Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE SIGNIFICANCE OF SUBJECT OLYMPIADS IN PROFESSIONAL TRAINING OF INTERNS

Musabekova Zh.A. 1 Mubarakova A.M. 1 Akhmetova S.S. 1 Tukinova A.R. 1 Ramazanova A.D. 1 Karmenova A.E. 1
1 Semey Medical University
The article describes the effectiveness, role and significance of conducting subject Olympiads among students of medical university. The purpose of student Olympiads was optimization of the educational process. An example from the practice of the Olympiad for interns – general practitioners of the graduate course at the department of general medical practice of the Ust-Kamenogorsk branch of “Semey Medical University” is given. Academic Olympiad is an organizational form of independent work carried out by students under the guidance of a teacher. It is noted the great importance of conducting student Olympiads in the educational process, both in terms of consolidating students’ conscious conviction that all the knowledge gained during their studies can be used both in practical activities and in forming their corporate spirit, the desire to win. Conducting student Olympiads allows identifying talented and gifted students. The student subject Olympiad serves as a form of stimulating students’ learning activities and is an effective means of improving the training quality and education of future specialists who are able to apply the achievements of science and technology in practical activities. Conducting subject Olympiads is also important for aspiring young teachers, which improves their methodological literacy, contributing to their professional growth.
Olympiads
interns
educational process
professional training
competencies

В последние годы наблюдается возрастание роли и значимости предметных олимпиад среди студентов в подготовке высококвалифицированных специалистов. Растет актуальность научных разработок по анализу целей и задач предметных олимпиад для студентов, их контента и методических материалов по совершенствованию их подготовки и организации [1, с. 120]. Предметные олимпиады способствуют достаточно серьезной подготовке интернов по дисциплине, так как отмечается стремление к победе. Занятие первого, второго или третьего места служит мотивацией для обучающихся. Они стараются подключать все свои способности, возможности, логическое мышление и творческий потенциал.

Цель исследования – изучение эффективности проведения предметных олимпиад в медицинском вузе с целью оптимизации образовательного процесса.

Материалы и методы исследования

Анализ эффективности студенческих предметных олимпиад, проведенных преподавателями на кафедре общей врачебной практики Усть-Каменогорского филиала НАО «Медицинский университет Семей».

Результаты исследования и их обсуждение

Кафедрой общей врачебной практики Усть-Каменогорского филиала НАО «Медицинский университет Семей» практикуется проведение предметных олимпиад в учебном процессе среди интернов специальности «Врач общей практики». Поэтому проводимые олимпиады в основном являются интегрированными и включают задания по таким дисциплинам, как внутренние болезни, детские болезни, акушерство и гинекология, хирургические болезни, фтизиатрия, онкология. Под руководством и непосредственным контролем опытных преподавателей кафедры организаторами выступают молодые преподаватели или же одна группа интернов, которые полностью расписывают сценарий, разрабатывают задания для всех туров олимпиады, проводимые туры также могут предлагать сами обучающиеся. В ходе подготовки организаторы соответственно работают с современными литературными источниками по дисциплинам, на которые они опираются при составлении кейсов и тестовых заданий, вопросов блиц-опроса и других заданий. Ответственные преподаватели корректируют все задания, тем самым оказывая молодым преподавателям и интернам необходимую методическую помощь. В состав жюри, кроме опытных преподавателей кафедры, для внедрения независимой экзаменации входят представители деканата, практического здравоохранения и студенчества. В целях объективности и прозрачности оценивания участников олимпиады представители студенчества подбираются из интернов другого курса.

Пример проведения предметной олимпиады: 25 февраля 2021 г. на кафедре общей врачебной практики проведена интегрированная олимпиада «AESCULAP» по дисциплине «Общая врачебная практика». Учитывая, что у интернов и резидентов на кафедре нет дистанционного обучения, олимпиада проведена в очном формате. Участие в олимпиаде приняли интерны 7 курса специальности «Врач общей практики». Олимпиада проходила в пять этапов. Первый этап заключался в отборочном тестировании, который прошел 22 февраля в лекционном зале Усть-Каменогорского филиала НАО «МУС». По результатам тестирования на второй этап прошли семь участников. 25 февраля состоялся основной тур олимпиады. Второй этап включал блиц-опрос, Участникам нужно было в течение минуты ответить на вопросы. По результатам второго этапа на следующий этап прошли пять участников. Третий этап проходил по типу знаменитой телевизионной программы «Своя игра», по итогам которого битву продолжили три участника. На четвертом этапе участникам предстояло собрать аптечку согласно клиническому протоколу по одному из представленных диагнозов, это задание позволило оценить знание студентами фармакологии и клинических протоколов. Для пятого этапа была представлена ситуационная задача с привлечением стандартизированных пациентов, в которой оценивались навыки сбора жалоб и анамнеза, постановки клинического диагноза, назначения плана обследования, лечения и диспансеризации, также согласно клиническому протоколу и с использованием коммуникативных навыков. В роли стандартизированных пациентов выступили интерны из группы организаторов олимпиады. Каждый из туров показывал, насколько хорошо интерны усвоили все полученные на уровне бакалавриата и интернатуры знания и навыки и могут применить их в практике. Все туры олимпиады имели заранее подготовленные критерии оценок заданий, временные ограничения в соответствии со сложностью заданий. Помимо участников олимпиады не остались без внимания и присутствовавшие в качестве зрителей интерны, для них организаторами олимпиады была проведена викторина, где за правильный ответ они могли получить сладкий приз – конфету. Все участники олимпиады достойно справились с заданиями. По завершении всех конкурсов жюри, подсчитав баллы, объявило результаты олимпиады. Затем состоялась церемония награждения победителей дипломами и призами. Интернам выпускного курса, уже практически врачам, было приятно получить в качестве приза столь необходимые в их будущей практике тонометр и фонендоскоп. Спонсорскую помощь при проведении олимпиады оказали фармацевтические фирмы, за что им выражена отдельная благодарность. С заключительным словом выступил председатель жюри, поблагодарив всех участников и организаторов олимпиады. Отмечено огромное значение проведения студенческих олимпиад в учебном процессе, как в плане закрепления у студентов осознанной убежденности, что весь полученный во время учебы багаж знаний может быть использован как в практической деятельности, так и в формировании у них корпоративного духа, стремления к победе. Очень порадовала преподавателей кафедры, представителей деканата и практического здравоохранения подготовка участников к олимпиаде. И самое важное то, что участники приняли вызов и попробовали свои силы в честном соревновании. Проигравших в олимпиаде не было. И дело не только в известном олимпийском девизе.

При проведении студенческих олимпиад можно использовать самые разнообразные задания. Кафедрой практиковалось выполнение обучающимися одного из туров олимпиады в виде домашнего задания: предоставления видеоролика «Один день из жизни студента», по результатам данного тура были оценены творческие способности интернов, которые четко должны были показать процесс обучения на кафедре. Задание в данном случае было командным. Все команды отнеслись очень серьезно к его выполнению, видеоролики команд имели свои индивидуальные особенности. Каждой командой руководило стремление к победе в предстоящей олимпиаде. Работа была проделана с непосредственным участием всех членов команды, никто не остался в стороне. Участие интернов на олимпиаде командами укрепляет командный дух обучающихся, сплачивает их. При этом интерны учатся чувствовать ответственность за всех членов своей команды.

Профессиональная направленность студенческой предметной олимпиады заключается в участии интернов-организаторов в подготовке наглядного методического материала: подбор результатов анализов, электрокардиограмм, рентгенологических снимков, целого набора лекарственных препаратов для тура с аптечкой, составление тестовых заданий и ситуационных задач с применением клинических протоколов диагностики и лечения. Студенческая предметная олимпиада служит формой стимулирования учебной деятельности обучающихся и одним из эффективных средств повышения качества подготовки и воспитания будущих специалистов, способных применять в практической деятельности достижения науки. Проведение студенческих олимпиад позволяет выявлять талантливых и одаренных обучающихся, способствуя их дальнейшему росту и развитию. Участие в олимпиадах придает обучающимся уверенность в своих силах, способствует развитию таких качеств, как целеустремленность, инициативность и ответственность.

Предметные олимпиады являются также одним из видов научных мероприятий. Медицинская наука не стоит на месте, и подготовка заданий для олимпиады проводится с учетом последних достижений науки. Это необходимо для грамотного составления тестов и кейсов, вопросов для различных туров. Современные научные данные просматриваются не только студентами, но и ответственными за проведение олимпиады преподавателями. Возможен один из туров олимпиады в виде защиты научного проекта, учитывая уровень обучения. Для того чтобы все обучающиеся участвовали на равных условиях, в научных проектах тогда должны быть задействованы все обучающиеся, с начала учебного года или в течение какого-то определенного периода. Он не может быть подготовлен за неделю или за две недели; обязательно исключение плагиата. Участие в олимпиаде способствует развитию у обучающихся творческого и научного потенциала. В свою очередь, научная деятельность студентов является неотъемлемой частью образовательного процесса [2, с. 176].

Интеграция при проведении предметных олимпиад у интернов в основном горизонтальная, хотя есть возможность использования вертикальной интеграции. Сама дисциплина, общая врачебная практика, является интегрированной. Врач общей практики оказывает первичную медико-санитарную помощь взрослому и детскому населению, первым сталкиваясь с проблемой пациента. Первичная медико-санитарная помощь служит основой оказания квалифицированной врачебной помощи и включает диагностику, лечение, профилактику, реабилитацию заболеваний, наблюдение за течением беременности, мероприятия по планированию семьи и здоровому образу жизни. Врач общей практики оказывает помощь пациентам во время приема в поликлинике и на участке. По литературным данным, первичная медико-санитарная помощь является первой линией обороны, и если она сильна в стране, то значительно снижаются показатели госпитализации и расходы на здравоохранение. «Доктора ПМСП не являются «суперзвёздами», но их роль имеет решающее значение. Во многих странах мира доктора первичной помощи считаются «золушками» здравоохранения». В статье также пишется о необходимости наделения врачей общей практики новыми знаниями и технологиями, мотивации и должной компенсации их тяжелого труда [3, с. 317–318].

Участие в качестве независимых экспертов представителей практического здравоохранения способствует тому, что они, как работодатели, могут в дальнейшем подобрать себе в медицинское учреждение талантливую и одаренную молодежь из участников олимпиады. Представители практического здравоохранения больше уделяют внимание турам с клиническими ситуациями, но и другие туры им также бывает очень интересно оценивать, так как и для них это возможность освежить свои знания. И, принимая на работу креативных, конкурентоспособных, талантливых, ответственных выпускников, работодатель будет более уверен в их профессионализме.

Студенческую олимпиаду можно рассматривать как одну из форм организации самостоятельной работы обучающихся под руководством преподавателя. Проведение олимпиад повышает интерес к учёбе и даёт хорошие результаты по формированию коммуникативных навыков у обучающихся, в какой-то мере и их социализации. Встречаются интерны, которые прошли отборочный тур, но не имеют опыта участия в олимпиадах и боятся участвовать в следующих турах. И в таких случаях особенно важна роль преподавателя как психолога, необходимо поддержать их, помочь им победить страх и вселить в них уверенность в своих силах. Участие студентов в олимпиадах, соответственно, и подготовка к ней способствует самосовершенствованию студентов, расширению их кругозора, развитию логического мышления, соответственно, улучшается качество образования в целом [4, с. 156–158].

Одной из задач высшей медицинской школы должна быть подготовка компетентного и конкурентоспособного специалиста. Конкурентоспособность выпускника медицинского вуза характеризуется такими качествами, как трудолюбие, творческий подход, лидерские качества, непрерывное самосовершенствование, непрерывный профессиональный рост, и в первую очередь, конечно, наличием багажа знаний и умений, полученных за время обучения в медицинском университете. Поэтому проведение олимпиады, особенно на выпускном курсе, является проверкой уровня подготовки обучающихся к предстоящей профессиональной деятельности. Олимпиада среди выпускников может проводиться для выявления лучшего интерна. Полученные на олимпиадах дипломы, грамоты и сертификаты включаются в портфолио обучающихся и играют определенную роль в дальнейшем поступлении интернов в резидентуру. Эффективность проведения студенческих предметных олимпиад для совершенствования образовательного процесса и повышения его эффективности подтверждается литературными данными [5, с. 51].

Проведение студенческих предметных олимпиад также играет неоценимую роль и для начинающих молодых преподавателей: участие их в подготовке заданий для олимпиады способствует улучшению их методической грамотности и тем самым профессиональному росту. Преподаватель должен создавать все условия для развития у обучающихся творческих и мыслительных способностей, интереса к учебе. Он должен уметь заинтересовать обучающихся своей дисциплиной, даже если не дисциплиной, то хотя бы медицинской наукой. Проведение предметных олимпиад способствует проявлению обучающимися интеллектуального потенциала. В современном мире образовательный процесс невозможно представить без применения инновационных методов преподавания. Преподаватели нового поколения имеют достаточно много возможностей, помогающих им проводить интересные и познавательные занятия с активной деятельностью и увеличением самостоятельной работы обучающихся. Новые образовательные технологии неизбежно меняют роль педагога [6, с. 41].

От умения преподавателя четко организовать предметную олимпиаду и методически правильно сформулировать все задания зависит то, насколько активно обучающиеся будут участвовать в выполнении заданий туров олимпиады и находить оригинальные решения при различных нестандартных клинических ситуациях. Интерес к получению новых знаний способствует развитию у них нестандартного мышления, что позволит выпускникам медицинского университета стать достойными своей профессии специалистами. В медицинском университете конечные результаты обучения ориентированы на профессиональную подготовку, поэтому организация предметных олимпиад предусматривает не только предоставление возможности получения глубоких знаний в области медицины, но и формирование профессиональных компетенций, стимулирование активного участия в научно-исследовательской работе. Автор отмечает «интенсификацию образовательного процесса посредством олимпиадного движения». При этом предметная олимпиада повышает научно-образовательный потенциал университета [7, с. 65–66].

В качестве обратной связи нами проведено онлайн-анкетирование 13 преподавателей кафедры и 64 обучающихся о роли предметных олимпиад в учебном процессе. По каждому вопросу респонденты могли выбрать один из предложенных четырех вариантов ответа: «Да», «Нет», «Скорее да, чем нет», «Скорее нет, чем да». На такие вопросы, как «Дисциплина становится более углубленно изученной», «Способствует удовлетворению познавательных интересов у интернов», «Способствует интеллектуальному развитию обучающихся и обеспечивает переход от обучения к самообразованию», «Развивает умение работать в команде», «Способствует выполнению заданий повышенной сложности», «Формирует умение отстаивать свою точку зрения», «Формирует умение искать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, видеть ошибки», «Формирует умение видеть проблему», «Повышает самооценку обучающихся» ответы респондентов были преимущественно «Да» и «Скорее да, чем нет». При этом у преподавателей ответы варьировали от 46,2 % до 84,6 % и от 15,4 % до 46,2 %, у обучающихся от 56,3 % до 71,9 % и от 15,6 % до 35,9 % соответственно. Ответы «Нет» и «Скорее нет, чем да» были в пределах от 0 % до 7,8 %. По вопросу «Призвана помочь профессиональному ориентированию и самоопределению обучающихся» ответы преподавателей и обучающихся распределились следующим образом: «Да» – 61,5 % и 56,3 %, «Нет» – 0 % и 7,8 %, «Скорее да, чем нет» – 23,1 % и 31,3 %, «Скорее нет, чем да» – 15,4 % и 4,7 % соответственно. На вопрос «Способствует развитию мышления обучающихся и формированию современного понимания науки» преподаватели и обучающиеся ответили «Да» – 61,5 % и 62,5 %, «Нет» – 0 % и 4,7 %, «Скорее да, чем нет» – 23,1 % и 29,7 %, «Скорее нет, чем да» – 15,4 % и 3,1 % соответственно. Анализ анкетирования показал, что предметные олимпиады, являясь интеллектуальным состязанием, влияют на формирование тактичности и толерантности, активной жизненной позиции, воспитывают чувство уверенности в своих силах, умение ставить цели и добиваться их, умение реализовать себя в интересных и посильных делах и закладывают фундамент личности, способной в дальнейшем успешно решать жизненно важные цели. Поэтому считаем, что предметные олимпиады следует активно внедрять в учебный процесс и проводить хотя бы один раз в семестр. Участие в предметных олимпиадах поможет обучающимся в будущем быть подготовленными к международным олимпиадам.

Заключение

Таким образом, участие в предметных олимпиадах определяет конкурентоспособность обучающегося, его компетентность в области науки и практики, является одним из показателей качества образования. Предметные олимпиады играют неоценимую роль в образовательном процессе, как в плане закрепления у студентов полученного во время учебы багажа знаний, так и в формировании у них креативного мышления и стремления к новым достижениям в получении знаний.