Сегодня проблемы воспитания молодежи волнуют всех и носят глобальный характер. Социальная апатия, бездуховность, криминализация молодежной среды, деспотическое влияние массовой культуры, широкое распространение алкоголизма и наркомании носят глобальный характер. В нашей стране эти проблемы усугубляются кризисным состоянием общества. Многие острейшие вопросы воспитания из чисто педагогических становятся все в большей степени социокультурными, а значит, требуют объединенных надведомственных усилий [1].
Вот почему сегодня актуализируется социально ориентированное воспитание молодежи в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (СПО).
Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия воспитания социальной ориентированности обучающихся колледжа и экспериментально проверить их эффективность.
Материалы и методы исследования
Теорией и методикой воспитания занимались В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Е.В. Бондаревская, Н.А. Морева, Е.В. Демкина, Н.Л. Худякова и др. Вопросам социально ориентированного воспитания посвятили свои исследования Р.А. Литвак, Т.А. Ромм, А.В. Мудрик. В области социального воспитания исследования проводили Д.А. Данилов, А.Г. Корнилова и др.
Cоциальное воспитание – это составная часть процесса социализации, педагогически регулируемая и направленная на формирование социальной зрелости и развитие личности посредством включения ее в различные виды социальных отношений в общении, игре, в учебной и общественно полезной деятельности [2, с. 56].
Относительно социально контролируемую социализацию – воспитание – можно определить как относительно осмысленное и более или менее целенаправленное взращивание человека, которое происходит в различных сегментах общества и государства в рамках организаций и групп, цели, ценности, нормы и содержание жизнедеятельности которых имеют определенную специфику, не идентичны, а порой противоречивы [3, с. 18]. Из этого следует, что под социальным воспитанием мы понимаем процесс успешной социализации молодого человека в окружающем его социуме.
Социально ориентированная направленность воспитания обусловливается успешностью будущей профессиональной деятельности молодого специалиста. Успешная социализация зависит от степени его социальной и профессиональной адаптации в обществе. На адаптацию молодого человека в социуме влияет окружающая его социальная среда [4].
В социокультурном плане социальная ориентированность проявляется в том, насколько личность соответствует насущным запросам общества на данном этапе исторического развития, насколько личность может взять на себя ответственность за будущее своей страны. В личностном контексте социальная ориентированность проявляется в высоком уровне социальной активности, направленной, прежде всего, на формирование самого себя в соответствии с заданными целями и на преобразование внешней экологической и социальной среды [5].
Обучение и воспитание как главные компоненты педагогики неразрывно связаны между собой. Как справедливо утверждает Д.А. Данилов, «…в сфере образования на первое выдвигается формирование и развитие личности, и в образовании приоритетным среди трех его компонентов выступает воспитание» [6, с. 89]. Воспитание как компонент педагогики выходит на передовую позицию.
Для реализации социально ориентированного воспитания должны быть созданы условия: деятельность специально подготовленных людей (педагогов, воспитателей, социальных педагогов и психологов-педагогов, кураторов-педагогов и т.п.), наличие базы, где должен происходить сам процесс (материально-технической базы, современной компьютерной техники); необходимы учет особенностей, специфики подготовки студентов, влияющих на социализацию студентов, учет индивидуальных особенностей студента, участие социальных партнеров (социальных институтов, структурных подразделений культуры, спорта, министерств здравоохранения и труда и социальной защиты населения и т.д.), использование педагогической технологии (воспитательных мероприятий социально ориентированного характера).
В студенческом общежитии проживает 661 студент из 9 образовательных организаций, в том числе из 8 учебных заведений СПО [7, с. 224].
Количество студентов, проживающих в студенческом общежитии, представлено в табл. 1.
Таблица 1
Количество студентов, проживающих в общежитии 2019–2020 уч. году
№ п/п |
Наименование образовательной организации |
Кол-во студентов |
ВСЕГО |
672 |
|
Учебное заведение СПО |
Из них |
|
1 |
ГБПОУ РС (Я) «Якутский индустриально-педагогический колледж» |
210 |
2 |
ГАПОУ РС (Я) «Якутский промышленный колледж» |
30 |
3 |
ГБПОУ РС (Я) «Якутский колледж технологии и дизайна традиционных промыслов народов Якутии» |
80 |
4 |
ГБПОУ РС (Я) «Якутский коммунально-строительный техникум» |
80 |
5 |
ГБПОУ РС (Я) «Якутский колледж культуры и искусства» |
132 |
6 |
ГБПОУ РС (Я) «Якутское художественное училище (колледж) им. П.П. Романова» |
47 |
7 |
ГБПОУ РС (Я) «Якутский музыкальный колледж (училище) им. М.Н. Жиркова» |
47 |
8 |
ГБОУ СПО РС (Я) «Якутский педагогический колледж им. С.Ф. Гоголева» |
46 |
Принимая во внимание определения особенностей процесса воспитания специалистов среднего звена (ССЗ) в учреждении среднего профессионального образования [8], обоснуем следующую особенность в организации социально ориентированного воспитания студентов, проживающих в студенческом общежитии колледжа.
Воспитательная работа в данном общежитии имеет свою социально ориентированную специфику. Особенностью является осуществление педагогической деятельности с учетом направлений подготовки специалистов. Совместное проживание студентов из разных учебных заведений СПО подразумевает усовершенствованную педагогическую технологию, углубленное профессиональное взаимодействие субъектов педагогического процесса. Педагогическому коллективу приходится работать со студентами данного колледжа, но разных направлений подготовки, что создает дополнительные условия для социально ориентированного воспитания молодежи, расширяет взаимодействие социальных институтов социума, таким способом благоприятно воздействует на социализацию студентов в социуме.
При организации педагогической деятельности необходим учет особенностей обучающихся учреждений СПО, связанных со спецификой каждого профиля профессионального образования (педагогического, промышленного, культурно-просветительского, коммунально-строительного).
Педагогическая деятельность осуществляется 13 специально подготовленными работниками, такими как: заведующий общежитием (1), старший воспитатель (1), социальный педагог (1), педагог-психолог (1), воспитатели (9). Из них 12 имеют высшее педагогическое образование, 1 – среднее специальное образование (педагогическое), по квалификационной категории: соответствуют занимаемой должности – 7, первой – 4, высшей – 2.
Работа с социальными партнерами. В целях профилактической работы со студентами педагогический коллектив активно взаимодействует с ведомственными органами государственной власти в области здравоохранения, спорта, культуры, общественными организациями Республики и т.д.
В целях эффективной работы по профилактике правонарушений студентов-первокурсников на основании ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в колледже была разработана программа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних студентов на 2017–2018 и 2018–2019 уч. годы.
Результаты исследования и их обсуждение
Воспитательный процесс выстраивается исходя из специфики, особенностей профессионального и социального воспитания студентов колледжа.
Социально ориентированное воспитание ведется по следующим направлениям.
1. Успешная социализация студентов- первокурсников
Одним из главных направлений воспитательной работы выступает социализация студентов – адаптация студентов-первокурсников. Социализации студентов-первокурсников уделено большое внимание, так как их личности не сформировались в силу психолого-возрастных особенностей. Их возраст совпадает с поздним подростковым периодом – 15–17 лет. Этим студентам в период адаптации психолого-педагогическая помощь оказывается в первую очередь.
2. Привлечение социальных партнеров, ведомственных органов Республики
Педагогический коллектив активно взаимодействует с ведомственными органами Республики: Республиканским наркологическим диспансером РС (Я) и т.д.
3. Проведение воспитательных мероприятий социально ориентированного характера с уклоном на профессиональное, социальное воспитание и мероприятий с привлечением социальных партнеров
Цель: формирование осознанного принятия основных социальных ролей в обществе; навыков успешной социализации; коммуникативной компетенции, необходимой для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе. Проводятся мероприятия по направлению «Социально ориентированное и профессиональное воспитание» с привлечением социальных партнеров.
Опытно-экспериментальная работа (ОЭР) проходила в общежитии на базе ГБПОУ РС (Я) «ЯИПК» в конце 2019–2020 уч. года.
Сформированы 2 группы для эксперимента в количестве 70 студентов-первокурсников: контрольная группа и экспериментальная группа по 35 человек.
Участники 2 групп выбраны из числа студентов-первокурсников следующих учебных групп: «Техник-сварщик-5», «Мастер производственного обучения-57», «Мастер производственного обучения-56», «Электрогазосварщик-22», «Техник-механик-35», «Автомеханик».
Исследование проведено в 3 этапа: констатирующий (сентябрь–октябрь 2019 г.), формирующий (март–апрель 2020 г.) и контрольный (май 2020 г.).
Социализация студентов-первокурсников оценивается показателями адаптированности к учебной деятельности, уровня социального развития и воспитанности.
Для выявления показателей «Уровень социального развития» и «Уровень воспитанности» проведено тестирование по адаптированной методике «МБОУ СОШ г. Щиргы Курской области», показатель «Адаптированность студентов к учебной деятельности» определен на основании адаптированной и модифицированной методике тестирования Т.Д. Дубовицкой и А.В. Крылова «Адаптированность студентов в вузе».
Воспитательное влияние на обучающихся оказывают: адаптация, посещаемость учебных занятий, организация досуга, правовое воспитание, индивидуальная профилактическая работа.
Уровни социализации КГ и ЭГ студентов-первокурсников трех этапов представлены в табл. 2.
Таблица 2
Уровни социализации контрольной и экспериментальной групп студентов-первокурсников (констатирующий, формирующий и контрольный этапы)
Этапы |
Группа обучающихся |
Контрольная и экспериментальная группы |
|||||||
«Нет» (низкий) |
«Иногда» (средний) |
«Всегда» (высокий) |
Итого |
||||||
1 |
Контрольная группа констатирующего этапа |
10 |
28,57 |
13 |
37,14 |
12 |
34,29 |
35 |
100 |
Экспериментальная группа констатирующего этапа |
11 |
31,43 |
13 |
37,14 |
11 |
31,43 |
35 |
100 |
|
2 |
Экспериментальная группа формирующего этапа в начале эксперимента |
10 |
30,00 |
14 |
38,57 |
11 |
31,43 |
35 |
100 |
Экспериментальная группа формирующего этапа в ходе эксперимента |
6 |
17,00 |
13 |
37,86 |
16 |
47,14 |
35 |
100 |
|
3 |
Контрольная группа констатирующего этапа |
10 |
28,57 |
13 |
37,14 |
12 |
34,29 |
35 |
100 |
Экспериментальная группа контрольного этапа |
5 |
14,15 |
7 |
20,14 |
23 |
65,71 |
35 |
100 |
Диагностика уровня социализации студентов-первокурсников представлена в виде диаграммы на рисунке.
Диагностика уровня социализации студентов-первокурсников
Уровни показателей контрольных и экспериментальных групп (ЭГ и КГ) студентов-первокурсников отражены по критериям в следующих рядах диаграммы.
Первый ряд – КГ констатирующего этапа.
Второй ряд – ЭГ констатирующего этапа.
Третий ряд – ЭГ в начале формирующего этапа.
Четвертый ряд – ЭГ в ходе формирующего этапа.
Пятый ряд – КГ констатирующего этапа.
Шестой ряд – ЭГ на контрольном этапе.
Диагностика уровня социализации студентов-первокурсников представлена в виде диаграммы на рисунке. Из диаграммы видно, что уровни социализации студентов-первокурсников на констатирующем и контрольном этапах эксперимента соотносятся следующим образом:
– первый и второй ряды: высокие уровни – 34,29 % и 65,71 %, средние уровни – 37,14 % и 20,14 %, низкие уровни – 28,57 % и 14,15 % КГ и ЭГ соответственно.
В результате воспитательной работы педагогического коллектива по социально ориентированному воспитанию подрастающего поколения определен высокий уровень социализации.
Таким образом, в результате проведения трех этапов исследования прослеживается положительная динамика изменения уровней показателей социализации студентов-первокурсников.
Выводы
Анализ педагогической деятельности работников общежития и исследования по выявлению уровня социализации студентов-первокурсников колледжа позволяют сделать вывод, что созданы педагогические условия для проведения социально ориентированного воспитания:
– приоритет успешной социализации обучающихся как важного компонента социально ориентированного воспитания;
– привлечение социальных партнеров как эффективная организация социализации молодежи в окружающий социум;
– функционирование специальной социально-психологической службы для студентов, проживающих в общежитии, в целях успешной социализации и оказания психолого-педагогической помощи студентам-первокурсникам;
– использование инновационных педагогических технологий; преимущество уделяется воспитательным мероприятиям социально ориентированного направления.