Развитие студенческого спорта – это необходимое направление для формирования социально позитивной, здоровой молодежи. Одна из основных задач развития студенческого спорта – это сохранение и мотивация контингента занимающихся физической культурой и спортом в момент после окончания общеобразовательных учреждений и перехода в учреждения высшего образования.
Ориентация молодежи в индивидуальных физкультурно-спортивных потребностях позволяет образовательному учреждению формировать соответствующее ресурсное и материально-техническое оснащение. Привлечение к регулярным занятиям физическими упражнениями именно в этом возрасте позволяет уже сформировать навыки в будущей профессиональной карьере. Различные направления физкультурно-оздоровительной деятельности, реализация спортивных амбиций студентов в профессиональных видах спорта – это уникальная возможность самореализации для молодого поколения [1].
Помимо этого уже сформированная система студенческого спорта имеет отличительные черты, которые определяют это направление как перспективно развивающееся в системе управления физической культурой и спортом:
− появление новых форм двигательной активности молодого поколения и потребность формирования соответствующей инфраструктуры, внедрение этих видов в «популярные» формы работы со студенческой молодежью [2];
− комплекс, состоящий из спортизации учебных заведений и межведомственного контакта с различными организациями, подталкивает изменять и подстраивать спортивно-массовую работу со студенческой молодежью, обеспечивая в первую очередь необходимым материально-техническим оснащением [3].
Тем самым студенческий спорт минимизирует многие риски в системе управления физической культуры и спорта. Формирование на базе университетской инфраструктуры комфортной среды для активных занятий спортом с возможностью достижения серьезных результатов, сопоставимых с показателями профессионального спорта, позволяет:
− повышать результативность студентов, занимающихся массовым спортом, расширяя возможности перехода в спорт высших достижений и спортивного долголетия;
− увеличить шансы молодых спортсменов совмещать спортивную карьеру с получением высшего образования, профессиональных и социальных навыков;
− полноценно использовать двигательные навыки избранного вида спорта при смене вида деятельности, в том числе вида спорта.
Цель исследования – совершенствовать механизм управления студенческим спортом в образовательных организациях высшего образования путем организации и проведения Олимпийского спортивного студенческого фестиваля на территории г. Омска.
Материалы и методы исследования
Материалы и методы исследования:
− теоретические методы: анализ литературы, анализ документов (нормативно-правовых документов, федеральных статистических отчетов);
− статистические методы обработки результатов исследования, использовались методы, реализованные в стандартных программах и пакетах. В автоматическом режиме использовался пакет «Анализ данных», и по полученным данным выстраивались диаграммы.
Результаты исследования и их обсуждение
Показатели «количество занимающихся» и «сохранение контингента занимающихся физической культурой и спортом» в образовательных организациях высшего образования основные. Для формирования системы развития студенческого спорта в каждой отдельно взятой образовательной организации необходимо использование этих показателей для правильной оценки и анализа деятельности студенческого спортивного клуба.
Принимая во внимание отличительные особенности каждого учебного заведения, используя эти показатели, мы сможем отметить проявление сильных и слабых сторон механизма управления студенческого спорта в образовательных организациях высшего образования. Критериями для определения этих показателей могут быть: наличие специалистов в отдельных видах спорта; материально-техническое обеспечение по отдельным видам спорта; возможность выезда спортсменов на соревнования и др.
Немаловажную роль в популяризации студенческих видов спорта играют соревнования. В этой связи появление таких организаций, как Российский студенческий союз, Ассоциация спортивных студенческих клубов России, Студенческие спортивные лиги по видам спорта, и проведение спортивных студенческих соревнований разного уровня повышают значимость студенческого спорта на территории нашей страны.
Для оценки тенденций в развитии студенческого спорта на территории г. Омска в период с 2016 по 2020 г. был проведен анализ количества образовательных организаций высшего образования, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, спортивных студенческих клубов (рис. 1).
Рис. 1. Динамика количества образовательных организаций высшего образования (ВО), осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, и количества спортивных студенческих клубов (ССК) на территории г. Омска с 2016 по 2020 г.
Спортивный клуб формируется и действует как структурное подразделение образовательной организации высшего образования. Его наличие можно рассматривать как условие повышения спортивного мастерства и развития спортивной и физической культуры личности студентов в спортизированной образовательной среде. Главными направлениями организации работы студенческих спортивных клубов являются: организация спортивно-массовых мероприятий, работа со сборными командами и спортивными секциями.
Большая часть студенческих спортивных клубов образовательных организаций высшего образования функционируют и организуют свою деятельность как независимое структурное подразделение, члены которого могут быть как в штате, так и внештатными сотрудниками. Учитывая, что задачи кафедры физического воспитания и студенческого спортивного клуба в чем-то схожи, можно считать, совершенствование механизма управления студенческого спорта в вузе напрямую зависит от приобщения студентов к регулярным занятиям физической культурой и организации соревновательной деятельности. Это все рассматривается как одна из важнейших составляющих частей спортизированной образовательной среды. Поэтому показатели «количество занимающихся» и «сохранение контингента занимающихся физической культурой и спортом» можно рассматривать как показатель совершенствования механизма студенческого спорта в образовательных организациях высшего образования.
На рис. 2 проанализированы данные количества обучающихся студентов в образовательных организациях высшего образования и количество занимающихся в студенческих спортивных клубах на территории г. Омска с 2016 по 2020 г.
Анализ динамики выбранных параметров на рис. 1 и 2 исследования показывает снижение количества учебных учреждений высшего образования на территории г. Омска. Однако динамика количества студенческих спортивных клубов, функционирующих на территории г. Омска, имеет тенденцию к увеличению. Количество студентов в спортивных клубах сохраняется, более того, прослеживаются предпосылки к сохранению контингента регулярно занимающихся. Существующие меры поддержки студентов внутри образовательных организаций высшего образования: обеспечение участия сборных команд вуза в соревнованиях различного уровня, предоставление экипировки, командирование, различные формы материальных и нематериальных поощрений – способствуют развитию механизма управление студенческим спортом.
Наиболее эффективная форма работы с молодежью внутри образовательных организаций высшего образования – организация и проведение спортивных мероприятий, событий. Ежегодно в сентябре в стране проходят спортивные события, посвященные Международному дню студенческого спорта (МДСС).
Рис. 2. Динамика количества обучающихся студентов в образовательных организациях высшего образования и количество занимающихся в студенческих спортивных клубах на территории г. Омска с 2016 по 2020 г.
В этом направлении наиболее популярным и традиционным стало проведение Олимпийского спортивного студенческого фестиваля, приуроченного к празднованию МДСС на территории г. Омска. На протяжении нескольких лет организаторы проводят соревновательную программу, которая включает спортивные состязания по разным видам спорта. Инициатором и спонсором проведения Олимпийского фестиваля является Омское региональное отделение РССС и Сибирская олимпийская академия.
В ходе исследования была изучена динамика заинтересованности образовательных организаций высшего образования, осуществляющих свою деятельность на территории г. Омска, в проведении указанного фестиваля. Также анализировалось мнение студентов о проведении фестиваля как средства развития и популяризации студенческого спорта на территории г. Омска (таблица).
Организация Олимпийского спортивного студенческого фестиваля в период с 2016 по 2020 г. в г. Омске
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|
Общее кол-во учебных заведений ВО |
3 |
3 |
6 |
7 |
11 |
Число видов спорта |
5 |
5 |
12 |
15 |
19 |
Общее кол-во участников |
54 |
54 |
570 |
1263 |
1970 |
Кол-во зрителей |
179 |
347 |
785 |
912 |
294 |
Увеличению количества учебных заведений способствовало расширение направлений по разным видам спорта, с учетом пожеланий самих учебных заведений. В первую очередь рассматривались и включались в программу виды спорта, по которым учебное заведение имело материально-техническое обеспечение и могло обеспечить спортсменам условия подготовки, соответственно, это позволило увеличить количество участников среди учебных заведений более чем в три раза, соответственно, выросли и другие показатели. Далее тренерский состав, который также способствовал подготовке спортсменов по отдельным видам спорта (плавание, волейбол, бадминтон и пр.). Однако не во всех образовательных учреждениях соблюдалось это условие. В динамике мы увидели, что некоторые спортсменов выходили на соревновательные этапы самостоятельно.
Традиционная система физического воспитания учебных заведений не всегда учитывает современные видения физкультурно-оздоровительной деятельности молодежной среды, ее предпочтения, поэтому привлекательность условий для ее ведения необходимо формировать непосредственно в самом образовательном учреждении, учитывая ресурсные возможности и анализ мнения и предпочтений молодежи, которые относятся к необходимым возрастным группам [4].
По данным таблицы можно отметить в 2020 г. спад количества мероприятий и участников из-за распространения коронавирусной инфекции. Ограничительные меры в организации и проведении массовых мероприятий резко снизили статистические показатели.
Тем не менее очевидно, что анонсирование Олимпийского спортивного студенческого фестиваля Омским региональным отделением РССС и Сибирской олимпийской академией позволило привлечь новых участников. Образовательные организации дополнили возможности проведения мероприятия, включая дополнительные места проведения со спортивным оснащением. Это в свою очередь позволило увеличить количество видов соревновательной деятельности, что способствовало привлечению большего количества участников-спортсменов, содействуя масштабности и зрелищности мероприятия.
Заключение
В рамках «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года» центральное место занимает вопрос развития и модернизации инфраструктуры сферы спортивных услуг, способствующий эффективному достижению целей социальной политики государства. В то же время не все учебные заведения имеют возможность формирования материально-технической базы и оказания физкультурно-оздоровительных услуг, удовлетворяя потребность студенческой молодежи в проведении масштабных спортивных и физкультурных мероприятий [5, 6]. Модель проведения фестиваля показывает свою эффективность. Позволяет использовать имеющиеся ресурсы, минимизирует расход средств образовательных организаций для подготовки участников-спортсменов, используя материальную базу всех учебных заведений г. Омска. Проведенное исследование указывает на актуальность этого направления работы. Повышается интерес к студенческому спорту, процессу управления спортивной инфраструктурой внутри учебных организаций высшего образования, формирование студенческих кампусов, а также выстраиванию моделей взаимодействия в целях совершенствования механизма управления.