Эмоционально-волевая сфера является ведущей у детей дошкольного возраста. Современные педагоги осознают эффективность использования эмоциональных приемов в воспитательном процессе. Понимание особенностей эмоционально-волевой сферы дошкольника позволяет оптимизировать педагогические процессы, повысить результативность занятий, игр и досуговой деятельности детей. Значимость работы с эмоционально-волевой сферой нашла отражение в действующем федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), в особенности в социально-коммуникативной и художественно-эстетической образовательных областях. Важно отметить, что работа в аспекте коррекции эмоционально-волевой сферы возможна не только в процессе общевоспитательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Она должна иметь целенаправленный и адресный характер.
Общепринято утверждать, что исследование эмоционального интеллекта берет начало с 90-х годов ХХ века в исследованиях Дэниеля Гоулмана, Джона Майера и Питера Саловя. Д. Гоулман в своей работе, посвященной эмоциональному интеллекту, отмечал важность эмоционального интеллекта как фактора выживания человека и средства адаптации в окружающем мире ещё в период первобытного общества.
Достаточно значимым подходом, определившим результаты исследования эмоционального интеллекта, признаются концепции Дж. Майера и П. Саловея, представленные в работе «Природа человеческого интеллекта» [1], где эмоциональный интеллект трактуется как набор навыков и модель способностей. Впоследствии на основе идеи концепции эмоционального интеллекта П. Майера и Дж. Саловея были выведены дополнительные категории, включенные в его структуру. В современной психологии К. Саарни рассматривает модель эмоционального интеллекта дошкольника, в которую, по материалам Я. Мазуркевич, входит восемь способностей эмоционального регулирования [2].
В отечественной психологии проблему эмоционального интеллекта рассматривали И.Н. Андреева, Н.В. Коврига, Д.В. Люсин, М.А. Манойлова, Э.Л. Носенко, А.С. Петровская и др. Высокий уровень эмоционального интеллекта, как отмечают современные исследователи, способствует физическому, психическому, нравственному, социальному благополучию личности, успешному взаимодействию с окружающими, решению поставленных задач и выстраиванию позитивных взаимоотношений, принятию взвешенных решений [3, с. 67]. В трудах молодых отечественных ученых Е.В. Куцевой и Н.А. Лужбиной представлена систематизация структурных составляющих эмоционального интеллекта ребенка дошкольного возраста: механизмы симуляции, маскировки и подавления [4, с. 366]. Исследователь А.О. Куракина в своей монографии вывела структуру, условия и механизмы развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста [5]. Обобщая вышерассмотренные теории, можно резюмировать следующее: развитие эмоционального интеллекта дошкольников в целом имеет 2 основные группы предпосылок – биологические и социальные. Биологическими предпосылками выступают: наследственность эмоциональных способностей, правополушарный тип мышления, экстраверсия. Среди социальных предпосылок выделяются: синтетичность (автор Я. Мазуркевич), рационализация по мере взросления, саморегуляция ребенка (исследования С.П. Деревянко), доверительные отношения с родителями и между родителями (Г. Орме), социальный уровень жизни семьи, андрогинность (гендерное влияние И.Н. Андреева), религиозность.
Анализ современных образовательных программ дошкольного образования позволил сделать выводы об актуальности использования сказок и сказочного материала в работе по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Работа со сказками, сказочным материалом, непосредственно сказкотерапия являются вариативными методами формирования и развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста. Сказочный материал не только вариативен, хорошо распространен, не ограничен, но и эффективен вследствие высокого интереса детей к сказкам и проявления эмпатии к сказочным персонажам. Вариативность и доступность сказкотерапевтического метода развития эмоционального интеллекта обосновываются многогранностью материала (сказки разных видов, народов, культур), его направленностью, разнообразным нравственно-эстетическим содержанием и пр.
В современной практике выявляется противоречие между актуальностью исследований в проблематике эмоционального интеллекта дошкольников и недостаточной исследованностью эмоционального интеллекта в период дошкольного детства как важнейшего социально-психического механизма успешной социализации ребенка в целях формирования целостной и зрелой в перспективе личности ребенка. Как отмечают современные исследователи, сказкотерапию можно воспринимать в качестве процесса образования связи между сказочными событиями и реальным опытом, событиями жизни. Данная связь в дальнейшем содействует в преобразовании жизненного сценария, сказкотерапия выступает как активизация ресурсов личности, способствует формированию позитивного «Я – образа» [6, с. 316].
Высокий уровень эмоционального интеллекта включает в себя следующие характеристики: принятие ответственности за собственные решения и поступки, проявление инициативы при интеграции, удовлетворение нравственно-духовных потребностей, целеустремленность, взаимоуважение к окружающим, самоанализ, эмпатия, применение эмоциональной информации в деятельности [7, с. 380]. Актуальность применения сказочного материала в развитии эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте обусловила выбор проблемно-тематической направленности и цель настоящего исследования.
Цель исследования: анализ ключевых положений, концепций и исследований эмоционального интеллекта в период дошкольного детства и обоснование педагогической целесообразности использования сказочного материала как средства целенаправленного развития эмоционального интеллекта дошкольников, также расширение психолого-педагогических знаний родителей (законных опекунов) дошкольников в направлении эмоционального развития ребенка.
Материалы и методы исследования
В настоящем исследовании представлены данные, основанные на применении методов теоретической и эмпирической направленности: теоретический анализ, классификация, психологическая диагностика, наблюдение, беседа, исследование опытно-экспериментальной работы с детьми дошкольного возраста, математическая и статистическая обработка результатов исследования.
Результаты исследования и их обсуждение
Исследование проводилось на базе дошкольных организаций разного вида г. Магнитогорска Челябинской области: МДОУ «Детский сад № 150» г. Магнитогорска, Логопед.doc – Центр речевого развития детей, Родительский клуб «Дом», а также МДОУ «Центр развития ребенка» – детский сад № 78 г. Магнитогорска.
Недостаточная исследованность эмоционального интеллекта в период дошкольного детства как важнейшего социально-психического механизма успешной социализации ребенка обусловила разработку и апробацию комплекса психолого-педагогических мероприятий, получившего название «Сказочные эмоции», а также подготовку консультативного материала «Эмоциональный интеллект вашего ребенка», направленных на более активное развитие эмоционального интеллекта дошкольников. Разработанный нами комплекс отличается сказкотерапевтическим содержанием и представлен в обновленной, экспериментальной системе. Предлагаемый комплекс и консультативный материал позволили не только развить эмоциональную сферу детей, но и улучшать взаимоотношения в группе, создать доверительную атмосферу как в дошкольной организации, так и в рамках взаимоотношений в семье ребёнка.
Предлагаемый комплекс психолого-педагогических мероприятий «Сказочные эмоции» представлен пятью игросказками, включая упражнения, этюды, содержащие сказочные сюжеты, завершающимися проведением занятия «Помощь серому волку». Игросказки проводились во время игровой деятельности, совместно с детьми, на занятиях. Периодичность проведения занятий: 2 раза в неделю.
Занятие «Помощь серому волку» носит обновленный характер. В отличие от стандартных разборов сказок, в данном занятии по сказке «Красная Шапочка» Шарля Перо для детей старшей группы главным героем и «другом» детей является сам серый волк. Идея занятий подобного типа заключается в ином взгляде на главную проблему. На занятии мы обсудили с детьми причину, по которой волк хочет съесть Шапочку, а после предлагали ему варианты поиска пропитания без вреда для других. Посредством нестандартного обсуждения сказочного материала мы подвели детей к выводу о том, что необходимо анализировать свои поступки и понимать, что любое действие имеет последствие, что мы вправе сами решать, быть нам добрым или злым персонажем.
Для анализа продуктивной результативности комплекса психолого-педагогических мероприятий «Сказочные эмоции» проводилась диагностика, демонстрирующая обобщенный уровень развития компонентов эмоционального интеллекта, так как подобного рода целостных диагностик анализа эмоционального интеллекта, а не его отдельных компонентов, к настоящему времени практически не разработано. Диагностический инструментарий был направлен на анализ следующих важных эмоциональных характеристик ребенка:
1. Идентификация уровня самооценки испытуемых («Лесенка» В.Г. Щур).
2. Выявление уровня эмпатии испытуемых («Что – почему – как?» М.А. Нгуен).
3. Рассмотрение эмоциональной направленности восприятия испытуемых («Три желания» М.А. Нгуен).
Разработанный нами и представленный к рассмотрению консультативный материал «Эмоциональный интеллект вашего ребенка» позволяет информировать родителей (законных представителей) об особенностях эмоционального интеллекта ребенка, а также находить пути выхода из некоторых сложных воспитательных ситуаций, не травмируя его психику.
Таким образом, в разработанном консультативном материале, посредством систематизированной информации в формате электронных брошюр, родителям (законным представителям) был представлен полезный, легко доступный и качественно отобранный материал для улучшения эффективности эмоционального воспитания их детей.
По результатам экспериментального исследования с использованием комплекса «Сказочные эмоции» было выявлено, что в исследуемых экспериментальных группах Логопед.doc и МДОУ «Центр развития ребенка» – детский сад № 78 показатели имеют высокое или среднее значение в большей степени. Низкие значения показателей представленного диагностического инструментария получили исследуемые группы детей дошкольного возраста МДОУ «Детский сад № 150» г. Магнитогорска, а также Родительский клуб «Дом». Необходимо отметить, что уровень эмоциональной направленности высокий, если направленность на человека и общество, средний, если на себя и предметы, низкий, если на предметы. Данные результаты, представленные в таблице, были сделаны на констатирующем этапе эксперимента. Можно отметить, что у испытуемых детей в довольно большом объеме проявляется низкая самооценка, эмпатия развита в большей степени в средней шкале показателей.
После реализации комплекса мероприятий «Сказочные эмоции», а также психолого-педагогического просвещения родителей было выявлено повышение общего уровня эмоционального интеллекта в группе за счет роста одного или нескольких показателей составляющих эмоционального интеллекта.
По результатам анализа контрольного экспериментального этапа можно сделать обобщение о стабилизации уровня самооценки детей, а также росте показателей эмпатии, что свидетельствует об эффективности использования комплекса «Сказочные эмоции».
Обобщая итоги исследовательской деятельности, необходимо резюмировать то, что для развития эмоционального интеллекта детей, создания доверительных и эмпатических взаимоотношений в семье, а также для обогащения эмоционально-благоприятной обстановки в дошкольной организации необходимо создание и соблюдение ряда следующих психолого-педагогических условий:
– регулярные целенаправленные занятия по формированию и развитию компонентов эмоционального интеллекта, которые можно проводить, начиная с младшего дошкольного возраста;
– эмоциональное развитие педагогов дошкольных организаций, которые будут не только являться примером детям, но и смогут разрешать конфликты детей на эмоциональном уровне без последующего нанесения психических травм детям и глубоких обид;
– активизация проведения и участия дошкольников в коллективных мероприятиях, выступлениях, выставках, конференциях и конкурсах, которые позволят раскрывать коммуникативные навыки детей;
– проведение совместных психологических тренингов детей и родителей (законных представителей) по развитию эмоциональной открытости и терпимости;
– реализация мероприятий психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) о системе эмоционального интеллекта, значимости его развития и саморазвития у детей;
– методическое сопровождение педагогического планирования в ДОО с учетом включения сказочного материала и сказкотерапевтических мероприятий в различные формы воспитательно-образовательной деятельности;
– расширение читательского уголка в комнатах группы, создание благоприятной обстановки для чтения;
– создание развивающей предметно-пространственной среды, включающей дидактические материалы, посвященные эмоциям, эмоциональным состояниям и пр.
В связи с исследуемой проблемой актуализации использования сказочного материала в воспитательно-образовательный процесс необходимо внедрение сказочного материала в разные виды и формы деятельности дошкольников:
1) непосредственная образовательная деятельность: образовательное занятие, ситуация, творческие проекты, решение проблемных ситуаций, интерактивное занятие, дидактическая игра, драматизация;
2) образовательная деятельность в режимных моментах: проблемные ситуации, беседы, сюжетно-ролевые игры, драматизации;
3) самостоятельная деятельность детей: решение проблемных ситуаций, обращение к книгам, коллективное обсуждение книг, игровая творческая ситуация;
4) внеурочная кружковая работа: психологические тренинги и упражнения, индивидуальное психологическое консультиро- вание.
Необходимо осознавать важность развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста, эффективность его внедрения посредством использования сказочного материала. Однако развитие эмоционального интеллекта – сложный и многоаспектный процесс, требующий соблюдения следующих принципов:
– всестороннее развитие: на эмоциональное развитие ребенка влияют дошкольная организация, семья, ближайшее и социальное окружение в целом, а также нравственная, возможно и идеологическая, ситуация в стране;
– специальный тщательный отбор сказочного материала, а также целенаправленное обсуждение сказочных событий с обучающимся;
– увеличение эмоциональной зрелости взрослого населения страны, повышение эмоционального интеллекта взрослых, контактирующих с ребенком;
– психолого-педагогическое просвещение с целью повышения педагогической компетентности родителей (законных представителей);
– целенаправленное психолого-педагогическое сопровождение родителей (законных представителей) с целью развития их эмоциональной зрелости;
– практическое воплощение актуальных технологий, методов и форм организации образовательного процесса в ДОО, новых подходов к оказанию социальных услуг в области образования на основе реальных пожеланий и запросов родителей.
Выводы
При решении задач развития эмоционального интеллекта старших дошкольников целесообразно правомерно и эффективно использовать сказочные материалы, а также средства сказкотерапии, что в свою очередь, при верно отобранных технологиях, приведет к развитию всех составляющих элементов эмоционального интеллекта дошкольников: эмпатии, осмыслению собственных эмоций и эмоций окружающих, толерантности, а также навыков разрешения конфликтных ситуаций. Данное исследование было проведено с целью актуализации и обращения внимания научного и педагогического сообщества на проблему активизации эмоционального интеллекта как эффективной системы развития психически здоровой личности ребенка, что в современном обществе необходимо.