Анализ высокой динамики роста достижений и возрастающая конкуренция на мировой арене в подводном спорте позволяют судить о необходимости совершенствования подготовки пловцов в ластах. Совершенствование системы подготовки квалифицированных пловцов в ластах, по мнению автора, на основе учета ряда факторов, позволит более эффективно управлять тренировочным процессом в данном виде спорта.
Современная спортивная подготовка пловцов в ластах высокого класса – это, прежде всего, сознательная, творческая и продуманная деятельность, равнонаправленный процесс взаимодействия тренера с его учениками. Даже при тренировке с высококвалифицированным наставником на современном тренировочном оборудовании и совершенной базе для подготовки невозможно добиться высоких результатов, если не будет отдачи от каждого участника такой деятельности. Вышесказанным утверждением хочется подчеркнуть, что совершенствование системы подготовки пловцов в ластах будет неактуальным, если выделенные факторы будут учитываться только формально. Заключение, сделанное В.Н. Платоновым в отношении планирования тренировочного процесса в классическом плавании, по мнению автора, сопоставимо и при работе с пловцами в ластах, о том, что проделан большой объем работы в отношении количественной стороны процесса подготовки и что пришло время для качественного его изменения. Исследования показали, что при работе с ведущими спортсменами применение средств и методов во многом подбирается интуитивно, следствием чего является, что 30 % работы выполняется не сопоставимо задачам подготовки [1].
Практически половина квалифицированных пловцов в ластах тренируются в условиях, которые технически отстают от условий, предъявляемых мировой практикой, и в тренировочных упражнениях используют устаревший инвентарь, такое положение ставит задачи о выделении и описании ряда факторов, которые, по мнению автора, приведут к совершенствованию системы подготовки пловцов в ластах.
Цель исследования: обозначить ведущие факторы, определяющие пути совершенствования системы подготовки квалифицированных пловцов в ластах.
Материалы и методы исследования
Материал статьи сформирован на основе анализа доступных литературных источников, опросов ведущих тренеров, представителей Всероссийской федерации подводного спорта и руководителей её отделений, наблюдений за выполнением упражнений по плаванию в ластах ведущими спортсменами сборной Российской Федерации по плаванию в ластах, собственной тренерской практики по плаванию в ластах и участия в конференциях различного уровня, где были обозначены аспекты подводного спорта.
Результаты исследования и их обсуждение
Одним из первых факторов целесообразно отметить научное обеспечение. По мнению В.Г. Никитушкина, научное обеспечение имеет приоритетное значение при разработки современных методик подготовки спортсменов различных профилей [2]. Проблемой в методике подготовки пловцов-подводников является сложность научного обобщения практического опыта тренерской деятельности, что подтверждается скудным количеством методических материалов по подготовке квалифицированных пловцов в ластах. Своевременное внедрение в повседневную практику достижений научного и научно-технического прогресса является одним из решающих моментов, повышающих эффективность подготовки спортсменов [3].
Основные методические материалы подготовки пловцов в ластах разработаны советской школой, которые и являются научной базой при разработке стандарта подготовки пловцов в ластах, учебных планов и программ развития подводного спорта. При наблюдении и опросах во время работы ведущих специалистов со спортсменами-подводниками высокой квалификации можно констатировать, что совершенствование технического мастерства пловцов в ластах ведется на основании частного тренерского опыта и в большинстве случаев научно не оправдано. По мнению В.Н. Платонова, ведущие тренеры в мировом плавании четко определили, что комплексная функциональная подготовка и эффективная техника – это две основные составляющие высокого спортивного результата, и в отношении классического плавания эти две составляющие опираются на научно доказанную теоретическую базу [1].
Хочется добавить также о практически отсутствии материалов по анализу гидродинамики плавания в ластах и снижения гидродинамического сопротивления. В классическом плавании представлен ряд работ, посвященных проблемам гидродинамики, например работы А.В. Аришина, С.В. Колмогорова, Д.Ф. Мосунова и т.д. [4; 5]. Методических работ, посвященных определению значимых гидродинамических характеристик в плавании в ластах (шаг, цикл, внутрицикловая скорость, темп, ритм, угол атаки, угол атаки рабочей плоскости и т.д.), влияющих на технику плавания в ластах, для общей доступности не представилось возможным найти. Все эти понятия не подвергались детальному анализу, и в отношении подготовки пловцов в ластах можно сделать вывод, что есть большой задел для построения более рациональной техники плавания как в моноласте, так и классических ластах, и что применительно к плаванию в ластах должны учитываться не только модельные характеристики относительно способа плавания в ластах, индивидуальных особенностей спортсменов, конструкций ласт, но и вышеперечисленные гидродинамические показатели.
С бурным развитием, высокой популяризацией и высоким ростом спортивных достижений в плавании в ластах, а также с повышением уровня специализации как по плаванию в ластах в целом, так и по отдельным ее дисциплинам актуализируется значение факторов, спортивной ориентации и спортивного отбора. Молодеющий состав сборной страны показывает, что юные спортсмены составляют высокую конкуренцию взрослым, а в некоторых видах программы даже превосходят их. Однако прослеживается ситуация, когда молодой спортсмен, показав высокий спортивный результат, не способен улучшить в дальнейшем или даже сохранить такой показатель, что в большинстве случаев приводит к уходу перспективного спортсмена из спорта. По мнению С.М. Погудина и Д.В. Фонарева, в современных условиях значению спортивной ориентации и отбору уделяется недостаточное значение, и они проводятся без должного научно-методического обеспечения [6]. Если речь идет о плавании в ластах, то можно наблюдать схожую ситуацию, когда при отборе учитываются только уровень физического развития и показатели тестов двигательных качеств, а генетическая предрасположенность, психологические особенности личности не учитываются вовсе. Показать и сохранить высокий спортивный результат в плавании в ластах могут только предрасположенные к этому виду деятельности спортсмены, которые обладают необходимым набором особенностей. Выявление и формирование средствами спорта таких особенностей является важнейшей тренерской задачей, что еще раз подчеркивает актуальность заблаговременного определения личностной предрасположенности к данному виду спорту и специализации в отдельных его дисциплинах [7].
Как уже выше подчеркивалось, разработка и обеспечение методическими пособиями специалистов в области подводного спорта является одной из приоритетных задач, так как такое состояние научного обеспечения не позволяет проводить эффективное повышение квалификации, подготовку и переподготовку кадров. На основе этого положения можно судить о следующем факторе совершенствования системы подготовки пловцов в ластах – это перспективное кадровое обеспечение. Эффективная система подготовки высококвалифицированных пловцов в ластах не может существовать без насыщения сферы подводного спорта высоко подготовленными кадрами. Можно выделить два аспекта этого фактора, а именно старение тренерского состава работающих в области подводного спорта, и второй момент – уровень их образования. Проблема старения тренерского состава с каждым годом становится более явно выражена, и можно видеть такую картину: когда ведущий тренер отделения подводного спорта региона страны уходит на пенсию или умирает, то и постепенно в этом регионе закрывается отделение по подготовке пловцов в ластах, или спортсмены – представители этого региона становятся неконкурентоспособными. В спортивных школах подводного спорта наблюдается ситуация: молодые кадры неактивно идут на работу в сфере подводного спорта из-за небольшой заработной платы и вакантного места, не соответствующего их профессиональному уровню, а также нежелания возрастных работников уходить на пенсию и передавать молодым свои тренерские наработки, так как видят в них конкурентов. По проведенному анализу М.Ю. Щенниковой было констатировано, что в организациях, осуществляющих подготовку спортсменов по различным направлениям, остро стоит проблема развития кадрового потенциала, так как прослеживается недостаточный уровень подготовленности тренерского состава [8]. Данное исследование также относится и к подводному спорту и подтверждает отмеченный фактор кадрового обеспечения системы подготовки квалифицированных пловцов в ластах и необходимость совершенствования подготовки молодых специалистов по данному направлению и привлечения в отрасль подводного спорта перспективных специалистов. В отношении профессиональной подготовки тренеров по подводному спорту можно наблюдать, что в учебных заведениях подводному спорту уделено недостаточное внимание, хотя его дисциплина – плавание в ластах – признана Олимпийским комитетом, и ведутся переговоры, и имеется ряд уже подписанных международных документов о включении дистанций плавания в ластах в программу Олимпийских игр в ближайшее время. Лучшее, что можно наблюдать – это факультативные занятия по данному направлению, и получается так, что выпускаемые специалисты для эффективной работы должны иметь собственный профессиональный спортивный стаж и уметь преобразовывать тренировочные программы и методические материалы подготовки спортсменов классического плавания для пловцов в ластах. Хочется также отметить при рассмотрении понятия перспективных специалистов, что подводный спорт нуждается не только в высококвалифицированных тренерах в области подводного спорта, но и в специалистах, обслуживающих спортивные сооружения; научных сотрудниках; психологах; массажистах; медиках; спортивных судьях и руководителях, которые способны осуществлять перспективные шаги по пути совершенствования и опережения в мировой конкуренции.
Следующий фактор, который имеет также ведущее значение – это условия для подготовки спортсменов-подводников и их техническое обеспечение. В исследованиях, проведенных В.М. Крыловой, было показано, что большинство спортивных школ, клубов, центров спортивной подготовки не имеют собственных спортивных сооружений и вынуждены арендовать объекты спорта у коммерческих организаций [9]. При анализе условий работы по подводному спорту в большинстве регионов такая ситуация имеет место быть. Причем коммерческие организации, имеющие в своей собственности спортивные сооружения, диктуют свои условия по времени, численности занимающихся, количеству пловцов на дорожке и т.д., что в свою очередь часто не соответствует стандарту подготовки и тренировочному плану. Тренеры вынуждены подстраиваться под диктуемые условия, менять тренировочные планы, вносить какие-то альтернативные виды подготовки, что в итоге значительно влияет на спортивный результат. Также хочется отметить, что арендуемые спортивные объекты в ряде случаев не соответствуют уровню, необходимому для работы со спортсменами высокого класса. В отношении бассейна это могут быть низкие борта поворота, выпирающие элементы для спуска лиц с ограниченными возможностями в воду, низкая глубина, нестандартные размеры чаши, отсутствие стартовых тумбочек или их наличие с нестандартной конструкцией, отсутствие волногасителей, разметки, несоответствие стандарту состава и температуры воды и т.д. Прослеживается ярко выраженная закономерность, что спортсмены – представители регионов, где спортивные школы имеют в своей базе отвечающий современным требованиям плавательный бассейн, более успешны на всероссийских и международных соревнованиях.
Плавание в ластах, исходя из названия, подразумевает преодоление заданных дистанций в ластах. Технический прогресс не стоит на месте, и за многовековую историю конструкция ласт прошла большое количество модернизаций: от той модели, которую предлагал Леонардо да Винчи, до современных изделий. Технические требования, предъявляемые к конструкции ласт, весьма демократичные и, не вдаваясь в технические описания, предъявляемые к ластам, отметим, что часто можно видеть ситуацию, когда производитель, изготовив новую прогрессивную модель, не успевает обеспечить рынок, и конкуренты в области производства ласт также не в состоянии быстро предложить эквивалент, и, естественно, преимущество будут иметь те спортсмены, которые успели обзавестись передовой разработкой. Современные модели ласт изготавливаются из инновационных материалов с применением сложных технических процессов, которые, соответственно, весьма затратные, следствием чего является высокая цена современного спортивного оборудования для плавания в ластах [10]. Во многих спортивных школах покупка спортивного инвентаря ложится на самих занимающихся или их родителей. Высокая стоимость спортивного оборудования приводит в некоторых случаях к уходу спортсменов из спортивных секций, и так напрашивается следующий фактор совершенствования системы подготовки пловцов в ластах – финансирование спортсменов.
Реализация всех вышеперечисленных факторов невозможна без планового финансирования. Большинство спортсменов – пловцов в ластах – это представители спортивных школ и центров подготовки, имеющих бюджетное финансирование. Однако, как было отмечено в исследованиях Н.Ю. Борисовой, бюджета спортивной школы не всегда хватает для реализации запросов спортивной практики: аренда спортивного сооружения, обеспечение современным инвентарем, тренировочными устройствами, спортивной формой, поездки на соревнования и учебно-тренировочные сборы, заработная плата тренеров, спортсменов, заинтересованных специалистов т.д. Эта картина усложняется дополнительно рядом условий, а именно: рост валюты, удорожание коммунальных носителей, изменение условий труда, связанное с усложнением технологии подготовки, и т.д. [11]. При планировании бюджета подготовки квалифицированного спортсмена – пловца в ластах достаточно сложно сопоставить необходимую смету на его подготовку и участие в международных стартах, так как не известно, каким с учетом конкуренции будет его рейтинг в национальной команде, сможет ли он выполнить условия отбора на международные соревнования и т.д. Также вновь хочется подчеркнуть проблему, что современные ласты для подводного спорта изготавливаются из специальных материалов с применением технологий, направленных на достижение в таких изделиях высокого спортивного результата, что часто сказывается на надежности такой ласты, и при активном ее использовании, что диктует спортивная практика, быстро приводит к негодности ласты и необходимости замены дорогостоящего оборудования. Как уже ранее подчеркивалось, в отношении наличия бассейна в собственности спортивной школы и успешности ее воспитанников такая же зависимость существует между результатами и финансированием такой спортивной организации.
Дополнением, по мнению автора, к вышеперечисленным факторам и подчеркиванием их значимости стоит отметить также фактор организационно-управленческой структуры подводного спорта. Организация оптимальных условий для развития плавания в ластах невозможна без эффективной работы управленческой структуры, под которой понимается ряд взаимодействий множества специализированных спортивных и коммерческих организаций. Стоит согласиться с мнением М.Г. Разыграева и И.А. Щукина, что спорт с каждым днем сильнее уходит в сферу бизнеса [12]. Можно проследить, как во многих регионах создаются коммерческие секции по подводному спорту, основной целью которых является оздоровительный эффект плавания, прикладные возможности плавания в ластах и т.д. Многие спортсмены уходят из профессионально спорта с целью финансового обогащения, следствием чего можно наблюдать, как национальная сборная теряет лидирующие позиции в ряде дисциплин подводного спорта. Также ситуация в некотором образе ухудшается по сравнению с советским периодом, когда подводному спорту отдавалось более весомое военно-прикладное значение и была активно реализована поддержка от заинтересованных в развитии подводного спорта военных организаций, и можно проследить, что численность участников в дисциплинах, которые представляли прикладной интерес, была гораздо выше. На основании вышеизложенного можно сделать вывод о необходимости совершенствования системы, организационно-управленческой структуры, создания системы дополнительных стимулов для повышения мотивации к полной реализации в деятельности квалифицированных спортсменов.
Заключение
В заключение следует отметить, что показанные в статье факторы представлены в узкой форме и далеко не ограничивают проблему необходимости совершенствования системы подготовки квалифицированных пловцов в ластах и, по мнению автора, дадут множество идей для заинтересованных специалистов для поиска перспектив в области кадрового потенциала, улучшении системы спортивной ориентации и отбора, совершенствовании средств и методов подготовки, восстановления спортсменов, основанных на научном подходе, а также в улучшении условий подготовки с привлечением дополнительных источников финансирования и созданием системы дополнительных стимулов для спортсменов и работников подводного спорта, что в совокупности даст резкий скачок роста спортивных результатов.