Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUBSTANTIATION OF THE IMPORTANCE OF THE FORMATION OF MEDICAL COLLEGE STUDENTS PROFESSIONAL SELF-ESTEEM

Prozorova M.N. 1, 2
1 Kirov Medical College
2 Kirov State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation
The article presents a theoretical analysis of psychological and pedagogical substantiation, independent and individual justifications that are important for the formation of professional self-esteem among medical college students. One of the urgent problems today is the formation of professional self-esteem among students when choosing a medical specialty, and this determined the relevance of the study. The author conducted a theoretical analysis of literary sources on the problem of studying professional self-esteem among students, taking into account age characteristics. The psychological and pedagogical justifications allowing to form professional self-esteem of college students are analyzed. The formation of professional self–esteem is the creation of a professional vision of yourself as a professional in the future. Prerequisites and value orientations for the formation of professional self-esteem of students allow us to study the personal characteristics of students of vocational educational institutions. The methodological positions are based on the technologies of developing education proposed by L.V. Goryunova, L.V. Shkolyar and the theory of developing education by V.V. Davydov. In the course of the theoretical research, psychological and pedagogical justifications were identified, such as objective and subjective, aimed at the formation of professional self-esteem of students. The theoretical analysis of psychological and pedagogical literature carried out within the framework of the study can be used in the practical activities of professional educational organizations when planning the personal and professional development of students.
self-assessment
professional self-assessment
adolescence
professional path
professional education
methodological techniques
educational standard

Сложившаяся в российском образовании система учебно-воспитательного процесса в средних профессиональных образовательных организациях не даёт соответствующих теоретических знаний для реализации практических умений. Направленность формирования субъективных качеств личности основывается на их внутренней логике саморазвития и слабо использует необходимые психолого-педагогические обоснования развития и формирования профессиональной самооценки студентов, что является недостатком такой системы.

Цель исследования – теоретическое обоснование значимости формирования профессиональной самооценки у студентов в образовательной среде колледжа. Этот феномен лежит не только в сфере научного знания, а также в плоскости личностного развития студентов медицинского колледжа.

Студенческие годы совпадают с возрастным периодом юношеского возраста (18–23 лет). В этом возрасте с педагогической точки зрения большое внимание уделяется формированию оценки себя как личности (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, З.А. Зак, Ю.В. Громыко, В.В. Барцалкина, С.Ю. Степанов, И.Н. Семенов, В.И. Слободчиков, В.С. Мухина и др.). Как считает И.В. Дубровина, эксперт по возрастной и педагогической психологии, юношеский возраст – окончательная ступень индивидуализации. «Главным новообразованием юношеского возраста является готовность к самоопределению себя в мире профессий, саморефлексии, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, установка на сознательное построение сценария собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни» [1, с. 153]. Данный возраст характеризуется устойчивостью самосознания и стабилизацией образа «Я». Это возраст, когда складывается система представлений о самом себе, влияющая на поведение и эмоциональное состояние человека.

Материалы и методы исследования

Главные методы изучения – теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, научное наблюдение, обобщение педагогического опыта. Новизна исследования заключается в обосновании значимости профессиональной самооценки у студентов медицинского колледжа с целью повышения уровня осознанности к выбранной профессии.

Несмотря на то, что данная тема освещается в специализированной литературе, исследования в основном касаются психологических процессов, связанных с развитием самооценки личности, а не представлением образа формирования профессиональной самооценки.

Первый и второй курсы являются наиболее сложными в плане социализации для студентов колледжа, так как именно в это время у студентов формируются навыки и умения координированной умственной деятельности, они осознают свое предназначение к выбранной специальности, вырабатывают приемлемый режим труда и досуга, налаживают режим самообразования и самовоспитания профессионально важных качеств личности. Исследования показывают, что студенты первого курса не всегда осознанно овладевают профессиональными знаниями, так как у них еще не развиты такие черты характера, как умение самостоятельно учиться, осуществлять контроль и оценивать себя, а также безошибочно распределять свое личное и рабочее время для выполнения домашней работы. Адаптировавшиеся к каждодневной опеке и контролю в школе, некоторые студенты не умеют брать на себя ответственность за элементарные решения, им не хватает навыков самообучения и самообразования. Определяя вектор психолого-педагогического обоснования значимости формирования профессиональной самооценки у студентов колледжа, нельзя не отметить недостатки организационной сферы их образовательной деятельности.

Профессиональная самооценка у студентов представляется нам как организация собственного профессионального пути и развитие профессионального взгляда на себя. Образ идеального студента колледжа, которого хотят видеть педагоги, сочетает в себе такие качества личности, как проницательность в выборе профессии, дисциплинированность, склонность к самообразованию и самосовершенствованию. В настоящее время большинство педагогов видят в обучающемся, прежде всего, самостоятельного мыслителя, принимающего на себя ответственность за свои поступки. Современное подрастающее поколение сталкивается с проблемами, которые отсутствуют в жизненном опыте родителей, в образовательном содержании общеобразовательной и профессиональной школы. Если раньше «самооценка» рассматривалась как источник новых знаний, то сейчас она является показателем самостоятельности построения хода мышления, сознательного контроля собственных действий. Изучение предпосылок формирования значимости профессиональной самооценки у студентов медицинского колледжа позволило нам выявить возрастные особенности обучающихся в учреждении среднего профессионального образования, а также определить специфику образовательного процесса в колледже.

Понятие ранней юности и ее возрастных границ, рассмотренное такими учеными-практиками, как И.В. Дубровина, Б.Г. Ананьев, И.С. Кон и др., представлено рядом важных разногласий, значительных для нашего теоретического исследования. Во-первых, усиление таких умений и качеств, как упорство, уверенность, твердость, объективность, инициативность и нежелание самостоятельно рефлексировать произошедшие события, давать оценку своему поведению и реакции на окружающих. Во-вторых, между сильной потребностью к личным проблемам и невозможностью их самостоятельного анализа. В-третьих, между направленностью к самооценке и еще не сформированной профессиональной самооценке, что мотивирует будущего специалиста к тенденции неумело определять цели и задачи. Данные противоречия актуализируют и стимулируют мотивацию личности к рефлексии и чувство собственного достоинства. В рамках своей квалификации выпускники колледжей к концу обучения становятся профессионалами и начинают свой квалификационный путь. Однако, как показывают некоторые исследования В. Карпова и В.В. Пономаревой, умение анализировать себя и свои действия, является высокой гарантией социальной адаптированности личности.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что возраст студентов колледжа является подходящим для овладения навыками самолюбия и умения управлять своим поведением. Обучение в медицинском колледже, как и в любом другом учреждении системы профессионального образования, имеет свои индивидуальные особенности. Непонимание своей будущей профессиональной деятельности и отсутствие практического опыта являются основными причинами недостаточно сформированных компонентов профессиональной самооценки. В период обучения на первом и втором курсах, согласно учебным планам, студенты медицинского колледжа уже приступают к выполнению самостоятельных манипуляций, к примеру, таких как подкожное введение лекарственных инъекций; внутривенная капельная инфузия; взятие крови из периферической вены; промывание желудка и др. Следовательно, до последнего года у будущих медицинских работников постепенно формируется пусть и не масштабный, но самостоятельный реальный опыт профессиональной деятельности, и им необходимо его пересмотреть для наиболее продуктивного прохождения преддипломной практики. Таким образом, можно говорить о необходимости формирования профессиональной самооценки как основного навыка личности, который позволяет доступно и адекватно оценивать себя, гарантирует становление и саморазвитие, поддерживает творческий подход к учебной, профессиональной и воспитательной деятельности, помогает в достижении их наивысшей продуктивности и эффективности.

В контексте нашего теоретического исследования формирования профессиональной самооценки у студентов колледжа требуется более четкое психолого-педагогическое обоснование значимости в образовательной среде колледжа. С методологической точки зрения концепция личности как «человека действия», представленная в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Д.Н. Узнадзе и др., имеет особое значение в процессе профессионального становления. Если человек, как считает А.Г. Асмолов, «является односторонне активным существом, порожденным жизнью в обществе, пытающимся достичь жизни, то организация совместной деятельности и сотрудничества между людьми станет центром практики воспитания и личностного развития» [2, с. 145]. В процессе учебы студенты колледжа развивают общие и профессиональные компетенции, саморазвиваются и самосовершенствуются путем сознательного и активного освоения нового опыта оценивания себя в профессии. Общие и профессиональные компетенции тесно взаимосвязаны с эффективностью результатов, применяемых в рамках образовательного процесса, то есть таких механизмов реализации, когда будущий медицинский работник может осуществлять решения не только в рамках предложенного образовательного процесса, но и при формировании жизненной позиции. Говоря о специфике среднего профессионального образования, рассматриваемые вопросы актуальны и в наши дни, так как от современного выпускника медицинского колледжа требуется подвижность, умение применять свои знания в рамках практической деятельности, находчивость, умение нестандартно мыслить. Все это обязывает педагога отступать от привычного хода ведения учебного занятия и ставших традицией педагогических технологий.

В ходе исследования были выявлены следующие психолого-педагогические обоснования, направленные на формирование профессиональной самооценки у студентов в образовательной среде колледжа:

1) теоретические обоснования, способствующие формированию профессиональной самооценки у студентов медицинского колледжа, которые:

− способны к пониманию собственных действий;

− знают предмет и структуру интеллектуальной деятельности, ее цели, задачи, решение;

− развивают мыслительные операции когнитивных действий;

− обладают представлением о себе как об индивидуальном субъекте аналитического действия, процесса, деятельности.

2) практико-ориентированные обоснования – это синтез особенностей содержания, форм и средств единого учебно-образовательного процесса, направленного на успех целей педагогической деятельности, таких как:

− становление профессиональной самооценки у студента возможно только лишь в условиях специально созданной рефлексивной учебно-образовательной деятельности;

− учебно-образовательный процесс направлен на приобретение студентом опыта оценки себя и других;

− вхождение студента колледжа в более активную научно-исследовательскую точку зрения по отношению к своей жизни и профессиональной деятельности, к себе как к ее субъекту, а также к своему опыту с опорой на самоанализ, представление, переосмысление и последующая корректировка собственной реальности;

− возникновение представляющих противоречий, которые на самом деле осмысливаются студентом колледжа, переоценка, преобразование, улучшение или накопление новой информации и концептуализация знаний;

− возникновение трудностей и предполагаемых противоречий: для конкретной цели целостная рефлексивно-развивающая среда и допустимая многовариантность различных методов и др.

Представленные психолого-педагогические обоснования развития профессиональной самооценки показывают составляющие возможностей, способствующих формированию индивидуальной и профессиональной самооценки: специально организованная практика самооценивания студентов колледжа; наличие образовательной среды для самопознания; активизация межпредметных отношений между участниками; актуализация самооценки студентов; добавление условий в образовательные программы для формирования профессиональной самооценки [3, с. 117].

Профессиональная самооценка студентов колледжа – это структурный компонент осознания своей профессиональной траектории, своего психического состояния, своих мыслей и идей. Студент обращается к самому себе, критикует себя в жизни: какие поступки он совершает, какие ошибки совершает, осознает свою нужность или ненужность этому миру, анализирует, может ли он привнести что-то новое.

Принципы образования и профессиональной подготовки на первое место ставят четко сформулированные требования, которые направляют психолого-педагогическое мышление и действия педагога. Они опираются на представление сути педагогического процесса, универсализации реального педагогического опыта.

Студент медицинского колледжа развивается в социальной среде и во многом определяется отношениями с преподавателями и сверстниками. Такое взаимодействие, основанное на совместной деятельности, реализует систему учебной и воспитательной работы со всеми категориями студентов колледжа (успевающими и неуспевающими) с целью личностного и профессионального развития обучаемых и создания необходимых профессиональных условий для их социализации.

Методологические позиции основаны на технологиях развития образования Л.В. Горюновой, Л.В. Школяр и теории развивающего обучения В.В. Давыдова, а также теории индивидуальных различий Б.М. Теплова.

Через элементы креативности выражается отношение человека к действительности, смыслу жизни, осознанию новых знаний и их закреплению. Усвоение учебного материала нам представляется возможным через обеспечение ряда условий. Исходя из этого, был сформулирован набор творческих задач в работе со студентами:

− установить все возможные связи явлений творчества с жизнью, наукой, личностью;

− познакомить студентов колледжа с различными видами и формами познавательной деятельности.

Главным критерием эффективной деятельности студента в формировании значимости профессиональной самооценки является освоение общих и профессиональных компетенций:

1. Нахождение контрастов и сравнений их в новом материале. Педагогический вопрос: Чему вы научились? Что вас удивило? И почему?

2. Символика урока. Основное действие: использование цветных карандашей, мелков, красок, чтобы изобразить символ темы, основную идею сегодняшнего урока.

3. Чувствуя, проживая материал. Основное действие: погружение через коллаж на основе личного опыта студента. «Есть ли что-то в теме сегодняшнего урока, что вы можете связать со своим личным опытом?»

4. Развитие вашего отношения, суждения, основанного на чувствах, мыслях. Сделайте коллаж из своих мыслей. Схематично нарисуйте трудные моменты сегодняшнего урока.

В педагогической науке под методами понимается «последовательное чередование способов взаимодействия педагога и студента колледжа, направленных на достижение определенной цели посредством проработки учебного материала» [4, с. 28].

Технология как система методических приемов включает в себя методы деятельности студентов колледжа и методы организации учебного процесса, которые используются на занятиях: метод идентификации (оживление образа, проживание образа); метод организации художественно-эстетической среды (создание среды для обмена мнениями, впечатлениями); метод педагогического вопроса (адресованный личности студента); метод оценки вопросов, которые предполагают неординарный ответ (сократовские вопросы); метод творческих заданий (нарисуйте свой ответ, произнесите мысль и т.д.); метод обмена способностями. Метод, состоящий из действий, включает в себя конкретные операции, которые повторяются в разных системах действий.

Результаты исследования и их обсуждение

Из анализа Стандарта III поколения, от 31 мая 2021 г. № 287 следует потребность в формировании профессиональной самооценки в процессе обучения, а также личностных качеств, необходимых для овладения опытом самооценивания у студентов медицинского колледжа. В данном стандарте к специальностям 34.02.01 «Сестринское дело», 31.02.02 «Акушерское дело» к уровню знаний и умений выпускников предъявляются требования установленного образца. Мы выделили те из них, которые относятся к навыкам самооценивания [5]:

ОК 1. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 2. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 10. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

Все перечисленные общие компетенции требуют развития профессиональной самооценки у студентов колледжа.

Заключение

Таким образом, цель нашего исследования достигнута. Результаты теоретического исследования показали, что в формировании профессиональной самооценки важнейшая роль принадлежит расширению и углублению знаний и практического опыта, так необходимого студенту колледжа в период профессионального становления в условиях образовательной среды колледжа. Делая вывод, можно констатировать, что учёт изложенных предпосылок обеспечивает успешность формирования образовательной самооценки у студентов медицинского колледжа.