А.В. Каменец, И.А. Урмина в своих научных исследованиях пишут о том, что «досуг – это особая форма организации свободного времени учащегося для реализации своих интересов. Внеклассным занятием в начальной школе в рамах ФГОС называют свободное время под руководством педагога» [1, с. 27].
В наше время тема «Теория и практика организации досуга современных младших школьников» очень актуальна, потому что досуг младших школьников очень важен в школьной жизни. Досуг может быть важным фактором физического и нравственного развития детей. Особая ценность в организации досуговой деятельности состоит в том, что свободное время может помочь ребенку получить максимум удовольствия и открыть для него самого новые творческие способности.
Цель исследования: изучить теорию организации досуга современных младших школьников.
Методы исследования:
1) теоретические: анализ, синтез;
2) эмпирические: анализ педагогической литературы по теме исследования.
В связи с тем, что образование и воспитание тесно связаны в проведении досуга, необходимо учитывать методы обучения, которые могут быть непосредственно применены учителями к любому способу организации досуга ребенка. В современной образовательной системе, помимо признания личностно-ориентированной модели взаимодействия, согласно которой учитель и ребенок являются субъектом образовательного процесса, определенная роль отводится методам воспитательного воздействия. При проведении практической деятельности учитель занимает одно из важнейших мест. Основные методы сотворчества и сотрудничества с детьми – игровые, театрализованные, соревновательные, импровизационные, воспитывающие. Эти методы активно используются при организации досуговой деятельности детей.
Нами были подробно рассмотрены методы досуговой деятельности, которые описывает А.Ф. Воловик:
«1) методы массового воздействия. Их использование заключается во включении детей в программу массовых игр;
2) методы театрализации. Театрализованные мероприятия для детей включают бесконечное множество занятий и социальных ролей. Метод театрализации создает эффектную активную ситуацию, в которой каждый, кто участвует, является не просто пассивным зрителем, а активно реагирующим зрителем;
3) методы игры и игрового тренинга. Игровая деятельность занимает значительное место в жизни ребенка младшего школьного возраста;
4) метод наглядности и иллюстрирования. Данный метод способствует реализации дидактического принципа наглядности при обучении, развивает наблюдательность, наглядно-образное мышление, зрительную память и внимание» [2, с. 102].
Все перечисленные методы в совокупности помогают эффективно организовать игровую деятельность детей и получить видимые результаты.
Учителю необходимо в досуговой деятельности творчески моделировать различные методы воспитания и обучения детей. Выбор методов зависит от содержания досуговой деятельности, возраста учеников и характера занятий. Досуг строится на позиции сотрудничества. Она требует конфиденциального и доверительного общения. Это общение основано на межличностном общении, которое позволяет партнерам понимать и принимать позицию друг друга и отстаивать свои собственные суждения.
На основе анализа современного опыта организации детского досуга, являющегося одной из наиболее распространенных и эффективных форм, выделяется педагогическая анимация, задача которой – объединить различные формы досуга, в том числе игры, театрализацию, а также массовые праздники и т.д.
Эта форма организации детского досуга пришла к нам из-за границы. В нашей стране педагогическая анимация также набирает популярность как одна из самых эффективных форм организации досуга детей. Педагогическая анимация направлена, в первую очередь, на организацию поддержки учащихся в преодолении трудностей в обучении.
Организаторы досуга младших школьников часто используют театральную анимацию. М.Б. Зацепина дает следующее определение понятию «театральная анимация» – «это агитационная и образовательная деятельность, цель которой – познакомить детей и молодежь с драматической игрой и восприятием культурных представлений. Театральную анимацию не следует рассматривать как побочный продукт театрального творчества, поскольку зрители должны быть заинтересованы в понимании важности театрального творчества и возможности участвовать в нем» [3, с. 39].
Кроме того, в настоящее время игровая деятельность приобретает особое значение в организации культурно-досуговых мероприятий с детьми младшего школьного возраста, поскольку в этом возрасте игра позволяет каждому ребенку почувствовать себя субъектом, проявить и развить свою личность. Влияние игры отражается в самоопределении жизни младших школьников, в формировании коммуникативной уникальности личности, в эмоциональной устойчивости и в способности включаться в растущую ролевую динамику современного общества.
Мастерство организатора досуговой деятельности заключается в способности проникать в сферу духовных интересов детей, умело используя при этом весь арсенал игровых программ для воздействия на них, а также гибко сочетать основные цели воспитания и обучения с конкретными задачами практики, побуждать детей младшего школьного возраста к самостоятельности, активности и развитию творческих способностей.
Рекомендуемое время проведения досуговой деятельности для младших школьников – 35–45 мин (подвижные игры – до 1 ч) [4, с. 32].
В наши дни учителя не до конца понимают суть игры как важнейшей сферы духовной жизни ребенка. Без игры невозможно ни развитие мышления, ни нравственное развитие личности ребенка.
Нами был проведен анализ организации досуговой деятельности учеников младшего школьного возраста на базе МБОУ СОШ № 15 г. Нерюнгри.
Учреждение предоставляет детям младшего школьного возраста возможность для разностороннего развития, укрепления здоровья и самоопределения, обогащает содержание базового образования, улучшает социальную и образовательную функцию и создает условия для организации досуговой деятельности детей.
Учителя МБОУ СОШ № 15 постоянно работают над усилением роли игры в формировании досуга подрастающего поколения, поддержке любительского творчества, социальной и культурной активности населения, организации досуга и отдыха, пропаганде здорового образа жизни.
В перечень услуг по организации досуга, предлагаемых учреждением, входят:
«1) создавать и организовывать работу клубных формирований (кружков, творческих коллективов, клубов по интересам и др.);
2) организация и проведение культурных мероприятий для культурно-досуговых мероприятий с младшими школьниками (концерты, фестивали, выставки, литературные и музыкальные вечера и т.д.)» [5].
Перечень дополнительных образовательных программ в учреждении формируется на основании социологического опроса потребителей услуг. В этом году разработаны и внедрены в образовательный процесс новая программа общекультурной направленности «Инжинириум» и студия лепки японской глиной.
Итак, мы анализируем досуговую деятельность с младшими школьниками в МБОУ СОШ № 15 г. Нерюнгри. Одно из главных направлений – это развитие новых форм. Сегодня каждое образовательное учреждение ищет свой путь повышения эффективности своей деятельности. Перед коллективом МБОУ СОШ № 15 г. Нерюнгри стоит задача совершенствования досуговой деятельности младших школьников, обогащения ее новыми идеями и систематизации.
В целях активизации обучающихся, развития интереса к занятиям педагоги МБОУ СОШ № 15 г. Нерюнгри внедряют нетрадиционные формы занятий:
1) занятие-игра (путешествие, конкурс, сказка, викторина и др.);
2) занятие – ролевая игра (творческая мастерская, работа в бригадах, магазин игрушек, театральное представление и др.);
3) метод проблемного обучения (мозговую атаку, постановку спорных вопросов), неожиданный вопрос или ситуацию;
4) для более эффективного проведения занятий – использование информационных технологий (ИКТ) (мультимедийной презентации, виртуальной экскурсии, практикума, динамических презентаций по темам и др.);
5) проектную деятельность – одну из современных форм проведения занятий. Подразумевает реализацию мини-проектов по теме или разделу программы;
6) мастер-классы – обучающиеся творческих групп проводят мастер-класс для детей первого года обучения.
Для определения уровня удовлетворенности потребителей качеством досуговой деятельности детей младшего школьного возраста в марте 2021 г. было проведено анкетирование среди обучающихся МБОУ СОШ № 15 г. Нерюнгри и их родителей.
Целями проведения данного исследования были:
1) выявление интереса детей младшего школьного возраста по направлениям досуговой деятельности МБОУ СОШ № 15;
2) получение отражения реального состояния дополнительного образования, анализ динамики развития учреждения.
В ходе анализа анкет выяснилось, что из 62 опрошенных большинство детей посещают дополнительные занятия еженедельно и им интересно принимать участие в досуговой деятельности.
По итогам анкетирования младших школьников выявлено следующее.
На вопрос: «Какие мероприятия вам больше нравятся?» нами были получены следующие ответы, которые представлены на рис. 1.
Ответы на данный вопрос показали, что большинство детей младшего школьного возраста готовы содержательно заниматься досуговой деятельностью.
Рис. 1. Ответы детей на вопрос: «Какие мероприятия вам больше нравятся?»
Рис. 2. Ответы детей на вопрос: «В каком кружке ты бы хотел (а) заниматься?»
На вопрос: «В каком кружке ты бы хотел(а) заниматься?» нами были получены следующие результаты, которые показаны на рис. 2.
Ответы на этот вопрос подтвердили необходимость создания в МБОУ СОШ № 15 г. Нерюнгри кружков и студий общекультурного и декоративно-прикладного направления.
При ответе на следующий вопрос: «Чем бы вы еще хотели заниматься?» в МБОУ СОШ № 15 г. Нерюнгри младшие школьники предложили экскурсии, подвижные игры.
В социологическом опросе на тему определения уровня удовлетворенности потребителей качеством досуговой деятельности детей младшего школьного возраста приняли участие 67 родителей обучающихся МБОУ СОШ № 15. По вопросу обоснования устройства ребенка в кружок или секцию по тому или иному направлению дополнительного образования родители руководствовались интересами школьника – 43 человека, желанием проявить способности ребенка – 21 человек, тем, друзья ребенка посещают данное объединение, – 6 человек.
Главный смысл организации досуговой деятельности детей младшего школьного возраста в МБОУ СОШ № 15 г. Нерюнгри 51 опрошенных родителей видят в проявлении и раскрытии способностей их ребенка, в развитии его творческих способностей – 38, в развитии его интересов и потребностей – 21, в познании и проявлении индивидуальных особенностей – 12.
На вопрос о доступности получения дополнительных образовательных услуг в МБОУ СОШ № 15 г. Нерюнгри 95 % опрошенных ответили положительно, 5 % считают получение дополнительных услуг недоступным.
Наиболее привлекательными направлениями в досуговой деятельности МБОУ СОШ № 15 г. Нерюнгри, по мнению родителей, являются общекультурное – 46 %, далее – спортивно-оздоровительное – 38 %, по 11 % – интеллектуальное и духовно-нравственное.
По сравнению с предыдущим годом увеличилось количество желающих заниматься в кружках интеллектуальной направленности (робототехника, лего-конструирование и т.д.), на 4 % – общекультурной направленности (хореографией, музыкой, изобразительным искусством, театральной деятельностью), в спортивно-оздоровительных секциях – на 6 %.
На основании проведенного исследования по досуговой деятельности с младшими школьниками в МБОУ СОШ № 15 г. Нерюнгри можно заключить, что образовательное учреждение уделяет достаточное внимание таким направлениям досуговой деятельности, как: спортивно-оздоровительное, интеллектуальное, общекультурное, духовно-нравственное и социальное.
Заключение
Нами были рассмотрены и изучены теоретические основы организации досуговой деятельность детей младшего школьного возраста. Методы организации досуга, с одной стороны, перекликаются с методами обучения, с другой – отличаются от общепринятых методов обучения или наполнены другим содержанием. Нами были проанализированы методы игры и игрового обучения, театрализация, духовный контакт, поддержание ситуаций и импровизация. Досуговая деятельность может стать стимулом для развития личности ребенка. В этом и заключаются ее расширенные возможности. Но неправильно организованный досуг может явиться фактором виктимизации ребенка. Следовательно, организация досуга детей на практике с точки зрения влияния на личность должна выходить далеко за рамки досуга. Это масштабная социальная акция, целью которой является разностороннее развитие личности ребенка.