Всестороннее комплексное развитие обучающихся вуза физической культуры в иноязычном образовании всегда представляло собой масштабную практико-ориентированную деятельность, требующую основательной теоретико-методологической подготовки и тщательного отбора соответствующих языковых средств и методов обучения. С учетом новых реалий дистанционного обучения, складывающихся в настоящее время в российском образовании, особое внимание следует уделить такому аспекту учебной деятельности, как обучение говорению студента неязыкового вуза. От преподавателей иностранного языка требуются активизация механизмов совершенствования метапредметных связей, опора на различные аспекты развития отечественного и мирового спорта, более пристальный анализ индивидуальных особенностей и интересов обучающихся. Актуальность вопросов развития навыков говорения у обучающихся вуза физической культуры также продиктована обновлением ряда универсальных компетенций в новых образовательных программах ФГОС, в частности по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура. Для дисциплины «Иностранный язык» обучающемуся необходимо освоить УК-4 («Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)»).
Цель исследования состоит в анализе возможностей видеоконференции как одного из способов развития навыков устной иноязычной речи в рамках изучения дисциплины «Иностранный язык» в вузе физической культуры.
Материалы и методы исследования: анализ научно-исследовательских работ и методической литературы, посвященной вопросам обучения говорению в вузе физической культуры и реализации образовательного процесса в дистанционной форме по дисциплине «Иностранный язык», обзор спектра ИКТ и ресурсов, позволяющих успешно развивать навыки говорения обучающихся вуза физической культуры, применение опросника для оценки положительных/негативных аспектов дистанционного обучения.
Результаты исследования и их обсуждение
Вопросами реализации дистанционного обучения, в том числе в рамках изучения иностранных языков, в разное время занимались Е.С. Полат, М.А. Бовтенко, Э.И. Азимов, О.П. Крюкова, И.А. Тавгень, О.И. Руденко-Моргун, Л.А. Дунаева и др. Дистанционное обучение на базе новых телекоммуникационных технологий может стать для студентов неязыковых специальностей реальной альтернативой традиционному обучению. Оно характеризуется возможностью организации активной познавательной деятельности каждого студента; обеспечением эффективной обратной связи, интерактивностью; индивидуализацией и дифференциацией процесса обучения; формированием устойчивой мотивации учебно-познавательной деятельности. В этом заключается возможность создания достаточно благоприятных условий для развития образовательной самостоятельности, автономной независимой деятельности обучаемых [1].
Первоочередной задачей в организации иноязычного образования в дистанционной форме должно быть создание необходимой комфортной для всех участников образовательного процесса виртуальной среды, имеющей дружественный интерфейс и удобный механизм обратной связи. Л.П. Владимирова отмечает, что специфика предмета «Иностранный язык» соотносится со спецификой дистанционного обучения, основными особенностями которого являются сетевое (удаленное) взаимодействие всех участников учебного процесса и сравнительно большой объем самостоятельной работы, проводимой в режиме «Just in time», интерактивность, отбор и структурирование учебного материала (аутентичные тексты), педагогические технологии и др. [2].
Говорение – один из самых сложных для освоения обучающимися аспектов изучения иностранного языка на различных ступенях системы образования России. Исследователи считают, что «…это проблемный вид деятельности в том плане, что студентам очень сложно преодолеть языковой барьер, правильно оформить мысли на иностранном языке, собраться психологически… что живое общение по специальной учебной программе, где собеседник поддерживает беседу с обучаемым, указывая на его ошибки, исправляя их при этом, предлагая темы для беседы, – очень важная составляющая учебного процесса» [3].
Психологическая структура акта говорения включает четыре фазы.
1. Побудительно-мотивационная. Определенный мотив и определенная цель высказывания проявляют потребность человека в общении.
2. Аналитико-синтетическая, при которой механизм внутреннего оформления высказывания обеспечивает выбор слов и грамматическое прогнозирование.
3. Исполнительная – интонационное и звуковое оформление мысли.
4. Контроль предполагает наличие у говорящего эталона, формирующегося в результате языковой практики.
При обучении иностранному языку педагогу необходимо учитывать все вышеуказанные фазы [4].
Следует отметить, что комфортные условия для работы с языковым материалом (например, нахождение дома), возможность выбрать индивидуальный удобный темп для выполнения поставленных задач и в любое время воспользоваться широким спектром информационных ресурсов в сети Интернет создают мощную мотивационную основу, позволяющую студенту более успешно осваивать программный материал по сравнению с привычными для учебы условиями (нахождение в учебной аудитории, неумение сосредоточиться в групповых формах работы, психологический дискомфорт от устной коммуникации в студенческой группе и т.д.). При этом, по мнению С.И. Сафоновой и И.А. Шондиной, в созданных интерактивных ситуациях педагог является фасилитатором, обеспечивающим определенный уровень эффективности коммуникативного взаимодействия в группе. Кроме того, подобные инновационные методы обучения предусматривают разнообразные формы работы (индивидуальную, парную, групповую, коллективную), способствующие осознанию включенности обучающегося в совместную работу, развитию рефлексии, повышению интереса к иностранному языку [5].
Общеизвестно, что одним из факторов развития навыков устной иноязычной речи обучающихся можно считать умение воспринимать на слух и понимать речь собеседника. Восприятие речи на слух служит и целью, и средством обучения. Высказывания учителя, несложные команды, короткие сообщения подлежат полному и точному пониманию. При этом необходимо предоставить обучающимся адекватные для устной речевой практики средства, применение которых позволит воспринимать иноязычную информацию с минимальными затруднениями. Такими средствами могут стать программы для создания видеоконференций, доступные широкому кругу пользователей разного уровня: Skype, Zoom, Discord, Bandicam, Google Hangouts, Proficonf и др. [6]. О.И. Доменникова указывает на то, что в процессе коммуникации обучающиеся пользуются всеми видами деятельности: пониманием иноязычного текста и навыками письма (общение посредством письменной речи); аудированием и навыками говорения (общение посредством устной речи) [7].
Пристальный интерес к практике устной речи в рамках дистанционного обучения продиктован необходимостью поддерживать устную коммуникацию с обучающимися в том объеме, в котором она осуществлялась до начала периода дистанционного обучения. Для совершенствования навыков говорения на протяжении двух недель (5 занятий по 40 минут) с обучающимися первого курса направления подготовки 49.03.01 Физическая культура нами применялся ресурс Google Hangouts [8]. Длительность занятий и их количество были определены исходя из количества участников (в среднем 9 человек) и их уровня владения иностранным языком (A2-B1 согласно Общеевропейским компетенциям владения иностранным языком).
Данная программа для проведения видеоконференций является бесплатной, имеет дружественный интерфейс, доступна для работы на компьютере/смартфоне, позволяет получить доступ к трансляциям в сети Интернет только заранее обозначенному кругу лиц.
Для развития навыков устной иноязычной речи осуществлялись обсуждения тематических видеоматериалов по изучаемым коммуникативным темам, таким как «My Training», «My Sport», «My future speciality», практика монологической и диалогической речи с использованием грамматических времен английского глагола в активном и пассивном залогах для описания распорядка дня (например, сравнение режима дня до перехода на дистанционное обучение и во время дистанционного обучения, привычек, хобби и т.п. («How is your typical working day different from a day during distance learning period? », «Do you spend more time playing computer games or having common activities with your family members?», «Have you learned something new during the quarantine?»)).
Из заданий, представленных на аудиторных занятиях, были выбраны уже привычные для студентов виды работы, такие как:
– «Снежный ком» (когда каждый участник видеоконференции дополняет начатое преподавателем предложение своим фрагментом, произнося предложение с самого начала), например: Vicky wakes up at half past seven and gets up five minutes later. After that she has a shower and gets dressed. Then Vicky has a sandwich and a cup of coffee for breakfast. After breakfast she goes to work and gets to work at 9 o’clock. Vicky has a cup of coffee and reads texts. Then she starts work. At one o’clock Vicky has spaghetti for lunch with her boss. After lunch she goes shopping. At 6 o’clock Vicky finishes work and goes home;
– Newsreel (каждый участник видеоконференции готовит краткое новостное сообщение на 3–5 предложений), например: Greece has included Russia in the list of countries for which it will open the tourist season from July 1, even if Brussels does not agree on common EU rules for tourism. In this case, bilateral agreements will apply with a number of countries. Greece will only accept foreign tourists if they have a negative COVID-19 test result or if they have a positive antibody test. The test results must be known before the plane departs. A detailed security plan has been prepared for companies in the tourism industry;
– Spot the lie (из трех утверждений о себе одно неправильное, при этом нужно отгадать его), например: 1) Velikie Luki is my native town, 2) I am a second-year student, 3) At the end of each semester we have to take credits and exams;
– Question relay (преподаватель задает тему для обсуждения, например: «My free time», озвучивая первым вопрос по этой теме, затем просит одного из обучающихся ответить на него, далее ответивший выбирает в случайном порядке следующего, кто будет на них отвечать, таким образом «принимая эстафету»):
Teacher: What is your favourite activity in your free time?
Student 1: I enjoy watching films. What is your favourite film?
Student 2: My favourite film is «Gone with the wind». Can you play guitar?
Из видов работы, которые были менее привычны для обучающихся, использовались:
– деловые игры с элементами профессионально ориентированной лексики, например, «Development program for sports managers», «Building a perspective sports venue»;
– детективная игра «Мафия», адаптированная для обучающихся вуза физической культуры в рамках ситуационных задач типа «Who is stealing money from the Olympic budget?», «Can you track a team of unclean athletes?», «Find the managers who used unlawful schemes at a World championship»;
– круглые столы с обсуждением актуальных проблем мира спорта и околоспортивных мероприятий, таких как «Role of a coach in boosting success of his athletes», «Development of student sport in Pskov region», «Sport during the pandemic – is there light at the end of the tunnel?», «Organizing football competitions with no spectators at the stadium – is that possible?».
После двух недель работы в формате видеоконференций нами был проведен опрос обучающихся по следующим аспектам: а) удобство работы с программой для видеоконференций с технической точки зрения; б) психологический комфорт; в) рост мотивации к изучению иностранного языка; г) взаимодействие с одногруппниками/однокурсниками; д) пожелания по совершенствованию работы в формате видеоконференции. В опросе приняли участие 78 студентов. По собственным оценкам обучающихся, с технической точки зрения формат видеоконференции не всегда был удобен, поскольку во многом приходилось полагаться на скорость передачи интернет-трафика, из-за чего возникала необходимость заново подключаться к видеоконференции (3 % респондентов). Психологический комфорт при этом в целом находился на должном уровне, поскольку преподавателем были созданы соответствующие условия, позволяющие каждому высказаться и прокомментировать свою точку зрения (95 % респондентов). Интерес к освоению иностранного языка вырос, поскольку общение в формате видеоконференции дало возможность обсуждать широкий спектр вопросов – и бытового характера, и профессионально-личностного (89 % респондентов). Взаимодействие с другими участниками видеоконференции вызвало затруднения у 40 % респондентов, поскольку на занятиях присутствовали обучающиеся из разных студенческих групп, занимающиеся разными видами спорта, многие из участников видеоконференций не были тесно знакомы друг с другом ранее.
Особый интерес в нашем исследовании имеет аспект д) – пожелания по совершенствованию работы в формате видеоконференции: обучающиеся высказывали следующие пожелания по совершенствованию работы в формате видеоконференции. Мы выбрали наиболее значимые из них:
– «Необходимо больше включать в работу тех студентов, кто стесняется говорить»;
– «Было бы интересно попробовать себя в роли преподавателя и организовать видеоконференцию самостоятельно»;
– «Хотелось бы обсудить фильмы, созданные на основе реальных событий, показать при этом правду и вымысел в них»;
– «С удовольствием пригласил бы кого-нибудь из преподавателей с других кафедр нашего вуза и пообщался бы с ними на английском»;
– «В рамках видеоконференции нужно создать виртуальную видеоэкскурсию по академии, научно-исследовательскому институту, Музею спорта и Олимпийского движения Псковского края, различным спортивным объектам города».
Заключение
По итогам исследования были сделаны следующие выводы.
1. В ходе занятий в дистанционном формате были выявлены трудности у обучающихся, среди которых технические (скорость передачи сигнала в сети Интернет и ненадежные источники Wi-Fi) и коммуникативные (затруднения в общении с другими участниками видеоконференции).
2. Уровень комфортности в создавшихся условиях можно оценить как удовлетворительный и для преподавателя, и для обучающихся, поскольку режим видеоконференций дополнял обусловленный программными требованиями осваиваемый учебный материал.
3. Переход на дистанционное обучение в целом способствует более мотивированному интересу к изучению иностранного языка в вузе физической культуры, позволяет осваивать программный материал, не покидая индивидуальной «зоны комфорта», при этом создается достаточно теплая и дружеская атмосфера общения, необходимая для снятия индивидуальных психологических барьеров.
Очевидным является и тот факт, что совершенствование учебного процесса по дисциплине «Иностранный язык» в рамках дистанционного обучения должно находиться в рамках таких аспектов, как информационная грамотность участников образовательного процесса, мотивированный интерес к сфере информационных технологий и изучению иностранного языка, создание оптимальной образовательной среды для успешного педагогического взаимодействия и эффективного построения межпредметных связей.