Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

MODEL OF ORGANIZATION OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING USING INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Kazinets V.A. 1 Trinadcatko O.A. 1
1 Pacific National University
This article analyzes domestic and foreign scientists investigating the importance of information and communication technology (computer technology) in the introduction and teaching of foreign languages, as well as in their improvement. This article presents a model of the organization of foreign language teaching using ICT technologies. The purpose of the proposed model is the formation, development and improvement of students’ competencies, according to the Federal State Educational Standard in the field of foreign language teaching. According to the above model, modern information and communication technologies play an indisputable role in the study and assimilation of foreign languages both in academic and extracurricular activities, using various forms and methods of teaching, the main of which is oral and written communication with native speakers. The use of ICT technologies allows us to build a unique language society with a high potential for both interpersonal communication and scientific cooperation of students from different countries, as well as educational and scientific communication with a foreign teacher – a native speaker using the Internet, which contributes to the improvement of educational conditions and significantly increase motivation for both self-learning and improving the level of foreign language proficiency by students. Specialized computer programs, simulators, educational platforms will be successfully used in the process of studying and improving oral and written speech, making the educational process independent of the time and basic skills of the student.
foreign language
information and communication technologies
computer technologies
model
training

В современном мире новейшие ИКТ-технологии занимают все больше места в жизни человека. Их использование в повседневной жизни, при знакомстве с языком, культурой и философией зарубежных стран, в образовательной деятельности, в том числе на учебных занятиях по иностранным языкам, увеличивает кругозор и способствует развитию культурных ценностей, которые присущи изучаемым зарубежным странам, а также способствует совершенствованию познавательной и мотивационной активности обучающихся.

Активное применение информационно-коммуникационных технологий (компьютерных технологий) в учебном процессе может значительно помочь обучающимся в повышении интереса к изучаемому предмету, а использование ИКТ-технологий в изучении иностранных языков приходит на помощь обучающимся в преодолении психологического барьера на пути профессионального использования иностранного языка как инструмента для общения.

Целью данной статьи является представление и систематизация различных аспектов применения информационно-коммуникационных технологий (компьютерных технологий) в изучении иностранных языков, а также представление образовательной модели обучения иностранному языку с применением ИКТ-технологий.

Материалы и методы исследования

Методологическую основу исследования составили научные труды зарубежных и отечественных педагогов и ученых, изучающих проблему использования и роли ИКТ-технологий в обучении иностранным языкам.

Проблема и вопросы использования ИКТ-технологий в обучении иностранному языку находят свое отражение в трудах таких ученых, как А.А. Мансурова [1], М.В. Зимина [2], Н.А. Люляева [2], Е.В. Тимофеева [3], Ю.А. Кайль [3], А.У. Анваров [4], Т.М. Гапарова [5], С.А. Саттаров [6], К.Д. Хайдарова [6], М.Ж. Расулова [7] и др.

А.А. Мансурова [1] отмечает, что ИКТ-технологии позволяют не только получить доступ к разнообразной информации по школьным предметам, в том числе при изучении иностранного языка, но и содействуют формированию необходимого навыка – способности использовать разнообразные ИКТ-технологии. Приведенный практический навык (умение) связан по своей важности с такими основными навыками (умениями), как счет, чтение, письмо, а также умение выражать, развивать и поддерживать собственную точку зрения.

М.В. Зимина [2] и Н.А. Люляева [2] выделяют, что несомненным достоинством применения информационно-коммуникационных (компьютерных) технологий при образовательной деятельности, в том числе в области обучения иностранным языкам, является то, что, обучающиеся общаются в языковой среде, что стимулирует их умения и навыки собственной разработки оригинальных высказываний на грамматически и лексически правильном иностранном языке.

Е.В. Тимофеева [3], Ю.А. Кайль [3] отме- чают, что применение новых ИКТ-технологий в современном образовательном процессе – это один из основных и важнейших аспектов совершенствования учебного процесса, обогащения педагогического набора методических приемов и средств, которые предоставляют возможность сделать процесс обучения иностранным языкам запоминающимся и более интересным как для преподавателей, так и для обучающихся. А использование специализированных виртуальных образовательных платформ, тренажеров и компьютерных программ при обучении иностранным языкам дают возможность педагогу ознакомить с учебным материалом более качественно, доступно и наглядно. Актуально и то, что обучающиеся могут работать на уроке индивидуально, самостоятельно находить, изучать и практически применять новый материал в личном удобном темпе и возвращаться к непонятому или пропущенному материалу, если это необходимо.

А.У. Анваров [4] в своем исследовании указывает, что использование ИКТ-технологий имеет большое значение в процессе обучения иностранным языкам. Современные ИКТ-технологии делают процесс изучения иностранных языков доступным, позволяют более легко воспринимать преподаваемый предмет. Использование современных информационно-компьютерных технологий поддерживает обучающегося в преодолении психологического барьера на пути применения иностранных языков как инструмента общения.

Т.М. Гапарова [5] отмечает, что компьютер, при его использовании в процессе обучения иностранным языкам, выступает как в роли источника учебной информации, так и в роли наглядного средства (с современными возможностями телекоммуникаций и мультимедиа). Целью ИКТ-технологий при преподавании иностранных языков является создание и совершенствование новой современной формы подготовки будущих молодых специалистов, которая направлена на умение самостоятельно получать и расширять знания, умение решать профессиональные задачи, владеть современными информационно-компьютерными технологиями.

С.А. Саттаров [6], К.Д. Хайдарова [6] выделяют, что важнейшей целью использования ИКТ-технологий при изучении иностранных языков является формирование и совершенствование у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции, а также развитие желания и способностей изучать иностранный язык и совершенствоваться в данной области.

М.Ж. Расулова [7] отмечает, что применение современных образовательных ИКТ-технологий в учебном процессе на занятиях по иностранным языкам доступно как каждому педагогу, так и обучающимся. Неоспоримым также является тот факт, что изучение учебного материала по иностранным языками с использованием современных ИКТ-технологий заинтересовывает обучающихся, заставляет их подумать о том, что иностранный язык им необходим, как в будущей профессиональной деятельности, так и для повышения собственного уровня образованности, культурности, просвещенности. А регулярное практическое использование современных ИКТ-технологий оказывает влияние на повышение интереса к изучаемому предмету и побуждает желание общаться на иностранном языке.

Е.В. Дышлевая [8] приходит к выводу, что главная цель, к которой стремится человек, осваивающий иностранный язык – это практическое применение языка, а также получение возможности качественно общаться на нем письменно и устно, в том числе с носителем языка. А использование информационных технологий в изучении языка существенно упрощает достижение поставленной цели. Современные информационные технологии приходят на помощь в овладении навыками письменного общения, устной речи, чтения. Также информационные технологии существенно сокращают время, которое затрачивается на освоение иностранного языка, что является немаловажным фактором в современных условиях жизни общества.

Н.А. Люляева [9] отмечает, что безусловным достоинством использования информационных технологий в обучении иностранным языкам является то, что, общаясь на иностранном языке, в том числе и с носителями языка, обучающиеся попадают в практическую ситуацию, где повышают навык свободного ориентирования в иноязычном пространстве и обществе. А также решают проблемные ситуации и задачи, что, в свою очередь, является стимулом к созданию нестандартных высказываний на грамматически и лексически верном языке.

При помощи ИКТ-технологий обеспечивается более качественная подача учебного материала, а использование различных коммуникативных лингвистических каналов (звуковой, графический, текстовый и т.д.) делает образовательный процесс более запоминающимся и продуктивным.

Преподаватель на занятиях по обучению иностранному языку может применять следующие образовательные цифровые ресурсы: презентации, выполненные в различных программах, электронные таблицы, текстовые редакторы, интерактивные тесты, электронные библиотеки с возможностью использования учебников и учебных пособий, учебные тренажеры и образовательные платформы. Неоспоримую роль в процессе образования, в том числе при обучении иностранным языкам, играют интернет-технологии. Интернет-ресурсы являются значительной базой для создания информационно-предметной среды, а также получения профессионального образования и при самообразовании.

Обучающие интернет-ресурсы должны быть направлены на различные аспекты зарубежной культуры во всем многообразии ее составляющих (лингвистические, культурные, учебно-познавательные и иные аспекты.

Таким образом, можно выделить цели эффективного осуществления образовательного процесса с применением ИКТ-технологий при обучении иностранному языку, а также при ознакомлении с культурой зарубежных стран:

1) повышение культуры обучающихся, в том числе информационной, посредством формирования творческого мышления, самостоятельности и активности в образовательной деятельности;

2) повышение результативности образовательного процесса при изучении иностранного языка и культуры зарубежных стран.

Эти цели достигаются в результате эффективного взаимного использования образовательных ИКТ-технологий в совмещении с традиционными методами и средствами обучения.

Применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе при обучении иностранному языку обладает следующими дидактическими функциями:

1) обучающая функция – осуществляется в рамках урочной системы обучения, в том числе в условиях дистанционного обучения с применением ИКТ-технологий, а также при реализации самостоятельной внеучебной деятельности;

2) развивающая функция – развитие мотивации к учебной и самостоятельной деятельности, навыков познавательной деятельности;

3) организационная функция – обеспечивает обратную связь обучающихся с преподавателем, индивидуальный подход в обучении, а также во внеурочной деятельности;

4) регулирующая и контрольная функция, а также функция самоконтроля учащихся и функция педагогического контроля, непрерывный мониторинг учебной и внеучебной деятельности, в том числе с использованием ИКТ-технологий.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты, полученные авторами в процессе проведенного исследования, позволяют сделать вывод, что современное применение ИКТ-технологий в учебном процессе для изучения иностранных языков дает возможность получать обучающимися знания, умения и навыки, которые необходимы для осуществления своей профессиональной деятельности в современном обществе. Также современные ИКТ-технологии являются эффективным инструментом для внедрения и развития новых методов и форм обучения, направленных на повышение качества образования.

Таким образом, на основе вышеизложенного на рисунке представлена модель организации обучения иностранному языку с использованием ИКТ-технологий.

missing image file

Модель организации обучения иностранному языку с использованием ИКТ-технологий

Отличие традиционной системы обучения от системы обучения c применением ИКТ-технологий заключается в: повышении качества образования в области обучения иностранным языкам; повышения степени доступности образования, в том числе с использованием дистанционного образования; более качественным обучении иностранным языкам с возможностью общения с носителями языка, изучения культуры зарубежных стран и иных форм учебной и внеучебной деятельности.

Заключение

Обзор педагогического опыта применения современных ИКТ-технологий в обучении иностранным языкам показывает, что регулярное использование ИКТ-технологий на занятиях по иностранному языку должно быть направлено как на теоретическое освоение учебного материала, так и на практический результат, на достижение коммуникативной компетентности.

В основе обучения иностранным языкам с использованием ИКТ-технологий лежат следующие основные принципы:

1) принцип систематичности – на всех этапах образовательного процесса актуально и необходимо использование ИКТ- технологий;

2) в основе принципа самостоятельности и активности обучающихся лежит умение ориентироваться в большом потоке информации, в том числе на иностранном языке, самостоятельное нестандартное мышление, а также активность обучающихся на занятиях с использованием ИКТ-технологий;

3) принцип дифференцированного подхода ориентирован на возрастные особенности обучающихся, а также уровень уже имеющихся знаний и интересов в области изучения иностранных языков;

4) принцип распределенности образовательных ресурсов представлен в формах реализации учебной информации с возможностью избрания наиболее удобного для изучения иностранного языка варианта.

Современные информационные технологии значительно упрощают освоение иностранных языков, делая учебный процесс более интересным и запоминающимся. Например, приобретаются и совершенствуются навыки общения как в устной, так и в письменной формах с носителями языка при помощи лекций, дискуссий, деловых игр и т.п.

Современные ИКТ-технологии играют главную роль при проведении языковых дистанционных олимпиад и конкурсов, в том числе с привлечением зарубежных образовательных организаций. При помощи ИКТ-технологий успешно проводится совместная научно-исследовательская и проектная деятельность с привлечением образовательных организаций зарубежных стран.

Таким образом, регулярное применение в образовательной деятельности ИКТ-технологий позволяет разнообразить учебный процесс, представить учебный материал более наглядно и доступно для восприятия и понимания обучающимися.