Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

EXPERIENCE IN THE IMPLEMENTATION OF DISTANCE LEARNING ON THE DISCIPLINE «ELECTIVE COURSES IN PHYSICAL EDUCATION AND SPORT»

Fomenko E.G. 1 Kolkina E.A. 1
1 Transbaikal State University
The paper presents the results of a survey of students of 1-3 courses of the pedagogical direction of the Trans-Baikal State University. The purpose of this study: to study the opinion of student youth about the current situation in education, in conditions of forced self-isolation, as well as their attitude to distance learning in general and directly in the discipline «Elective courses in physical culture and sports». The work attempts to identify the positive and negative aspects of the training format used, its organization and identification of possible difficulties arising in the process of implementing educational programs. It is noted that there were some difficulties in mastering the educational material and interaction with the teacher among 1st year students, compared with older courses, this is due to the fact that they were less adapted to independent tasks in the discipline «Elective courses in physical culture and sports». Among the positive aspects of learning with the use of electronic technologies, the most significant were: learning in a comfortable environment and flexibility of the training schedule. According to the survey results, students are ready to use the acquired distance learning skills in the future in the form of additional classes or online consultations, but in a mixed format.
physical culture and sports
students
distance learning
digital technologies
physical activity

Реалии современности, в которых вынужденно оказалось все население планеты, имеют огромное влияние на все сферы жизни нашего общества. Наиболее ощутимы процессы, происходящие в образовательной среде, а именно в высших учебных заведениях. С целью сохранения возможности обеспечения образовательного процесса, все учебные заведения были вынуждены перейти на дистанционный формат обучения, с использованием цифровой образовательной среды. Приоритетной задачей в сложившейся ситуации становится сохранение качества образования, формирование необходимых профессиональных компетенций, развитие навыков самообразования и самосовершенствования в процессе обучения [1].

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что дистанционное обучение в сфере высшего образования набирает все большую популярность в сетевом пространстве. Но в условиях пандемии коронавирусной инфекции мы вынужденно совершили переход в данном направлении с целью предупреждения распространения заболевания. В связи с недостаточностью или отсутствием опыта в сфере дистанционных технологий преподавания система высшего образования оказалась в неоднозначной ситуации [2].

Дистанционное обучение реализуется средствами интернет-технологий, предусматривающих интерактивность, где важную роль играет самостоятельная работа студента и, как следствие, увеличение учебной нагрузки и снижение двигательной активности [3]. В создавшейся ситуации, так как большую часть времени обучающиеся проводят за компьютером, ухудшается зрение, осанка, общие показатели здоровья, что обуславливает снижение умственной и физической работоспособности [4].

Ряд исследователей считают, что разработка дистанционных технологий обучения дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту» возможна, но в полной мере заменять практические занятия нецелесообразно по причине специфики дисциплины, которая требует активного взаимодействия студента с преподавателем в процессе физического воспитания [5, 6].

Организация дистанционного обучения в Забайкальском государственном университете была построена на основе Электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), в которой для студентов были созданы личные кабинеты, где они могли получить задание и необходимую информацию для его выполнения. В общении с преподавателем наиболее оптимальными явились сочетания инструментов: социальные сети, электронная почта, аудио- и видеоконференции, видеосервисы, индивидуальные консультации.

Осмысление приобретенных навыков реализации образовательных услуг с применением цифровых технологий, позволит выявить положительные и отрицательные стороны данного процесса и в дальнейшем использовать полученный опыт для улучшения качества преподавания и расширения сферы применения электронных образовательных ресурсов [7].

Цель исследования – выявить отношение студентов к использованию дистанционных технологий обучения в высших учебных заведениях по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту».

Материалы и методы исследования

Материалы исследования – это теоретические данные по изучаемой проблеме применения дистанционного обучения в образовании студентов гуманитарного направления в высшем учебном заведении. Методами исследования являлись: анализ и обобщение специальной литературы, анкетный опрос студентов, математическая обработка собранных данных.

Исследование проведено на базе Забайкальского государственного университета. В опросе участвовали студенты 1–3 курсов.

В результате изучения специальной литературы по исследуемой проблеме отмечается увеличение числа публикаций на тему использования дистанционных технологий в образовательном процессе всех уровней. Авторы отмечают как положительные, так и отрицательные стороны. К плюсам дистанционного обучения можно отнести: возможность участия в образовательном процессе, находясь на расстоянии; снижение эмоциональной напряженности студентов и ППС, вызванной условиями вынужденной изоляции; необходимость и возможность овладения новыми формами преподавания и т.д. Однако многие исследователи отмечают больше минусов в применении дистанционных технологий обучения, связанных с малой подготовленностью электронной образовательной среды, в большей степени связанной с проблемами технического обеспечения.

Результаты исследования и их обсуждение

Нами были проведены исследования на базе Забайкальского государственного университета среди студентов 1–3 курсов педагогического направления, им было предложено пройти опрос по составленной анкете. Всего в опросе участвовало 323 студента: 121 – 1 курс, 115 – 2 курс, 87 – 3 курс. В ходе анализа полученных данных анкетирования выявили следующие результаты.

Первый блок состоял из вопросов, направленных на изучение отношения студентов ЗабГУ к дистанционному обучению в целом. Так, на вопрос об отношении к формату дистанционного обучения среди студентов 1 курса ответы разделились практически равномерно, различие составило 5 % в отрицательную сторону. Респондентам 2 и 3 курса дистанционный формат обучения понравился, 51 % и 57 % соответственно (таблица).

Студенты всех курсов в большем процентном соотношении хотели бы в дальнейшем использовать дистанционные технологии обучения (вопрос 2). Это можно объяснить тем, что некоторые варианты заданий действительно можно выполнять дистанционно и более оперативно предоставлять преподавателю для проверки, без использования бумажных носителей.

Полностью перейти на электронный формат в образовательном процессе (вопрос 3) респонденты в целом не готовы: ответили «да» 12 % студентов 1 курса, 26 % студентов 2 курса и 29 % 3 курса. Применение смешанного варианта обучения было бы предпочтительней для студентов всех курсов. Была отмечена необходимость непосредственного общения обучающегося с преподавателем, в результате которого повышается мотивация для решения поставленных целей.

1 блок: отношение студентов к дистанционному обучению

п/п

Вопрос

Варианты ответа

1 курс

2 курс

3 курс

1

Нравится ли Вам формат дистанционного обучения?

Да

43 %

51 %

57 %

Нет

48 %

28 %

32 %

Затрудняюсь с ответом

9 %

21 %

11 %

2

Хотели бы Вы в дальнейшем использовать дистанционные технологии в образовательном процессе?

Да

42 %

51 %

59 %

Нет

36 %

32 %

25 %

Затрудняюсь с ответом

22 %

17 %

16 %

3

Какой вариант обучения в вузе Вам больше подходит?

Традиционный

31 %

22 %

24 %

Дистанционный

12 %

26 %

29 %

Смешанный

57 %

52 %

47 %

4

Какие положительные стороны Вы выявили при обучении с использованием дистанционных технологий?

Обучение в комфортной обстановке

51 %

41 %

27 %

Гибкость графика обучения

26 %

45 %

46 %

Экономия времени

12 %

7 %

17 %

Другое

11 %

7 %

10 %

5

Насколько снизилась Ваша двигательная активность с переходом на дистанционное обучение?

25 %

34 %

41 %

43 %

50 %

39 %

42 %

41 %

75 %

27 %

17 %

16 %

Среди положительных сторон обучения с применением электронных технологий (вопрос 4) студенты отметили возможность обучения в комфортной домашней обстановке, это было значимым для 51 % студентов 1 курса, 41 % студентов 2 курса и 27 % студентов 3 курса. Предположительно эта ситуация обусловлена процессами адаптации студентов младших курсов. Гибкость графика обучения в большей степени оценили студенты 3 курса (46 %), только для 26 % первокурсников гибкий график обучения был важен, так как на этом этапе обучения они пока плохо знакомы с особенностями учебного процесса в высшем учебном заведении.

Большинство студентов отметили снижение двигательной активности в связи с обучением в формате онлайн дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту», что в конечном итоге отрицательно сказалось на состоянии здоровья респондентов и, как следствие, снижении их физического развития и физической подготовленности.

Второй блок вопросов направлен на изучение отношения студентов к использованию дистанционных технологий, применяемых в процессе обучения дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту».

Вопрос об отношении студентов к организации дистанционного обучения физическому воспитанию показал, что большее количество студентов выбрали вариант положительно или скорее положительно, чем отрицательно, он составляет от 26 до 35 % (рис. 1). Корректная организация дистанционной работы студентов преподавателями кафедры положительно повлияла на качество выполнения заданий. Разработанная система дистанционного обучения, в которой были предложены различные варианты заданий, в комплексе позволила мотивировать студентов к поддержанию должного уровня физического состояния.

missing image file

Рис. 1. Анализ анкетирования студентов по вопросу «Как Вы относитесь к организации обучения дисциплине "Элективные курсы по физической культуре и спорту"?»

missing image file

Рис. 2. Анализ анкетирования студентов по вопросу «Возникали ли у Вас трудности в освоении материала по дисциплине "Элективные курсы по физической культуре и спорту"?»

missing image file

Рис. 3. Анализ анкетирования студентов по вопросу «Какой формат проведения занятий по дисциплине "Элективные курсы по физической культуре и спорту" в дистанционном режиме Вам больше нравится?»

missing image file

Рис. 4. Анализ анкетирования студентов по вопросу «Какая форма реализации дисциплины "Элективные курсы по физической культуре и спорту" для Вас предпочтительнее?»

missing image file

Рис. 5. Анализ анкетирования студентов по вопросу «Какие отрицательные стороны проведения занятий по дисциплине "Элективные курсы по физической культуре и спорту" с применением дистанционных технологий Вы выявили?»

На вопрос о возникших в ходе выполнения заданий трудностях положительно ответили (27 %) студентов 1 курса, 13 % студентов 2 курса и 19 % студентов 3 курса. У большинства студентов (35, 57, 48 % соответственно) не возникло проблем при выполнении заданий, незначительные трудности испытывали от 21 до 28 % респондентов (рис. 2). В беседе со студентами выяснилось, что одной из ведущих трудностей в процессе выполнения заданий явилось техническое обеспечение и отсутствие времени в связи с увеличением учебной нагрузки.

Из предложенных форматов выполнения заданий большинство студентов всех курсов предпочли теоретические задания (42 % первокурсников, 54 % второкурсников, 67 % третьекурсников). Мы предполагаем, что это связано с низкой технической оснащенностью наших студентов, так как формат онлайн-занятия и видеоотчет предполагает наличие техники и программного обеспечения последнего поколения.

Вопрос о предпочтении студентами дистанционной или очной форм проведения занятий по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту» показал, что большинство студентов всех курсов выбрали традиционную форму проведения занятий как наиболее приемлемую (78 % студентов 1 курса, 56 % и 58 % студентов 2 и 3 курса соответственно) (рис. 4). Традиционные занятия позволяют получать положительные эмоции в большей степени, а следовательно, повысить уровень мотивации обучающихся, улучшить физическую подготовленность.

Из отрицательных сторон преподавания дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту» в дистанционном формате наиболее значительными оказались отсутствие инвентаря и невозможность контроля выполнения задания преподавателем.

Изучая результаты анкетирования, можно сделать вывод, что студенты понимают значимость предмета для своего здоровья. Постоянное взаимодействие с преподавателем является одним из ведущих факторов для повышения мотивационной составляющей в процессе физического воспитания. Прослеживается положительное отношение к предмету «Элективные курсы по физической культуре и спорту» как к жизненно необходимому, позволяющему поддерживать и укреплять здоровье. Несмотря на то, что в целом студенты относятся положительно к применению дистанционных технологий в образовании, они предпочли бы в дальнейшем их использовать только в виде дополнительных занятий либо консультаций.

Заключение

Период вынужденной самоизоляции негативно отразился на всех участниках образовательного процесса. Следует отметить, что обучение с применением дистанционных технологий по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту» приводит к значительному снижению мотивации и двигательной активности студентов и, как следствие, ухудшению здоровья. Учитывая положительные и отрицательные стороны проведения занятий в дистанционном формате, отмеченные студентами, можно сделать вывод, что полностью негативного отношения к цифровому обучению среди студентов выявлено не было. В большей степени они рассматривают использование цифровых технологий в процессе физического воспитания как вспомогательный инструмент. Только непосредственное общение с педагогом обеспечивает студенту необходимое педагогическое руководство для успешного достижения поставленных целей.