Функции, которые выполняет непрерывное профессиональное образование, а именно: профессиональная, социальная, личностная функции – обеспечивают «…формирование у взрослого человека необходимых профессиональных компетенций и квалификаций и, как следствие, приобретение взрослым человеком новых профессиональных возможностей, повышение его трудовой мобильности» [1]. Они позволяют «….дополнять и обогащать процесс взаимодействия взрослого человека с обществом, экономической сферой, государством в целом за счет ознакомления с общечеловеческими ценностями, языком, культурой, новыми видами деятельности, современными технологиями социального взаимодействия, в том числе информационными, формируя функциональную грамотность взрослого человека в различных сферах» [1].
Социально-экономические реформы в высшем образовании поставили задачу воспитания нового поколения, способного успешно осуществлять преобразования в интересах общества и государства, что потребовало усиления роли воспитания в высших учебных заведениях. В Федеральном законе от 11.08.1995 № 135-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.10.2020) обозначены основные цели добровольческой (волонтерской) деятельности, под которой понимается «…добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг» [2]. Одной из приоритетных целей волонтерского движения, представленных в законе, является «…содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности» [2].
В медицинском образовании происходят еще более сложные процессы: реформирование, постепенный переход на непрерывное медицинское образование, оптимизация подготовки кадров в послевузовский период. Все это приводит к необходимости организации качественного профессионального воспитания будущих врачей. Духовно-нравственное воспитание относится к ведущему направлению профессионального воспитания. На необходимость поиска оптимальных путей духовно-нравственного воспитания указывают и нормативные документы, определяющие перспективы высшего медицинского образования. Сейчас сложилась ситуация, когда в вузе работает большое количество специалистов, у которых высокий уровень специальных знаний, но как преподаватели (педагоги) эти специалисты не владеют современным педагогическим инструментарием в области воспитания в полной мере. В силу этого актуализируется проблема подготовки преподавателей в системе повышения квалификации посредством специально созданных модульных программ по педагогике и психологии в области воспитания.
Цель исследования состоит в определении оптимальных форм взаимодействия преподавателей, кураторов групп со студентами в медицинских вузах по организации волонтерского движения. Актуальность нашего исследования определяется потребностью высшей школы в нахождении современных форм организации воспитательной работы в вузе, обеспечивающих подготовку высокопрофессиональных кадров.
Материалы и методы исследования
В научной литературе проблемы организации духовно-нравственного воспитания в вузах рассматриваются широко и подробно. Они поднимались в работах отечественных социологов и психологов. Зарубежные ученые рассматривали проблему воспитания личности через исследование ее активности в основных видах социальной и духовной деятельности, через анализ активной роли личности в ее взаимоотношениях с окружающей средой [3]. Одним из педагогических условий обеспечения успешности воспитательного процесса ученые определяют «…учет личной заинтересованности сотрудников в необходимости заниматься новым видом деятельности. Для реализации данного условия необходима оценка показателя «возможность и желание работать в новых условиях» [4]. Нами была применена совокупность принципов и способов построения теоретической и практической деятельности в системе повышения квалификации, которые базируются на системном и компетентностном подходах. Использованы теоретические методы: анализ научно-педагогической литературы, систематизация, обобщение; эмпирические методы: диагностические (анкетирование, наблюдение, тестирование, опрос); прогностические (экспертная оценка); статистические (методы математической статистики).
Перед нами возник вопрос, какие именно компоненты педагогической деятельности преподавателя способствуют оптимальной организации волонтерского движения в воспитательной среде вуза и каким образом должна быть выстроена система повышения квалификации преподавателей в этой области?
Результаты исследования и их обсуждение
Воспитание будущих врачей, как всякая педагогическая деятельность, имеет цели и задачи, т.е. это целенаправленный процесс, поэтому для качественного его осуществления необходимо определить задачи профессионального воспитания будущих врачей, что позволит формировать представление о целях, содержании и организации воспитательных процессов вуза. Содержание всякой воспитательной деятельности составляет приобщение к ценностным основам. Современное понимание категории «ценность» и использование ее в гуманитарной науке основывается на трудах Л.М. Архангельского, О.Г. Дробницкого, Б.И. Додонова, М.С. Кагана, Н.С. Розова, В.П. Тугаринова и др. В этих работах заложены основы решения главной задачи воспитания – формирования будущего врача в вузе через систему ценностей. Профессиональное воспитание будущего врача должно быть направлено на присвоение им ценностей медицинского корпуса, профессиональную социализацию, постоянно возрастающие требования к его личностным качествам со стороны медицинско-профессиональной деятельности.
Особенность организации воспитания в медицинском вузе состоит в том, что после окончания вуза дается клятва Российского врача. Это задает перечень обязанностей врача. То есть студент медицинского вуза с первых дней обучения должен вести себя в соответствии с принятыми в медицинском сообществе правилами, нравственными нормами и др. Все это ставит задачу организации профессионального воспитания.
Рассматривая роль воспитания в подготовке будущего врача, мы, соглашаясь с В.В. Гридиной и Н.С. Макаровой, считаем, что развитие волонтерского движения в вузах может стать «…эффективным способом организации воспитательного процесса в студенческой среде» [5]. Оказывая помощь нуждающимся в ней людям, студент «…проявляется как личность, как человек, способный влиять на окружающий его мир. Наблюдая за людьми, которые не в состоянии обойтись без помощи окружающих, они сами начинают задумываться о ценности жизни» [5]. На современном этапе развития образования новые смыслы приобретают такие понятия, как «ценность», «жизнь», «духовность». Преобладание материального над духовным, в последнее время ставшее приоритетным, в условиях пандемии показало свою несостоятельность. «Видя плоды своей деятельности, молодые люди осознают, что духовные ценности порой более значимы, чем ценности материальные, и получают настоящее моральное удовлетворение от собственной работы. В этом и заключается основной воспитательный эффект волонтерской деятельности студентов» [5].
Помимо федеральных государственных образовательных стандартов на содержание и цели воспитания в медицинском вузе оказывает влияние клиническая составляющая, современная доктрина здравоохранения, клятва врача, устав вуза. Кроме того, важным фактором влияния на воспитательную составляющую в вузе оказывает эпидемиологическая ситуация в мире. Организацией воспитательного процесса в вузе занимаются как специально созданные структуры (Управление по молодежной политике и социальному развитию, целью деятельности которого является создание условий для разностороннего развития личности обучающихся, для развития профессионально значимых качеств у будущих врачей/специалистов. Основные задачи управления: совершенствование воспитательного компонента учебного процесса и внеучебной деятельности вуза; организация деятельности волонтерских, творческих и спортивных объединений ОмГМУ; организация мероприятий, направленных на развитие общей культуры и оздоровление обучающихся; организация работы по профилактике правонарушений, экстремизма и антиобщественного поведения; организация размещения обучающихся в студенческих общежитиях; обеспечение информационной политики ОмГМУ, включая поддержку студенческих СМИ; организация научно-исследовательской работы по созданию истории ОмГМУ), так и сами преподаватели [6].
Современные реалии пандемии коронавируса во всем мире изменили отношение человека к себе и своему месту в этом мире. Одним из ответов общества на вызов мирового масштаба стала волонтерская деятельность. Возросшая значимость волонтерской деятельности в период пандемии привела нас к необходимости подготовить преподавателей к сопровождению и поддержке волонтеров вуза. В программу повышения квалификации преподавателей вуза, организованной в весенний семестр 2020 г., был включен модуль «Сопровождение волонтерской деятельности обучающихся», рассчитанный на 16 ч. В рамках модуля преподавателям предоставлялись методики оценки морально-этических качеств волонтеров, разъяснялись критерии, позволяющие отслеживать динамику проявления данных качеств, даны методические рекомендации по организации учебного и воспитательного процесса, нацеленного на их развитие. Проведен тренинг. На нем преподаватели могли опробовать приемы, упражнения, которые можно использовать в образовательном процессе со студентами.
Практика Омского государственного медицинского университета в организации волонтерской деятельности носит не только медицинский, но и немедицинский характер. «Волонтерское сообщество не может оставаться в стороне перед теми вызовами, которые происходят в нашей стране. Оно очень гибко быстро реагирует… в ситуации распространения коронавирусной инфекции [7].
Для исследования проблемы поиска оптимальных форм взаимодействия преподавателей, кураторов групп со студентами в вузах по организации волонтерского движения нами был разработан инструментарий, проведено исследование в вузе. Преподавателям, прошедшим курсовую подготовку по модулю «Сопровождение волонтерской деятельности обучающихся» (30 человек), была предложена анкета, в которой изучалось их отношение к волонтерской деятельности, готовность сопровождать данный вид деятельности студентов в период пандемии и уровень компетентности в этом виде деятельности.
Анкета
«Волонтерство как социальный феномен современного российского общества»
Здравствуйте! Уважаемые преподаватели! Просим Вас ответить на несколько вопросов, информация будет использована в научных целях.
1. Укажите Ваш основной вид деятельности________________
2. Как Вы себе представляете содержание волонтерской деятельности?________________
3. Как Вы считаете, насколько эффективно волонтерство в России?___________________
4. Занимались ли Вы волонтерской деятельностью, когда были студентом /работали?_____________________
5. Что, на Ваш взгляд, является решающим фактором при принятии решения стать волонтером?_________________________________________
6. Какие качества, по Вашему мнению, должны присутствовать в волонтере? (не более трех ответов) _________________________________________________
7. Готовы ли Вы участвовать в организации волонтерских отрядов медицинской(иной___________) направленности?______________
8. Какие наиболее оптимальные формы взаимодействия со студентами-волонтерами Вы видите?________________
Из полученных данных следует, что из числа респондентов, которые обучались на курсах повышения квалификации, только 33 % считают, что волонтерское движение неэффективно. Положительное влияние волонтерской деятельности на формирование студентов как будущих медиков- специалистов отмечают 64 % опрошенных, отрицательное – 3 %. Уровень готовности преподавателей к сопровождению волонтерской деятельности оценивают как высокий 57 %, средний – 33 %, низкий – 6 %, затрудняются дать ответ – 3 % респондентов. При выявлении преподавателями наиболее эффективных форм взаимодействия со студентами, желающими стать волонтерами, были названы: тренинг (67 % указали на его высокую эффективность); проектная деятельность (100 %); информационно-коммуникационное взаимодействие: чат, блог, форум и т.д. (100 %).
Прошедшие курсовую подготовку преподаватели разработали курс «Дистанционные образовательные технологии», к реализации которого привлекли студентов-волонтеров, оказывающих преподавателям университета поддержку в организации онлайн-обучения в информационно-образовательной среде вуза. Это волонтерское движение получило название «IT-волонтерство» [8].
При переходе университета на дистанционное обучение около 25 % преподавателей, не владеющих в совершенстве информационными технологиями, испытали трудности технического и методического характера. Студенты, как «аборигены» информационного общества, достаточно компетентны в работе таких сервисов, как Zoom, Discord, Big-blue-button и т.д., и без проблем осуществляют поддержку преподавателей в освоении нового софта. В условиях второй волны пандемии в обучении дистанционным технологиям приняли участие 298 преподавателей 62 кафедр вуза и 27 студентов, «цифровых волонтеров» Омского государственного медицинского университета.
Волонтеры провели с преподавателями занятия, содержание которых было утверждено учебным управлением университета. Рассмотрены следующие темы: а) практика вузов по поддержке волонтерского движения в период пандемии – 2 ч; б) мессенджер – Discord как основное средство организации коммуникаций в команде, Zoom, Big-blue-button – сервисы для проведения видеоконференций, онлайн-встреч и дистанционного обучения – 6 ч; в) практические занятия волонтеров с преподавателями, не владеющими современными информационными технологиями – 8 ч, «Организация работы в цифровой образовательной среде медицинского вуза средствами программ Zoom, Discord, Big-blue-button».
Список волонтеров и график занятий обновляется постоянно на портале университета. Преподаватели имеют возможность выбрать удобное для занятий время и место проведения (6 баз для проведения занятий). По окончании курса преподаватели получают удостоверение о повышении квалификации (16 ч).
Выводы
Распространение коронавирусной инфекции в нашей стране показало значимость волонтерского движения. Мобилизация сил студентов и преподавателей в данной ситуации представила важность готовности и знаний в области волонтерства. Предоставление не только медицинской, но и интеллектуально-организационной помощи преподавателям в области IT-технологий стало важной составляющей работы студентов-волонтеров. При этом студенты фактически развивают свои профессиональные навыки в области коммуникации, консультирования, расширяют свой профессиональный опыт. Кроме того, несмотря на то, что работа волонтёров не оплачивается, она нередко дает полезные знания и навыки и помогает установить личные контакты. Все это впоследствии может оказать содействие в успешном трудоустройстве человека с опытом волонтёрства. Сами студенты, занимающиеся бесплатной добровольческой деятельностью, отмечают, что волонтерство способствует их личностному росту, развитию профессиональных навыков, которые обязательно пригодятся в жизни, приобретению опыта и повышению самооценки [9].
Одной из наиболее значимых практик студентов-волонтеров в нашем вузе стала поддержка преподавателей в решении вопросов освоения современных инструментов дистанционного онлайн-обучения.
Приобретенный в этой экстремальной ситуации опыт позволил массово овладеть современными IT-технологиями практически всем преподавателям вуза.
Заключение
В ходе исследования установлено, что в современных условиях волонтерство является одним из востребованных видов деятельности студентов. Преподаватели, с одной стороны, готовы сопровождать данную деятельность, а с другой – активно принимают помощь студентов, при этом активно участвуя в процессе собственного профессионального развития. На основании ответов слушателей мы сделали вывод, что полученый опыт окажет значительное влияние на развитие волонтерской практики в будущем.