Все проблемы человека, в том числе проблемы здоровья, берут начало в периоде дошкольного детства. Эксперты Всемирной организации здравоохранения неоднократно отмечали, что демографический потенциал страны определяют дети раннего и дошкольного возраста. Соответственно, здоровье растущего человека напрямую зависит от институтов социализации, среди которых важное место занимают семья и дошкольная образовательная организация [1]. В работах философов, социологов, педагогов и психологов прошлого и настоящего подчеркивается, что здоровье человека – дар природы. Недостаточное внимание общества и самого человека к проблемам здоровья и способам его укрепления является показателем не только низкой культуры, но и социального и духовного инфантилизма [2, 3]. В настоящее время устойчивой является тенденция ухудшения показателей здоровья растущего человека. В условиях ухудшения показателей здоровья, увеличения числа хронических болезней, врожденной и наследственной патологии отмечается рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. Эти факты подтверждены в исследованиях отечественных и зарубежных ученых. По данным Е.К. Мочаловой, показатель здоровья у детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности ниже, чем у здоровых сверстников. По мнению автора, у них страдают физическое и эмоциональное здоровье [4].
Нарушения психического и физического развития приводят к различным ограничениям жизнедеятельности растущего человека. Достаточно часто регистрируется снижение показателей основных сфер социализации – нарушение способности адекватно вести себя в социуме, снижение коммуникативной активности, эмоциональная неустойчивость, неадекватная самооценка, чувство неполноценности, эгоистические тенденции, низкий уровень сформированности культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания [5–7]. Кроме того, в ряде исследований доказывается связь между соматическим состоянием и уровнем физического развития ребенка [6]. По данным И.А. Камаева, М.А. Поздняковой, процент гармонично развитых детей среди дошкольников с ограниченными возможностями здоровья значительно ниже, чем среди здоровых (37,4 % и 51,9 % соответственно) [6]. Доля детей с ограниченными возможностями здоровья с резко дисгармоничным развитием с возрастом достоверно растет: от 29,2 % (среди дошкольников) до 34,7 % (среди школьников среднего звена). Это подтверждает тезис об ухудшении состояния здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья по мере их взросления [8].
В связи с этим в дошкольных организациях идет активный поиск нового содержания и инновационных образовательных технологий, позволяющих сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности в период дошкольного детства. Это позволит дошкольникам социально адаптироваться к существующему в обществе укладу жизни, а в перспективе – к преобразованиям социокультурного контекста [1].
Анализ опыта работы дошкольных образовательных организаций по проблеме исследования позволяет отметить, что здоровье оценивается через категории «индекс здоровья», «отклонения в состоянии здоровья», «число пропущенных дней по болезни» и пр. Однако данный подход недостаточно отражает современное содержание понятия «здоровье», которое рассматривается как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (по определению Всемирной организации здравоохранения). Таким образом, понятие «здоровье» предполагает развитие личностного, эмоционального, физического, социального и духовного потенциала здоровья человека. Духовное здоровье растущего человека обеспечивается за счет умения жить в согласии с окружающими людьми, анализировать различные ситуации и прогнозировать их развитие, вести себя в различных условиях с учетом необходимости, возможности и желания [9]. Все вышеизложенное актуализирует проблему воспитания здорового стиля поведения дошкольников. Здоровый стиль поведения мы рассматриваем как индивидуализированный вариант здорового образа жизни, включающий в себя мировоззренческий, поведенческий и деятельностный аспекты [10].
Духовный потенциал здоровья связывается с общечеловеческими истинами, законами бытия, которые представлены в семье и дошкольной организации и влияют на качество среды, которая обеспечивает полноценное развитие личности ребенка. Важно отметить, что знания и представления у дошкольников о здоровье, отношение к здоровью формируются в различных видах деятельности, среди которых двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская. Целевые ориентиры формирования у детей раннего и дошкольного возраста, в том числе у детей с ограниченными возможностями здоровья, знаний и представлений о здоровье и здоровом образе жизни, определены в тексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в содержании адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования (содержание образовательной области «Физическое развитие») [11].
Целью исследования явилось выявление знаний и представлений детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями о здоровье и болезни, уровня готовности осуществлять здоровый стиль поведения.
Материалы и методы исследования
Исследование проводилось на базе пяти муниципальных дошкольных образовательных организаций г. Белгорода в рамках реализации проекта инновационной площадки РАО «Социализация-индивидуализация дошкольников в условиях вариативной системы физического воспитания» и деятельности научного направления НИУ БелГУ «Физическое воспитание в системе дошкольного, общего и профессионального образования». В нем приняли участие 135 детей 5–6 лет, осваивающих адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития. В качестве диагностического инструментария выступали следующие задания и методики: «Неоконченные предложения», «Картина моего здоровья» (В.А. Деркунская), «Лото», «Наши привычки» (О.В. Дыбина), проективная методика «Здоровье и болезнь» (О.С. Васильева, Ф.Р. Филатова), «Если хочешь быть здоров», «Хорошо-плохо» (Л.Н. Волошина) [12].
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ результатов экспериментального исследования позволяет нам отметить, что дошкольники с ограниченными возможностями здоровья имеют относительно полные представления о полезных и вредных привычках, обозначают их с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации. Данные, полученные по методике «Наши привычки» (О.В. Дыбина), позволили отметить, что 66,7 % детей перечисляют (или показывают на картинках) вредные для здоровья привычки. Например, «кушаем немытые овощи и фрукты, пиццу, чипсы, бургеры и пр.». У 21,5 % дошкольников с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют четкие представления о полезных и вредных для здоровья привычках. Ответы детей носили неполный характер, были нелогичными.
11,8 % детей не смогли вычленить полезные и вредные для здоровья привычки. Мы полагаем, что это, с одной стороны, связано с недостаточным уровнем знаний старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья о здоровых привычках и здоровом образе жизни, с другой – с речевым недоразвитием, психической инактивностью, узостью восприятия и представлений об окружающей социальной действительности. А также образцами поведения взрослых, противоречащих нормам здорового стиля жизни.
Результаты, полученные после выполнения детьми с ограниченными возможностями здоровья проективной методики «Здоровье и болезнь», показали, что 26,5 % дошкольников имеют высокий уровень сформированности представлений о таких категориях, как «здоровье» и «болезнь». Их сюжеты отражают современную ситуацию – необходимость использования масок и иных средств индивидуальной защиты. Более четверти детей с ограниченными возможностями здоровья (28,5 %) имеют неполные представления о здоровье и болезни. В рисунках недостаточно прорисованы детали, отображающие содержание таких категорий, как «здоровье», «болезнь»; сюжет не раскрыт. Около половины детей – 45 % – показали недостаточный уровень представлений о здоровье и болезни. Анализ рисунков этих детей позволил отметить отсутствие детализации, сюжета, представленность на рисунке изображения в одном цвете. Это не позволяет оценить отношения детей с ограниченными возможностями к проблемам здоровья. Наблюдается отсутствие дифференциации в изображениях здоровья и болезни, недостаточно проявляется ценностное отношение к здоровому стилю поведения. Некоторые дети изображали болезнь с использованием ярких символов и цветов, объясняя, что болеть хорошо, потому что «мама рядом», «буду дома», «буду смотреть мультики», «меня все любят» и пр. А представленное на рисунках сочетание цветов указывает на подавленное состояние, неудовлетворенность жизненной ситуацией, хроническое напряжение (по М. Люшеру).
Следующим направлением нашего исследования являлось изучение уровня знаний детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями о способах укрепления здоровья и готовности осуществлять здоровый стиль поведения. 36,9 % детей на уровне возрастных возможностей самостоятельно решают задачи безопасного поведения в различных жизненных ситуациях. 43,3 % дошкольников продемонстрировали знание основных задач укрепления здоровья и здорового, безопасного поведения, но в то же время испытывали затруднения в оказании элементарной помощи, самопомощи. То есть у детей с ограниченными возможностями здоровья первоначальные сведения о способах укрепления здоровья и здоровом стиле поведения не стали регулятором их деятельности. У 19,8 % детей выявлен недостаточный уровень представлений о способах здорового и безопасного поведения. Они не выделяют эту деятельность, не дифференцируют ее, затрудняются в выборе средств для решения задач, связанных с укреплением здоровья. Анализ результатов исследования уровня сформированности у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания показал, что высокий уровень имеют 26,9 % детей с ограниченными возможностями здоровья. Дошкольники самостоятельны, демонстрируют знание алгоритма действий по выполнению гигиенических процедур. У 48,1 % детей отмечен достаточный уровень сформированности культурно-гигиенических навыков. При выполнении детьми гигиенических навыков и навыков самообслуживания имели место замедленность действий, нарушение алгоритма их выполнения. Недостаточный уровень сформированности культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания имеют четверть детей с ограниченными возможностями здоровья (25 %). У детей слабо проявляется стремление к самообслуживанию, они безынициативны при выполнении культурно-гигиенических процедур, выполняют их только после напоминания взрослых. Они постоянно нуждаются в контроле со стороны взрослого либо в его непосредственном участии.
Половых различий (мальчики и девочки) в показателях знаний и представлений детей о здоровье и болезни, способах укрепления здоровья, в уровне готовности осуществлять здоровый стиль поведения не выявлено. Для статистической обработки данных был использован U-критерий Манна – Уитни (p > 0,05).
Обобщенные результаты исследования знаний и представлений детей о здоровье и болезни, способах укрепления здоровья, уровня готовности осуществлять здоровый стиль поведения представлены на рисунке.
Результаты исследования уровня сформированности знаний и представлений детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями о здоровье и болезни, способах укрепления здоровья, готовности осуществлять здоровый стиль поведения
Анализ полученных результатов свидетельствует о наличии следующих проблем воспитания здорового стиля поведения у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья:
- несмотря на то, что 71,5 % детей с ограниченными возможностями имеют допустимый и высокий уровень сформированности отношения и представлений о здоровье и болезни, требует внимания и решения проблема развития субъектной позиции по отношению к собственному здоровью как ценности;
- недостаточный уровень сформированности гигиенической культуры и навыков самообслуживания (у 25 % детей) значительно снижает способность управлять факторами, определяющими ключевое влияние на состояние собственного здоровья;
- оценка уровня готовности детей к реализации здорового стиля поведения нацеливает на поиск эффективных инструментов воспитания положительных установок на здоровье и здоровое поведение.
Все эти проблемы отрицательно сказываются на адаптационном потенциале детей с ограниченными возможностями здоровья, показателях развития личностного, эмоционального, социального, физического и духовного потенциала здоровья детей. Это определяет актуальность поиска новых возможностей взаимодействия педагогов и родителей (законных представителей) в воспитании здорового стиля поведения дошкольников как условия их успешной социализации.
Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обладает потенциальными возможностями создания максимально благоприятных условий для его развития и воспитания (С.Д. Забрамная, И.Ю. Левченко, Е.М. Мастюкова, В.В. Ткачева и др.) [13–15]. Исследователи отмечают, что неблагоприятные условия воспитания, создаваемые психоэмоционально травмированными родителями (законными представителями), родительская неадекватность в принятии ребенка с ограниченными возможностями здоровья, искажение супружеских взаимоотношений, снижение оценки женщины как родительницы и статуса супруга как отца ребенка, недостаточность эмоционально теплых отношений родителей и детей, личностные деформации родителей, смещение и деформация ценностных ориентаций и мотивационных установок родителей (законных представителей) сказываются на общем психическом и физическом развитии и здоровье ребенка.
Результаты опроса родителей, анализ научной и методической литературы позволили нам выделить и обозначить ключевые факторы, оказывающие негативное влияние на полноценное проживание ребенком с ограниченными возможностями в семье и снижающие духовно-нравственный потенциал здоровья подрастающего поколения. Это:
- повышенная тревожность, эмоциональная неустойчивость детей дошкольного возраста, связанные с условиями и особенностями жизнедеятельности значимых взрослых;
- неудовлетворение потребности в теплых аффилиативно-насыщенных отношениях с родителями;
- разрушение института семьи, увеличение количества неполных семей, а также семей, попавших в сложную жизненную ситуацию;
- занятость родителей работой, карьерой, обеспечением материальных благ;
- снижение или отсутствие потребности детей в общении с взрослыми и сверстниками;
- предпочтение общению с взрослыми и сверстниками просмотра телепередач, компьютерных игр и общения с мультипликационными героями [13–15].
Благоприятный психологический климат в семье, наличие эффективных взаимоотношений родителей с детьми играют важную роль не только для полноценного психического и личностного развития, но и для здоровья подрастающего поколения. Атмосфера в семье является для ребенка подсознательно воспринятым образцом устройства мира. Это то, с чем ребенок впервые знакомится, что бессознательно впитывает в себя как уклад и что в дальнейшем предопределяет его жизнедеятельность в социуме и стиль здорового поведения.
Следует отметить, что современное дошкольное образование ориентировано на сотрудничество с семьями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, сопровождение семьи в вопросах воспитания здорового ребенка, стиля здорового поведения. В экспериментальных дошкольных образовательных организациях, где осуществлялось исследование, много внимания уделяется проблеме оптимизации системы взаимодействия «педагоги – родители – дети», деятельности по воспитанию здорового ребенка с учетом интересов и возможностей семьи и ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Для этого широко используется потенциал интерактивных форм взаимодействия с семьями обучающихся, которые, по нашему мнению, максимально способствуют информированию родителей о способах укрепления здоровья ребенка и физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольной образовательной организации. По мнению родителей, наиболее предпочитаемыми формами взаимодействия с педагогами дошкольной образовательной организации по воспитанию здорового стиля поведения у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья являются совместные проекты, квесты, официальный сайт дошкольной организации, социальные группы в сети Интернет и др.
В организации взаимодействия мы учитываем, что качество и результативность деятельности по формированию знаний и представлений детей о здоровье и здоровом стиле поведения в условиях семьи и дошкольной образовательной организации напрямую зависит от знания, понимания и принятия взрослыми потребности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в любви и защите (на втором месте в пирамиде потребностей А. Маслоу). Поэтому абсолютная любовь и принятие родителями ребенка является необходимым условием, источником не только эмоционального и душевного благополучия ребенка, но и фактором физического здоровья.
Таким образом, одним из основных направлений деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций является повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах не только обеспечения благоприятного психоэмоционального климата в семье, нормализации детско-родительских отношений, но и в формировании знаний и представлений о здоровье, стиле здорового поведения.
В дошкольной образовательной организации для растущего человека также значимо отношение со стороны взрослого-педагога. Происходящие изменения в системе дошкольного образования, его модернизация изменили «портрет» современного воспитателя. Как показали наши исследования, это непосредственно коснулось только уровня образования и квалификации педагогов. Так, например, 62,1 % педагогов г. Белгорода и Белгородской области имеют высшее образование, соответствующее профилю профессиональной деятельности; 59,4 % педагогов – высшую и первую квалификационные категории. А вот такой объективный показатель, как отношение педагогов дошкольной образовательной организации к обучающимся, имеет не совсем удовлетворительные оценки. Анализ результатов, полученных после проведения проективной методики «Мой детский сад», позволил нам отметить наличие проблем в эмоциональных отношениях между детьми и педагогами. Это выявлено по результатам анализа в 32 % рисунков. Более 45 % детей с ограниченными возможностями здоровья демонстрируют определенный дефицит в эмоциональном отношении со стороны педагога дошкольной образовательной организации.
Это подтверждает актуальность создания в современных дошкольных организациях атмосферы доверия, оптимизма, открытости, уважения к достоинству детей, недопустимости искусственного ускорения их развития, учета не только возрастных, но и индивидуальных особенностей детей, в том числе особых образовательных потребностей. Мы полагаем, что сегодня необходимо осуществить объективную оценку всех инновационных процессов, происходящих в дошкольном образовании, с позиции их природосообразности и целесообразности, здоровьезатратности для детей и педагогов.
В настоящее время в системе дошкольного образования обеспечивается интересная и содержательная жизнедеятельность для детей с ограниченными возможностями здоровья, однако в полной мере не удается преодолеть учебно-дисциплинарную модель организации образовательного процесса и, соответственно, перейти на реализацию личностно ориентированной модели образования. Мы полагаем, что это связано, с одной стороны, с невозможностью изменения сознания педагогов за столь короткий период, а с другой – с переполненностью групп дошкольных образовательных организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования.
Выводы
Анализ полученных результатов свидетельствует о наличии специфических проблем воспитания здорового стиля поведения у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
1. У детей с ограниченными возможностями здоровья сформированы первоначальные представления о здоровье и болезни, способах укрепления здоровья и здоровом стиле поведения. Однако отсутствие ценностного отношения к здоровью, недостаточное владение способами укрепления здоровья, отсутствие преемственности во взаимодействии педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей (законных представителей) отрицательно отражается на воспитании здорового стиля поведения детей с ограниченными возможностями здоровья, что подтверждается следующими данными: 28,4 % детей не имеют полных представлений о полезных и вредных для здоровья привычках, демонстрируют низкий уровень представлений о здоровье и болезни; у 25 % детей недостаточный уровень сформированности культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания; у 19,8 % – представлений о способах здорового и безопасного поведения.
2. У дошкольников с ограниченными возможностями здоровья недостаточно сформирована позиция субъекта здоровьесберегающей и здоровьеориентированной деятельности. И основная причина, по нашему мнению, кроется в отношении взрослых к ее формированию, в условиях воспитания ребенка в семье и дошкольной образовательной организации.
3. Готовность ребенка с ограниченными возможностями здоровья осуществлять здоровый стиль поведения напрямую и в первую очередь зависит от его непосредственного социального окружения – семьи и педагогов дошкольной образовательной организации. Благоприятный психологический климат в семье, оптимизация деятельности дошкольной образовательной организации по воспитанию здорового ребенка с учетом интересов и возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей, знание и понимание взрослыми базовых потребностей их детей – это то, что в дальнейшем предопределит жизнедеятельность ребенка в социуме, его стиль здорового поведения.
Статья выполнена при поддержке гранта РФФИ № 20-013-00434 «Моделирование процесса целостной социализации-индивидуализации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в физкультурно-оздоровительной деятельности».