образом отобранное содержание, инновационные формы, методы и средства, а также диалогический характер педагогического взаимодействия; координацию реализуемого содержания и организации профессиональной подготовки будущих инженеров с требованиями работодателя и рынка труда.

Компетентностный подход к формированию в образовательном процессе вуза готовности будущих бакалавров технического направления подготовки к социально-профессиональной адаптации реализуется через следующие принципы: практико-ориентированности – предполагает настройку целевых оснований, отбор содержания, технологий, методов и средств, используемых в ходе профессиональной подготовки будущих инженеров, с учётом особенностей выбранной специальности, а также актуальных и перспективных требований рынка труда и производственных технологий; интенсификации – связан с применением в образовательном процессе вуза активных, инновационных форм, методов и средств, осуществлением систематического мониторинга и коррекции процесса формирования готовности будущих бакалавров технического направления подготовки к социально-профессиональной адаптации посредством использования научно обоснованного критериально-оценочного аппарата.

Формирование готовности будущих инженеров к социально-профессиональной адаптации с позиции компетентностного подхода ориентировано в первую очередь на социальный заказ. Вместе с тем формирование готовности, как интегративного личностного образования, предполагает учёт идей и положений личностно-ориентированного подхода.

Основополагающие идеи личностно-ориентированного подхода нашли своё отражение в исследованиях М.А. Акоповой, Е.В. Бондаревской, О.С. Газмана, О.Т. Дзампаевой, М.С. Завьяловой, Е.С. Казанцевой, Е.Н. Кролевецкой, А.В. Мудрика, В.В. Серикова, Е.Н. Степанова, И.С. Якиманской, А.В. Шабаровой и др. Анализ данных работ позволяет выделить в качестве основополагающих положений личностно-ориентированного подхода, реализуемого в системе высшего образования такие, как признание самоценности личности обучающегося, создание условий для развития и самореализации которой рассматривается в качестве ключевой цели высшего образования (М.А. Акопова, О.А. Воскрекасенко, Е.Н. Кролевецкая и др.); рассмотрение обучающегося как полноправного субъекта образовательного процесса, способного к саморазвитию, самореализации, саморегуляции и самосовершенствованию (Е.В. Бондаревская, О.Т. Дзампаева и др.); включение обучающегося в разнообразные виды деятельности, основанные на самоорганизации личности и способствующие развитию её активности, ответственности, самостоятельности, самоконтроля и саморегуляции, а также способности осуществлять осознанный выбор (О.А. Воскрекасенко, Е.Н. Кролевецкая, В.В. Сериков.); учёт индивидуально-психологических и возрастных особенностей обучающегося как условие оптимизации образовательного процесса и совершенствования его личности (М.А. Акопова, О.А. Воскрекасенко, Е.Н. Степанов и др.); организация педагогического взаимодействия преподавателей и обучающихся на основе принципа диалогичности и партнерства (М.А. Акопова, А.В. Мудрик и др.); осуществление педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса в парадигме педагогического сопровождения, помощи и поддержки (О.А. Воскрекасенко, О.С. Газман, И.А. Гребенникова, Т.Н. Шабалкова и др.); использование совокупности форм, методов и приёмов, характеризующихся диалогичностью, деятельностно-творческим характером, возможностью предоставления обучающимся свободы выбора (Е.В. Бондаревская и др.).

Применительно к проблеме формирования в образовательном процессе вуза готовности будущих бакалавров технического направления подготовки к социально-профессиональной адаптации личностно-ориентированный подход предполагает: рассмотрение формирования готовности будущего инженера к социально-профессиональной в связи с задачей создания условий для его личностного развития и личностной самореализации как приоритетных, а профессионального развития и профессиональной самореализации – как достраиваемых над личностным; построение процесса формирования готовности будущего инженера к социально-профессиональной адаптации на основе субъект-субъектного взаимодействия, направленного на стимулирование саморегуляционных процессов, рефлексии, потребности в самопознании и самореализации, а также позиции ответственного выбора в адаптационной ситуации.

Личностно-ориентированный подход к формированию в образовательном процессе вуза готовности будущих бакалавров технического направления подготовки к социально-профессиональной адаптации реализуется через следующие принципы: субъектности – признание будущего инженера в качестве полноправного субъекта процесса формирования готовности к социально-профессиональной адаптации, построенного на субъект-субъектном взаимодействии и предполагающем предоставление обучающемуся определенных свобод для саморегуляции, личностно-профессионального саморазвития и самоопределения; открытости – предполагает гибкую реакцию на образовательные запросы будущего инженера, вариативность образовательных программ и проектов, возможность построения индивидуальной образовательной траектории, максимальный учёт потребностей личности, её способностей и возможностей.

Заключение

Таким образом, совокупность идей и положений системного, компетентностного и личностно-ориентированного подходов позволяет учесть характер готовности будущих инженеров к социально профессиональной адаптации как интегративного личностного образования, определяющего сложность и многоаспектность процесса её формирования в ходе профессиональной подготовки в высшей школе. Системный подход ориентирует на рассмотрение процесса формирования готовности как сложной педагогической системы, осуществляемой в образовательном процессе вуза, представляющей собой иерархически соподчинённую целостность взаимосвязанных структурных компонентов и отношений. Целостность данной системе придаёт социальный заказ, на реализацию которого ориентирует компетентностный подход, гармонизируемый и дополняемый идеями личностно-ориентируемого подхода.