Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

TO THE QUESTION ABOUT THE DISCIPLINE «PERSPECTIVE AND THEORY OF SHADOWS» FOR DESIGNERS

Meseneva N.V. 1
1 Vladivostok State University of Economics and Service
1735 KB
At present, the requirements for the preparation of students at the university have increased. Today there is a need for qualified, competitive specialists who own the profession, mobile in the chosen specialty, trained in related fields of professional activity. Modern trends in the modernization of the educational process in universities consist in the need for a systematic update of knowledge in the specialty; flexibility, variability and compliance of curricula of disciplines with the requirements of modern society. The article discusses modern methods and forms of teaching students at a university in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard of Higher Education on the example of the discipline «Perspective and Theory of Shadows», developed for students of designers at the Vladivostok State University of Economics and Service. Also, the professional competencies that this discipline forms among design students are considered and analyzed: the designer is able to organize the design environment as a synthesis of subject, spatial, natural and artistic components and circumstances of the life of a person and society, mutually agree on various means and design factors when developing design solutions; the designer defines artistic creative tasks, styles, directions in design, selects the necessary methods of creative execution associated with a specific design solution. Today society needs competent specialists, designers with a broad outlook, constantly improving their professional qualifications.
design
competencies
descriptive geometry
perspective
technical drawing
educational and methodological complex

Сегодня необходимо учитывать новые требования к образованию в вузе, развивать и применять современные методы и формы организации обучения. Современные методы обучения направлены на формирование у студентов дизайнеров основных профессиональных компетенций, необходимых в работе по специальности. В статье рассмотрены вопросы обучения студентов-дизайнеров дисциплине «Перспектива и теория теней» Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС).

Цель исследования – рассмотреть современные вопросы, проблемы, тенденции педагогического проектирования обучения дизайнеров дисциплине «Перспектива и теория теней». Задачи исследования состоят в изучении вопросов организации учебного процесса в вузе, формировании учебно-методического комплекса дисциплины. Актуальность и новизна работы заключается в изучении современных тенденций обучения графическим дисциплинам и совершенствовании методики обучения студентов-дизайнеров. Объект исследования – современные методы обучения студентов-дизайнеров дисциплине «Перспектива и теория теней». Исследование основано на материалах и документах по организации среды обучения в вузе [1–3]; связи дисциплины «Перспектива и теория теней» с основными профессиональными дисциплинами по проектированию дизайн-среды [4, 5]; вопросов включения цифровых технологий в процесс обучения [6, 7]; вопросов по формированию профессиональных компетенций по дисциплине [8, 9].

Материалы и методы исследования

Концепция представленной статьи состоит в исследовании и формировании:

- современных вопросов и тенденций в обучении студентов-дизайнеров дисциплине «Перспектива и теория теней»;

- повышения качества образования студентов-дизайнеров по дисциплине;

- организации связи дисциплины с комплексом профессиональных дисциплин;

- вопросов повышения качества учебно-методического комплекса дисциплины;

- возможности включения современных цифровых, компьютерных технологий в процесс обучения;

- необходимости включения элементов дистанционного обучения в учебный процесс;

- вопросов увеличения объема самостоятельной работы студентов;

- организации выполнения графических работ по дисциплине на основе реальных, учебных дизайн-проектов.

Для решения поставленных задач использовались общетеоретические методы научных исследований, по теме исследования выполнен анализ специальной литературы.

Результаты исследования и их обсуждение

В работе инженеров, проектировщиков, в том числе дизайнеров, большое значение имеет культура выполнения технических чертежей, рисунков, эскизов, что является задачей дисциплины «Перспектива». Студенты изучают «Перспективу и теорию теней» на базе дисциплин «Начертательная геометрия», «Рисунок», «Проектирование в дизайне среды». В настоящее время в соответствии с современными требованиями ФГОС ВО повысились требования к формированию профессиональных компетенций у студентов. Дисциплина «Перспектива и теория теней» должна сформировать у студентов-дизайнеров следующие профессиональные компетенции:

- способность организовывать, проектировать дизайн-среду как синтез предметных (дизайн), пространственных (архитектура), природных (ландшафт), художественных (визуальная культура) компонентов и обстоятельств жизнедеятельности человека и общества, взаимно согласовывать различные средства, методы и практики проектирования при разработке проектных решений;

- способность определять художественно-творческие задачи, стили, направления в дизайне, выбирать необходимые способы творческого исполнения, связанные с конкретным дизайнерским решением.

Программа дисциплины «Перспектива и теории теней» предусматривает следующие виды занятий: практические занятия (выполнение графических работ, задач); консультации; самостоятельная работа студентов (реальным достоянием студента считаются знания, которые являются объектом самостоятельной деятельности); экзамен (электронное тестирование). В настоящее время на самостоятельную работу студентов дизайнеров переведена большая часть часов дисциплины, поэтому необходимо пересмотреть и обновить содержание практических занятий (методы построения перспективы, построение теней и отражений в перспективе). Также необходимо обновить и пересмотреть связи дисциплины «Перспектива» с профессиональными дисциплинами: «Проектирование в дизайне среды», «Ландшафтное проектирование», «Графический дизайн», «Рисунок», «Компьютерные технологии», «Проектная деятельность», «Основы дизайнерского проектирования» и другими. Важно, чтобы студенты дизайнеры выполняли графические работы на основе учебных, реальных проектов комплекса дисциплин по проектированию, например: «предмет с несложной функцией», «организация витрины», «жилой интерьер», «общественный интерьер», «ландшафтный дизайн». Практические графические работы по дисциплине «Перспектива и теории теней» формируют и развивают у студентов-дизайнеров:

- пространственное, художественное, образное и логическое мышление;

- техническую эрудицию, знание основ черчения, начертательной геометрии, перспективы;

- графическую культуру выполнения технических чертежей, рисунков, эскизов;

- расширяют запас пространственных геометрических образов и форм;

- умение работать с необходимой информацией в интернете.

Учебно-методический комплекс дисциплины «Перспектива и теория теней» включает:

- презентации теоретического и практического материала по основным темам дисциплины в учебной среде MOODLE (сайт ВГУЭС);

- проверочные тесты по темам дисциплины (MOODLE);

- практикум «Перспектива», в котором даны графические задания и методические указания к заданиям (MOODLE);

- рабочие тетради «Перспектива», «Технический рисунок», в которых представлены основные задачи по дисциплине (MOODLE).

В учебно-методическом комплексе дисциплины «Перспектива и теории теней» все основные и дополнительные материалы собраны воедино, компактно. Также возможны консультации с преподавателем в среде MOODLE. Презентации, практикум, рабочие тетради, основную и дополнительную учебную литературу можно копировать и просматривать на любых цифровых устройствах.

Учебно-методический комплекс дисциплины предоставляет студентам возмож- ности:

- самостоятельно изучать теоретические и практические темы дисциплины, выполнять графические задачи и задания;

- при необходимости можно организовать дистанционное обучение, что важно в настоящее время, особенно для иностранных студентов.

По дисциплине «Перспектива» разработаны и ежегодно обновляются учебные программы для всех форм обучения. Структура обучения дисциплины представлена на рис. 1.

missing image file

Рис. 1. Дисциплина «Перспектива и теория теней». Организация учебного процесса

Задача дисциплины «Перспектива» – формировать у студентов-дизайнеров развитое пространственное мышление, умение выполнять технические рисунки, эскизы, зарисовки геометрических (проектируемых) объектов. На практических занятиях студенты изучают основы черчения, начертательной геометрии, перспективы, теории теней; учатся выделять составляющие элементы объектов, применять методы абстракции. Перспективные проекции (эскизы, технические рисунки, зарисовки) должны ясно, грамотно представлять формы реальных или проектируемых объектов (рис. 2–6).

missing image file

missing image file

missing image file

Рис. 2. Эскиз фронтальной перспективы комнаты

Рис. 3. Эскиз угловой перспективы интерьера

Рис. 4. Технический рисунок кресла

missing image file

missing image file

Рис. 5. Организация ландшафта

Рис. 6. Перспектива здания

Сегодня сложилась непростая ситуация недостаточного понимания важности значения технических дисциплин «Начертательная геометрия», «Перспектива и теория теней», причины этого связаны с тем, что:

- с развитием систем компьютерного проектирования в строительстве, архитектуре, дизайне стало возможным выполнять дизайн-проекты непосредственно в виртуальном и даже в реальном пространстве, создавать (печатать) компьютерные модели объектов, поэтому графические дисциплины кажутся не столь актуальными и необходимыми;

- начертательная геометрия и технический рисунок требуют наличия у студентов развитого пространственного воображения и мышления, а студенты недостаточно подготовлены, так как многие не изучали предмет «черчение».

С развитием информатизации общества, включением компьютерных технологий в проектирование дизайна среды постоянно появляются новые методы создания цифровых изображений дизайн-проектов. Сегодня совершенствуется компьютерное программное обеспечение, и дизайнеры при выполнении проектов широко пользуются графическими компьютерными программами Adobe Photoshop, Illustrator, Corel DRAW, Revit, AutoCad, 3ds max, Vray и многими другими (рис. 7–11).

missing image file

missing image file

Рис. 7. Чертеж выполнен в Revit»

Рис. 8. Чертеж выполнен в 3ds max

missing image file

missing image file

missing image file

Рис. 9. Чертеж выполнен в AutoCAD

Рис. 10. Чертеж выполнен в Illustrator

Рис. 11. Печать на 3D принтере

При работе над дизайнерскими проектами важно и необходимо выполнять множество рисунков, зарисовок, эскизов для выявления форм, пластики и материалов проектируемого объекта, его деталей и элементов. Поэтому замена графических дисциплин обучением студентов-дизайнеров владению компьютерными технологиями не является решением проблемы. При проектировании современных сложных форм дизайн-объектов дизайнеру необходимо владеть профессиональным языком графики, основанным на знании технических (графических) дисциплин: черчение, начертательная геометрия, технический рисунок, перспектива, теория теней. Сегодня необходимы высококвалифицированные и творческие специалисты – дизайнеры, подготовленные к профессиональной деятельности, владеющие современными технологиями в сфере дизайна среды.

Заключение

Сегодня, учитывая стремительное развитие научного технического прогресса, инженерам, проектировщикам, архитекторам, дизайнерам необходимо постоянно обновлять и расширять свои профессиональные знания, уметь свободно ориентироваться в материалах современной технической информации, цифровых, компьютерных технологиях. Задача современного образования в вузе состоит в подготовке специалистов к активной творческой практической деятельности. Необходимо также учитывать, что новые требования ФГОС ВО основаны на системно-деятельностном подходе. Сегодня концепция обучения студентов-дизайнеров дисциплине «Перспектива и теория теней» заключается в формировании и организации:

- значительного объема самостоятельной работы по освоению современных технических знаний и технологий в сфере дизайна, профессиональных компетенций;

- умений грамотно и рационально использовать все виды ресурсов обучения, в том числе ресурсы интернета;

- выполнения графических работ по дисциплине на основе реальных, учебных дизайнерских проектов;

- профессиональных знаний по графической культуре выполнения чертежей, эскизов;

- профессиональных навыков чтения и грамотного выполнения технических, строительных чертежей;

- возможности включения в учебный процесс элементов дистанционного обучения;

- умений хранить и передавать информацию о проектируемых дизайн-объектах с помощью технических чертежей.

Сегодня необходимо совмещать традиционные, общепринятые методы обучения с современными, цифровыми образовательными технологиями; предоставлять, организовывать студентам свободный доступ к материалам дисциплин.

Данное исследование выполнено на материалах по организации современной среды обучения в вузе [1–3]; связи графических, технических дисциплин с профессиональными дисциплинами по проектированию дизайна среды [4, 5]; решении вопросов и проблем включения компьютерных технологий в процесс обучения [6, 7]; формирования профессиональных компетенций [8, 9].