Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

DEVELOPMENT OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF EMERGENCY MEDICAL DOCTORS AS A CONDITION FOR THEIR SUCCESSFUL PROFESSIONAL ACTIVITY

Bratukhin A.G. 1 Bratukhina E.A. 1 Razhina N.Yu. 1 Butorin A.V. 1 Blokh A.I. 1
1 Omsk State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation
The problem of developing professionally important qualities of a doctor at the stage of professional training is relevant, since it is often difficult or impossible for young specialists to cope with the tasks that arise before them in clinical situations. This is especially important for such areas of medical activity as emergency medical care. In the conditions of this professional activity, the doctor’s personality is influenced by a large number of psychotraumatic situations. These include high intellectual, physical and emotional overload, a high percent of responsibility for the life and health of patients, and the necessity to act in conditions of extreme time scarcity. In this regard, the purpose of our research is to identify the ideas about the professional qualities of emergency medical specialists. The practical significance of the research results consists in the fact that on their basis it is planned to develop training programs and methods for the successful training of future doctors in this field. The fragmentary and insufficient ideas of medical university students about the professionally important qualities necessary for mastering are revealed in the course of the study. The results of an expert survey of doctors about the significant professionally important qualities of specialists working in the field of emergency medical care were also obtained. Recommendations for the development of the necessary qualities in the conditions of studying at the university are offered.
emergency physicians
professionally important qualities
mental processes
professional training
curriculum

Профессиональное развитие врача представляет собой постепенный и постоянный процесс не только приобретения знаний, умений и навыков, но и развития профессионально важных качеств. Эффективность деятельности врача в значительной степени определяется как уровнем его профессиональных умений, так и структурой профессиональных интересов, отношением к профессиональной деятельности, особенностями трудовых мотивационных процессов. В настоящее время профессиональная деятельность большинства врачей осуществляется в крайне напряженных условиях: возросли физические и интеллектуальные нагрузки, предъявляются повышенные требования к функционированию психических процессов медицинских работников. Необходимость решать разнообразные клинические задачи в условиях дефицита времени диктует также требования к совокупности личностных качеств, позволяющих врачу успешно в таких условиях взаимодействовать с пациентами, с родственниками пациентов и решать множество профессиональных задач.

Скорая медицинская помощь – это система организации круглосуточной экстренной медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях и заболеваниях на месте происшествия и в пути следования в лечебно-профилактические учреждения.

Деятельность врачей скорой медицинской помощи проходит в условиях высокого интеллектуального, физического и психоэмоционального напряжения, поскольку они первыми оказывают помощь в любых условиях. Врачи данной специальности всегда должны быть готовы к осуществлению профессиональной деятельности в условиях психотравмирующих ситуаций. Высокая эмоциональная насыщенность их деятельности может способствовать приобретению синдрома эмоционального выгорания и хронической усталости [1]. К характеристикам деятельности врача скорой медицинской помощи относят необходимость оказывать помощь в условиях дефицита времени, в непредсказуемой обстановке, в ситуации недостатка информации [2].

Поэтому студентам медицинского вуза, которые хотят посвятить себя работе в экстренных службах или в бригадах скорой медицинской помощи, нужно иметь представления о профессионально значимых качествах, помогающих реализовывать такую деятельность, чтобы в процессе профессионального обучения приобретать или развивать необходимые качества. Профессионально важные качества представляют собой различные динамические характеристики личности, включающие психические и психомоторные свойства, а также физические качества и личностные свойства, соответствующие требованиям, которые предъявляются к человеку определенной профессии, и способствующие успешной самореализации в этой профессии [3].

При несомненной значимости изучения профессионально важных качеств врачей скорой медицинской помощи с целью успешной реализации и совершенствования их профессиональной деятельности специальных исследований, посвященных выявлению спектра таких качеств, не проводилось.

Таким образом, целью нашего исследования является выявление профессионально важных качеств, обеспечивающих эффективную деятельность врачей скорой медицинской помощи.

Задачи исследования

1. Определение представлений студентов медицинского вуза, обучающихся по специальности «Лечебное дело», о качествах, необходимых для успешной деятельности в сфере скорой медицинской помощи.

2. Выявление экспертных оценок профессионально важных качеств, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности специалистов скорой медицинской помощи.

3. Определение различий в представлениях экспертов и студентов медицинского вуза о профессионально важных качествах, обеспечивающих эффективность деятельности врачей скорой медицинской помощи.

4. Разработка практических рекомендаций по внедрению в рабочие программы учебных дисциплин и учебно-методические комплексы тем и заданий, способствующих развитию профессионально важных качеств врачей скорой медицинской помощи.

Материалы и методы исследования

На первом этапе в исследовании приняли участие студенты второго и третьего курсов медицинского вуза, обучающиеся по специальности «Лечебное дело», в количестве 40 испытуемых.

На втором этапе в исследовании приняли участие 15 врачей-экспертов, проработавших в сфере скорой медицинской помощи не менее 5 лет.

В качестве анкеты использовалась методика экспертной оценки профессионально важных свойств [4]. Опросный лист включал индивидуально-психологические черты по трем основным блокам показателей:

1) показатели психофизического развития, к которым относились аттенционные, мнемические, моторные, сенсорные, имажинитивные, мыслительные, эмоциональные, волевые свойства;

2) индивидуально-типологические свойства;

3) социально значимые качества личности.

Профессионально важные качества врачей, предполагающие успешность деятельности в сфере скорой медицинской помощи, оценивались по шкале от 1 до 10.

По результатам проведенного исследования проводилась количественная обработка собранных мнений студентов и экспертов, использовались методы вариационной статистики. Также для оценки меры согласованности мнений экспертов применялся коэффициент конкордации (согласия). Для выявления достоверных различий в оценках экспертов и студентов использовался критерий Манни–Уитни.

Результаты исследования и их обсуждение

Проведенный среди студентов опрос показал, что спектр качеств, выделяемых ими среди качеств, безусловно важных для успешной профессиональной деятельности врачей скорой медицинской помощи, менее широкий, чем у врачей-экспертов.

Студентами были выделены следующие качества: выносливость (9,3 балла), физическая работоспособность (9,1), умение сосредотачивать внимание (9,1), умение быстро переключать внимание (9,8), внимательность (9,3), умственная работоспособность (9,2), умение осмысливать информацию (9,5), умение эффективно работать в утренние и вечерние часы (9,6), умение работать в дефиците времени (9,5), способность к решению нестандартных задач (9,1), стрессоустойчивость (9,7), ответственность (9,4).

Среди выделенных профессионально важных качеств преобладают умения и способности, связанные, в основном, с особенностями функционирования психических процессов, со спецификой проявления их свойств.

В качестве социально значимых качеств выделены только стрессоустойчивость и ответственность. Это можно объяснить тем, что студенты в процессе обучения в вузе ориентированы, в основном, на внешние и содержательные характеристики профессиональной деятельности. Их профессиональное самосознание только начинает формироваться, и, оценивая качества, они пока не отождествляют себя с этой профессией.

Анализируя результаты опроса экспертов, мы выявили, что их мнения являются высокосогласованными (W = 433 при p ≤ 0,01).

Спектр профессионально важных качеств, предполагающих успешную деятельность в сфере скорой медицинской помощи, выявленный у экспертов, гораздо шире, чем у студентов.

Качества, умения и способности, которые выделили врачи-эксперты, следующие: выносливость (9,4 балла), физическая работоспособность (9,1), физическая подготовленность (9,1), умение сосредотачивать внимание (9,1), умение быстро переключать внимание (9,6), внимательность (9,2), умственная работоспособность (9,1), умение осмысливать информацию (9,3), умение эффективно работать в утренние и вечерние часы (9,5), умение работать в дефиците времени (9,8), уравновешенность (9,2), умение быстро запоминать информацию (9,2), самообладание (9,8), решительность (9,8), способность к решению нестандартных задач (9,7), высокий самоконтроль (9,8), уверенность в себе (9,5), умение действовать в критической ситуации (9,7), стрессоустойчивость (9,6), ответственность (9,5).

Как показывают результаты, врачи ориентируются как на психические свойства врача, проявляющиеся в деятельности, так и на индивидуально-типологические свойства и социально значимые качества личности врача скорой медицинской помощи. Они не только ориентируются на характеристики предполагаемой деятельности, но также понимают важность взаимодействия с другими людьми при оказании помощи в условиях дефицита времени и поэтому придают значение личностным характеристикам, помогающим такое взаимодействие осуществлять. Работа в сфере скорой медицинской помощи сопровождается большими физическими усилиями, условия осуществляемой деятельности предъявляют требования к хорошему функционированию таких психических процессов, как внимание и память.

Далее в исследовании мы определяли, существуют ли достоверно значимые различия в представлениях экспертов и студентов медицинского вуза о профессионально важных качествах, обеспечивающих эффективность деятельности врачей скорой медицинской помощи.

Профессионально важные качества, выделенные на статистически достоверном уровне значимости и, по мнению экспертов, являющиеся очень значимыми для врачей скорой медицинской помощи:

1) умение быстро запоминать информацию (U = 6,04при p ≤ 0,01);

2) самообладание (U = 13,5 при p ≤ 0,01);

3) высокий самоконтроль (U = 7,4 при p ≤ 0,01).

Как видно из данных результатов, повышенные требования предъявляются не только к особенностям функционирования психических процессов, но и к волевым качествам личности врача. Таким образом, подтверждается, что профессиональная деятельность в сфере скорой медицинской помощи предполагает, что личность врача может оказываться под давлением различных психотравмирующих обстоятельств, что при недостаточном развитии волевых качеств способно вызвать синдром эмоционального выгорания, привести к явлениям невротизации и повышению уровня тревожности. Так, в исследованиях Н.В. Говорина, Е.А. Бодаговой было выявлено, что личностная тревожность более выражена у врачей скорой медицинской помощи и у врачей-онкологов [5].

Также в ранее проведенном нами исследовании личностных предпосылок синдрома эмоционального выгорания врачей выявлено, что эмоциональная ранимость и личностная незащищенность врачей могут приводить к высокой личностной тревожности и к возникновению синдрома эмоционального выгорания [6].

Профессионально важные качества, выделенные на статистически достоверном уровне значимости и являющиеся менее значимыми для врачей скорой медицинской помощи:

1) умение вызывать к себе симпатию (U = 0,9 при p ≤ 0,01);

2) чувство сострадания к пациентам (U = 0,1 при p ≤ 0,05).

Согласно данным результатам, мы видим, что коммуникативная составляющая профессионально важных качеств врачами-экспертами скорой медицинской помощи практически не выделяется. Следовательно, умения взаимодействовать с пациентом считаются не особо значимыми для решения возникающих клинических задач. Возможно, это своего рода защитный механизм, проявляющийся у врачей данной сферы, способствующий сохранению их психологической устойчивости.

Согласно результатам проведенного нами исследования, профессиональная компетентность врача скорой медицинской помощи включает в себя не только комплекс знаний, умений и навыков, но и совокупность профессионально важных качеств, которые необходимо формировать уже на этапе обучения в медицинском вузе. Направленность на личностное и профессиональное совершенствование, мотивационную составляющую деятельности врача, его нравственные и волевые качества, инициативность, самостоятельность можно развивать при проведении учебных занятий. Нами разработаны практические рекомендации по определенной тематике в процессе изучения дисциплины «Психология личности и деятельности врача» в Омском государственном медицинском университете. Лекционные и практические занятия включают темы, направленные на развитие психических процессов, эмоциональной сферы, мотивационных особенностей и волевых качеств врача. К таким темам можно отнести следующие.

1. Познавательные процессы в профессиональной деятельности врача. Профессиональная память и профессиональное внимание в структуре психологических свойств субъекта врачебного труда.

2. Клиническое мышление и врачебная интуиция в профессиональной деятельности врача.

3. Мотивационные аспекты деятельности врача.

4. Проблемы процесса профессионального становления врача. Понятие «профессионально важные качества врача».

5. Синдром эмоционального выгорания и проблема профессиональной деформации врача.

Также в процессе изучения дисциплины «Гигиена труда медицинских работников» обсуждаются основные направления оздоровления условий и характера труда медицинских работников, направленные на повышение его эффективности. Также анализируются особенности, внешние и внутренние характеристики медицинского труда врачей терапевтического и хирургического профилей.

Для активизации познавательной активности студентов, организации их личностной и деятельностной вовлеченности применяется комплекс интерактивных методов: дискуссия, деловые и ролевые игры, кейс-метод, метод визуального конструирования [7]. Важной составляющей предлагаемых методов является личностная активность студентов в процессе обучения, что способствует успешному освоению профессиональных знаний, умений и навыков, а также формированию профессионального самосознания и профессиональных качеств.

Таким образом, уже на этапе профессионального обучения студентам необходимо осознавать, что выбранная ими профессия врача требует не только клинических знаний, умений и навыков, но и определенных профессионально важных качеств, позволяющих успешно взаимодействовать с пациентами как в экстремальных условиях, так и в условиях повседневной врачебной деятельности, не допускать врачебных ошибок и эффективно выполнять свою деятельность.

Выводы

Исходя из результатов проведенного исследования мы сделали следующие выводы.

1. Представления студентов медицинского вуза, обучающихся по специальности «Лечебное дело», о профессионально важных качествах врачей скорой медицинской помощи являются достаточно фрагментарными и неполными. Большую значимость они придают нормальному протеканию и функционированию психических процессов врачей, работающих в данной сфере.

2. Результаты изучения мнений врачей-экспертов показали высокую значимость аттенционных, мнемических, моторных, сенсорных, мыслительных, волевых свойств и социально значимых качеств личности врача.

3. Различия в представлениях экспертов и студентов медицинского вуза о профессионально важных качествах, обеспечивающих эффективность деятельности в сфере скорой медицинской помощи, обусловлены тем, что врачи-эксперты отметили значимость волевых качеств личности, при этом несколько занижая значимость коммуникативного компонента их профессиональной деятельности.

4. Нами разработаны практические рекомендации по внедрению в рабочие программы учебных дисциплин и учебно-методические комплексы тем и заданий, способствующих развитию профессионально важных качеств врачей различных специальностей, в том числе скорой медицинской помощи.