В условиях современности, для которой характерна интенсивная информатизация всех сфер образования, стремительно растет количество школьников, испытывающих трудности в обучении. Если раньше причинами неуспеваемости, как правило, являлись недостатки воспитания и неблагополучная социальная среда, то сейчас многие дети из вполне благополучных семей не отличаются хорошей успеваемостью.
В то же время отдельные дети начинают активно говорить в год, а в четыре уже осваивают навык чтения, а некоторые, учась в школе, не умеют читать по слогам, путают или вообще с трудом узнают буквы. Такие проблемы возникают как у детей с определенным диагнозом, так и у абсолютно здоровых ребят. Приходя в школу, большинство детей хотят учиться и имеют желание стать хорошими учениками. Однако, как только они сталкиваются с большими объемами информации и непомерным количеством домашних заданий, их желание пропадает. Наиболее частой причиной подобного явления может являться недостаточная сформированность некоторых отделов головного мозга. Ребёнок может быть абсолютно здоровым физически и умственно, но его мозг, который ещё развивается, не справляется со школьной нагрузкой.
Многолетний опыт ученых и результаты различных исследований свидетельствуют о том, что для работы с детьми в этом возрасте характерна продуктивность, так как мозг ребёнка находится в стадии интенсивного формирования. Развитие каждой психической функции имеет свою программу, причем разные функции развиваются в разное время, гетерохронно [1, с. 292], что вызывает необходимость психолого-педагогической помощи, заключающейся в применении коррекционно-развивающих методов как для детей, не успевающих в школе из-за отставания в развитии отдельных психических функций, так и для детей, склонных к эмоциональному выгоранию, справляющихся со школьной программой в ущерб своему здоровью. Признаками необходимости подобной помощи являются высказывания детей типа: 1) «никак не могу вспомнить», «уже забыл», «не могу выучить» (проблема с памятью); 2) «нечаянно пропустил», «не заметил» (проблема с вниманием); 3) «не понял» (проблема с мышлением, скоростью обработки информации); 4) «не могу представить» (проблема с воображением) и т.д.
Для нивелирования и профилактики указанных проблем в образовательном процессе начальной школы важно использовать упражнения нейропсихологического характера. Чтобы работа носила комплексный характер и одновременно была направлена на развитие различных психических процессов ребенка, необходима разработка банка методической поддержки педагогов, содержащего комплекс нейропсихологических упражнений, ориентированных на преодоление отклонений и нарушений в развитии психических функций у детей, а также на устранение трудностей в обучении в начальной школе.
Материалы и методы исследования
Нейропсихологические упражнения стали предметом изучения таких ученых, как Н.Т. Колесник, Е.А. Орлова [2], Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе, Е.Ю. Балашова [3], Ю.В. Микадзе [4] и др. Рассматривая определение понятия «нейропсихологические упражнения», ученые трактуют его в большинстве случаев как совокупность методов, ориентированных на преодоление отклонений и нарушений в развитии психических функций у детей, а также на устранение трудностей в обучении [2; 3].
Функции данных методов разнообразны: 1) развитие концентрации внимания, координации, умения чувствовать своё тело; памяти, мелкой и общей моторики, умения ориентироваться в пространстве; 2) активизация мыслительных процессов и речи; 3) работа над гармоничным взаимодействием полушарий; эмоциональной устойчивостью, повышением внимания и т.д. [4, с. 28].
Говоря о классификации рассматриваемых методов, следует отметить: результаты исследований ученых демонстрируют выделение двух больших групп: 1) упражнения нейропсихологической коррекции, связанные с двигательной активностью; 2) упражнения нейропсихологической коррекции, связанные с когнитивной активностью [3]. Для каждой из данных групп характерен соответствующий набор упражнений.
Следующим шагом исследования является рассмотрение ключевых понятий исследования.
Опираясь на определение понятия «банк методической поддержки», сформулированное И.Н. Разливинских [5, с. 6], в качестве такового мы предлагаем рассматривать упорядоченную совокупность данных, позволяющих организовать определенным образом различные виды образовательной деятельности с целью повышения её эффективности. Предлагаемый нами банк методической поддержки педагогов представляет упорядоченную совокупность данных, содержащую сконструированное определенным образом сочетание нейропсихологических упражнений, ориентированных на одновременное развитие, преодоление отклонений и нарушений в протекании психических процессов у младших школьников, а также на устранение трудностей в процессе обучения в начальной школе.
Структура Банка выстроена нами с учетом бинарной направленности предлагаемых для использования двух групп упражнений [3] и включает два блока: 1 блок – нейропсихологические упражнения, связанные с двигательной активностью; 2 блок – нейропсихологические упражнения, связанные с когнитивной активностью.
Содержание разрабатываемого Банка выстраивается с учетом ориентации на 1) положение о том, что различные психические процессы детей имеют свою программу и развиваются гетерохронно [1, с. 293]; 2) преодоление отклонений и нарушений в развитии психических функций у детей, а также на устранение трудностей в обучении в начальной школе (снижение учебной мотивации, школьная дезадаптация, неспособность усвоения школьного материала и т.д.); 3) дополнительное использование к актуальным учебно-методическим комплектам; 4) развитие образовательных результатов, осуществляемое педагогом в начальной школе в рамках определённой предметной области согласно ФГОС НОО [6].
Реализация выделенных блоков нейропсихологических упражнений учителями начальной школы осуществляется во взаимосвязи и взаимообусловленности и в итоге имеет двойной результат: 1) психологического характера – способствует преодолению отклонений и нарушений в развитии психических функций у детей, а также устранению трудностей, с которыми дети сталкиваются в процессе обучения; 2) образовательного характера – обеспечивает более успешное формирование универсальных учебных действий младшего школьника (личностных, предметных, метапредметных УУД (познавательных, коммуникативных, регулятивных)).
Результаты исследования и их обсуждение
Разработанный нами банк методической поддержки педагогов, содержащий комплекс нейропсихологических упражнений (НПУ), графически представлен в табл. 1.
Из табл. 1 хорошо видна структура банка методической поддержки педагогов, содержащего комплекс нейропсихологических упражнений (НПУ).
Таблица 1
Банк методической поддержки педагогов, содержащий комплекс нейропсихологических упражнений (НПУ)
БЛОК I. НПУ, связанные с двигательной активностью |
М1. Формирование правильного дыхания Упражнения: «Часики», «Насос», «Регулировщик», «Ладошки», «Водолаз» |
Образовательные результаты Личностные УУД (например, мотивация к познанию и обучению). Метапредметные УУД (например, универсальные коммуникативные действия – общение, совместная деятельность презентация; универсальные регулятивные действия – самоконтроль) |
М2. Повышение жизненного тонуса Упражнения: «Ушки», «Мытье головы», «Домик» |
||
М3. Снятие мышечных зажимов Упражнения: «Штангист», «Подсолнушек», «Не хочу кашу», «Крепкая опора», «Замок» |
||
М4. Развитие сенсомоторных процессов Глазодвигательные упражнения: «Пальминг», «Вращаем глазками», «Слежение», «Восьмёрки», «Расстояние». Упражнения на сочетание движений правой и левой половины тела: «Цыганочка», «Рисование обеими руками», «Часы», «Обезьянка», «Птенчики» |
||
М5. Развитие кинетических процессов Упражнения: «Прыгуны», «Катись мяч» |
||
БЛОК II. НПУ, связанные с когнитивной активностью |
М6. НПУ на развитие внимания Упражнения: «Корректор», «Найди цифру», «Копировальщики», «Шифровки», «Запрещенная буква», «Выполни по образцу» |
Образовательные результаты Личностные УУД (например, готовность обучающихся к саморазвитию; мотивация к познанию и обучению). Метапредметные УУД (например, универсальные познавательные УД – базовые логические действия, работа с информацией). Предметные УУД – действия по получению, преобразованию и применению нового знания |
М7. НПУ на развитие памяти Упражнения: «Восстанови порядок», «Вспомни пару», «Всё помню», «Цифровая таблица» |
||
М8. НПУ на развитие мышления Упражнения: «Вставь недостающее слово», «Проведи аналогию», «Говори наоборот», «На что это похоже», «Догадайся сам» |
||
М9. НПУ на развитие речи Упражнения: «Лопатка», «Иголочка», «Качели», «Улыбка», «Заборчик», «Трубочка», «Хоботок», «Бублик», «Играем со словом» |
Рис. 1. Нейропсихологические двигательные упражнения
Далее представим характеристику и методику применения нейропсихологических упражнений, входящих в каждый из выделенных блоков, в образовательном процессе начальной школы. Итак, первый блок – комплекс нейропсихологических упражнений, связанных с двигательной активностью – включает пять модулей: М1 – дыхательная гимнастика – ориентирован на формирование правильного дыхания; М2 – самомассаж – нацелен на повышение жизненного тонуса; М3 – предназначен для снятия мышечных зажимов; М4 – обеспечивает развитие сенсомоторных процессов; М5 – повышает уровень развития кинетических процессов (рис. 1).
Включение данного блока в банк методической поддержки педагогов, содержащий комплекс нейропсихологических упражнений (НПУ), вызвано тем, что движение – неотъемлемое условие успешного психофизического и психофизиологического развития ребёнка. Именно от уровня развития двигательных функций зависит большинство составляющих жизни ребенка [7, с. 15]. Для демонстрации зависимости различных составляющих жизни ребенка от уровня развития двигательных функций приведем следующие примеры: правильно развивающееся зрительное восприятие зависит от качества движения глаз и головы; уровень развитости мышц речевого аппарата предопределяет правильное звукопроизношение и внятность речи; от сформированности движений различных частей тела, например руки, зависит любая ручная работа, письмо и многое другое.
Несвоевременное обращение взрослыми внимания на двигательные нарушения у ребенка впоследствии приводит к следующим трудностям в обучении: снижение продуктивности учебного труда (увеличение количества ошибок); ослабление внутреннего торможения (рассеянность внимания); ухудшение регуляции физиологических функций (нарушение координации движений). Кроме того, педагогу начальных классов следует обязательно помнить, что грамотный подход к обучению детей упражнениям двигательной коррекции обеспечит им в дальнейшем развитие отдельных психических функций, успешное освоение ФГОС НОО и сохранение своего здоровья.
Комплекс нейропсихологических упражнений (НПУ), применяемых для двигательной коррекции, способствует стимуляции развития как уже сформированных двигательных функций, так и функций, не имевших возможности ранее сформироваться правильно.
Паспорт данных нейропсихологических упражнений мы предлагаем в табл. 2, где нами представлена краткая характеристика сути и последовательность проведения нейропсихологических упражнений (НПУ) первого блока банка методической поддержки педагогов начальной школы в образовательном процессе начальной школы. В ходе изложения материалов данной таблицы мы акцентировали внимание на том, что применение рассмотренных упражнений будет целесообразным и оправданным как на уроках, так и во внеурочной деятельности с младшими школьниками.
Вторым блоком предлагаемого нами банка методической поддержки педагогов является комплекс нейропсихологических упражнений, связанных с когнитивной активностью. Данный блок включает четыре модуля: М6 – ориентирован на развитие внимания; М7 – нацелен на повышение уровня развития памяти; М8 – предназначен для активизации мыслительных процессов и развития мышления в целом; М9 – обеспечивает развитие речи (рис. 2).
Включение данного блока в банк методической поддержки педагогов, содержащий комплекс нейропсихологических упражнений (НПУ), вызвано тем, что когнитивная (познавательная) коррекция всех высших функций головного мозга (памяти, мышления, внимания, речи и т.д.) в младшем школьном возрасте необходима для развития логических способностей и познавательных структур личности. В связи с этим в комплекс НПУ, связанный с когнитивной активностью, мы включили упражнения на развитие внимания (М6), памяти (М7), мышления (М8), речи (М9). Комплекс НПУ, используемых для когнитивной коррекции, обеспечивает стимуляцию развития как достаточно сформированных когнитивных функций, так и познавательных функций, сформированных достаточно слабо.
Составленный нами Паспорт данных нейропсихологических упражнений представлен в табл. 3, где отражены суть и методика проведения нейропсихологических упражнений второго блока банка методической поддержки педагогов начальной школы в образовательном процессе начальной школы.
Таблица 2
Паспорт нейропсихологических упражнений (НПУ) первого блока банка методической поддержки педагогов начальной школы
Краткая характеристика НПУ |
Методика проведения НПУ |
Дыхательная гимнастика – совокупность дыхательных упражнений, которые способствуют формированию правильного дыхания. Правильное дыхание улучшает самочувствие, общее состояние, успокаивает и повышает концентрацию внимания. Такие упражнения стимулируют сердечно-сосудистую и нервную системы, активизируют работу мозга, способствуют саморегуляции поведения и т.д. |
Для дыхательной гимнастики на уроках и во внеурочной деятельности можно использовать следующие нейропсихологические упражнения: «Часики»: Необходимо встать прямо, ноги врозь. Произносить «тик-так» на выдохе, размахивая прямыми руками вперед и назад. Можно повторить 10–12 раз. «Насос»: Исходное положение – встать прямо, ноги вместе, руки опустить вдоль туловища. Произвести вдох с наклоном туловища в сторону. Выдох, руки скользят по туловищу, при этом громко произносить звук «с-с-с-с». Выпрямление – вдох, наклон в другую сторону. Можно повторить 6–8 раз. «Регулировщик»: Исходное положение – встать, ноги на ширине плеч, правая рука поднята вверх, левая отведена в сторону. Произвести вдох, затем поменять положение рук, при этом выполняя выдох с произношением звука «р-р-р». Можно повторить 4–5 раз. Дыхательные упражнения можно выполнять дома |
Самомассаж – один из видов НПУ, в котором человек воздействует на различные участки тела самостоятельно, повышая тем самым жизненный тонус. Благодаря самомассажу происходит восстановление уставших мышц, суставы приобретают большую подвижность и эластичность |
Обучение ребёнка самомассажу проходит в несколько этапов: 1) сначала взрослый производит массаж тела сам; 2) взрослый использует руки ребенка, управляя ими с помощью своих рук; 3) ребенок выполняет самомассаж самостоятельно. Можно задать ребенку вопросы, попросить описать свои ощущения до и после массажа: «Что изменилось? Где? На что похожи ощущения?». Например, массируемые (или иные) части тела стали более теплыми, горячими, легкими или покрылись мурашками, тяжелыми и т.п. Самомассаж применяется на уроках и во внеурочной деятельности. С этой целью используются упражнения на разные участки тела: «Ушки», «Мытье головы», «Домик» и т.д. |
Упражнения на снятие мышечных зажимов – вид НПУ, в котором человек последовательно напрягает и расслабляет различные группы мышц |
Популярными НПУ для снятия мышечных зажимов являются упражнения: «Штангист»: Необходимо встать прямо и вытянуть руки перед собой. Затем сжать пальцы в кулаки и как можно сильнее напрячь мышцы рук. Продолжительность выполнения 3-4 секунды, затем нужно расслабить мышцы. Руки свободно опустить вниз. Это упражнение позволит снять мышечное напряжение рук. «Замок»: Детям нужно отвести руки за спину, сцепить их и с силой свести лопатки. Через 3–4 секунды вернуть руки в исходное положение и расслабиться. Упражнение позволяет расслабить мышцы спины и плечевой пояс. «Не хочу кашу»: Дети представляют себя капризным ребенком, который не хочет кушать кашу. Нужно сжать челюсти и губы. Затем, через 3–4 секунды, расслабить мышцы. Можно повторить упражнение несколько раз [7, c. 15] |
Упражнения, направленные на развитие сенсомоторных процессов – вид НПУ, ориентированный на взаимодействие сенсорных и моторных компонентов двигательных действий. К ним относятся глазодвигательные упражнения и упражнения на сочетание движений правой и левой половины тела |
Глазодвигательные упражнения – это упражнения, помогающие расширить объем зрительного восприятия и сформировать пространственные представления детей: «Пальминг»: Детям необходимо сесть прямо и расслабиться, поставить локти на парту, закрыть глаза и положить ладони на глазные яблоки, после чего немного опустить локти. Важно, чтобы позвоночник и шея находились на одной линии. Дыхание должно быть спокойным. Далее следует легко надавливать на глаза в следующем темпе: одна секунда – одно движение. «Слежение»: Взрослому нужно взять какой-нибудь яркий предмет, медленно передвигать его. Задача ребенка следить за предметом глазами, не поворачивая головы. «Восьмёрки»: Взрослый в воздухе ярким предметом изображает знак 8 сначала в вертикальном, затем в горизонтальном положении. Дети следят за этим. Важно, чтобы центр восьмёрок находился над переносицей [8]. Упражнение на сочетание движений правой и левой половины тела – НПУ, способствующие правильной координации тела при взаимодействии левой и правой стороны: «Цыганочка»: Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки опущены. Сначала детям нужно дотронуться правой рукой до поднятого левого колена, вернуться в исходное положение и дотронуться левой рукой до правой пятки (нога согнута в колене и отведена назад). Вернуться в исходное положение и повторить действие для левой руки и поднятого правого колена, правой руки и левой пятки. «Часы»: Детям необходимо двигать языком к уголкам рта направо и налево, одновременно перемещать руки сначала в ту же сторону, куда и язык, а затем в противоположную [9, c. 68] |
Упражнения, направленные на кинетические процессы – динамические упражнения на все группы мышц тела. Их цель – выработка общей ритмической базы, от которой зависит режим функционирования регуляторных систем мозга |
Данные упражнения целесообразно применять на уроках, во внеурочной деятельности или дома, разнообразя ими монотонную работу детей, работу с пониженной двигательной активностью. «Прыгуны»: Дети прыгают с продвижением вперед, чередуя прыжки ноги врозь, ноги скрестно (то левая, то правая нога впереди), при этом повторяя такие же движения руками. «Катись мяч»: Взрослый и ребенок садятся на пол, в 2–3 м друг от друга. Катают мяч сначала обеими руками, затем убирают левую, выполняют движение только правой, и наоборот. |
Рис. 2. Нейропсихологические когнитивные упражнения
Из табл. 3 видно, что данный блок не только способствует развитию основных познавательных функций детей, но и обеспечивает их обучение планированию и контролю собственных действий. В таблице мы также акцентируем внимание на том, что применение рассмотренных упражнений будет целесообразным и оправданным как на уроках, так и во внеурочной деятельности с младшими школьниками.
Таблица 3
Паспорт нейропсихологических упражнений (НПУ) второго блока банка методической поддержки педагогов начальной школы
Краткая характеристика НПУ |
Методика проведения НПУ |
Упражнения на развитие внимания характеризуются сосредоточенностью деятельности субъекта на каком-либо предмете, образе, явлении и т.д. с целью увеличения объема, концентрации, устойчивости внимания |
Для развития внимания на уроках и во внеурочной деятельности можно использовать следующие упражнения: «Корректор»: Детям даётся бланк с различными фигурами. Задача детей по образцу, представленному в первой строке, заполнить пустые фигурки. «Найди цифру»: Детям выдаются бланки с напечатанными цифрами. Их задача отметить для себя любые две цифры, одну зачеркнуть, а другую обвести в круг. Но заранее необходимо предупредить, что вычеркивать и обводить цифры нужно, просматривая каждую строчку слева направо [10, c. 74]. |
Упражнения на развитие памяти – упражнения, ориентированные на развитие и укрепление мнемических процессов запоминания, хранения и воспроизведения информации |
Для развития памяти на уроках и во внеурочной деятельности можно использовать следующие упражнения: «Восстанови порядок»: Необходимо заранее подготовить 5–10 предметов и разложить их в случайном порядке. Задача учащегося – внимательно посмотреть и за 15–20 с запомнить их расположение. После чего школьник отворачивается, а учитель меняет местами некоторые предметы. Ребенок должен восстановить первичный порядок. «Вспомни пару»: Учащимся демонстрируется таблица, в которой в первом столбце представлены картинки, а во втором – их схематические изображения. Ребенку необходимо запомнить, какой схематический рисунок соответствует каждой картинке. На запоминание дается 1 мин. После этого ему предлагается бланк, который нужно заполнить, нарисовав напротив каждого изображения схематический рисунок [11]. |
Упражнения на развитие мышления ориентированы на развитие и укрепление мыслительных процессов: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации и др. |
Мышление – это отражение объективной действительности в объектах, понятиях и суждениях. Важно развивать мышление на уроках и во внеурочной деятельности, так как младший школьный возраст является интенсивным периодом развития мозга ребенка [12, с. 127]. Для развития мышления можно использовать следующие упражнения: «Вставь недостающее слово»: Ребенку необходимо вставить слово из трех букв так, чтобы оно было окончанием первого слова и началом второго слова. Например, кипа(рис)унок (получилось 3 слова: кипарис, рис, рисунок). «Проведи аналогию»: Детям дается ряд, в котором находятся три слова, первые два связаны друг с другом. Между третьим словом и одним из предложенных нужно проследить такую же связь, т.е. найти четвертое слово. Нужно подумать, как они связаны. Например, воробей – птица = щука – …. [13, с. 108]. |
Упражнения на развитие речи ориентированы на развитие и укрепление речи и артикуляционного аппарата |
Перед тем как выполнять упражнения на развитие речи на уроках и во внеурочной деятельности, необходимо провести артикуляционную гимнастику. Целью артикуляционной гимнастики является выработка движений и положений артикуляционных органов, необходимых для правильного и четкого звукопроизношения: «Лопатка»: Ребенку необходимо высунуть язык, расслабить его и положить на нижнюю губу, так чтобы он принял широкую форму. Следить за тем, чтобы язык не дрожал. Сохранять такое положение 10–15 с. «Бублик»: Ребенку необходимо сомкнуть зубы, затем округлить губы и вытянуть их вперед, так, чтобы были видны верхние и нижние резцы [14]. После выполнения артикуляционной гимнастики, можно приступать к упражнениям на развитие речи. Например, для развития фонематического слуха, расширения словарного запаса можно использовать следующие упражнения: «Слово и звук»: Учащемуся нужно придумать слово, которое начинается (оканчивается) на такой же звук, как и в слове «каша», «флаг» и т.д. «Слова»: Учитель называет предмет, а учащиеся говорят, что он делает, т.е. называют действие предмета. Затем можно повторить ту же игру наоборот: «Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди?» и т.д. [15]. |
Заключение
Подводя итоги проведенной работы, остановимся на характеристике сделанных выводов.
Нейропсихологические упражнения (НПУ) – совокупность методов, ориентированных на преодоление отклонений и нарушений в развитии психических функций у детей, а также на устранение трудностей в обучении. Использование упражнений данного характера обеспечивает нивелирование и предупреждает снижение мотивации к учебе, школьную дезадаптацию, слабое усвоение школьного материала и т.д.
Для грамотного использования учителем начальных классов НПУ необходим комплексный подход и одновременная направленность на развитие различных психических процессов ребенка. С этой целью нами разработан банк методической поддержки педагогов, который в контексте данной работы представляет упорядоченную совокупность данных, содержащую сконструированное определенным образом сочетание нейропсихологических упражнений, ориентированных на одновременное развитие, преодоление отклонений и нарушений в протекании психических процессов у младших школьников, а также на устранение трудностей в процессе обучения в начальной школе.
Структура Банка включает два блока: 1 блок – нейропсихологические упражнения, связанные с двигательной активностью, – включает пять модулей (М1, М2, М3, М4, М5); 2 блок – нейропсихологические упражнения, связанные с когнитивной активностью, – включает четыре модуля (М6, М7, М8, М9). Каждый из блоков нацелен на двойной результат: 1) психологического характера – преодоление отклонений и нарушений в развитии психических функций у детей, а также устранение трудностей, с которыми дети сталкиваются в процессе обучения; 2) образовательного характера – более успешное формирование универсальных учебных действий младшего школьника.
Реализацию содержания каждого из выделенных блоков педагогам начальной школы следует осуществлять как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Это позволит, с одной стороны, решить общие задачи развития слабых звеньев психического развития ребенка; с другой – устранить трудности, возникающие у детей в процессе обучения в начальной школе.