Приобщение детей дошкольного возраста к трудовой деятельности и формирование представлений о разных профессиях рассматривается как одно из актуальных направлений их социально-познавательного и коммуникативного развития, приобретения опыта социально-эмоционального взаимодействия [1]. В процессе организации данной работы создаются условия для успешного решения образовательных, развивающих и воспитательных задач: дети не просто овладевают представлениями о профессиях, но, что важно, у них воспитывается определенное отношение к разным видам труда, понимание значимости труда для человека и общества, формируются необходимые трудовые умения и навыки.
Задачи, содержание, технологии, формы и методы ознакомления дошкольников с трудом взрослых, конкретизированные соответственно возрастному этапу развития ребенка, включены во все комплексные программы дошкольного образования и достаточно широко представлены в исследованиях [2, 3]. Учеными обосновывается значение системного и последовательного формирования у детей представлений о людях конкретной профессии, необходимость изучения личностных качеств человека труда, трудовых процессов и особенностей создания продуктов трудовой деятельности и др. Современные исследования акцентируют важность формирования у дошкольников необходимых и достаточных знаний о специфике профессий, востребованных в конкретном регионе, а также развития понимания, что только специалист-профессионал способен к высоким трудовым достижениям, а для этого следует много и упорно учиться. Данный контекст позволяет рассматривать исследуемую проблему с иной точки зрения – с позиции ранней профессионализации, начало которой приходится на старший дошкольный возраст [4].
Рассмотренные положения актуализируют поиск эффективных средств формирования у детей представлений о конкретных профессиях, систематизации знаний о видах труда, развития способности к изучению наблюдаемого трудового процесса, умения определять свое отношение к труду, воспитания уважения к разным видам трудовой деятельности человека и др. В этой связи выделим две позиции.
Во-первых, учитывая ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, а именно игровую, ознакомление с трудом взрослых эффективнее всего осуществлять в процессе организации разных видов игр [5]. В старшем дошкольном возрасте на основе развития внеситуативно-делового общения дети чаще включаются в игры с правилами, разновидностью которых являются дидактические игры, отличительной особенностью которых является наличие обучающей и игровой задачи, реализуемой в активной форме [6].
Во-вторых, современные условия развития дошкольного образования характеризуются повышением роли информационно-коммуникативных технологий (далее – ИКТ-технологий), что соответствует тенденциям информационного развития общества [7]. Поэтому применение ИКТ-технологий в общей системе профессиональной деятельности педагога дошкольного образования и конкретно при ознакомлении с трудом взрослых позволяет придать образовательному процессу необходимую открытость, гибкость и целенаправленность. В то же время в практике работы педагогов дошкольных образовательных организаций использованию ИКТ-технологий при ознакомлении старших дошкольников с трудом взрослых не уделяется должного внимания.
В этой связи по-новому видится организация обучающей игровой деятельности, а именно, как активная разработка и внедрение компьютерных дидактических игр, стимулирующих «самостоятельную познавательную деятельность, нацеленную на знакомство с трудом и профессиями» [8, с. 118].
Цель исследования – обоснование возможностей компьютерных дидактических игр в ознакомлении старших дошкольников с трудом взрослых.
Материалы и методы исследования – анализ, систематизация и обобщение научной литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент.
Результаты исследования и их обсуждение
Дети дошкольного возраста довольно активно включаются в выполнение заданий, заданных условиями компьютерной дидактической игры. Их привлекает возможность проявить свою самостоятельность, почувствовать себя взрослыми, разыграть новые роли (дизайнера, проектировщика, музыканта). В таких видах игр эти возможности широко представлены. Рассматривая процесс ознакомления старших дошкольников с трудом взрослых с позиции ранней профессионализации, считаем, что компьютерные дидактические игры соответствующей направленности способствуют решению комплекса образовательных, воспитательных и игровых задач.
Образовательные и воспитательные задачи ставит педагог:
- формирование и обогащение представлений о разных профессиях, назначении используемых орудий и предметов труда, трудовых действиях и процессах в конкретной профессии;
- создание оптимальных условий для развития речевой активности детей, умения составлять рассказы о той или иной профессии, ее особенностях, людях данной профессии;
- развитие памяти, внимания, логики размышления, умения работать по инструкции;
- воспитание уважительного отношения к людям разных профессий;
- развитие понимания важности любой профессии, др.
Игровые задачи в компьютерной дидактической игре реализуют дети:
- составить изображение из пазлов, выбирая те, которые соответствуют заданной профессии;
- высказать свои предположения, отвечая на проблемный вопрос (например, «Кем работает этот человек, который использует в работе изображенные на картинке предметы?»);
- отгадывать загадки или ребусы, др.
Подчеркнем, что игровые действия в компьютерной дидактической игре соотносимы с учебными действиями и могут состоять из одной или нескольких операций: отвечать на вопросы, собирать пазл, рассказывать, подбирать картинки, называть профессии или орудия труда, выбирать профессию по нескольким признакам и пр.
При разработке компьютерных дидактических игр по ознакомлению старших дошкольников с трудом взрослых нами учитывались рекомендации О.Г. Сороки, которые определяют критерии и показатели дидактически значимых компонентов игры [9]:
- название дидактической игры отражает направление педагогической деятельности: «В мире профессий», «Все профессии нужны», «Выбираем профессию», «Профессия: город – село», «Кем работает мама?», «Кому без них не обойтись?», «Кому что нужно?», «Угадай профессию», «Учитель»;
- дидактическая задача предполагает ознакомление детей с трудом взрослых, а именно, с предметами, процессом, результатами труда;
- игровая задача мотивирует детей на познание такой сферы действительности, как труд взрослых, и отвечает их интересам;
- содержание игры посильно детям и активизирует их познавательную активность в области трудовой деятельности взрослых, позволяет применить свои знания и умения в практической деятельности;
- игровые правила определяют требования к игрокам, пути достижения цели и условия завершения игры;
- игровое действие в компьютерной игре выполняется детьми с виртуальным игровым материалом (картинками с изображением людей разных профессий, их орудий, процесса и результатов труда);
- игровой материал соответствует требованиям необходимости и достаточности (3–4 картинки на одном слайде), изображения на картинках, в том числе стилизованных, яркие, выразительные, реалистичные;
- интерактивность игры обеспечивается возможностями для ребенка изменить параметры игровой среды (отдельных частей игры), выбрать способ управления производимыми на экране действиями.
Дети достаточно быстро усваивают содержание компьютерной дидактической игры. Так, в одном случае деятельность детей заключалась в том, чтобы рассмотреть предлагаемые на экране картинки и описать их содержание (какие предметы труда видят, что делают с помощью этих предметов труда, где происходит действие, что является результатом труда), высказать предположение о том, кем трудится мама (или другой человек), у которой (которого) есть то, что изображено на картинках слайда. В другой игровой ситуации дети отгадывали загадки о представителе какой-либо профессии, необходимых атрибутах трудовой деятельности, определяли гендерную принадлежность профессии, собирали пазл из четырех-пяти частей. В третьей игровой ситуации дети, видя на экране изображение мальчика или девочки (по отдельности, вместе), размышляли, мужская это профессия или женская, могут ли в данной профессии работать и мужчина, и женщина, др.
Перед проведением компьютерной дидактической игры по ознакомлению с трудом взрослых, с детьми обсуждались игровые правила, соблюдение которых является обязательным для всех участников:
- собирать картинку можно лишь после того, как будут внимательно рассмотрены все детали и высказаны доказательные предположения об изображенных профессиях (одежде, предметах труда);
- выбор городской профессии осуществляется с помощью синего кружка, выбор сельской профессии осуществляется с помощью зеленого кружка;
- внимательно слушать, выполнять задания: отгадывать загадки, делать выбор (между мужской или женской профессией, собирать пазл) только после речевого ответа и т.д.
В процессе проведения компьютерных дидактических игр по ознакомлению старших дошкольников с трудом взрослых мы обратили внимание, что детей привлекает их интерактивный характер, который проявляется в следующих возможностях для каждого ребенка:
- можно проверить правильность своих предположений за счет прикосновения к экрану (или наведения курсора) и активации изображения, которое дети собрали;
- можно перемещать изображения вниз/вверх слайда (к мальчику или девочке), кружков (синие кружки перемещаются к городским профессиям, зеленые – к сельским);
- можно услышать звуковой сигнал, подтверждающий правильность выполнения игрового действия; др.
Следует подчеркнуть такое преимущество компьютерных дидактических игр, в том числе по ознакомлению с трудом взрослых, как осуществление детьми самооценки, что в старшем дошкольном возрасте весьма значимо в социально-личностном становлении ребенка. Например, в предлагаемых нами играх, если ребенок ошибался, то изображение либо исчезало с экрана, либо вращалось или просто не открывалось.
Контроль педагога за исполнением игровых действий детьми осуществлялся на основе методов стимуляции детской деятельности (поощрение, пример, проявление радости в случае правильного выполнения игровых действий, др.).
Эффективность ознакомления старших дошкольников с трудом взрослых с использованием компьютерных дидактических игр подтверждается сравнительными результатами исследования, для которого была разработана диагностическая беседа «Что такое профессия», включающая вопросы: Назови, какие ты знаешь профессии? Что ему (ей) нужно для работы? Что делает человек этой профессии? Какие орудия труда использует человек данной профессии?
Диагностика сформированности представлений о труде взрослых у старших дошкольников проводилась на базе МБДОУ «Детский сад № 16» г. Нижнего Новгорода. В исследовании участвовали 24 воспитанника 5–6 лет.
Для оценки сформированности представлений о труде взрослых предлагается три уровня (рисунок).
Характеристика уровней сформированности представлений о труде взрослых у старших дошкольников
Результаты контрольного эксперимента показали положительную динамику сформированности у старших дошкольников представлений о труде взрослых в экспериментальной группе. Обобщенные данные по всем исследуемым параметрам свидетельствуют, что, по сравнению с констатирующим экспериментом, рост высокого уровня составил 3,4 раза, средний уровень увеличился в 4,6 раз, низкий уровень не выявлен. Если на начальном этапе дети называли всего 6 профессий (врача, продавца, повара, шофера, няни, парикмахера), то в контрольном эксперименте круг представлений о профессиях взрослых расширился до 27 наименований с учетом региональной направленности.
Увеличилось среднее число называемых каждым ребенком орудий труда с 3,8 до 16. Кроме перечисления отдельных орудий труда (у учителя – мел, указка, тетради, доска; у парикмахера – кресло, шампунь, ножницы и т.д.), большинство детей стали использовать слова-обобщения (у музыканта – музыкальные инструменты, у строителя – специальные строительные инструменты). Также увеличилось среднее число называемых каждым ребенком процессуальных трудовых действий по профессии с 2,7 до 9. При описании трудового процесса дети стали активнее применять обобщающие суждения: «Врач лечит людей и проверяет здоровье», «Спасатель спасает людей из беды», др.
В контрольной группе у детей значимых различий по сравнению с констатирующим этапом не выявлено: высокий уровень не изменился, незначительно повысился средний и уменьшился низкий уровень.
Заключение
Проведенный теоретико-методический анализ позволяет утверждать, что применение компьютерных дидактических игр придает процессу ознакомления старших дошкольников с трудом взрослых необходимую информационную насыщенность и интерактивность. В этом смысле проявляется воспитательно-образовательный и развивающий эффект данного вида игр. В процессе выполнения заданий дети:
- приобретают новые знания, проявляя активность, аккуратность, внимательность, самостоятельность и ответственность, что свидетельствует о развитии ценностно-мотивационной, познавательной и волевой сферы ребенка;
- овладевают умениями выполнять работу в соответствии с правилами, по инструкции, представленным образцам, делать выбор, решать проблемы, что характеризует развитие предпосылок учебной деятельности [10];
- осваивают способы конструктивного взаимодействия и сотрудничества в процессе совместного участия в компьютерной дидактической игре, учатся размышлять, «примеряют» на себя ту или иную профессию. Результатом становится понимание ребенком значения трудовой деятельности, мотивов выбора профессии.
Поскольку компьютерная дидактическая игра является одним из информационных средств ознакомления с трудом взрослых, педагогам необходимо системно осваивать ИКТ-технологии для детей дошкольного возраста, что повышает роль самообразования и методической работы в дошкольных образовательных организациях [11, 12].