Одной из приоритетных задач в методике преподавания иностранных языков является поиск и внедрение эффективных методик, образовательных технологий и форм организации учебного процесса, которые бы отвечали требованиям современных стандартов образования, предусматривающих наличие у выпускников определенного набора компетенций, включающих, помимо иноязычной коммуникативной и межкультурной компетенций, также системные компетенции, такие как нестандартное творческое мышление, способность работать самостоятельно, ориентироваться в информационном пространстве и обучаться на протяжении всей своей жизни.
В контексте данного исследования в качестве одной из наиболее перспективных образовательных технологий, сочетающей в себе теоретические и практические составляющие, творческий потенциал и самоорганизацию обучающихся в процессе обучения, рассматривается проектно-ориентированное обучение. Использование метода проектов в обучении иностранным языкам делает актуальным поиск новых возможностей его применения.
Объект исследования – проектно-ориентированное обучение в контексте преподавания иностранного языка для специальных целей.
Цели исследования – теоретическое обоснование использования проектно-ориентированного обучения как образовательной технологии в процессе обучения иностранному языку и разработка методических рекомендаций по внедрению метода проектов в практику преподавания иностранного языка для специальных целей в образовательных организациях системы МВД России.
Материал и методы исследования
Основными методами исследования являются: теоретический анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблемам проектно-ориентированного обучения (метода проектов) в процессе преподавания иностранного языка для специальных целей, сравнительно-сопоставительный анализ, систематизация материалов по проблеме исследования.
Результаты исследования и их обсуждение
По мнению Н.Д. Гальсковой, «можно выделить качественные “ориентиры” современных технологий или методик обучения иностранным языкам как совокупности приемов, способов и форм обучения. В учебном процессе по иностранным языкам они:
– вовлекают каждого учащегося в активный познавательный и информационно-коммуникационный процесс, в том числе и прежде всего с помощью средств современных информационных технологий;
– позволяют создавать условия для практического применения каждым обучающимся приобретенных знаний, навыков и умений;
– помогают учащимся осознать, где, каким образом и для каких целей приобретаемые знания могут быть применены;
– развивают не только иноязычную коммуникативную компетенцию, но и личностные качества обучающегося, выдвигая в качестве доминирующей компоненты организации образовательного процесса по иностранным языкам интересы и ценности личности, ее способности и социально значимые качества» [1, с. 39].
Анализ перечисленных «ориентиров» позволяет утверждать, что проектно-ориентированное обучение (или, как принято говорить в отечественной педагогике, метод проектов) по праву относится к числу наиболее эффективных образовательных технологий. На наш взгляд, в условиях неязыковой образовательной организации «Иностранный язык» является той дисциплиной, в практике преподавания которой реализация проектно-ориентированного обучения имеет особое значение.
Становление и развитие теории и практики проектно-ориентированного обучения и проектной деятельности обучающихся связаны с научными поисками отечественных и зарубежных исследователей.
В последнее десятилетие были исследованы следующие вопросы, связанные с проектной деятельностью обучающихся: проектное обучение в профессиональной подготовке будущих специалистов, творческая проектная деятельность обучающихся, исследовательско-проектная деятельность как форма учебного сотрудничества; формирование готовности к проектной деятельности, формирование коммуникативной культуры в процессе проектного обучения и др. (М.Ю. Бухаркина, О.С. Виноградова, С.И. Горлицкая, В.В. Копылова, А.П. Кузнецова, Н.В. Матяш, О.М. Моисеева, И.Ю. Соловьева, Н.Ю. Пахомова, Е.С. Полат, Т.Е. Сахарова, Д.А. Слинкин, П.Р. Полякова, И.Д. Чечель и др.).
Ряд исследователей, занимавшихся проблемами использования потенциала проектного обучения в преподавании иностранного языка (Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, В.В. Копылова, И.В. Домбровская и др.), отмечают, что применение метода проектов при обучении иностранному языку для специальных целей позволяет переместить акцент с лингвистического аспекта на содержательный, исследовать проблемы и размышлять над их решением, используя язык как инструмент, сфокусировать внимание обучающихся не на структуре языка, а на решаемой проблеме, в том числе профессионально значимой.
Среди отечественных исследователей ведущее место занимают работы Е.С. Полат, которая определяет метод проектов как «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом» [2] и рассматривает использование потенциала метода проектов в обучении иностранным языкам.
Программными документами в области проектно-ориентированного обучения за рубежом можно считать разработки Института Бака по вопросам образования (Buck Institute for Education, USA). Исследователями Института в помощь педагогам, использующим метод проектов, разработана комплексная научно обоснованная модель «Золотой стандарт проектного обучения» в контексте ключевых знаний, информированности и формирования навыков достижения успеха, включающая в себя семь основных элементов:
– сложную проблему или проблемные вопросы – проект представляет собой значимую проблему, которую необходимо решить, или вопрос соответствующего уровня сложности, на который необходимо дать ответ;
– долгосрочное исследование – обучающиеся вовлечены в процесс постановки вопросов, поиска ресурсов и использования информации;
– аутентичность – проект включает реальный контекст, задачи и инструменты, стандарты качества либо затрагивает личные интересы и проблемные вопросы из жизни обучающихся;
– мнение обучающегося и его выбор – обучающиеся самостоятельно принимают некоторые решения относительно проекта, включая то, каким образом они работают, что создают и как выражают свои собственные идеи;
– рефлексию – обучающиеся и преподаватели анализируют эффективность результатов исследования и проектной деятельности, качество работы обучающихся, возникающие препятствия и стратегии их преодоления;
– критику и корректировку (редактирование) проекта – в результате обратной связи обучающиеся имеют возможность корректировать процесс и результат;
– открытый (доступный) продукт – обучающиеся предают гласности свою работу над проектом, делятся ее результатами, объясняя или представляя продукт проекта за пределами аудитории [3].
В исследовании «Project Based Learning. Evaluation report and executive summary (November 2016)», проведенном Фондом поддержки образования (Foundation Endowment Foundation), Великобритания, проектно-ориентированное обучение определяется как форма обучения, ориентированная на обучающихся и основанная на трех конструктивистских принципах: зависимость обучения от контекста, активность обучающихся в образовательном процессе и достижение целей посредством социального взаимодействия, взаимопонимания и обмена знаниями [4]. Проектно-ориентированное обучение считается особым типом обучения, в котором контекст обучения обеспечивается с помощью аутентичных вопросов и проблем, возникающих в реальной практике, которые приводят к получению значимого опыта в обучении.
P. Blumenfeld, B.J. Fishman, J. Krajcik, R.W. Marx и E. Soloway (2000), например, описывают процесс проектной методики как «необходимость предоставления обучающимся возможности для получения знаний, решая реальные проблемы путем постановки и уточнения вопросов, планирования и проведения исследований, сбора, анализа и интерпретации информации и данных, делая выводы и представляя отчет о результатах работы» [5].
Одним из требований к проведению научно-исследовательских работ в СибЮИ МВД России является изучение исследований, выполненных коллективами авторов на базе образовательных организаций системы МВД России и размещенных в Банке данных системы научно-технической информации МВД России. Среди изученных работ интерес для нашего исследования представляет научно-исследовательская работа «Лингводидактические основы реализации языковой подготовки в системе высшего профессионального образования», выполненная коллективом авторов под руководством А.Г. Мажаровой (Воронежский юридический институт МВД России). В работе отмечается, что резко возросший интерес к методу проектов, который довольно долго не считался эффективным способом языковой подготовки в условиях нелингвистической образовательной организации, обусловлен смещением акцентов на формирование не собственно языковой, а комплексной профессиональной компетенции обучающихся. В качестве эффективного средства, обеспечивающего создание нового информационного поля, рассматриваются телекоммуникационные проекты, которые предоставляют новые возможности в организации процесса формирования общекультурных компетенций, обеспечивают обширный доступ к информации и интерактивный диалог [6]. Анализ ряда работ позволяет констатировать, что в них фрагментарно затрагиваются проблемы проектно-ориентированного обучения и использования метода проектов в практике преподавания иностранного языка в образовательных организациях МВД. Вместе с тем проектно-ориентированное обучение (метод проектов) не становилось отдельным предметом научных исследований в образовательных организациях системы МВД России.
Большинство исследователей считают, что именно метод проектов является одним из наиболее эффективных и целесообразных методов обучения иностранным языкам, так как его использование не только способствует повышению коммуникативной компетенции, развитию языковой личности обучающихся, формирует их умения и навыки в основных видах речевой деятельности, создает условия для активной устной практики каждого обучающегося, но и стимулирует самостоятельную работу обучающихся по приобретению знаний, а также повышает их внутреннюю мотивацию и интерес к изучению иностранного языка.
Выбор того или иного типа проекта определяется тематическим содержанием курса иностранного языка для специальных целей, междисциплинарными связями, предпочтениями/интересами, а также уровнем языковой подготовки обучающихся. На практике нередко реализуются смешанные проекты, которые демонстрируют признаки как исследовательских и творческих, так и проектно-ориентированных работ.
В условиях реализации проектного метода как личностно-ориентированной образовательной технологии происходит изменение модели взаимодействия преподавателя с обучающимися. Обучающийся становится активным субъектом собственной учебно-познавательной деятельности, осознающим ее цель, способным планировать и осуществлять программу действий по ее достижению, ориентируясь на свои интересы и способности. Преподаватель в зависимости от этапа разработки проекта выступает в роли организатора (координатора), консультанта, фасилитатора или эксперта.
В курсе иностранного языка метод проектов может быть использован в рамках программного материала в соответствии с тематическим планом дисциплины с учетом практической значимости той или иной темы для обучающихся, формирования фоновых знаний в рамках специальных дисциплин, а также будущих профессиональных интересов специалистов.
Практика показывает, что в условиях обучения иностранному языку для специальных целей необходимо поэтапное введение обучающихся в контекст проектно-ориентированного обучения, а именно: выполнение проектных заданий на начальном этапе обучения языку специальности с переходом на подготовку краткосрочных практико-ориентированных проектов, интегрированных в практические занятия, с последующим выполнением практико-ориентированных междисциплинарных проектов, исследовательских междисциплинарных или информационных, а также творческих проектов.
Нам импонирует предложение З.А. Возна ввести понятия «проблемно-проектное содержание» и «проектно-тематический подход» в рамках преподавания дисциплины. Она отмечает, что «с точки зрения проектно-тематического подхода в каждой предложенной программой дисциплины теме можно сформировать проблему, которая станет основой для организации проекта. В таком случае сам курс будет рассматриваться как проект, который в свою очередь состоит из тематических частей, проектов, которые выполняются для конкретных учебных целей» [7].
В соответствии с тематическим планом дисциплины преподаватель определяет учебные проблемные ситуации, задачи и задания на основе предметного и междисциплинарного содержания, тем самым создавая тематическое поле проектов.
По нашему мнению, тематическое поле проектов – это своеобразный дидактический ресурс, ориентированный на применение технологии проектно-ориентированного обучения для решения целей и задач курса иностранного языка в неязыковом вузе с целью формирования иноязычной коммуникативной компетенции в контексте квазипрофессиональной деятельности.
В рамках данного исследования авторами представлено примерное тематическое поле проектов по дисциплинам «Иностранный язык», «Иностранный язык в сфере юриспруденции» (таблица).
Определяя тематическое поле, преподаватель должен помнить об оптимальном соотношении лингвистического аспекта и практико-ориентированного содержания, включающего в себя элементы будущей профессиональной деятельности обучающихся, о постановке перед ними коммуникативной проблемы, требующей решения квазипрофессиональной задачи в условиях учебного и/или квазипрофессионального группового либо парного общения, а также о сведении к минимуму текстовой информации с целью стимулирования дополнительного поиска.
Приведем пример учебного исследовательского междисциплинарного проекта «Юридические тексты» (дисциплина «Иностранный язык (углубленное изучение)»), в рамках которого обучающимся предлагается подготовить академическое эссе на английском языке, которое содержало бы информацию по одной из тем юридического спектра.
Данный проект выполняется по материалам монографии «Introduction to Criminal Investigation: Processes, Practices and Thinking», авторы Rod Gail and Darry Plecas [8].
Тематическое поле проектов по дисциплинам «Иностранный язык», «Иностранный язык в сфере юриспруденции»
Тема (в соответствии с тематическим планом дисциплины) |
Тематическое поле проектов |
Personal Data. Biography |
• 5 Smart Ways to Improve your Speaking Skills. • Who am I? What am I? • No one is you and that is your power. • You are not your resume, you are your work. |
Higher Legal Education. Types of Legal Profession |
• Education is the bridge between you and successful life. • A good education is a foundation for a better future. |
Training of Police Officers. Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation |
• My path – from a cadet of a police academy to the police officer. • The Institute I study at. • Siberian Law Institute of the MIA of Russia – this is where my career begins. • Open Doors Day at SLI of MIA of Russia. |
Youth and Drugs. Drug Prevention. |
• Say No to Drugs. • Don’t fall into death trap. • I have big plans for my future that’s why I choose to be drug free |
Crimes. Drug Related Crimes |
• Small crimes always precede great ones. • Poverty is the Parent of revolution and Crime (Aristotle) • Drugs and Crime: Is there any relationship? |
Functions of Police. Basic Police Activities |
• Being a good police officer is one of the most difficult, dangerous, idealistic jobs in the world. • All women are created equal, but only the finest (the best) become police officers. |
Punishment. Types of Punishment |
• Injustice Anywhere is the Threat of Justice Everywhere • Death Penalty. Pros and Cons |
Investigation of Crime |
• How to Be a Good Detective • What makes a good investigator? • Inside The Mind of A Detective: What Skills Do You Need? |
My Future Profession is a Law Enforcement Officer |
• To be or not to be … a police officer. • Police officer … Be a force for all! • My parents are police officers • So, you want to be a police officer … |
Crime Scene Investigation |
• Every contact leaves a trace • Have you found and collected all evidence at the crime scene? |
Предлагается следующая тематика (на выбор): Some Important Basic Concepts of Criminal Investigation; What You Need To Know About Evidence; The Process of Investigation; Strategic Investigative Response; Applying the Investigative Tools; Witness Management; Crime Scene Management; Interviewing, Questioning, and Interrogation; Forensic Sciences.
В реализации данного проекта можно выделить несколько этапов.
I этап – подготовка: преподаватель проводит занятие, представляя информацию о понятии академического эссе, его структуре, использовании вводных фраз для его структурирования; происходят деление участников на группы, выбор темы академического эссе и ее утверждение.
II этап – планирование: формулирование обучающимися собственных задач; активное обсуждение, в процессе которого участниками групп вырабатывается план действий по выполнению поставленных ими задач; анализ возникающей проблемы: что уже есть и что нужно было бы сделать. Значимость данного этапа состоит в создании банка идей и предложений.
III этап – исследование: на данном этапе проводятся тщательный отбор текстового материала, содержащего актуальную информацию по заданной теме, и его обсуждение; составляется план эссе, который может быть проверен преподавателем при необходимости. После этого обучающиеся приступают к подготовке собственного академического эссе по выбранной теме.
IV этап – результаты и выводы: обучающиеся завершают структурирование академического эссе и приступают к уточнению и анализу собранной ранее информации; формулируют выводы.
V этап – презентация: происходит в виде монолога представителя/представителей каждой группы или группы в полном составе. Вопросы преподавателя, аудитории позволяют организовать дискуссию, в ходе которой демонстрируются интерес к рассматриваемым вопросам со стороны слушающих, умение участников проекта аргументировать свою точку зрения в рамках представленного продукта проектной работы.
VI этап – оценка результатов: обмен мнениями о выполненной работе; коллективное обсуждение эффективности данного метода как способа развития иноязычной компетенции обучающихся, а также средства получения профессионально значимой информации.
С целью проведения адекватного оценивания можно выделить следующие критерии: глубина анализа информации; четкость изложения материала, полнота исследования; логичность и последовательность изложения материала; соблюдение структуры академического эссе; уровень стилевого оформления материала (использование вводных фраз).
Для выбора тем подобных проектов можно предложить следующую тематику в рамках междисциплинарной интеграции: What are Powers & Duties of Police?; Why Police-Community Relationships Are Important; The Problem of Interrogation-Induced False Confession; Interviewing, Questioning, and Interrogation; Police: Crime-Scene Investigation and Forensic Sciences.
Считаем возможным и даже необходимым при определении тематики подобных проектов проведение консультаций с преподавателями специальных дисциплин с целью использования результата (продукта) проекта в дальнейшей работе обучающихся (при подготовке реферата, выпускной квалификационной работы и др.).
Несмотря на ряд преимуществ проектного метода при изучении иностранного языка, для его применения в условиях образовательной организации МВД России могут возникнуть определенные препятствия, связанные со спецификой учебного процесса в данных учебных заведениях. Во-первых, это значительное количество времени, которое требуется как на подготовку, так и на реализацию проектного метода в условиях совмещения обучающимися учебной и служебной деятельности. Во-вторых, это отсутствие у обучающихся навыков самостоятельной работы. Еще одним препятствием может быть недостаточный уровень иноязычной подготовки основной массы обучающихся. Кроме того, раздельное (по времени) преподавание профессионально ориентированного иностранного языка и профильных дисциплин затрудняет успешную реализацию междисциплинарных проектов. Однако в процессе подготовки и реализации проекта обучающиеся могут обогащать свои знания по профильным дисциплинам средствами иностранного языка. В связи с отмеченным выше дефицитом времени обучающихся на подготовку проекта считаем целесообразным в образовательных организациях системы МВД России организовать реализацию краткосрочных тематических междисциплинарных практико-ориентированных проектов и их интеграцию в систему практических занятий.
Мы согласны с И.Н. Айнутдиновой, что «грамотно выстроенная система проектной деятельности, нацеленная на интеграцию профессиональной и иноязычной подготовки будущих специалистов и опосредованная междисциплинарными связями в вузе, может рассматриваться педагогическим сообществом как эффективный драйвер инновационного образования … » [9, с. 79].
Вместе с тем мы разделяем мнение Л.И. Палаевой о том, что «не стоит рассматривать метод проектов как основной, определяющий стратегию обучения иностранным языкам, претендующий на то, чтобы вытеснить другие методы и виды учебной деятельности. Метод проектов – это лишь один из компонентов образовательного процесса, который может быть эффективно использован на различных этапах обучения, дополняя любые другие методы в условиях вариативности обучения иностранному языку, и позволяющий оптимизировать процесс обучения иностранным языкам» [10, с. 24].
Заключение
В условиях обучения иностранному языку для специальных целей применение метода проектов имеет ряд преимуществ, к которым можно отнести: высокую коммуникативную направленность проектного метода; активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс, развитие их самостоятельности и инициативности; создание языковой среды, способствующей развитию естественной потребности в общении на иностранном языке, повышению мотивации в изучении языка специальности; развитие у обучающихся способности интегрировать знания из различных предметных областей и использовать полученные результаты в практической деятельности; формирование у обучающихся навыков исследовательской работы (поиска информации; работы со справочной литературой, интернет-ресурсами; обработки полученных данных).
Метод проектов наряду с активными и интерактивными методами способствует накоплению обучающимися языкового и речевого опыта, дает возможность значительно интенсифицировать учебный процесс, активизировать учебную деятельность обучающихся, сделать ее продуктивной и непосредственно связать изучение языка с контекстом будущей профессиональной деятельности.