Чем больше мы познаем смерть, тем больше понимаем жизнь.
Дмитрий Владимирович Садчиков (1950–2019)
Начало XXI в. отличает информационный взрыв различного содержания и различной достоверности, что создает проблемы как в усвоении, так и в обучении различных специалистов, особенно биомедицинского профиля. Процесс обучения сталкивается с необоснованным желанием преподавателя донести до обучающегося чрезмерный информационный поток, что снижает качество обучения не только по психофизиологическим особенностям учащихся (перегрузка), но и по задачам высшего образования по программам специалитета и подготовки кадров высшей квалификации, в которых первоочередными являются универсальные принципиальные положения, базовые понятия и определения, классификации, а также общеспециальные типовые закономерности. Без этих составляющих учебного процесса невозможно охватить объем новой информации. Как следствие, произошло неоправданное смешение двух базовых понятий в учебном процессе – информирование и знание. В основе информирования нарушено принципиальное положение – понимание предмета обучения. Именно дефицит понимания, основанного на методологически правильном создании терминологического аппарата и классификаций любой дисциплины в педагогическом процессе невозможно систематизировать, а значит, и разделить сложное до простого уровня, без чего принципиально невозможно понимание целого. Именно без диалектического понимания взаимодействия целого и частного затруднительно построить содержательную часть педагогического процесса [1–4].
Многогранную и объемную педагогическую деятельность кафедры можно разделить на два основных раздела – организацию педагогической деятельности и содержание предмета обучения. Между этими двумя направлениями должно быть не только взаимодействие, но обязательно и взаимосодействие, направленное на достижение конечного результата, содержание которого кроется в системообразующем факторе (СОФ). Врачевание в первую очередь нуждается в общекультурных (мировоззренческих) и общепрофессиональных компетенциях. Не менее важно точное употребление терминов, понятий и определений, чего невозможно достичь без знания законов формальной, многозначной и диалектической логик. Именно поэтому та необходимость клинического мышления, которое должно быть привито студентам-медикам в качестве придающего целостность и законченность медицинскому знанию, должна строиться не на малопонятном и бессодержательном его определении, а на конкретных знаниях законов мыслеведения, мышления, трансформированных профессиональным врачебным опытом и интуицией. Кроме того, единственно возможным механизмом преодоления взаимоотношения специфического и неспецифического, чрезмерной дифференциации и необходимой интеграции должно быть создание междисциплинарного универсального понимания целого с обязательным формулированием СОФ.
Цель исследования: провести ретроспективный анализ эффективности методической системы кафедры скорой неотложной и анестезиолого-реанимационной помощи Саратовского государственного медицинского университета имени В.И. Разумовского.
Материалы и методы исследования
Специфика учебного процесса кафедры скорой неотложной и анестезиолого-реанимационной помощи (1989–2019), особенно в преподавании специальности анестезиологии и реаниматологии, связана с патогномоничным состоянием, которым является система множественных острых дисфункций, что определяет основополагающие педагогические подходы к рассмотрению учебных вопросов не только по анестезиологии и реаниматологии, но и скорой медицинской помощи и трансфузиологии. Во всех случаях основным предметом изучения является критическое состояние больного, определяющее временные, этиопатогенетические и организационные особенности в целом. Последнее в организации педагогической деятельности было рассмотрено как средство решения практических учебных задач при достижении цели обучения, соответствующей современным требованиям врачевания. Анализ 30-летнего организационно-педагогического опыта кафедры скорой неотложной и анестезиолого-реанимационной помощи выявил наиболее эффективную форму организации качественного клинического обучения, которое достигается на основе закономерной деятельности в формате методической системы кафедры (МСК). Этому способствовала концепция высшего образования по программам специалитета и подготовки кадров высшей квалификации, в которой профессор Д.В. Садчиков выделял четыре организационно-педагогических этапа. Характерной чертой всех этапов являлась степень объединения учебного процесса:
– комплексирование – объединение, которое предполагало механическое слияние частей предмета, что было рекомендовано к реализации на этапе колледжа и предуниверсария;
– синдромальное – соединение, сближение частей учебного процесса и содержания предмета преподавания. Термин «синдром» определяется как устойчиво наблюдаемая совокупность симптомов, объединенных одной причиной и общим патогенезом. При этом «синдром» (древнегреч. – скопление, стечение) предполагает и совокупность признаков, близких по происхождению [5];
– модуль – наиболее тесное объединение образовательных программ учебного процесса на основе анатомо-физиологического понимания организма в целом;
– функциональная система – различна по происхождению, но едина по определению конечного результата – СОФ, обеспечивающего целостное представление о состоянии организма с формированием временного конечного результата во взаимосодействии различных подсистем и органов.
На этапе образования по программам специалитета и подготовки кадров высшей квалификации при создании и реализации учебных программ было выдержано оптимальное соотношение между объемом и содержанием базовых понятий в общих и профессиональных компетенциях, принципами универсальных классификаций, преемственностью и нарастанием специального содержания и понимания целостного организма – его соотношения с частью, отдельными органами и подсистемами функциональных систем. Это не волюнтаризм, не административный диктат в содержательной части учебного процесса, это только напоминание о необходимости соблюдения принципов мыслеведения, основных понятий диалектики, в первую очередь целостного и частного, структуры и функции и т.п.
Организованная деятельность кафедры скорой неотложной и анестезиолого-реанимационной помощи заключалась в преемственности четырех этапов, которые были взаимосодействующими и последовательными в универсальных принципах:
– формирования мотива педагогической деятельности;
– установления структурной единицы педагогического процесса (знание, умение, навык, что входит в понятие компетенции);
– обеспечения рационального взаимосодействия в формах учебного процесса (лекция, практическое занятие, семинар и т.п.);
– устранения диспропорции между структурными единицами в учебном процессе;
– соблюдения содержательной иерархии в темах, модулях, в анатомо-физиологической и функциональной системах, а также учет психолого-педагогических особенностей обучающихся (акмеология). Так, при подготовке кадров высшей квалификации в форме профессиональной переподготовки приоритет за практическими занятиями, при повышении квалификации специалистов – лекциями, семинарами, круглыми столами и т.п.);
– соблюдения часовой нормированности учебной деятельности;
– обеспечения определенной последовательности и преемственности в программе обучения и другой деятельности (воспитание);
– обеспеченности учебными программами, материальными и наглядными средствами педагогической деятельности;
– применения современных педагогических технологий (дистанционные, очные, очно-заочные и т.п.);
– перспективным направлением по отслеживанию реакции аудитории. Профессор Д.В. Садчиков считал необходимостью внедрение инновационного контроля усвоения учебного материала в формате информационно-измерительной системы (ИИС), на основе фотограмметрических методов и статусных функций [6].
Целостный подход к педагогическому процессу заключался в СОФ с установленными механизмами его достижения, формированием и учетом внешних факторов. Определение СОФ было первоочередной и ключевой проблемой сложного учебного процесса и создания МСК. При этом, безусловно, осуществлялась обратная связь между изложением и усвоением учебного материала (альтернативные вопросы, шлейф-вопросы, ситуационные задачи, тестирование, опрос). Обратная связь имела как положительное, так и отрицательное значение. Обратная связь усиливалась положительным влиянием на первичное действие причины, отрицательная связь – уменьшала этот эффект. В этом и заключается универсальная деятельность любой функциональной системы, в том числе и МСК. Функциональную систему кафедры профессор Д.В. Садчиков толковал не только как направление в реализации вышеперечисленных принципов, но и как целостный метод мотивированной, организованной деятельности в определенных условиях внешней среды преподавателя и обучающегося, направленного на достижение цели обучения, которая достигалась сочетанным использованием следующих учебных технологий:
– словесных (лекция, рассказ, объяснение, инструктаж);
– наглядных (демонстрация больного, муляж, тренажер, мультимедийные технологии и т.п.);
– учебных клинических действий (прак- тикум).
Единство указанных технологий выражалось в знаниях, умениях, навыках и профессиональных компетенциях.
Принципами МСК скорой неотложной и анестезиолого-реанимационной помощи являлись:
– системообразующий фактор как цель обучения – полезная конечная цель, т.е. профессиональные компетенции (знание, умение, навык). Последние реализовывались в совокупности компетенций: общекультурных (мировоззренческих), общепрофессиональных, профессиональных;
– создание ориентировочной основы деятельности обучающемуся и обучающему;
– построение логико-познавательной функциональной системы;
– определение тех компетенций из общего списка стандарта по направлению (специальности) подготовки, которые более подходят по требованиям к содержанию того или иного модуля;
– отбор и разработка технологий и средств обучения;
– создание системы обратной связи педагога с обучающимися в формате текущего, промежуточного и итогового контроля с перспективой внедрения ИИС на основе фотограмметрических методов и статусных функций.
Методическая система кафедры, созданная профессором Д.В. Садчиковым на закономерно закрепленных за кафедрой дисциплинах, отличалась мобильностью и готовностью к развитию организационно-методологического обеспечения и оптимизации решения следующих задач:
– совершенствование методической работы, закрепленное учебным планом кафедры;
– методическая система должна была рассматриваться как совокупность функциональных обязанностей сотрудников кафедры, причем объем, качество и исполнение индивидуального плана педагогической деятельности – главный критерий оценки деятельности преподавателя, утверждаемый заведующим кафедрой;
– к разработке методики преподавания привлекались как ведущие сотрудники кафедры, так и преподаватели смежных кафедр, факультетов и вузов.
Результаты исследования и их обсуждение
Интеграция содержательной и предметной деятельности кафедры анестезиолого-реаниматологического профиля невозможна без функционального системного подхода в организации учебного процесса, чему и посвящена данная статья, в которой обобщен 30-летний педагогический опыт кафедры скорой неотложной и анестезиолого-реанимационной помощи Саратовского ГМУ, организованной в 1989 г. профессором Д.В. Садчиковым (1950–2019). Специфика анестезиологии и реаниматологии, скорой медицинской помощи и трансфузиологии c учетом поликаузального и междисциплинарного характера предметов преподавания была основанием для создания МСК. Содержательная часть предметов преподавания организована на основе методологии функционального системного подхода с использованием современных педагогических технологий (компьютеризацией учебного процесса, дистанционными технологиями и другими формами современного учебного процесса). При этом профессор Д.В. Садчиков, формируя компоненты МСК, учитывал не только психологию обучающихся, которыми, в частности, занимается акмеология, но и психофизиологию.
Методическая система кафедры включала единство, или целостность, всех форм учебных занятий (аудиторных – лекция, практическое занятие, семинар и т.д. – и внеаудиторных занятий). Помимо того, единство касалось не только аудиторных форм учебных занятий, но и самостоятельного обучения, а также клинической практики.
Целостность предмета врачевания при постоянном нарастании фактической информированности преподавателя определила необходимость применения им точных (правильных) понятий, определений, терминов и классификаций, особенно в базовой части преподавания предметов кафедры. Вместе с тем сохранилась вариативная часть обучения предмету, в которой отражена специфика дисциплин, преподаваемых на кафедре, и современные инновации, касающиеся не только углубления предмета, но и их связи с базовыми положениями. Иными словами, профессор Д.В. Садчиков стремился к гармонии между консервативной и вариативной частями предметов преподавания с соблюдением правил многозначной и теоретико-множественной логик, требований системного и структурно-функционального подходов в изучении медико-биологических систем.
Применение методики функциональной системы требовало от профессорско-преподавательского состава кафедры скорой неотложной и анестезиолого-реанимационной помощи, в который в разное время входили авторы статьи (доктор медицинских наук А.В. Кулигин (2010–2015), кандидат медицинских наук Е.Е. Зеулина (2010–2019), кандидат медицинских наук А.В. Лушников (1999–2012)), соблюдения принципа единства в базовой части программ предметов преподавания, учебных планов, организации и содержании учебного процесса. Только при сочетании этих направлений возникло единство между педагогикой на специалитете, факультете повышения кадров высшей квалификации и содержанием базовых предметов кафедры. Необходимо отметить, что в создании МСК соблюдалось взаимосодействие:
– наглядности, мониторирования не только по принципу «тревога», но и путем постоянного наблюдения, что является основой предвидения;
– сознательности и ответственности профессорско-преподавательского состава кафедры;
– системности, принципа от факта к выводу, от конкретного к абстрактному, от целого к частному и обратно;
– последовательности мышления и познания от реальных ощущений, ведущих к мышлению, суждению и речи.
Все перечисленные принципы легли в основу воспитания обучающегося, что являлось одной из задач кафедры. Следует отметить, что один из факторов, входящих в воспитательную работу профессорско-преподавательского состава кафедры, зависит от возрастной периодизации, наличия медийной среды и умении ее применять при соблюдении общих рекомендаций: быть мудрым, умеренным, мужественным и справедливым. В соотношениях морально-нравственных категорий профессор Д.В. Садчиков учитывал степень демократизации общества, проявляющейся в уменьшении регламентации учебного времени и повышении творчества, кроме того, считал, что учебный материал должен иметь высокое сходство с настоящим положением научных достижений в предмете преподавания, а также выстраивал учебный процесс на тех же мотивах поведения человека, что царят в современном обществе, т.к. учебный процесс не должен выпадать из этого принципа, поскольку преподаватель-врач – тот же продукт социальных отношений, что и общество в целом.
Заключение
Методическая система кафедры скорой неотложной и анестезиолого-реанимационной помощи под руководством профессора Д.В. Садчикова была ориентирована на специфику предметов, преподаваемых на кафедре, в то время как дидактическое содержание оставалось в формате профессиональных компетенций высокого качества, измеренных объективно и достоверно. Сведение учебного процесса в единую систему общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций научно обосновано и перспективно, учитывая, что задача подготовки врача заключается в формировании призвания, воспитании общей культуры, получении многогранных профессиональных знаний и навыков, которые приобретут востребованность и рентабельность в повседневной работе лечебно-профилактических учреждений [7], т.к. высшей ценностью общества является человек независимо от его цвета кожи и мировоззрения. Следовательно, представленная методическая система кафедры – механизм решения одной из проблем организации управления учебным процессом университета как основы подготовки конкурентной квалификационной характеристики специалиста, которая невозможна без улучшения качества преподавания.