Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,899

GAME TECHNOLOGY «JIPTO» IN CORRECTION AND DEVELOPMENT WORK OF PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

Troeva-Luginova L.D. 1 Golikov A.I. 2
1 Municipal Budgetary Pre-school Educational Institution
2 North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosova
The impact of board games on the cognitive development of children with special health needs is considered. The importance of addressing this problem is emphasized by the ever-increasing number of children with health problems, including children with disabilities. The article discusses the peculiarities of correction and development work with visually impaired children by means of JIPTO play technology (author of the game G.V. Tomsky). The aim of the research is to examine the pedagogical possibilities of the game technology of JIPTO in the correction and development work of pre-school educational organization. The research hypothesis is based on the assumption that the use of JIPTO creates favorable conditions for the development of a tactile and visual perception of children with special needs. Testing of the JIPTO game technology was carried out on the basis of kindergarten 11 « Podsnezhnik» in Yakutsk for children with visual impairments. Exercises for the development of oculomotor muscles by means of JIPTO are offered, where the playing field is a visual simulator. Exercises with visual stimuli (figures) are performed. Depending on the game exercise, the field size is the same as in the desktop version of JIPTO which is either smaller or larger; the field is either vertical or horizontal, the figures can be controlled by a magnet at the back side of the field. According to the research insights, the use of JIPTO play technology in the correction and development work of kindergarten was shown to be effective in overcoming the lack of personality development of a visually impaired child.
JIPTO
game technology
children with vision impairment
gymnastics for better vision
visual perception
tactile perception

Одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации в области образования является обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование и регулируются Федеральными законами Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 3 мая 2012 г. Государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязуются развивать инклюзивное образование, в том числе обучение детей с ограниченными возможностями здоровья вместе с обычными детьми.

Сегодня в дошкольных образовательных организациях (ДОО) уже накоплен определенный опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Тем не менее одной из актуальных проблем в Республике Саха (Якутия) стало увеличивающееся число детей дошкольного возраста с проблемами здоровья, в том числе детей с ОВЗ. В связи с этим появляется необходимость поиска других возможностей для их адаптации в обществе и апробации новых методов и технологий обучения в детском саду и школе.

Одним из инновационных подходов по данной проблеме мы считаем использование игровой технологии «ЖИПТО» в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.

В Республике Саха (Якутия) ЖИПТО (игра «Сонор») внедряется в детских садах и начальной школе с 1990-х гг. и используется в работе с детьми и с семьей. Правила настольной игры «Сонор» впервые были разработаны в 1988 г. профессором Якутского государственного университета, доктором физико-математических наук Г.В. Томским. В нашей совместной работе А.И. Голиков, Г.В. Томский мы расшифровали аббревиатуру «за рубежом игра «Сонор» известна под названием «ЖИПТО» (JIPTO: Jeux Intellectuels de Poursuite pour Tous / Интеллектуальные игры преследования для всех)» [1].

ЖИПТО «моделирует ситуации с одним преследователем и пятью убегающими. В партии участвуют два противника, один из которых играет белыми фигурами, изображающими убегающих, а второй черной фигурой – преследователем. Целью убегающих, сосредоточенных в начале игры на одной стороне игрового поля, является достижение противоположной стороны, чему стремится препятствовать преследователь» [1].

Опыт работы по игровой технологии «ЖИПТО» показывает, что данная технология раскрывает потенциальные возможности, интеллектуальные и творческие способности каждого, развивает психические процессы у детей, расширяет кругозор ребенка и уточняет его интерес [1, 2].

Цель исследования: рассмотреть педагогические возможности игровой технологии ЖИПТО в коррекционно-развивающей работе дошкольной образовательной организации.

Материалы и методы исследования

Для реализации цели нашего исследования мы провели опытно-экспериментальную работу на базе МБДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад № 11 «Подснежник» городского округа «город Якутск».

Ключевой вопрос исследования, насколько актуально и эффективно использование ЖИПТО в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Начиная с 2016 г. на базе МБДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад № 11 «Подснежник» городского округа «город Якутск» компенсирующей направленности нами реализовывался проект «Игровая технология «ЖИПТО» в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения», который включил в себя кружковую работу с детьми, взаимодействие с педагогами и родителями. Апробация коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения с использованием игровой технологии ЖИПТО проводилась в течение трех лет при тесном сотрудничестве с заведующей детским садом Т.П. Ткачук, дефектологом А.И. Федотовой, воспитателями Л.Д. Андросовой и О.И. Балаевой, педагогом дополнительного образования М.Д. Бускаровой.

Цель кружковой работы – создать условия для познавательной активности детей старшего дошкольного возраста; применение ЖИПТО как глазодвигательного тренажера; развитие тактильных и слуховых ощущений посредством игровой технологии ЖИПТО.

Кружковыми занятиями ЖИПТО было охвачено 23 ребенка (5–7 лет), с диагнозами гиперметропия слабой степени ОИ, расходящее косоглазие до -20 °, смешанный астигматизм слабой степени ОИ, миопия средней тяжести, амблиопия средней и тяжелой степени, бинокулярная ретинобластома, субатропия зрительного нерва ОС, гипермитропия.

Методы исследования: изучение, систематизация и обобщение психолого-педагогической и научной литературы, опрос, наблюдение, качественный и количественный анализ педагогической деятельности.

При организации своей деятельности мы опирались на основные принципы коррекционной дошкольной педагогики [3]. Обязательным компонентом коррекционно-развивающей работы с детьми с амблиопией, косоглазием и с другими проблемами в зрении является зрительная гимнастика [4]. Предлагали воспитателям групп и дефектологам заниматься с детьми, используя различные версии ЖИПТО. Многие проблемы «глаз возникают из-за слабости глазодвигательных мышц» [5].

Глазодвигательные мышцы, которые растягивают и выгибают хрусталик, позволяя видеть вблизи и вдали, как и любые другие, при отсутствии тренировки теряют свою работоспособность, при длительной работе вблизи, например на компьютере или при работе в тетрадях по математике и грамоте в детском саду, эти мышцы находятся в постоянном напряжении, которое может привести к спазму аккомодации [5]. Поэтому надо проводить зрительную гимнастику для глазодвигательных мышц, укреплять и тренировать и давать им отдых.

Основная проблема, с которой сталкиваются тифлопедагоги, это «трудности восприятия предлагаемого материала детьми, имеющими нарушения зрения. Поэтому игровой и демонстрационный материал необходимо было адаптировать» [6].

Предлагаются упражнения для развития глазодвигательных мышц посредством ЖИПТО. Игровое поле ЖИПТО – это зрительный тренажер (в зависимости от игрового упражнения размер поля как в настольной версии, либо меньше или больше; поле либо стоит вертикально, либо горизонтально, фигуры могут управляться магнитом сзади поля). Необходимо производить движения глазами по разным направлениям (для каждой возрастной группы разное количество повторений): вверх, вниз и в стороны, сопровождать движения фигуры (прямые линии, ломаные, зигзагообразные и восьмерочки).

Рекомендуемые цвета траекторий – голубой, жёлтый, зелёный, красный – показывают направление движений глаз (может быть размещён на настольном поле, на стене, на потолке, с отражением через проектор, на напольном поле).

Упражнения со зрительными стимулами (фигурами ЖИПТО). На кончик указки, на ниточку, на палочку прикрепляем зрительный стимул, перемещаем указку в заданном направлении, сопровождая движения словами, стихами, потешками.

В перерывах между игровыми партиями применяем комплекс упражнений на развитие зрительных функций при амблиопии по методике Э.С. Аветисова [7].

Также применяются упражнения, способствующие развитию органов зрения, различных мышц глазодвигательного аппарата, на улучшение циркуляции крови в органе зрения, на укрепление глазодвигательных мышц, на снятие зрительного утомления, на укрепление окологлазных мышц.

Глазодвигательные тренинги (перемещать взгляд на фигуры ЖИПТО, подвешенные в разных частях помещения). В процессе зрительного поиска дети могут совершать совместные движения головой, глазами и туловищем.

Развитие прослеживающей функции глаза. (Проследить взором путь фигур ЖИПТО. Можно использовать лазерную указку.)

Использование малых зрительных схем. (Проследить глазами линии разных конфигураций – волнистые, спиральные, закрученные. Толщина линий примерно 1 см. Размещаем выше уровня глаз ребёнка.)

Для прослеживания круглых фигур на настольном поле ЖИПТО создаются бортики, лунки. Ребенок катает шарики (их 5 штук), старается попасть в лунки. Лунки расположены в разном месте игрового поля ЖИПТО, таким образом, у ребенка появляется возможность проследить движение шариков, стараться ими попасть в лунки и, следовательно, получать очки.

На расширение зрительно-пространственной активности проводились следующие игры: «Соедини птиц глазами», т.е. называть последовательность, ребёнок перемещает взор; «Положи глазками овощи в корзинку», это игры, способствующие развитию фиксации взора и повышению остроты зрения; «Попади мячиком в колечко», для этого игровое поле ЖИПТО становится мишенью. На нем имеются отверстия в виде колец, разного размера. До первой линии поля отверстия большие, до средней линии – средние, до третьей линии – маленькие. Соответственно, если ребенок попадает в отверстие, получает очко, на основе линии жизни. Игра «Посади бабочку», игровое поле рассеяно цветами разного цвета и оттенка. Ребенок двигает фигуры ЖИПТО соответственно его цвету.

Для детей с нарушениями зрения необходимо развивать тактильное и слуховое восприятие, ориентировку в пространстве.

Большинство слабовидящих детей имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и пальчиковой моторики, не могут спонтанно подражать окружающим, низкий уровень владения предметно-практическими действиями, чем хорошо видящих детей. Как отмечают специалисты, дети с частичной потерей зрения не осознают роли осязания как компенсационного средства зрительной информации. Также в связи с низкой двигательной активностью мышц рук у детей с нарушением зрения руки бывают вялыми или наоборот весьма напряжёнными. Это тормозит развитие тактильности, моторики рук и тем самым негативно влияет не только на развитие практически-предметных действий, но и на процессы восприятия.

Считаем, что занятия по коррекции развития осязания способствует и развитию зрительного восприятия. И это происходит за счет накопления представлений, дополнительных знаний о предметах, которые они получают в процессе игровых действий. Именно при овладении приёмами осязательного восприятия объектов, выполнении алгоритма практических операций тактильно-двигательного анализатора представляют эффективность для слабовидящих детей более точно представлять предметы, ориентироваться в пространстве, воспринимать окружающий мир и позволяет таким детям быть более активными, гибче и легче адаптироваться и социализироваться.

По мнению Л.И. Плаксиной, «осязание становится эффективным средством познания окружающего мира в процессе упражнений рук в разных видах предметно-практической деятельности, благодаря которой вырабатываются тонкие дифференцировки восприятия» [8].

Для восприятия звука мы предлагаем детям игровое поле с разной фактурой поверхностью до линий. Например, поле до первой линии матерчатое, до второй линии – деревянное, до третьей линии – пластмассовое или стеклянное. При продвижении фигур ЖИПТО они будут издавать различные звуки в соответствии с поверхностью. В таком случае ребенок может продвигать фигуры закрытыми глазами, при этом подсчитать свои очки.

Или дети играют с фигурами, наполненными различными наполнителями. Какими фигурами ребенок будет играть, те он будет доставать из мешочка. Например, зайчики – наполнитель манная крупа, песок; волк – наполнитель твердые крупы, камешки и т.д. Помимо этого, игру можно проводить на напольном поле, где дети сами становятся фигурами. В этом случае вводится музыкальное сопровождение игры.

К кружковым занятиям активно привлекались родители. Проводились консультации для родителей по использованию игровой технологии ЖИПТО с учетом особенностей нарушения зрения, открытые занятия, устраивались турниры между семьями.

Результаты исследования и их обсуждение

В результате организации коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями зрения была успешно апробирована игровая технология «ЖИПТО» и на данном этапе достигнуты следующие положительные результаты:

1. Улучшилась координация глаз у 100 % детей вследствие различных упражнений и тренингов для укрепления и развития глазодвигательных мышц.

2. Положительную динамику дали показатели зрительной функции глаз:высокий уровень у 43 % детей.

3. У 63 % детей сформированы высокая осязательная чувствительность и восприятие, у 37 % детей – выше среднего.

4. Высокий показатель у детей получен по развитию мелкой моторики рук – 100 %.

5. Также отмечена сформированность предметно-практической деятельности, зрительно-моторной и слуховой моторной координации у детей: высокий уровень – 54 %, средний уровень – 46 %.

6. Слуховое восприятие улучшилось у 100 % детей.

Также в ходе исследования получены следующие рекомендации для коррекционно-развивающей работы с использованием ЖИПТО:

1. Обучать различным действиям рукой и отдельными пальцами при передвижении фигур ЖИПТО по игровому полю.

2. Обучать последовательному обследованию ЖИПТО, сравнивая их с предметным изображением.

3. Учить различать с помощью осязания «убегающих» и «преследователей» и находить эти фигуры на игровом поле ЖИПТО.

4. Учить различать свойства поверхности игрового поля и фигур ЖИПТО (мягкая, твёрдая, тёплая, холодная, гладкая, шероховатая, тяжелая, легкая и т.п.).

5. Учить различать величину предметов, учить осязательным приёмам сравнения фигур.

6. Учить использованию осязания в процессе ориентировки на игровом поле (определять поверхности, находить разницу в поверхностях предметов, различать эти признаки в реальной обстановке).

7. Учить классифицировать фигуры ЖИПТО в группы по общим отличительным осязательным признакам.

8. Учить ориентироваться на игровом поле ЖИПТО с помощью осязания (выделять стороны, углы, середину игрового поля и фигур по образцу и словесному указанию).

В ходе исследования на базе ЖИПТО разработаны задачи разной степени трудности.

В ходе реализации проекта «Игровая технология «ЖИПТО» в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения» на базе МБДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад № 11 «Подснежник» городского округа «город Якутск» на период с 2016 по 2019 г. нами были организованы ряд проблемных и методических семинаров городского уровня, курсов повышения квалификации для воспитателей групп компенсирующей и комбинированной направленности, педагогов, работающих с детьми с ОВЗ на тему «Использование игровой технологии «ЖИПТО» в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ», с охватом 400 человек. Данные мероприятия способствовали формированию у педагогов компетенций применения ЖИПТО в коррекционно-развивающей работе с разными нозологическими категориями детей с ОВЗ. Педагоги экспериментальной площадки поделились опытом применения ЖИПТО для развития познавательной сферы, а также зрительных, осязательных, слуховых ощущений у детей с нарушениями зрения. Особый интерес у слушателей семинаров и курсов повышения квалификации вызвали отзывы родителей детей с ОВЗ по влиянию игровой технологии на познавательное развитие детей, активного использования в ЖИПТО остаточного зрения и обогащение опыта ребенка тактильными и слуховыми ощущениями, а также более близкого эмоционального контакта ребенка с родителями.

Для обмена опытом работы с семьями с детьми с ОВЗ большое значение приобрели конкурсы по использованию игровой технологии «ЖИПТО». В качестве примера приведем республиканский конкурс «Всей семьей», в котором принимали участие дети с церебральным параличом (ДЦП).

Среди конкурсантов была семья из Амгинского улуса, имеющая ребенка с ДЦП, который получал домашнее обучение. На заочном этапе конкурса участники конкурса показали видеоматериалы об использовании ЖИПТО во время досугов в семье. Видеоматериалы этой семьи содержали методику обучения ребенка посредством настольной игры ЖИПТО в условиях семьи. В процессе игры родители разминали непослушные пальчики мальчика, играли в подсчеты очков, тренировали логическое, математическое мышление, внимание, память через расположение фигур на поле, активизировали речь мальчика посредством творческих заданий. Впоследствии мальчик стал создавать свое авторское поле, фигуры, затем стал сочинять истории к ним, начал писать рассказы, сказки. Во всем этом была сильная поддержка со стороны членов семьи. Мальчик был награжден в номинации «За сильную волю». Родители ребенка на своем опыте убедились в бесценных возможностях игровой технологии ЖИПТО, в своих выступлениях подчеркнули роль игры в полноценном восприятии мира ребенком и его адаптации в обществе. Несмотря на то, что врачи предрекали необучаемость ребенка, благодаря этой технологии, мальчик впоследствии успешно окончил школу, исторический факультет университета, принимает активное участие в конференциях.

Таким образом, результаты исследования и проведенной работы доказывают эффективность настольной игры ЖИПТО и являются инновационной технологией в развивающей работе с детьми с ОВЗ.

Заключение

Проведенное исследование позволило прийти к выводу, что игровая технология «ЖИПТО» может быть использована в коррекционно-развивающей работе дошкольной образовательной организации. Материалы исследования могут быть полезными в практической деятельности руководителей, специалистов организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования слабовидящих детей, а также родителей, воспитывающих детей с нарушениями зрения дошкольного возраста.