По мнению исследователей, в XXI в. изменения в осмыслении социальной значимости личности учителя музыки и выстраивании его культурно-просветительского потенциала (овладение бакалаврами определенной палитрой профессиональных норм, ценностей и традиций в процессе эффективной работы системы культурно-просветительского ориентирования в структуре университета) имеют огромное значение для полноценного функционирования его общей профессиональной педагогической культуры и полноты его включения в необходимые формы социальной и культурно-просветительской деятельности.
Какие же особенности подготовки бакалавра музыкального образования к культурно-просветительской деятельности в России мы можем отметить? Ранее нами были сформулированы и опубликованы параметры сравнения подготовки бакалавра музыкального образования к культурно-просветительской деятельности (на материале России и Китая) [1]. Первый параметр, заинтересовавший нас в исследовании и сравнении – это цель подготовки бакалавра музыкального образования к культурно-просветительской деятельности (задачи, социальный заказ, социальные требования к выпускнику). Первоначально в поле нашего внимания попадает регламентирующий документ, в данном случае это федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО, стандарт), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1426 от 04 декабря 2014 г. [2], в соответствии с которым выпускник вуза, бакалавр музыкального образования, способен к осуществлению не только педагогической, но и культурно-просветительской деятельности (далее КПД). Следовательно, будущему учителю музыки предстоит выполнять широкий спектр работы: общение педагога с родителями в русле знакомства последних с элементарными основами воспитания и элементами самовоспитания учащихся; следование последним тенденциям психолого-педагогических исследований в профессиональной деятельности; участие в различных просветительских формах проявления КПД: диспуты, концерты, творческие встречи, мастер-классы, конкурсы, творческие проекты и др. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования в направлении КПД выпускника, освоившего программу бакалавриата профиля «Музыкальное образование», предлагает следующий спектр деятельности:
− изучение и формирование потребностей детей и взрослых в КПД;
− организация культурного пространства;
− разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп.
Вышеперечисленные задачи диктуются требованиями времени и отвечают предъявляемому социальному заказу подготовки бакалавра музыкального образования к культурно-просветительской деятельности в современной России. По мнению исследователей XXI в., например Е.Л. Рудого, «учитель, прежде всего, должен превратиться из усердного исполнителя государственной программы в специалиста-творца…» [3]. И.Я. Мурзина [4] и Л.Г. Савенкова [5], Ю.Б. Дроботенко [6] напоминают нам о постоянном процессе перерождения старых и появлении новых форм культурно-просветительской деятельности. В этом случае мы должны говорить о степени сформированности гуманистических ценностей, высокого уровня художественно-творческого развития личности и у выпускников музыкально-педагогических вузов и их мотивации к дальнейшей педагогической работе в реалиях. Проблема мотивации к педагогическому труду, к КПД прослеживается при анализе современных публикаций ученых, связанных с функциями довузовской подготовки будущих учителей музыки. Многие выпускники специальных музыкальных учебных заведений, уточняет Н.Б. Никулина, «в дальнейшем оказываются не готовыми и не способными к самореализации в сфере искусства, меняют профессию» [7].
В 2016 г. довузовская подготовка потенциального бакалавра музыкального образования предоставляла довольно широкий спектр возможностей получения музыкальных знаний и навыков разного уровня овладения:
− музыкальные школы;
− музыкально-педагогические колледжи;
− музыкальные училища.
После окончания данных образовательных учреждений обучающиеся имеют право представлять документы в приемные комиссии вузов России, имеют право претендовать на возможность обучения в статусе бакалавра музыкального образования. Обратимся к регламентирующим документам, в частности к правилам приема на обучение в ОмГПУ по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата: «к освоению программ бакалавриата допускаются лица, имеющие среднее общее образование» [8] (среднее профессиональное образование, высшее образование), таким образом, мы можем говорить о разном уровне довузовской подготовки бакалавра, что может сказаться на его дальнейшей учебной деятельности.
Основываясь на данных Приложения 3 к Правилам приема на обучение в ФГБОУ ВО «ОмГПУ» по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата на 2016–2017 учебный год 44.03.01 направления «Педагогическое образование» профиля «Музыкальное образование», мы можем ознакомиться с перечнем вступительных экзаменов: профессиональное испытание (практическое музицирование), литература, русский язык, обществознание. Вступительные экзамены общеобразовательного цикла и профессиональное испытание не дают полной информации о готовности бакалавра к дальнейшей педагогической деятельности, в них не учитываются способности и склонности к педагогической работе, что может привести к потере данного абитуриента как потенциального обучающегося или будущего специалиста музыкально-педагогического направления.
В регламентирующих документах модернизации образования до 2010 г. представляется проблема подготовки компетентного специалиста, соответствующего условиям научно-технического и социально-экономического состояния своего времени. Данная проблематика является актуальной и сейчас, так как выявление у абитуриентов – будущих бакалавров музыкального образования педагогического вуза профессионально-психологических, коммуникативных, общекультурных данных для работы в общеобразовательной школе является насущной потребностью профилирующего образования и дальнейшего благополучного трудоустройства. Возможной мотивацией для абитуриента могут стать: дальнейший профессиональный рост, престиж выбранной профессии в социуме, достойное материальное обеспечение труда учителя музыки в школе. Обучение в учреждениях довузовской подготовки позволяет будущему бакалавру музыкального образования осуществлять профессиональную деятельность преемственно и получить новый виток развития личной культурно-просветительской составляющей, расширить рамки общей и профессиональной культуры в вузе, тем более что срок получения образования по программе бакалавриата для очной формы обучения, включая каникулы, составляет 4 года, а объем программы бакалавриата при очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.
КПД занимает большое место в студенческой жизни бакалавра музыкального образования, так как именно в этот период «центральной проблемой молодого человека является нахождение индивидуального, подлинно собственного отношения к социальной реальности, к своей культуре и к своему времени» [9, с. 29]. Именно поэтому огромное значение в подготовке будущего учителя музыки в процессе обучения, на наш взгляд, будет иметь погружение в культурную (музыкальную) инфраструктуру страны, города, вуза. Обладание актуальной информацией о новых музыкальных течениях, тенденциях развития музыкальных субкультур, общение с выдающимися деятелями искусства, участие в мастер-классах, международных проектах, знания о богатстве многонациональной народной культуры России позволят бакалавру музыкального образования повышать свой профессиональный и культурно-просветительский уровень подготовки, а в дальнейшем позволят ему самостоятельно инициировать различные инновационные музыкальные проекты, досуговые мероприятия, таким образом, расширят спектр профессиональной значимости, творческой инициативности и востребованности будущего специалиста – музыканта. Именно поэтому в процессе обучения требуется присутствие курсов и дисциплин по выбору, позволяющих:
− создать условия для формирования у бакалавров музыкального образования профессиональных компетенций в области культурно-просветительской работы (досуговедения);
− обеспечить овладение методическими основами организации и проведения культурно-досуговых программ;
− сформировать у бакалавра музыкального образования осознание того, что досуг – это психолого-педагогический процесс культурно-просветительской работы, в ходе которого осуществляются образование, воспитание и общее развитие личности.
Опора при разработке и реализации методов обучения главным образом на закономерности и особенности музыкального искусства и профессионально-педагогическую составляющую, индивидуализация обучения как возможность выработки студентом собственного стиля педагогической деятельности может дать новый виток развития личной культурно-просветительской составляющей бакалавра музыкального образования и позволит расширить рамки его общей и профессиональной культуры, определит место культурно-просветительской компетенции в содержании подготовки бакалавров музыкального образования к КПД. Согласно регламентирующему документу, указанному выше, программа бакалавриата состоит из следующих блоков:
Блок 1 «Дисциплины (модули)», который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы: общеобразовательные дисциплины, дисциплины психолого-педагогической направленности, дисциплины информационной направленности и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части (обязательные дисциплины): музыкально-теоретическое направление учебных дисциплин и вариативной части (дисциплины по выбору): региональные дисциплины, дисциплины музыкального направления, технологии презентации.
Блок 2 «Практика», который в полном объеме относится к вариативной части программы.
Блок 3 «Государственная итоговая аттестация», который относится к вариативной (профильной) части программы.
Блок «Практика» программы подготовки бакалавра музыкального образования не содержит в себе направления культурно-просветительской деятельности, что противоречит социальным требования к выпускнику вуза ФГОС ВО, а будущий учитель – просветитель и организатор часто не умеет верно рассчитать логистику мероприятия культурно-просветительского направления, так как не владеет начальными навыками организации просветительской лекции, конкурса, концерта, встречи с интересными людьми и тому подобными формами организации КПД.
Рассматривая тематику содержания и количество часов, отведенных на прохождение практики в образовательных учреждениях и т.п., мы с сожалением констатируем исчезновение из содержания ФГОС ВО таких форм производственной практики, как культурно-просветительская, и способов проведения производственной практики в сторонних организациях, осуществляющих образовательную и/или культурно-просветительскую деятельность. Вся образовательная программа, включая блок «Практика», рассчитана примерно на 8900 учебных часов (без учета часов факультативов). И в ходе итоговой аттестации бакалавр музыкального образования должен набрать следующее количество з.е.: программа академического бакалавриата 204–210 з.е.; программа прикладного бакалавриата 189–198 з.е.
Анализ построения содержания подготовки ФГОС ВО показал, что культурно-просветительским компетенциям отведена второстепенная роль на фоне сокращения зачетных единиц на освоение специальных музыкальных дисциплин. Недостаточное внимание к дисциплинам музыкального содержания (уменьшение количества часов на вокальную подготовку, инструментальную подготовку, дирижирование, вокальный ансамбль и т.п.) лишает бакалавра музыкального образования более полного овладения спектром навыков музыканта-исполнителя и транслятора культурно-просветительских знаний, норм и ценностей. В современных условиях «изменилось отношение к ценностям, менялась несколько раз сама система ценностей, иными стали место и роль в обществе важнейших воспитательных институтов: семьи, школы, общества, государства…» [10]. Следовательно, будущий учитель музыки общеобразовательной школы обязан учитывать культурно-просветительские реалии (особенности менталитета, языка, нравов, обычаев, норм, ценностей, знаний, видов искусства), сложившиеся в его стране, государстве, городе, т.е. обладать определенным уровнем профессионально-педагогической культуры и обладать должным уровнем КПД. Учитывая вышесказанное, культурно-просветительские ценности мы можем трактовать как определенные временем, историей бытовые, трудовые, духовные, политические, идеологические и иные представления индивида, сформированные в рамках определенной культуры, имеющие влияние на развитие и воспитание личности.
При получении высшего педагогического образования бакалавр осваивает необходимые компетенции, приобретает определенные знания, но получает ли он какую-либо культурно-просветительскую ориентацию и навыки работы в этой деятельности, знаком ли будущий учитель музыки с полным аспектом культурно-просветительских реалий, ждущих его за стенами вуза? Скорее нет, ибо творческая деятельность студентов музыкальных факультетов педагогических вузов часто не предоставляет всей палитры возможности для пополнения багажа личных культурно-просветительских ценностей. Педагогическая практика, ее структура и содержание (урочная и внеурочная деятельность) не всегда совпадают с потребностями личности в самореализации в направлении КПД. Самообразование студентов (посещение концертов, фестивалей, выставок, участие в конференциях) довольно часто не содержит и намека на формирование культурно-просветительской компоненты общей профессиональной педагогической культуры будущего учителя музыки. Таким образом, одной из превалирующих задач современного вуза будет являться создание оптимальных условий (форм, технологий), введение в программу учебно-воспитательного процесса подготовки бакалавра курсов по выбору, позволяющих понять обучающемуся логику развертывания культурно-просветительской работы для дальнейшего формирования определенного отношения будущего учителя к уровню личной профессионально-педагогической культуры, выработки индивидуального стиля преподавания и просвещения. Овладеть определенным уровнем КПД бакалавр музыкального образования может и в процессе самовоспитательной деятельности. Но не следует забывать, что самовоспитание – дело кропотливое, требующее от студента определенных навыков и личных усилий, поэтому в данном случае необходимо целенаправленное педагогическое руководство при взаимодействии всех участников этого процесса.
Резюмируя вышесказанное, мы осознаем, что в соответствии с ФГОС ВО, введенным в пользование высшего педагогического образования в 2015 г., изменилось наполнение подготовки бакалавра музыкального образования, в частности изменения коснулись действующего учебного процесса: сократились часы музыкально-теоретических дисциплин, а культурно-просветительская практика была изъята из учебных планов; уменьшилось количество и произошли изменения в формулировках культурно-просветительских компетенций бакалавра музыкального образования в сторону более широкой обращенности за рамки школы – действующий учитель музыки начинает контактировать в сфере КПД с различными социальными группами; учится создавать культурно-просветительские программы для различных социальных групп, исследует их интересы. Следовательно, увеличение культурно-просветительского потенциала будущего учителя музыки находится в прямой зависимости от эффективного функционирования и постоянного обновления системы подготовки бакалавра к этому виду деятельности, от «акцента» на культурно-просветительской составляющей в учебном процессе и в воспитательной работе, от уровня самовоспитательной деятельности будущего учителя музыки, таким образом, преобладание вариативной части содержания подготовки бакалавра музыкального образования позволит расширить рамки подготовки профессиональных музыкальных и профессиональных педагогических дисциплин в данном блоке, соответственно, даст возможность усовершенствовать уровень подготовки бакалавра музыкального образования к КПД.