Состояние глобальной мировой экономики характеризуется разработкой и внедрением инновационных технологий, ориентированных на развитие технологической базы каждой отдельно взятой страны [1]. Одним из условий формирования конкурентоспособности экономики страны является качество инженерных кадров, способных к постановке и решению нестандартных задач, ориентированных на формирование и развитие инновационных идей, проявляющих исследовательское поведение в процессе производственной деятельности. Принятая в России «Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации», с целью решения задач по реализации приоритетных проектов страны [2], предъявляет определенные требования к системе высшего инженерного образования.
В настоящее время специфика инженерной деятельности кардинально изменяется, что обусловлено трансформацией науки, технологий, производств, требующих преобразований в организации исследовательской, научной, инновационной деятельности. Это способствует изменению требований к уровню подготовки выпускников инженерных вузов, к комплексу формируемых компетенций. В современном мире существует международная конкуренция за конкурентоспособных специалистов инженерного профиля, обладающих исследовательскими компетенциями, с целью их привлечения в научные исследования, инженерию [3]. Все это кардинально изменяет взгляд на способы подготовки выпускников инженерных вузов. Совместная деятельность инженерных вузов, научных организаций, предприятий должна обеспечить целостность и единство в достижении цели научно-технологического развития России, развитие интеллектуального потенциала страны. Для этого должны быть созданы возможности для выявления талантливой молодежи, построения ею успешной карьеры в области науки, технологий и инноваций для реализации приоритетных проектов в рамках стратегии научно-технологического развития страны. Поэтому вопросы качественного улучшения подготовки конкурентоспособного выпускника инженерного вуза, обладающего исследовательским потенциалом, в инновационной интегрированной среде инженерного вуза для реализации приоритетных проектов в рамках стратегии научно-технологического развития страны приобретают особую актуальность и своевременность.
Цель исследования: разработка теоретических и методологических основ подготовки конкурентоспособного выпускника, обладающего исследовательским потенциалом, в инновационной интегрированной среде (образование – наука – производство) инженерного вуза для реализации приоритетных проектов в рамках стратегии научно-технологического развития страны.
Материалы и методы исследования
Формирование и развитие интеллектуального потенциала страны, способствующего научно-технологическому развитию России, наиболее эффективно, если деятельность инженерных вузов будет организована на основе сотрудничества с научных организациями, предприятиями, бизнесом. Это позволит создать условия для подготовки конкурентоспособного выпускника инженерного вуза, обеспечит возможности его успешной карьеры на производстве в качестве драйвера нестандартных решений при разработке и внедрении инновационных технологий на основе научных исследований и изысканий в рамках стратегии научно-технологического развития страны.
На сегодняшний день существует проблема формирования конкурентоспособного выпускника, обладающего сформированными исследовательскими компетенциями, что обусловлено недостаточностью условий, реализуемых в образовательном процессе инженерных вузов, ориентированных на развитие исследовательского потенциала обучающихся; формирования универсальных способов взаимодействия с окружающим миром на основе сформированных функциональных навыков [4]. Поэтому очевидна проблема разработки теоретических и методологических основ подготовки конкурентоспособного выпускника, обладающего исследовательским потенциалом, в инновационной интегрированной среде (образование – наука – производство) инженерного вуза для реализации приоритетных проектов в рамках стратегии научно-технологического развития страны.
Методы исследования: теоретические (изучение, анализ, систематизация, обобщение научной литературы, существующих исследований по изучаемой проблеме; изучение специфики процесса формирования конкурентоспособного выпускника инженерного вуза, обладающего исследовательским потенциалом, в инновационной интегрированной среде (образование – наука – производство) инженерного вуза); моделирование учебного процесса; обобщение результатов исследования; эмпирические (изучение и анализ нормативной документации, ФГОС ВО по направлениям подготовки, наблюдение, тестирование, самооценка обучающихся, изучение продуктов деятельности, педагогическое проектирование); экспериментальные (педагогический эксперимент, математическая обработка данных).
Результаты исследования и их обсуждение
Задача подготовки конкурентоспособного выпускника инженерного вуза, обладающего исследовательским потенциалом, носит комплексный характер и будет решена в процессе интеграции на уровне взаимодействия и совместной деятельности образовательных, научных организаций и производственных предприятий (потенциальных работодателей). Масштаб рассматриваемого вопроса является общесистемным, его решение будет способствовать трансформации системы инженерного образования, ориентации на подготовку конкурентоспособных выпускников, отвечающих требованиям образовательных, профессиональных стандартов, требованиям инновационной экономики и современного развития производства, ориентированных на реализацию приоритетных проектов в рамках стратегии научно-технологического развития страны.
Создание концепции подготовки конкурентоспособного выпускника, обладающего исследовательским потенциалом, в инновационной интегрированной среде инженерного вуза стало возможным на основе систематизации, выделения и развития существующих подходов к решению проблемы. Наибольший акцент исследователями уделяется содержательному и технологическому аспектам. Большинство исследований посвящены описанию практико-ориентированных методик (без привязки их внедрения в учебный процесс) (С.А. Мамыченко, С.Г. Грищенко, Н.Н. Кисель и др.). Существующие исследования в области инженерного образования по вопросу сотрудничества с предприятиями направленны на организацию лабораторных практикумов на производственных базах, привлечению студентов, магистрантов и аспирантов для проведения научно-исследовательских работ в «инновационных структурах» (E.M. Aкишина, В.В. Пивень, М.В. Тимофеева, С.И. Челомбитко и др.). Исследователи уделяли внимание различным аспектам, а именно:
– формирование исследовательского потенциала через мотивацию обучающихся (О.О. Ненашева, А.Л. Мазалецкая, И.Ю. Данилова и др.);
– вовлечение обучающихся в процесс научного познания на основе формируемых навыков исследовательской деятельности (Е.А. Гребенникова, А.А. Ермакова и др.);
– использование личностно ориентированных методик, предусматривающих развитие креативности обучающихся, формирование исследовательских умений при решении исследовательских заданий (Е.П. Грошева, А.М. Митяева, Н.И. Наумкин и др.);
– методы организации самостоятельной работы обучающихся в процессе исследования в процессе проектного обучения, использование возможностей применения сетевых ресурсов (М.М. Гладышева, Т.М. Цунникова и др.).
Изучение и систематизация существующих исследований позволяют констатировать, что в работах обособленно не выделена концептуальная идея подготовки конкурентоспособного выпускника, обладающего исследовательским потенциалом, в партнерстве с работодателями и представителями научных организаций; не затронут вопрос организации инновационной среды инженерного вуза на основе интеграции образования, науки производства.
Анализ литературы по вопросу исследования показывает, что ведущие зарубежные университеты (в Нидерландах – University of Twente; Дании – Aalborg University; Канаде – Queen’s University; Норвегии – Norwegian University of Science and Technology; Китае – China Education Center; Испании – University of Deusto) привлекают представителей науки и производства к участию в процессе реализации образовательных программ при подготовке инженерных кадров. Изучение вопроса по подготовке обучающихся в зарубежных инженерных вузах (Р. Arden, Р. Birch, S. Kosasi, Mulders D.-J., Р.R. Oliver, W. Baumol и др.) позволило выделить основные аспекты, которые целесообразно учитывать в практике отечественной инженерной школы, а именно:
– формулирование результатов обучения в инженерных вузах на основании требований экономики, профессиональных сообществ, рынка труда;
– сотрудничество с предприятиями, бизнесом, научными учреждениями в процессе реализации образовательных программ в инженерных вузах;
– приоритетное значение практико-ориентированной направленности процесса обучения, применение проектных методов, формирование опыта научно-исследовательской деятельности.
Следует отметить, что зарубежные системы подготовки инженерных кадров ориентированы на сотрудничество с работодателями с целью удовлетворения требований, предъявляемых наукоемкими производствами.
Проведенный анализ существующих исследований позволил прийти к заключению, что обобщение и развитие существующих подходов позволяет сформулировать методологические основы подготовки конкурентоспособного выпускника, обладающего исследовательским потенциалом, в инновационной интегрированной среде инженерного вуза в современных социально-экономических условиях в виде целостной концепции, являющейся инвариантной, реализация которой возможна в инженерных вузах страны.
Процесс реализации концепции подготовки конкурентоспособного выпускника, обладающего исследовательским потенциалом, в инновационной интегрированной среде инженерного вуза, предусматривает реализацию следующих базовых положений.
Изменение системы управления качеством инженерного образования посредством перехода на программно-целевой и процессный подходы, предусматривающие постановку реально достижимых целей, определение возможных рисков в процессе их достижения, разработку программы действий для достижения поставленных целей.
Построение дидактики инженерного вуза, основанной на специфике исследовательского обучения в контексте национальной системы квалификаций и обеспечивающей развитие креативности студентов, их исследовательских способностей, формирование функциональных навыков исследования как универсальных способов контакта с окружающим миром. Дидактика инженерного вуза ориентирована на формирование конкурентоспособного выпускника, обладающего исследовательскими компетенциями в специально организованной образовательной среде инженерного вуза, на основе сформированного комплекса компетенций, навыков, опыта практической и исследовательской деятельности, готового к реализации приоритетных проектов в рамках стратегии научно-технологического развития страны. Формирование среды подобного типа возможно в процессе сотрудничества и сетевого взаимодействия образовательной организации – научных учреждений и центров – базовых предприятий.
Формирование мотивации обучающихся к исследовательской деятельности, развитие их субъектности, как активных участников образовательного процесса на основе принятия общих целей и гармонизации интересов всех субъектов, объединенных пространством образовательной среды; учет индивидуальных особенностей обучающихся; формирование атмосферы продуктивной деятельности.
Реализация интеграционных процессов ориентирована на интеграцию обучения и исследования на всех этапах освоения основных профессиональных образовательных программ [5]. Структурирование содержания инженерного образования, разработка спецкурсов, спецпрактикумов; корректировка существующих и разработка новых методов, форм, средств деятельности обучающихся совместно с представителями научных организаций, предприятий в процессе теоретического обучения и практической подготовки. Разработка и адаптация интерактивных технологий и методов, применяемых в процессе обучения.
В процессе реализации положений концепции разработаны комплексы виртуальных работ, экскурсий, презентаций и др. с использованием сетевых образовательных ресурсов, информатизационных ресурсов и цифровых технологий. Совместно с представителями научных учреждений, предприятий разработана и реализована система заданий (проектов), ориентированных на решение реальных проблем производства, способствующая формированию практических умений и навыков, значимых для профессиональной инженерной деятельности. Разработана и апробирована дидактика выполнения исследовательских заданий, позволяющая формировать исследовательские компетенции обучающихся в процессе обучения в инженерном вузе. На рисунке [4] представлены этапы деятельности обучающихся в процессе выполнения исследовательского задания.
Этапы выполнения исследовательских заданий
В процессе реализации концепции определен «базовый уровень» (необходимый для всех обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС ВО) и «высший уровень» (для студентов, наиболее ориентированных на исследовательскую деятельность) сформированности компонентов исследовательского потенциала. Это определяет необходимость применения индивидуального подхода в процессе инженерной деятельности.
Реализация практико-модульного обучения на площадках предприятий и научных организаций ХМАО-Югры и Тюменской области. Корректировка учебных планов, проведение части практических и лабораторных работ на производственных базах предприятий, в научных организациях, с целью формирования умений и навыков практической деятельности.
Внедрение форм и средств аудиторной и внеаудиторной деятельности, ориентированной на формирование исследовательских компетенций, реализуемых в процессе теоретического обучения и практической подготовки, совместно с представителями научных организаций, предприятий (выездные лабораторные и практические работы, экскурсии и др.). Реализация в образовательном процессе разработанных и адаптированных интерактивных технологий и методов (дискуссионные, проблемные, игровые, деятельностные и др.).
Организация работы научных групп, кружков совместно с представителями научных организаций, предприятий. Реализация проектов и заданий, разработанных совместно с представителями научных учреждений, предприятий, способствующих формированию исследовательских компетенций обучающихся. Проведение круглых столов, семинаров, конференций, на которых представляются результаты работы обучающихся; открытые защиты отчетов по практикам.
Выполнение в период теоретического обучения и в период практики индивидуальных и групповых исследовательских заданий, проектов, комплексных сквозных исследовательских проектов, темы которых ориентированы на решение реальных производственных задач и проблем.
Разработка комплекса критериев и показателей, позволяющих оценить уровень сформированности исследовательского потенциала выпускника инженерного вуза. Обеспечение критериальности и диагностируемости результатов.
Эффективность основных положений концепции проверялась в ходе экспериментальной работы и предусматривала:
– систематическую оценку уровня сформированности исследовательского потенциала обучающихся;
– проведение независимой комплексной оценки качества подготовки обучающихся вуза сотрудниками предприятий, научных организаций;
– проведение текущих, промежуточных аттестаций, итоговой аттестации, с целью выявления оценки качества подготовки обучающихся.
Анализ, обработка, систематизация, обобщение результатов, полученных в холе работы по реализации основных положений концепции, показали ее эффективность и своевременность в современных условиях развития системы инженерного образования. Подготовка конкурентоспособного выпускника, обладающего исследовательским потенциалом, в инновационной интегрированной среде инженерного вуза способствует решению задачи создания эффективной системы организации исследований и разработок, обеспечивающих высокую результативность и востребованность в социально-экономической сфере, повышающих роль российской науки в современном мире.