Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

SOME FEATURES OF THE CONTENT OF PREPARATION OF THE BACHELOR OF MUSIC EDUCATION FOR CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES IN RUSSIA

Usova O.A. 1
1 Omsk State Pedagogical University
The article examines some of the components of modernization of the modern education system in Russia in the context of the concept of upbringing a person of culture. One of the most important components of modernizing the modern education system in Russia is the revival of spirituality, strengthening of national identity, the ability to interact and communicate with representatives of various ethnic groups. Based on the cultural and ethnic diversity and the needs of our time, the author assumes that it is cultural and educational activities in the system of the general professional pedagogical culture of a music teacher that will allow him to carry out his professional activities in full, raising a new generation in the education system as subjects of culture. At the time of 2016, the content of education and preparation of bachelors of music education for cultural and educational activities already represented a multifaceted and constantly updated structure in which a future music teacher needed to successfully self-identify, be versatile, have a wide outlook on the artistic and musical spectrum for an active growth of their further professional and pedagogical activities. Modern education is in a situation of numerous changes in the FSES HE standard, changes in socio-cultural and other values. Their constant generation and revision requires from the future teacher / bachelor not only mastery of the system of professional knowledge, but also full, meaningful immersion in the cultural values ​​inherent in both a particular society and professional cultural and educational activities.
Keyword: bachelors of musical education
culture
musical culture
professional educational activity
pre-university training for a bachelor of music education
school music teacher training in Russia

По мнению исследователей, в XXI в. изменения в осмыслении социальной значимости личности учителя музыки и выстраивании его культурно-просветительского потенциала (овладение бакалаврами определенной палитрой профессиональных норм, ценностей и традиций в процессе эффективной работы системы культурно-просветительского ориентирования в структуре университета) имеют огромное значение для полноценного функционирования его общей профессиональной педагогической культуры и полноты его включения в необходимые формы социальной и культурно-просветительской деятельности.

Какие же особенности подготовки бакалавра музыкального образования к культурно-просветительской деятельности в России мы можем отметить? Ранее нами были сформулированы и опубликованы параметры сравнения подготовки бакалавра музыкального образования к культурно-просветительской деятельности (на материале России и Китая) [1]. Первый параметр, заинтересовавший нас в исследовании и сравнении – это цель подготовки бакалавра музыкального образования к культурно-просветительской деятельности (задачи, социальный заказ, социальные требования к выпускнику). Первоначально в поле нашего внимания попадает регламентирующий документ, в данном случае это федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО, стандарт), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1426 от 04 декабря 2014 г. [2], в соответствии с которым выпускник вуза, бакалавр музыкального образования, способен к осуществлению не только педагогической, но и культурно-просветительской деятельности (далее КПД). Следовательно, будущему учителю музыки предстоит выполнять широкий спектр работы: общение педагога с родителями в русле знакомства последних с элементарными основами воспитания и элементами самовоспитания учащихся; следование последним тенденциям психолого-педагогических исследований в профессиональной деятельности; участие в различных просветительских формах проявления КПД: диспуты, концерты, творческие встречи, мастер-классы, конкурсы, творческие проекты и др. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования в направлении КПД выпускника, освоившего программу бакалавриата профиля «Музыкальное образование», предлагает следующий спектр деятельности:

− изучение и формирование потребностей детей и взрослых в КПД;

− организация культурного пространства;

− разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп.

Вышеперечисленные задачи диктуются требованиями времени и отвечают предъявляемому социальному заказу подготовки бакалавра музыкального образования к культурно-просветительской деятельности в современной России. По мнению исследователей XXI в., например Е.Л. Рудого, «учитель, прежде всего, должен превратиться из усердного исполнителя государственной программы в специалиста-творца…» [3]. И.Я. Мурзина [4] и Л.Г. Савенкова [5], Ю.Б. Дроботенко [6] напоминают нам о постоянном процессе перерождения старых и появлении новых форм культурно-просветительской деятельности. В этом случае мы должны говорить о степени сформированности гуманистических ценностей, высокого уровня художественно-творческого развития личности и у выпускников музыкально-педагогических вузов и их мотивации к дальнейшей педагогической работе в реалиях. Проблема мотивации к педагогическому труду, к КПД прослеживается при анализе современных публикаций ученых, связанных с функциями довузовской подготовки будущих учителей музыки. Многие выпускники специальных музыкальных учебных заведений, уточняет Н.Б. Никулина, «в дальнейшем оказываются не готовыми и не способными к самореализации в сфере искусства, меняют профессию» [7].

В 2016 г. довузовская подготовка потенциального бакалавра музыкального образования предоставляла довольно широкий спектр возможностей получения музыкальных знаний и навыков разного уровня овладения:

− музыкальные школы;

− музыкально-педагогические колледжи;

− музыкальные училища.

После окончания данных образовательных учреждений обучающиеся имеют право представлять документы в приемные комиссии вузов России, имеют право претендовать на возможность обучения в статусе бакалавра музыкального образования. Обратимся к регламентирующим документам, в частности к правилам приема на обучение в ОмГПУ по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата: «к освоению программ бакалавриата допускаются лица, имеющие среднее общее образование» [8] (среднее профессиональное образование, высшее образование), таким образом, мы можем говорить о разном уровне довузовской подготовки бакалавра, что может сказаться на его дальнейшей учебной деятельности.

Основываясь на данных Приложения 3 к Правилам приема на обучение в ФГБОУ ВО «ОмГПУ» по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата на 2016–2017 учебный год 44.03.01 направления «Педагогическое образование» профиля «Музыкальное образование», мы можем ознакомиться с перечнем вступительных экзаменов: профессиональное испытание (практическое музицирование), литература, русский язык, обществознание. Вступительные экзамены общеобразовательного цикла и профессиональное испытание не дают полной информации о готовности бакалавра к дальнейшей педагогической деятельности, в них не учитываются способности и склонности к педагогической работе, что может привести к потере данного абитуриента как потенциального обучающегося или будущего специалиста музыкально-педагогического направления.

В регламентирующих документах модернизации образования до 2010 г. представляется проблема подготовки компетентного специалиста, соответствующего условиям научно-технического и социально-экономического состояния своего времени. Данная проблематика является актуальной и сейчас, так как выявление у абитуриентов – будущих бакалавров музыкального образования педагогического вуза профессионально-психологических, коммуникативных, общекультурных данных для работы в общеобразовательной школе является насущной потребностью профилирующего образования и дальнейшего благополучного трудоустройства. Возможной мотивацией для абитуриента могут стать: дальнейший профессиональный рост, престиж выбранной профессии в социуме, достойное материальное обеспечение труда учителя музыки в школе. Обучение в учреждениях довузовской подготовки позволяет будущему бакалавру музыкального образования осуществлять профессиональную деятельность преемственно и получить новый виток развития личной культурно-просветительской составляющей, расширить рамки общей и профессиональной культуры в вузе, тем более что срок получения образования по программе бакалавриата для очной формы обучения, включая каникулы, составляет 4 года, а объем программы бакалавриата при очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.

КПД занимает большое место в студенческой жизни бакалавра музыкального образования, так как именно в этот период «центральной проблемой молодого человека является нахождение индивидуального, подлинно собственного отношения к социальной реальности, к своей культуре и к своему времени» [9, с. 29]. Именно поэтому огромное значение в подготовке будущего учителя музыки в процессе обучения, на наш взгляд, будет иметь погружение в культурную (музыкальную) инфраструктуру страны, города, вуза. Обладание актуальной информацией о новых музыкальных течениях, тенденциях развития музыкальных субкультур, общение с выдающимися деятелями искусства, участие в мастер-классах, международных проектах, знания о богатстве многонациональной народной культуры России позволят бакалавру музыкального образования повышать свой профессиональный и культурно-просветительский уровень подготовки, а в дальнейшем позволят ему самостоятельно инициировать различные инновационные музыкальные проекты, досуговые мероприятия, таким образом, расширят спектр профессиональной значимости, творческой инициативности и востребованности будущего специалиста – музыканта. Именно поэтому в процессе обучения требуется присутствие курсов и дисциплин по выбору, позволяющих:

− создать условия для формирования у бакалавров музыкального образования профессиональных компетенций в области культурно-просветительской работы (досуговедения);

− обеспечить овладение методическими основами организации и проведения культурно-досуговых программ;

− сформировать у бакалавра музыкального образования осознание того, что досуг – это психолого-педагогический процесс культурно-просветительской работы, в ходе которого осуществляются образование, воспитание и общее развитие личности.

Опора при разработке и реализации методов обучения главным образом на закономерности и особенности музыкального искусства и профессионально-педагогическую составляющую, индивидуализация обучения как возможность выработки студентом собственного стиля педагогической деятельности может дать новый виток развития личной культурно-просветительской составляющей бакалавра музыкального образования и позволит расширить рамки его общей и профессиональной культуры, определит место культурно-просветительской компетенции в содержании подготовки бакалавров музыкального образования к КПД. Согласно регламентирующему документу, указанному выше, программа бакалавриата состоит из следующих блоков:

Блок 1 «Дисциплины (модули)», который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы: общеобразовательные дисциплины, дисциплины психолого-педагогической направленности, дисциплины информационной направленности и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части (обязательные дисциплины): музыкально-теоретическое направление учебных дисциплин и вариативной части (дисциплины по выбору): региональные дисциплины, дисциплины музыкального направления, технологии презентации.

Блок 2 «Практика», который в полном объеме относится к вариативной части программы.

Блок 3 «Государственная итоговая аттестация», который относится к вариативной (профильной) части программы.

Блок «Практика» программы подготовки бакалавра музыкального образования не содержит в себе направления культурно-просветительской деятельности, что противоречит социальным требования к выпускнику вуза ФГОС ВО, а будущий учитель – просветитель и организатор часто не умеет верно рассчитать логистику мероприятия культурно-просветительского направления, так как не владеет начальными навыками организации просветительской лекции, конкурса, концерта, встречи с интересными людьми и тому подобными формами организации КПД.

Рассматривая тематику содержания и количество часов, отведенных на прохождение практики в образовательных учреждениях и т.п., мы с сожалением констатируем исчезновение из содержания ФГОС ВО таких форм производственной практики, как культурно-просветительская, и способов проведения производственной практики в сторонних организациях, осуществляющих образовательную и/или культурно-просветительскую деятельность. Вся образовательная программа, включая блок «Практика», рассчитана примерно на 8900 учебных часов (без учета часов факультативов). И в ходе итоговой аттестации бакалавр музыкального образования должен набрать следующее количество з.е.: программа академического бакалавриата 204–210 з.е.; программа прикладного бакалавриата 189–198 з.е.

Анализ построения содержания подготовки ФГОС ВО показал, что культурно-просветительским компетенциям отведена второстепенная роль на фоне сокращения зачетных единиц на освоение специальных музыкальных дисциплин. Недостаточное внимание к дисциплинам музыкального содержания (уменьшение количества часов на вокальную подготовку, инструментальную подготовку, дирижирование, вокальный ансамбль и т.п.) лишает бакалавра музыкального образования более полного овладения спектром навыков музыканта-исполнителя и транслятора культурно-просветительских знаний, норм и ценностей. В современных условиях «изменилось отношение к ценностям, менялась несколько раз сама система ценностей, иными стали место и роль в обществе важнейших воспитательных институтов: семьи, школы, общества, государства…» [10]. Следовательно, будущий учитель музыки общеобразовательной школы обязан учитывать культурно-просветительские реалии (особенности менталитета, языка, нравов, обычаев, норм, ценностей, знаний, видов искусства), сложившиеся в его стране, государстве, городе, т.е. обладать определенным уровнем профессионально-педагогической культуры и обладать должным уровнем КПД. Учитывая вышесказанное, культурно-просветительские ценности мы можем трактовать как определенные временем, историей бытовые, трудовые, духовные, политические, идеологические и иные представления индивида, сформированные в рамках определенной культуры, имеющие влияние на развитие и воспитание личности.

При получении высшего педагогического образования бакалавр осваивает необходимые компетенции, приобретает определенные знания, но получает ли он какую-либо культурно-просветительскую ориентацию и навыки работы в этой деятельности, знаком ли будущий учитель музыки с полным аспектом культурно-просветительских реалий, ждущих его за стенами вуза? Скорее нет, ибо творческая деятельность студентов музыкальных факультетов педагогических вузов часто не предоставляет всей палитры возможности для пополнения багажа личных культурно-просветительских ценностей. Педагогическая практика, ее структура и содержание (урочная и внеурочная деятельность) не всегда совпадают с потребностями личности в самореализации в направлении КПД. Самообразование студентов (посещение концертов, фестивалей, выставок, участие в конференциях) довольно часто не содержит и намека на формирование культурно-просветительской компоненты общей профессиональной педагогической культуры будущего учителя музыки. Таким образом, одной из превалирующих задач современного вуза будет являться создание оптимальных условий (форм, технологий), введение в программу учебно-воспитательного процесса подготовки бакалавра курсов по выбору, позволяющих понять обучающемуся логику развертывания культурно-просветительской работы для дальнейшего формирования определенного отношения будущего учителя к уровню личной профессионально-педагогической культуры, выработки индивидуального стиля преподавания и просвещения. Овладеть определенным уровнем КПД бакалавр музыкального образования может и в процессе самовоспитательной деятельности. Но не следует забывать, что самовоспитание – дело кропотливое, требующее от студента определенных навыков и личных усилий, поэтому в данном случае необходимо целенаправленное педагогическое руководство при взаимодействии всех участников этого процесса.

Резюмируя вышесказанное, мы осознаем, что в соответствии с ФГОС ВО, введенным в пользование высшего педагогического образования в 2015 г., изменилось наполнение подготовки бакалавра музыкального образования, в частности изменения коснулись действующего учебного процесса: сократились часы музыкально-теоретических дисциплин, а культурно-просветительская практика была изъята из учебных планов; уменьшилось количество и произошли изменения в формулировках культурно-просветительских компетенций бакалавра музыкального образования в сторону более широкой обращенности за рамки школы – действующий учитель музыки начинает контактировать в сфере КПД с различными социальными группами; учится создавать культурно-просветительские программы для различных социальных групп, исследует их интересы. Следовательно, увеличение культурно-просветительского потенциала будущего учителя музыки находится в прямой зависимости от эффективного функционирования и постоянного обновления системы подготовки бакалавра к этому виду деятельности, от «акцента» на культурно-просветительской составляющей в учебном процессе и в воспитательной работе, от уровня самовоспитательной деятельности будущего учителя музыки, таким образом, преобладание вариативной части содержания подготовки бакалавра музыкального образования позволит расширить рамки подготовки профессиональных музыкальных и профессиональных педагогических дисциплин в данном блоке, соответственно, даст возможность усовершенствовать уровень подготовки бакалавра музыкального образования к КПД.