В последнее время активно разрабатывается модель поведения, получившая название ассертивность – способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него, не проявляя агрессивности и не давая другим людям манипулировать собой. Необходимы навыки общения, контроль проявления стрессов и умелый выход из конфликтных ситуаций, налаживание контактов с трудными собеседниками. Нужно научиться взаимодействовать, не поступаясь своим самоуважением, и выстраивать паритетные взаимоотношения.
Методологической основой для изучения данного концепта послужили труды С. Кьеркегора. Он переносит акцент на внутреннюю жизнь человека и выдвигает принцип субъективности. В отечественной психологии такие ученые, как С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, Б.С. Братусь, изучали личность как самостоятельный субъект жизнедеятельности. Из современников, занимающихся ассертивностью, можно назвать таких ученых, как С. Бишоп, В. Каппони, Т. Новак, Д. Смит, Дж. Рассел [1]. Вопросами самоактуализации и самореализации занимались зарубежные авторы: А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, Э. Шостром и др. [2]. По мнению Л.А. Коростылевой, самореализация – это не только процесс, но и результат, и достигается только тогда, когда у человека имеется сильный побудительный мотив личностного роста, и модель самореализации человека может быть представлена следующими этапами: самоопределение и выбор, становление, дальнейший рост и развитие. Основные механизмы самореализации личности – интериоризация, идентификация, рефлексия и экстериоризация [3, 4].
Б.Г. Ананьев включил в понятие субъекта деятельности – созидательный аспект, созидание часто переходит в творчество и способствует саморазвитию человека и обретению им индивидуальности [5]. Интериоризация и идентификация – ранние механизмы самореализации, формируются на этапе созревания предпосылок самореализации. Рефлексия, экстериоризация – поздние, наиболее зрелые механизмы самореализации. В процессе самореализации задействованы мотивационно-смысловые и личностно-ситуационные механизмы, детерминирующие ход самореализации и требующие отдельного рассмотрения.
Ассертивность (от английского «assertive») – понятие, которое на русский язык передают словами настойчивость, напористость, самоуверенность; а также значение этого понятия можно передать словосочетанием уверенность в себе [6].
«…Понятие "уверенность в себе" – от английского "confidence"» – происходит от латинского слова "confidere", что означает "доверие". Речь идет о вере в себя, вере в то, что вы обладаете достаточным потенциалом, чтобы конструктивно взаимодействовать и решать вопросы с другими. Ассертивное поведение – способ действий, при котором человек активно и последовательно отстаивает свои интересы, открыто заявляет о своих целях и намерениях, уважая при этом интересы окружающих…» [7].
Ассертивность строится на ряде принципов и правил, к которым относятся: адекватная самооценка, эмоциональная устойчивость, выстраивание взаимоотношений на основе своих прав и ценностей, а также уважительное отношение к правам и ценностям других людей, интернальный локус контроля, самодетерминация, наличие ясных целей жизни, расчёт на собственные силы, регуляция личностного поведения [8].
Ключевыми показателями в ассертивности, на наш взгляд, являются интернальный локус контроля, воплощение в жизнь намеченных целей. Для экспериментальной проверки мы провели эмпирическое исследование особенностей уровня ассертивности с осмысленностью жизни, интернальностью, агрессивностью.
Проблема нашего исследования заключалась в сложившемся противоречии между значением ассертивности для развития личности студентов и слабой изученностью её особенностей. Целью статьи является исследование ассертивности как личностного свойства и выявление особенностей ассертивности и самореализации личности студентов.
Материалы и методы исследования
Исследование проводилось на базе Кемеровского государственного профессионально-педагогического колледжа среди студентов очного отделения. В исследовании приняли участие 50 человек 18–20 лет, обучающиеся на социально-правовом факультете по специальности «Социальный педагог».
Для выявления уровня ассертивности был использован тест на ассертивность В. Каппони и Т. Новака. Для исследования осмысленности и наличия целей в жизни был применён тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева, для исследования агрессивности был использован тест Басса – Дарки, для выявления уровня интернальности была использована методика УСК Дж. Роттера. При обработке полученных данных были использованы методы математической статистики: Т-критерий для независимых выборок, коэффициент корреляции Пирсона.
Результаты исследования и их обсуждение
В результате исследования теста на ассертивность были получены следующие данные: из 50 респондентов 27 показали низкий уровень ассертивности, 23 – высокий уровень ассертивности, т.е. большая часть выборки имеет низкий уровень ассертивности. После чего мы разделили выборку на две группы: первую группу составили респонденты с низкой ассертивностью (обозначим как группа 1), вторую группу составили лица с высокой ассертивностью (обозначим как группа 2). Для выявления взаимосвязи ассертивности со шкалами других методик нами были использованы методы математической статистики Т-критерий для независимых выборок, коэффициент корреляции Пирсона. По результатам исследования в группах с разным уровнем ассертивности по тесту Басса – Дарки были выявлены статистически значимые различия по следующим признакам: раздражение, обида, подозрительность, чувство вины (табл. 1).
Таблица 1
Усредненные показатели испытуемых первой и второй групп по тесту Басса – Дарки
шкалы |
Средн. показ. по гр. 1 |
Средн. показ. по гр. 2 |
Уровень достоверности, р |
Физ. агрессия |
5,93 |
4,91 |
1,57 |
Косв. агрессия |
4,04 |
4,22 |
0,736 |
Раздражение |
6,93 |
5,48 |
0,041 |
Негативизм |
2,67 |
2,26 |
0,313 |
Обида |
4,81 |
2,91 |
0,002 |
Подозрительность |
5,41 |
4,00 |
0,034 |
Верб. агрессия |
8,63 |
8,17 |
0,478 |
Чувство вины |
6,56 |
5,48 |
0,042 |
Наиболее сильные различия между двумя группами были выявлены по шкале «Обида» (на уровне значимости р = 0,001). Среднее значение по этой шкале в группе с низким уровнем ассертивности (4,81) почти в два раза больше, чем в группе с высоким уровнем ассертивности (2,91). Это означает, что студентам с низким уровнем ассертивности более свойственно реагировать обидой в различных жизненных ситуациях, а студентам с высокой ассертивностью менее свойственно это чувство. Группы отличаются также по уровню подозрительности (р = 0,034), в группе с низким уровнем ассертивности среднее значение по шкале подозрительности составляет 5,41 балла, среднее во второй группе 4,00. Это означает, что большую подозрительность проявляет группа с низкой ассертивностью.
Итак, у нас получились статистически значимые показатели между группами по двум шкалам: по шкале (обида) и по шкале (подозрительность), это по методике Басса – Дарки составляет индекс враждебности. Значит, группа с более низкими показателями по уровню ассертивности более склонна к враждебности.
Статистически значимые различия обнаруживаются по шкале «Чувство вины» (р = 0,042). Если среднее значение по этой шкале в первой группе, группе с низким уровнем ассертивности, составляет 6,56, то в группе с высоким уровнем ассертивности – 5,48. Таким образом, группа с низкой ассертивностью больше подвержена угрызениям совести и больше страдает от чувства вины.
Групповые различия, являющиеся статистически значимыми, были обнаружены по шкале «Раздражение» в группе с низким уровнем ассертивности среднее значение по шкале составляет 6,93 балла, в группе с высоким уровнем ассертивности – 5,48, то есть группа с низкой ассертивностью более склонна к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении. Статистически значимых различий по другим шкалам в этих группах выявлено не было.
По результатам исследования в группах с разным уровнем ассертивности по методике УСК были выявлены статистически значимые различия по шкале «Межличностные отношения», уровень достоверности р = 0,047 (табл. 2).
Таблица 2
Усредненные показатели испытуемых первой и второй групп по методике УСК
шкалы |
Средн. показ. по гр. 1 |
Средн. показ. по гр. 2 |
Уровень достоверности р |
Общая интернальность |
28,07 |
29,48 |
0,623 |
Область достижений |
12,11 |
12,35 |
0,718 |
Область неудач |
4,78 |
3,04 |
0,387 |
Семейные отношения |
3,67 |
2,70 |
0,661 |
Произв. отношения |
7,81 |
9,17 |
0,491 |
Межличн. отношения |
5,05 |
4,23 |
0,047 |
Здоровье |
2,93 |
2,17 |
0,435 |
В группе с низким уровнем ассертивности среднее значение по шкале «Межличностные отношения» составляет 5,05 балла, среднее во второй группе 4,23. Это значит, что испытуемые с высокой ассертивностью достоверно чаще имеют интернальный локус контроля в области межличностных отношений. Что свидетельствует о том, что они в силах контролировать свои формальные и неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию. Итак, в группах с разным уровнем ассертивности были выявлены статистически значимые различия по шкале: «Межличностные отношения».
По результатам исследования первой и второй групп по методике СЖО были выявлены статистически значимые различия по шкале «Цели в жизни» р = 0,028 (на уровне значимости р = 0,005) по средним показателям у группы 1 (37,62), у группы 2 (40,47), (табл. 3). Это означает наличие чётких жизненных целей у лиц с более высокой ассертивностью.
Таблица 3
Усредненные показатели испытуемых первой и второй групп по методике СЖО
шкалы |
Средн. показ. по гр. 1 |
Средн. показ. по гр. 2 |
Уровень достоверности, р |
Цели в жизни |
37,62 |
40,47 |
0,028 |
Процесс жизни |
32,69 |
34,42 |
0,249 |
Результативность жизни |
26,89 |
28,43 |
0,226 |
Локус контроля – я |
27,26 |
28,91 |
0,224 |
Локус контроля – жизнь |
32,11 |
32,96 |
0,587 |
Общий пок. осмыслен. жизни |
107,37 |
113,22 |
0,159 |
Анализ результатов данных, обработанных с помощью коэффициента корреляции Пирсона, показывает характер взаимосвязи признаков. Таким образом, это не противоречит логике исследования, уточняет выявленные ранее результаты по групповым различиям. В этом случае нельзя делать выводы о причинно-следственных связях между исследуемыми явлениями, но возможно интерпретировать характер взаимосвязи между ними. Коэффициент корреляции отражает степень связи между изменчивостью случайной величины вне зависимости от абсолютной величины этой изменчивости и от того среднего уровня переменной величины, на котором изменчивость проявляется.
На высоком уровне значимости, р = 0,01, выявлен коэффициент корреляции р = – 0,428 обиды и ассертивности. Это означает, что между уровнем ассертивности и склонностью к обиде существует обратная зависимость, то есть чем выше уровень ассертивности, тем индивид менее склонен проявлять чувство обиды. И, соответственно, чем менее индивид склонен проявлять чувство обиды, тем выше у него может быть выражен уровень ассертивности. На уровне значимости р = 0,05 выявлены коэффициенты двусторонней корреляции ассертивности и раздражения, р = – 0,290. То есть реакция раздражения находится на противоположном полюсе высокого уровня ассертивности, и чем более индивид проявляет чувство раздражения, тем менее в нём выражена ассертивность. И при более выраженной ассертивности уменьшаются показатели раздражения. Такие же результаты были получены между ассертивностью и подозрительностью р = -0,300, при этом имеется обратная корреляция, т.е с повышением уровня ассертивности понижаются показатели по шкале «Подозрительность». Ассертивность имеет отрицательную корреляцию с показателями по шкале «Совесть» р = – 0,289. Это означает, что испытуемые с более высокими показателями ассертивности менее склонны к чувству угрызения совести.
По шкалам интернальности методики УСК положительную корреляцию с ассертивностью показала шкала «Межличностные отношения» р = 0,047, это значит, что испытуемым с высокой ассертивностью свойственно брать на себя ответственность за свои отношения с близкими и с друзьями.
По шкалам осмысленности жизни методики СЖО положительную корреляцию с ассертивностью показала шкала «Цели в жизни» р = 0,029 это значит, что высокая ассертивность предполагает наличие ясных целей в жизни.
Таким образом, можно сделать вывод о наличии обратной взаимосвязи между ассертивностью и обидой, ассертивностью и раздражением, ассертивностью и подозрительностью, ассертивностью и совестью. То есть увеличение значения по одной из этих величин ведет к уменьшению уровня ассертивности, и наоборот. И прямую зависимость между ассертивностью и интернальностью в межличностных отношениях и наличием ясных целей в жизни, то есть увеличение значения по одной из этих величин ведет к увеличению уровня ассертивности, и наоборот.
Анализируя данные, полученные в ходе проведения исследования, можно сделать следующие выводы: с помощью коэффициента корреляции Пирсона обнаружена положительная корреляция. Это значит, что чем выше уровень ассертивности, тем выше интернальность в области межличностных отношений. Наибольшее количество корреляций высокой ассертивности было обнаружено со шкалами методики Басса – Дарки.
Наиболее высокий уровень корреляции (отрицательной) был показан между шкалой «Обида» и ассертивностью. Такая же корреляция была обнаружена и со шкалами: «Совесть», «Раздражение», «Подозрительность», то есть чем выше у испытуемого развита ассертивность, тем менее для него свойственны подозрительность, обидчивость, раздражительность и мучительные угрызения совести. А так как шкалы «Подозрительность» и «Обида» составляют враждебность, то при высокой ассертивности не наблюдается враждебности.
По шкалам методики СЖО между исследуемыми группами статистически значимые различия были найдены со шкалой «Цели в жизни» р = 0,29, что означает наличие положительной корреляции с ассертивностью.
По шкалам методики УСК между исследуемыми группами статистически значимые различия были найдены со шкалой «Межличностные отношения», р = 0,047, что означает наличие положительной корреляции с ассертивностью.
Заключение
Таким образом, условием выбора эффективной стратегии самореализации является устойчивый баланс, гармония блоков «хочу», «могу» и «надо». Такой баланс самореализации позволяет проявить ассертивность, которую можно рассматривать как предпосылку самореализации личности. Одним из важных критериев ассертивного поведения является умение слушать и умение задавать вопросы, что соответственно приводит к конструктивному взаимодействию. При этом ассертивное поведение противопоставляется манипулятивному и строится на уважении себя и другого, что может гарантировать нам выбор честных средств в достижении карьерного олимпа. Таким образом, самореализация связана с осуществлением своих потенциальных возможностей, жизненных планов и задач, что придаёт оптимистическое настроение, уверенность в себе и создаёт ощущение правильности осуществляемой деятельности.
Выявлено, что ассертивность связана с личностными свойствами и с самореализацией личности, люди с высокой ассертивностью имеют низкую враждебность, менее склонны к реакциям обиды и угрызениям совести, им свойственно наличие ясных целей и интернальный локус контроля в области межличностных отношений.