Современный этап развития образования характеризуется тесной взаимосвязью как информационных, так и педагогических технологий обучения, благодаря удачному сочетанию которых появляется возможность раскрытия творческого потенциала и индивидуальности обучающегося. В настоящее время в дидактическую систему хорошо включаются электронные образовательные ресурсы (ЭОР). Информатизация образования объективно влечет за собой нововведение в учебной работе, повышение требований к преподавателю и изменение его роли, увеличение значимости роли личности обучающегося и его индивидуальных особенностей, изменение роли образовательной организации, резкое увеличение объема доступных информационных и образовательных ресурсов [1].
Следует помнить, что одной из основных задач парадигмы образования в современном информационном обществе является разработка и применение единых способов постоянного самосовершенствования и непрерывного интеллектуального развития человека, в частности обучающегося, повышению его образовательного уровня без каких-либо ограничений, а также росту профессионального уровня специалиста педагогического профиля посредством новых подходов к процессу образования.
Одним из таких подходов и способов является создание ЭОР, благодаря которым любой обучающийся сможет повысить уровень своих знаний, узнать что-то новое, развиваться в той или иной учебной деятельности, а преподаватель – повысить свое профессиональное педагогическое мастерство, обменяться опытом и идеями с коллегами. Разработка ЭОР является одним из способов создания условий самостоятельной работы обучающихся с предоставлением свободного доступа к различным информационным ресурсам в сети Интернет [2]. Использование ЭОР является достаточно эффективным средством для использования педагогом в образовательной деятельности в условиях дистанционного обучения.
Целью исследования является рассмотрение возможности повышения качества и доступности информационных ресурсов посредством разработки и применения ЭОР.
Материалы и методы исследования
В качестве методов исследования использовались: анализ, обобщение и систематизация научной психолого-педагогической литературы по проблеме разработки ЭОР и их применения в учебно-образовательном процессе. Проведена апробации ЭОР среди обучающихся 9-х классов в количестве 52 чел. на базе муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 21» города Набережные Челны Республики Татарстан.
Результаты исследования и их обсуждение
Одно из глобальных событий, которое затронуло весь мир – это пандемия COVID-19. Образование в стране потерпело некое крушение, дети потерялись в процессе обучения, а педагоги столкнулись с большой проблемой: как обучать детей дистанционно и поддерживать грамотно и рационально весь образовательный процесс?
Карантинные меры, в связи со сложившейся неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, сделали актуальной тему цифровой грамотности. В этой связи современные подходы к использованию возможностей цифровых технологий и компьютерной техники подразумевают реализацию взаимодействия всех участников образовательного процесса в информационной среде [3].
Интернет-технологии обеспечивают всех современных пользователей различными ресурсами массовых телекоммуникаций, дают возможность организовать любую учебную деятельность с использованием инструментальных программных средств и систем. Одним из таких ресурсов выступает ЭОР. Термин ЭОР на протяжении нескольких лет слышал и слышит каждый преподаватель. В общем смысле под ЭОР понимают совокупность различного рода информации и средства, содержащие систематизированные сведения научного и познавательного характера, которые представлены в электронной форме на носителях или в сети Интернет, их задача – обеспечивать образовательный процесс, в том числе и с применением дистанционных образовательных технологий [4]. В соответствии с ГОСТ 52653-2006 под ЭОР понимают образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме, включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них [5].
Следовательно, ЭОР – это учебные материалы, которые хранятся на носителе или в сети, их предназначение – обеспечение и помощь в образовательном процессе. Это доступное и современное средство, с помощью которого можно заметить непосредственное повышение эффективности любого учебного процесса. Наиболее популярные ЭОР, которые используют в учебном процессе в современном мире и в образовании в России – это электронные учебники и приложения к учебникам, интернет-ресурсы, в частности веб-сайты, а также программные средства для контроля и качества обучения детей.
Опыт исследователей [6–8] свидетельствует о том, что максимальный интерес к процессу обучения со стороны обучающихся проявляется за счет применения ЭОР в учебной деятельности. Применение ЭОР приводит к росту интереса у обучающихся к процессу обучения, а также к успешному усваиванию учебного материала. Организация учебного процесса при работе с использованием ЭОР повышает эффективность учебной и трудовой деятельности обучающихся, также расширяет зону активности и индивидуальность обучающихся, кроме этого, это огромная возможность для реализации личностно ориентированного подхода в обучении. Они обеспечивают равные возможности всем образовательным учреждениям независимо от места расположения, количества обучающихся, позволяют в случае необходимости организовать дистанционное обучение [9].
В рамках организации консультационной помощи по проектированию и разработке выпускных квалификационных работ (ВКР) обучающихся, связанных с проблематикой создания и использования ЭОР в учебном процессе, руководитель-консультант обучающегося определяет для себя ряд требований и этапов работы.
Рассмотрим более подробно перечень требований и этапов работы над ВКР обучающегося по программе бакалавриата направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, профиль «Математика и информатика»:
1) при формировании цели ВКР следует обратить внимание на актуальность и новизну разрабатываемой работы;
2) при выделении задач исследования необходимо затронуть вопросы, связанные с теоретическими аспектами создания ЭОР, определить их роль и место в учебном процессе. Провести анализ существующих программных продуктов по данной тематике, выявить цифровые инструменты и виртуальные конструкторы для разработки образовательного ресурса;
3) отбор методов работы необходимо провести с учетом обозначенных задач и цели ВКР. Так, например, анализ учебной литературы позволит выделить основные понятия, средства и способы разработки электронного ресурса. Эмпирический метод, в частности тестирование, наблюдение и педагогический эксперимент, позволит провести апробацию разработанного ЭОР по изучаемому курсу, выявить допущенные недочеты с целью последующей корректировки и доработки образовательного ресурса;
4) в рамках изучения учебного материала, представленного в ЭОР, необходимо выделить его центральную идею. Следовательно, выделение основных понятий, рассмотрение теоретических положений и фактов предметной области должны обеспечить охват всего спектра изучаемого вопроса;
5) при разработке контента ЭОР по изучаемому курсу (как правило, это предметная область математики и информатики) следует обратить внимание на полноту и достаточность представленной информации (текстовая, графическая, аудио- и видеоинформация).
Особое место при реализации ВКР занимает ее практическая реализация. Для детального обзора приведем пример готовой работы, а именно разработку ЭОР в виде веб-сайта под названием «Помощь от Совы», разработанного Вахитовой Алиной – обучающейся 621 группы факультета «Математика и информатика» ФГБОУ ВО «Набережночелнинский государственный педагогический университет».
Схематически внутренняя структура ЭОР представлена на рис. 1.
Рис. 1. Внутренняя структура ЭОР
Главная страница ЭОР по курсу математики основной школы содержит в себе несколько взаимосвязанных разделов: «Ученикам», «Обратная связь» и «Методическая копилка учителя». Раздел «Ученикам» представлен подразделами «5–6 классы», «7–9 классы» и «ОГЭ». Кроме внутренней структуры спроектирована и внешняя структура разрабатываемого ЭОР. Внешняя структура работы предполагает взаимное расположение блоков ЭОР. Блоки электронного ресурса размещены в стандартной форме, которая наиболее привычна и понятна большинству пользователей сети Интернет, представлена на рис. 2.
Рис. 2. Внешняя структура ЭОР
Верхняя часть каждой страницы электронного ресурса – это шапка веб-сайта, которая содержит ее название и горизонтальное меню. В ЭОР горизонтальное меню выступает в качестве основного инструмента навигации по разрабатываемому электронному ресурсу. Горизонтальное меню ЭОР является универсальным для всего содержимого электронного ресурса, оно неизменно. Центральная часть электронного ресурса содержит блок с основным контентом. Контент – это информация для посетителя, которая является своеобразной и отдельной для каждой страницы ЭОР [10]. Она разрабатывается в соответствии с названием и содержанием каждого раздела и подраздела электронного ресурса. Блок может содержать в себе текстовую, графическую, аудио- и видеоинформацию. Нижняя часть ЭОР – это подвал, традиционный блок, который содержит всю контактную информацию. Каждая страница образовательного ресурса, а именно блок с основным контентом, должна быть наполнена определенным контентом.
При оформлении стилистики электронного ресурса и его интерфейса особое внимание необходимо уделить вопросу разработки дизайна ЭОР. Вне зависимости от цели создания электронного ресурса, его оформление должно удовлетворять ряду базовых требований [11–13]: оформление всех страниц ЭОР, реализованного в виде веб-сайта, должно быть в едином стиле; стилистическое оформление ЭОР должно соответствовать его предназначению; цвет текста и фона должны быть подобраны таким образом, чтобы весь текст был читаемым; цветовая гамма не должна быть слишком яркой, а используемая анимация на страницах веб-сайта должна быть ориентирована на привлечение пользовательского внимания к важным деталям; блоки элементов на странице ЭОР должны быть продуманы и расположены таким образом, чтобы посетителю сайта было удобно просматривать весь контент.
При стилистическом оформлении ЭОР специалисты в области графического дизайна утверждают, что из множества факторов, определяющих эстетический уровень визуального объекта, особенно существенное влияние на процесс восприятия информации оказывает композиция. В нашем случае под композицией определенной страницы ЭОР будем понимать общее расположение и построение всех составных элементов графического макета документа таким образом, чтобы обеспечивались единство и цельность, соподчинение компонентов друг другу и целому [13]. В основе стилистического оформления ЭОР подобранные соответствующие рисунки в образе совы. ЭОР по курсу математики в основной школе, реализованный в виде веб-сайта, называется «Помощь от Совы». Название выбрано в соответствии со своим предназначением, так как образ совы ассоциируется с такими понятиями, как мудрость, предвидение и хранение священных знаний.
Стилистическое оформление ЭОР задано с помощью каскадных таблиц стилей. В коде .css файла были прописаны все этапы оформления электронного ресурса: оформление текста (шрифт, интервал, отступы и т.д.), поля страницы, непосредственное оформление шапки и подвала электронного ресурса.
Физическая структура ЭОР подразумевает определенный алгоритм размещения физических файлов по директориям каталога. На рис. 3 представлена иерархическая структура каталога «project» – ключевая папка, которая содержит в себе все элементы и компоненты электронного ресурса.
Рис. 3. Иерархическая структура каталога «project»
Подводя итоги разработки ЭОР, можно выделить, что логическая и физическая структуры электронного ресурса могут не совпадать, так как физическая структура ЭОР была разработана исходя из удобства размещения файлов.
Заключение
ЭОР по курсу математики, реализованный в виде веб-сайта под названием «Помощь от Совы», был апробирован автором на базе муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 21» г. Набережные Челны Республики Татарстан в рамках прохождения преддипломной практики. В процесс апробации были вовлечены две группы обучающихся 9-х классов. Первая группа, обучающиеся 9 «А» класса в количестве 27 чел., во время проведения уроков математического цикла использовали материалы ЭОР, а вторая группа, обучающиеся 9 «Б» класса в количестве 25 чел., не были привлечены к рассмотрению учебного материала, заложенного в разработанный электронный ресурс.
Результаты апробации ЭОР позволили выявить, что обучающиеся 9 «А» класса активно использовали учебные материалы из разделов «Ученикам» и «Обратная связь», в частности были рассмотрены и материалы подраздела «ОГЭ», посвященные подготовке к сдаче основного государственного экзамена (далее по тексту – ОГЭ). Данный раздел ЭОР был взят за основу при подготовке обучающихся 9 «А» класса к элективным занятиям. Обучающиеся первой экспериментальной группы пользовались размещенным теоретическим материалом для актуализации тех знаний, которые рассматривались в рамках уроков по математике в 5–9 классах, дополнительно занимались и решали типовые экзаменационные варианты из размещенных в свободном доступе сборников.
Обучающиеся второй группы во время проведении учебных занятий по традиционной схеме руководствовались учебниками и контрольно-измерительными материалами из сборника И.В. Ященко (36 вариантов). У обучающихся 9 «Б» класса были идентичные методы и формы организации учебного занятия, главное отличие от предыдущей группы – они не имели доступа к контексту разработанного ЭОР.
Итоговое занятие по элективному курсу организовано в тестовом формате и было нацелено на проверку знаний, которые были получены ранее, повторены и закреплены как во время проведенных занятий, так и в рамках самостоятельной работы. Результаты работ обучающихся экспериментальных групп представлены в виде диаграммы на рис. 4.
Рис. 4. Результаты работ обучающихся экспериментальных групп
Учителя-предметники данной образовательной организации активно использовали материалы, представленные в разделе «Методическая копилка учителя», и онлайн-тренажеры, позволяющие произвести оценивание работы обучающихся в автоматическом режиме и увидеть полученный результат.
В результате экспериментальной работы, проведенной автором ЭОР в рамках подготовки ВКР, можно сделать вывод, что разработанный и адаптированный в учебный процесс электронный ресурс в виде веб-сайта по курсу математики «Помощь от Совы» в некоторой степени позволил усовершенствовать учебный процесс, придать ему яркость, красочность и вызвать интерес к урокам. Представленный образовательный ресурс может быть использован при любых формах организации учебного процесса, как во время очного обучения, так и дистанционного на базе электронной информационной образовательной среды учебного заведения.