Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE USE OF FAIRY-TALE MATERIAL IN DEVELOPMENT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE OF PRESCHOOL CHILDREN

Chernobrovkin V.A. 1 Tupikina D.V. 1 Karlova Yu.V. 1 Povaiba S.A. 1
1 Magnitogorsk State Technical University
This article is devoted to the study of the psychological and pedagogical possibilities of using fairy-tale material in the development of emotional intelligence in preschool children. At the present stage, the expansion of the interests of preschool children is a social order of society for the preschool education system. One of the important tasks of modern preschool education is the development of various forms of children’s personal activity, including the development of emotional intelligence. Modern pedagogy is faced with many psychological problems. One of the most relevant is the low level of development of emotional intelligence. In pedagogical practice, certain difficulties are noted in interacting with preschoolers in the emotional-volitional sphere: lack of understanding of their own emotions and feelings; lack of compassion and empathy; negative attitude towards educational measures of an adult; increased conflict, irascibility, unjustified feeling of fear, anxiety, aggressive attitude towards events and people. Based on the results of the study, a complex of psychological and pedagogical activities «Fabulous emotions», as well as advisory material «Emotional intelligence of your child», aimed at increasing the psychological and pedagogical competence of parents of preschool children, has been developed and tested. New forms of educational activity and components of the educational process with their possible presentation have been determined.
preschool educational organization
emotional intelligence
fairy tale material
fairy tale
empathy
fairy tale therapy technologies
emotional stability

Эмоционально-волевая сфера является ведущей у детей дошкольного возраста. Современные педагоги осознают эффективность использования эмоциональных приемов в воспитательном процессе. Понимание особенностей эмоционально-волевой сферы дошкольника позволяет оптимизировать педагогические процессы, повысить результативность занятий, игр и досуговой деятельности детей. Значимость работы с эмоционально-волевой сферой нашла отражение в действующем федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), в особенности в социально-коммуникативной и художественно-эстетической образовательных областях. Важно отметить, что работа в аспекте коррекции эмоционально-волевой сферы возможна не только в процессе общевоспитательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Она должна иметь целенаправленный и адресный характер.

Общепринято утверждать, что исследование эмоционального интеллекта берет начало с 90-х годов ХХ века в исследованиях Дэниеля Гоулмана, Джона Майера и Питера Саловя. Д. Гоулман в своей работе, посвященной эмоциональному интеллекту, отмечал важность эмоционального интеллекта как фактора выживания человека и средства адаптации в окружающем мире ещё в период первобытного общества.

Достаточно значимым подходом, определившим результаты исследования эмоционального интеллекта, признаются концепции Дж. Майера и П. Саловея, представленные в работе «Природа человеческого интеллекта» [1], где эмоциональный интеллект трактуется как набор навыков и модель способностей. Впоследствии на основе идеи концепции эмоционального интеллекта П. Майера и Дж. Саловея были выведены дополнительные категории, включенные в его структуру. В современной психологии К. Саарни рассматривает модель эмоционального интеллекта дошкольника, в которую, по материалам Я. Мазуркевич, входит восемь способностей эмоционального регулирования [2].

В отечественной психологии проблему эмоционального интеллекта рассматривали И.Н. Андреева, Н.В. Коврига, Д.В. Люсин, М.А. Манойлова, Э.Л. Носенко, А.С. Петровская и др. Высокий уровень эмоционального интеллекта, как отмечают современные исследователи, способствует физическому, психическому, нравственному, социальному благополучию личности, успешному взаимодействию с окружающими, решению поставленных задач и выстраиванию позитивных взаимоотношений, принятию взвешенных решений [3, с. 67]. В трудах молодых отечественных ученых Е.В. Куцевой и Н.А. Лужбиной представлена систематизация структурных составляющих эмоционального интеллекта ребенка дошкольного возраста: механизмы симуляции, маскировки и подавления [4, с. 366]. Исследователь А.О. Куракина в своей монографии вывела структуру, условия и механизмы развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста [5]. Обобщая вышерассмотренные теории, можно резюмировать следующее: развитие эмоционального интеллекта дошкольников в целом имеет 2 основные группы предпосылок – биологические и социальные. Биологическими предпосылками выступают: наследственность эмоциональных способностей, правополушарный тип мышления, экстраверсия. Среди социальных предпосылок выделяются: синтетичность (автор Я. Мазуркевич), рационализация по мере взросления, саморегуляция ребенка (исследования С.П. Деревянко), доверительные отношения с родителями и между родителями (Г. Орме), социальный уровень жизни семьи, андрогинность (гендерное влияние И.Н. Андреева), религиозность.

Анализ современных образовательных программ дошкольного образования позволил сделать выводы об актуальности использования сказок и сказочного материала в работе по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Работа со сказками, сказочным материалом, непосредственно сказкотерапия являются вариативными методами формирования и развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста. Сказочный материал не только вариативен, хорошо распространен, не ограничен, но и эффективен вследствие высокого интереса детей к сказкам и проявления эмпатии к сказочным персонажам. Вариативность и доступность сказкотерапевтического метода развития эмоционального интеллекта обосновываются многогранностью материала (сказки разных видов, народов, культур), его направленностью, разнообразным нравственно-эстетическим содержанием и пр.

В современной практике выявляется противоречие между актуальностью исследований в проблематике эмоционального интеллекта дошкольников и недостаточной исследованностью эмоционального интеллекта в период дошкольного детства как важнейшего социально-психического механизма успешной социализации ребенка в целях формирования целостной и зрелой в перспективе личности ребенка. Как отмечают современные исследователи, сказкотерапию можно воспринимать в качестве процесса образования связи между сказочными событиями и реальным опытом, событиями жизни. Данная связь в дальнейшем содействует в преобразовании жизненного сценария, сказкотерапия выступает как активизация ресурсов личности, способствует формированию позитивного «Я – образа» [6, с. 316].

Высокий уровень эмоционального интеллекта включает в себя следующие характеристики: принятие ответственности за собственные решения и поступки, проявление инициативы при интеграции, удовлетворение нравственно-духовных потребностей, целеустремленность, взаимоуважение к окружающим, самоанализ, эмпатия, применение эмоциональной информации в деятельности [7, с. 380]. Актуальность применения сказочного материала в развитии эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте обусловила выбор проблемно-тематической направленности и цель настоящего исследования.

Цель исследования: анализ ключевых положений, концепций и исследований эмоционального интеллекта в период дошкольного детства и обоснование педагогической целесообразности использования сказочного материала как средства целенаправленного развития эмоционального интеллекта дошкольников, также расширение психолого-педагогических знаний родителей (законных опекунов) дошкольников в направлении эмоционального развития ребенка.

Материалы и методы исследования

В настоящем исследовании представлены данные, основанные на применении методов теоретической и эмпирической направленности: теоретический анализ, классификация, психологическая диагностика, наблюдение, беседа, исследование опытно-экспериментальной работы с детьми дошкольного возраста, математическая и статистическая обработка результатов исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

Исследование проводилось на базе дошкольных организаций разного вида г. Магнитогорска Челябинской области: МДОУ «Детский сад № 150» г. Магнитогорска, Логопед.doc – Центр речевого развития детей, Родительский клуб «Дом», а также МДОУ «Центр развития ребенка» – детский сад № 78 г. Магнитогорска.

Недостаточная исследованность эмоционального интеллекта в период дошкольного детства как важнейшего социально-психического механизма успешной социализации ребенка обусловила разработку и апробацию комплекса психолого-педагогических мероприятий, получившего название «Сказочные эмоции», а также подготовку консультативного материала «Эмоциональный интеллект вашего ребенка», направленных на более активное развитие эмоционального интеллекта дошкольников. Разработанный нами комплекс отличается сказкотерапевтическим содержанием и представлен в обновленной, экспериментальной системе. Предлагаемый комплекс и консультативный материал позволили не только развить эмоциональную сферу детей, но и улучшать взаимоотношения в группе, создать доверительную атмосферу как в дошкольной организации, так и в рамках взаимоотношений в семье ребёнка.

Предлагаемый комплекс психолого-педагогических мероприятий «Сказочные эмоции» представлен пятью игросказками, включая упражнения, этюды, содержащие сказочные сюжеты, завершающимися проведением занятия «Помощь серому волку». Игросказки проводились во время игровой деятельности, совместно с детьми, на занятиях. Периодичность проведения занятий: 2 раза в неделю.

Занятие «Помощь серому волку» носит обновленный характер. В отличие от стандартных разборов сказок, в данном занятии по сказке «Красная Шапочка» Шарля Перо для детей старшей группы главным героем и «другом» детей является сам серый волк. Идея занятий подобного типа заключается в ином взгляде на главную проблему. На занятии мы обсудили с детьми причину, по которой волк хочет съесть Шапочку, а после предлагали ему варианты поиска пропитания без вреда для других. Посредством нестандартного обсуждения сказочного материала мы подвели детей к выводу о том, что необходимо анализировать свои поступки и понимать, что любое действие имеет последствие, что мы вправе сами решать, быть нам добрым или злым персонажем.

Для анализа продуктивной результативности комплекса психолого-педагогических мероприятий «Сказочные эмоции» проводилась диагностика, демонстрирующая обобщенный уровень развития компонентов эмоционального интеллекта, так как подобного рода целостных диагностик анализа эмоционального интеллекта, а не его отдельных компонентов, к настоящему времени практически не разработано. Диагностический инструментарий был направлен на анализ следующих важных эмоциональных характеристик ребенка:

1. Идентификация уровня самооценки испытуемых («Лесенка» В.Г. Щур).

2. Выявление уровня эмпатии испытуемых («Что – почему – как?» М.А. Нгуен).

3. Рассмотрение эмоциональной направленности восприятия испытуемых («Три желания» М.А. Нгуен).

Разработанный нами и представленный к рассмотрению консультативный материал «Эмоциональный интеллект вашего ребенка» позволяет информировать родителей (законных представителей) об особенностях эмоционального интеллекта ребенка, а также находить пути выхода из некоторых сложных воспитательных ситуаций, не травмируя его психику.

Таким образом, в разработанном консультативном материале, посредством систематизированной информации в формате электронных брошюр, родителям (законным представителям) был представлен полезный, легко доступный и качественно отобранный материал для улучшения эффективности эмоционального воспитания их детей.

По результатам экспериментального исследования с использованием комплекса «Сказочные эмоции» было выявлено, что в исследуемых экспериментальных группах Логопед.doc и МДОУ «Центр развития ребенка» – детский сад № 78 показатели имеют высокое или среднее значение в большей степени. Низкие значения показателей представленного диагностического инструментария получили исследуемые группы детей дошкольного возраста МДОУ «Детский сад № 150» г. Магнитогорска, а также Родительский клуб «Дом». Необходимо отметить, что уровень эмоциональной направленности высокий, если направленность на человека и общество, средний, если на себя и предметы, низкий, если на предметы. Данные результаты, представленные в таблице, были сделаны на констатирующем этапе эксперимента. Можно отметить, что у испытуемых детей в довольно большом объеме проявляется низкая самооценка, эмпатия развита в большей степени в средней шкале показателей.

После реализации комплекса мероприятий «Сказочные эмоции», а также психолого-педагогического просвещения родителей было выявлено повышение общего уровня эмоционального интеллекта в группе за счет роста одного или нескольких показателей составляющих эмоционального интеллекта.

По результатам анализа контрольного экспериментального этапа можно сделать обобщение о стабилизации уровня самооценки детей, а также росте показателей эмпатии, что свидетельствует об эффективности использования комплекса «Сказочные эмоции».

Обобщая итоги исследовательской деятельности, необходимо резюмировать то, что для развития эмоционального интеллекта детей, создания доверительных и эмпатических взаимоотношений в семье, а также для обогащения эмоционально-благоприятной обстановки в дошкольной организации необходимо создание и соблюдение ряда следующих психолого-педагогических условий:

– регулярные целенаправленные занятия по формированию и развитию компонентов эмоционального интеллекта, которые можно проводить, начиная с младшего дошкольного возраста;

– эмоциональное развитие педагогов дошкольных организаций, которые будут не только являться примером детям, но и смогут разрешать конфликты детей на эмоциональном уровне без последующего нанесения психических травм детям и глубоких обид;

– активизация проведения и участия дошкольников в коллективных мероприятиях, выступлениях, выставках, конференциях и конкурсах, которые позволят раскрывать коммуникативные навыки детей;

– проведение совместных психологических тренингов детей и родителей (законных представителей) по развитию эмоциональной открытости и терпимости;

– реализация мероприятий психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) о системе эмоционального интеллекта, значимости его развития и саморазвития у детей;

– методическое сопровождение педагогического планирования в ДОО с учетом включения сказочного материала и сказкотерапевтических мероприятий в различные формы воспитательно-образовательной деятельности;

– расширение читательского уголка в комнатах группы, создание благоприятной обстановки для чтения;

– создание развивающей предметно-пространственной среды, включающей дидактические материалы, посвященные эмоциям, эмоциональным состояниям и пр.

В связи с исследуемой проблемой актуализации использования сказочного материала в воспитательно-образовательный процесс необходимо внедрение сказочного материала в разные виды и формы деятельности дошкольников:

1) непосредственная образовательная деятельность: образовательное занятие, ситуация, творческие проекты, решение проблемных ситуаций, интерактивное занятие, дидактическая игра, драматизация;

2) образовательная деятельность в режимных моментах: проблемные ситуации, беседы, сюжетно-ролевые игры, драматизации;

3) самостоятельная деятельность детей: решение проблемных ситуаций, обращение к книгам, коллективное обсуждение книг, игровая творческая ситуация;

4) внеурочная кружковая работа: психологические тренинги и упражнения, индивидуальное психологическое консультиро- вание.

Необходимо осознавать важность развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста, эффективность его внедрения посредством использования сказочного материала. Однако развитие эмоционального интеллекта – сложный и многоаспектный процесс, требующий соблюдения следующих принципов:

– всестороннее развитие: на эмоциональное развитие ребенка влияют дошкольная организация, семья, ближайшее и социальное окружение в целом, а также нравственная, возможно и идеологическая, ситуация в стране;

– специальный тщательный отбор сказочного материала, а также целенаправленное обсуждение сказочных событий с обучающимся;

– увеличение эмоциональной зрелости взрослого населения страны, повышение эмоционального интеллекта взрослых, контактирующих с ребенком;

– психолого-педагогическое просвещение с целью повышения педагогической компетентности родителей (законных представителей);

– целенаправленное психолого-педагогическое сопровождение родителей (законных представителей) с целью развития их эмоциональной зрелости;

– практическое воплощение актуальных технологий, методов и форм организации образовательного процесса в ДОО, новых подходов к оказанию социальных услуг в области образования на основе реальных пожеланий и запросов родителей.

Выводы

При решении задач развития эмоционального интеллекта старших дошкольников целесообразно правомерно и эффективно использовать сказочные материалы, а также средства сказкотерапии, что в свою очередь, при верно отобранных технологиях, приведет к развитию всех составляющих элементов эмоционального интеллекта дошкольников: эмпатии, осмыслению собственных эмоций и эмоций окружающих, толерантности, а также навыков разрешения конфликтных ситуаций. Данное исследование было проведено с целью актуализации и обращения внимания научного и педагогического сообщества на проблему активизации эмоционального интеллекта как эффективной системы развития психически здоровой личности ребенка, что в современном обществе необходимо.