Выявлению перспективных форм развития ресурсосбережения на нефтегазохимических предприятиях посвящено значительное число научных трудов. А.И. Шинкевич, А.А. Лубнина, Н.Ю. Фомин и др. считают, что ускорению разработки и внедрения более экологически и экономически эффективных технологий способствуют различные модели кооперации и интеграции нефтегазохимических предприятий [1, 2]. Обоснование важности и эффективности развития инновационных кластеров для устойчивого развития промышленности дано в работах М.В. Шинкевич, А.Н. Дырдоновой и др. [3, 4]. Институционные факторы развития инновационной инфраструктуры в виде создания технологических платформ описаны в исследованиях Ф.Ф. Галимулиной, Ч.А. Мисбаховой и др. [5, 6]. Формам бережливой организационной структуры нефтехимических предприятий, а также формам рационализации использования ресурсов предприятия посвятили научные труды Н.В. Барсегян, И.А. Зарайченко и др. [7–9]. Организационно-экономические особенности логистического обеспечения нефтегазохимических предприятий подробно изложены в статьях С.С. Кудрявцевой, Т.В. Малышевой, Г.А. Ганеевой [10, 11].
Наряду с наличием значительного числа трудов, посвященных изучению различных форм организации ресурсосберегающих нефтегазохимических производств, отсутствуют работы по выявлению их тенденций и перспектив развития, что обуславливает актуальность выбранной тематики исследования.
Целью исследования является выявление тенденций и перспектив развития ресурсосберегающих нефтегазохимических производств. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- изучить отечественный и зарубежный опыт современного развития нефтегазохимических предприятий;
- рассмотреть динамику показателей энерго- и ресурсоэффективности предприятий нефтегазохимического комплекса;
- провести факторный анализ технологического развития нефтегазохимических предприятий в рамках современных концепций;
- разработать комплекс управленческих решений и для каждой из проблемных областей деятельности предприятий.
Объектом исследования являются предприятия нефтегазохимического комплекса, предметом – ресурсосберегающие нефтегазохимические производства.
Материалы и методы исследования
Вопросы ресурсоэффективности и энергосбережения являются приоритетными для предприятий нефтегазохимического комплекса, транспорта и других отраслей. Особенно важно это стало в рамках новой климатической повестки, направленной на снижение загрязнения атмосферы продуктами сгорания углеродсодержащих топлив. Для повышения ресурсоэффективности предполагается разработка целого комплекса мероприятий, основанных, прежде всего, на расширении возможностей использования ВИЭ. Предпосылками развития ВИЭ в нефтегазохимической отрасли стали следующие факторы [12, 13]:
- истощение природно-ресурсной базы и изменение климата и экологии ввиду увеличения выбросов парниковых газов в атмосферу;
- изменение организационных структур и производственных процессов в связи с совершенствованием технологий, связанных со сменой технологических укладов и перехода на путь Индустрии 4.0;
- ужесточение требований по корпоративно-социальной ответственности в рамках перехода к стратегии устойчивого развития;
- диверсификация потребления первичных энергоресурсов, а следовательно, перераспределение объема инвестиций в сторону низкоуглеродных источников энергии.
По оценкам экспертов, уже к 2035 г. автомобильную отрасль, в настоящее время потребляющую 79 % сырой нефти в мире вместе с нефтегазохимическими организациями, ожидает значительная трансформация ввиду перехода на электромобили до 21 %.
Вместе с тем государственная политика по внедрению «зеленых» технологий малоэффективна. По оценкам аналитиков в 2040 г. доля ВИЭ в выработке электроэнергии достигнет лишь 29 %, а для достижения целей Парижского соглашения необходимо, чтобы к 2050 г. этот показатель достиг 80 %. Поэтому необходим поиск новых участников, например энергетических организаций, которые поднимут уровень развития «зеленой» промышленности [12, 14].
С целью определения трендов развития рассмотрим динамику следующих показателей ресурсоэффективности нефтегазохимических предприятий за 2012–2019 гг.:
- использовано ТЭР на одного работающего в производстве, т.у.т.;
- удельный вес электрической энергии (ЭЭ), произведенной с использованием возобновляемых источников энергии (ВИЭ);
- удельный вес производства ЭЭ генерирующими объектами на основе ВИЭ, %;
- удельный вес использования ЭЭ на технологические нужды, %.
В рассматриваемый период наблюдается незначительное увеличение объема потребления ТЭР, работающими на производстве (рис. 1). Так, в 2019 г. объем потребления ТЭР составил 13,2 т.у.т. на одного работающего, что на 1 % выше уровня 2012 г. В 2012–2019 гг. положительная динамика наблюдается у показателя «Удельный вес электрической энергии (ЭЭ), произведенной с использованием возобновляемых источников энергии (ВИЭ)». В 2019 г. доля ЭЭ с использованием ВИЭ составила 17,6 % в общем объеме производства ЭЭ, что на 2,3 % выше уровня 2012 г. (15,3 %).
Рис. 1. Динамика показателей энергетической эффективности предприятий нефтегазохимического комплекса в 2012–2019 гг.
Рис. 2. Показатели оценки технологической эффективности предприятий нефтегазохимического комплекса
Удельный вес производства ЭЭ генерирующими объектами на основе ВИЭ в 2012–2019 гг. увеличился в 2,5 раза и в 2019 г. составил 0,28 %. Несмотря на высокий рост показателя за рассматриваемый период, доля в совокупном объеме производства ЭЭ остается достаточно незначительной – ниже одного процента. Доля использования ЭЭ на технологические нужды нефтехимических предприятий в рассматриваемый период оставалась почти неизменной и к 2019 г. составила 25,2 %, что на 0,1 % выше уровня 2012 г.
Для получения более полной картины технологической эффективности предприятий нефтегазохимического комплекса проведем факторный анализ показателей в динамике за 2012–2019 гг. для выделения групп факторов с наиболее значимыми показателями (рис. 2). Результаты факторного анализа представлены в табл. 1.
Таблица 1
Результаты факторного анализа
Таблица 2
Собственные значения факторов
Факторный анализ позволил сгруппировать показатели в следующие группы (табл. 2):
1) фактор 1 (F1) – включает показатели, характеризующие результативность инвестиционной и исследовательской деятельности предприятий нефтегазохимического комплекса – 53 % всей дисперсии;
2) фактор 2 (F2) – включает показатели, характеризующие результативность инновационной и проектно-изыскательской деятельности предприятий нефтегазохимического комплекса – 19 % всей дисперсии;
3) фактор 3 (F3) – включает показатели, характеризующие устойчивое развитие предприятий нефтегазохимического комплекса – 12 % всей дисперсии.
В табл. 2 представлены собственные значения каждой группы факторов.
Таким образом, в данном разделе проведена оценка показателей ресурсосбережения нефтегазохимических предприятий в 2012–2019 гг., которая свидетельствует о незначительной положительной динамике показателей энергоэффективности. Кроме того, проведен факторный анализ технологической эффективности предприятий нефтегазохимического комплекса. Следовательно, предприятиям данной отрасли, которые характеризуются высоким потреблением ресурсов и отрицательным влиянием на окружающую среду, необходимо улучшить свою деятельность в области ресурсосбережения.
Результаты исследования и их обсуждение
Определив основные группы факторов технологического развития нефтегазохимических предприятий, разработаем комплекс управленческих решений для каждой из выделенных проблемных областей (рис. 3).
Рис. 3. Перспективные направления технологического развития нефтегазохимических предприятий с применением инструментов ресурсосбережения
Таким образом, для повышения результативности инвестиционной и исследовательской деятельности необходимы инвестиции в реконструкцию и модернизацию производств, а также в разработку технологий солнечной энергетики, ветроэнергетики, биоэнергетики, приливной и волновой энергетики. Для повышения результативности инновационной и проектно-изыскательской деятельности рекомендуется увеличение объемов инвестиций в проектно-изыскательные организации, занимающиеся научными исследованиями в области разработки онлайн-мониторинга основных, вспомогательных и обслуживающих процессов. Для обеспечения устойчивого развития предприятиям рекомендуется увеличение объема инвестиций в создание технологических, организационных, маркетинговых инноваций, создание геологических, гидродинамических, имитационных, 3D и 2D моделей. Предлагаемые рекомендации позволят сократить потери ТЭР, снизить риски, тем самым увеличить энергоэффективность производственных систем.
Заключение
Статья посвящена актуальной теме развития инструментов ресурсосбережения на предприятиях нефтегазохимического комплекса. С этой целью в работе представлен отечественный и зарубежный опыт в области изучения и развития форм энергосбережения. Рассмотрена динамика показателей ресурсоэффективности нефтегазохимических предприятий в 2012–2019 гг.: использовано ТЭР на одного работающего в производстве, т.у.т.; удельный вес ЭЭ, произведенной с использованием ВИЭ; удельный вес производства ЭЭ генерирующими объектами на основе ВИЭ, %; удельный вес использования ЭЭ на технологические нужды, %. Данные показатели свидетельствуют о незначительной положительной динамике показателей энергоэффективности, а следовательно, предприятиям данной отрасли необходимо улучшить свою деятельность в области экологизации производств. На основании выявленных трендов развития предложен комплекс рекомендаций в разрезе проблемных областей развития предприятий. В основе рекомендаций лежит внедрение онлайн-мониторинга производственных процессов, а также создания геологических, гидродинамических, имитационных, 3D и 2D моделей, основанных на применении ВИЭ. Предложенные рекомендации позволят лучше, с большей адресностью реализовать политику энерго- и ресурсосбережения на предприятиях нефтегазохимического комплекса.
Исследование выполнено в рамках гранта Президента РФ по государственной поддержке ведущих научных школ РФ № НШ-2600.2020.6.