Правильная организация самостоятельной работы является проверенной временем и практикой эффективной формой получения знаний, способствующей активной работе обучающихся. Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется необходимостью организации самостоятельной работы студентов, направленной на формирование и развитие профессиональных компетенций, в том числе экономико-управленческих. Рассматривая актуальность исследования на научно-теоретическом уровне, можно определить, что оптимальное решение вопроса правильной организации самостоятельной работы способствует развитию экономико-управленческих компетенций. Научно-методический уровень актуальности исследования обоснован потребностью в качественной подготовке специалистов среднего профессионального образования, обладающих экономико-управленческими компетенциями. Таким образом, самостоятельная работа занимает ведущее место в процессе обучения как на современных занятиях, так и в процессе индивидуального выполнения внеаудиторной самостоятельной работы.
Целью исследования выступает процесс организации самостоятельной работы студентов, как учебной, так и внеаудиторной, способствующей формированию экономико-управленческих компетенций. Объектом исследовательской работы выступает система структурирования самостоятельной деятельности у обучающихся при формировании экономико-управленческих компетенций.
Методы исследования: теоретические методы – анализ и синтез научной и учебной литературы; методы качественного и количественного анализа исследования, как общих теоретических, так и практических.
Под самостоятельной работой понимают процесс активизации деятельности студентов, достижение поставленных дидактических целей как на учебных занятиях так и во время внеаудиторных часов. При выполнении самостоятельной работы деятельность студентов должна быть направлена на поиск новых знаний, их осмысление и переосмысление, закрепление новых знаний, формирование не только умений и навыков, но и развитие компетенций, обобщение полученных знаний, их систематизацию. Формы организации самостоятельной работы представлены на рис. 1 [1, с. 146].
Рис. 1. Самостоятельная работа обучающихся в ходе образовательного процесса
Рис. 2. Самостоятельная работа как дидактическая единица процесса обучения
Самостоятельную работу как дидактическую единицу процесса обучения можно представить в виде схемы (рис. 2) [1, с. 184].
Отразим сущностные составляющие как средства обучения самостоятельной деятельностной работы студентов, которое:
− определяется исходя из конкретной дидактической цели или задачи на определенном этапе усвоения;
− при выполнении различных заданий происходит мыслительная работа, приобретаются умения, определенные навыки, закладываются знания и компетенции;
− у обучающихся происходят психические процессы, способствующие организации самостоятельного накопления знаний, обладание компетенциями, использование умений и навыков для отбора нужной информации в большом потоке при решении новых познавательных и учебных задач;
− средство, направленное на активизацию познавательного процесса обучающимися самостоятельно [2, с. 313].
Проанализировав психолого-педагогические исследования ученых, можно определить, два уровня для обучающихся продуктивной самостоятельной деятельности (рис. 3) [3, с. 106].
Рис. 3. Характеристика уровней самостоятельной продуктивной деятельности обучающихся
Формирование экономических знаний, усвоение законов, теорий, понятий и правил происходит за счет приобретения экономико-управленческих компетенций. На занятиях по общепрофессиональной дисциплине ОП.07 «Основы экономики и менеджмента» в ОГБПОУ «Томский аграрный колледж» применяется как учебная (аудиторная) самостоятельная работа студентов, также организации подлежит внеаудиторная самостоятельная работа.
Опишем основные требования по организации на занятиях по дисциплине ОП.07 «Основы экономики и менеджмента» самостоятельной деятельности обучающихся.
1. Любой уровень самостоятельности выполнения заданий имеет определенную точную цель. Каждый обучающийся знаком с порядком и приемами выполнения работы.
2. Сложность самостоятельной работы выстраивается от постепенного перехода с одного уровня на другой, то есть от более простого к сложному, соответствует возможностям студента освоить учебную дисциплину.
3. Организуется управление процессом работы обучающихся, осуществляется использование разнообразных видов самостоятельных работ, представленных для выполнения.
4. Определяет положительный результат в развитии способностей, учит творчески мыслить, осуществляет процесс принятия решений правильная организация самостоятельной аудиторной работы. Задания не должны быть шаблонными.
5. Описание содержания работы, форма и вид выполнения должны побудить интерес и желание сделать работу до конца обучающимися.
6. Процесс организации самостоятельной работы должен быть направлен на выработку навыков и привычку трудиться.
На рис. 4 представлена продуктивная деятельность аудиторной самостоятельной работы обучающихся [3, с. 116].
Рис. 4. Продуктивная деятельность аудиторной самостоятельной работы обучающихся
Дидактические цели характерны для каждого типа учебной самостоятельной работы отраженной на рис. 4.
Опишем особенности типов продуктивной деятельности при организации для обучающихся аудиторной самостоятельной работы.
1. Задания, требующие выполнения по эталону или образцу – это тип самостоятельной аудиторной работы, которая называется воспроизводящей. Задания составлены и структурированы для организации мыслительных процессов, направленных на работу памяти: знание понятий, определений, характерные черты признаков. Такие задания формируют и закрепляют навыки и умения обучающихся.
Действия студентов направлены на использование алгоритма для воспроизведения материала. Значение работ данного типа имеет большую важность в процессе изучения ОП.07 «Основы экономики и менеджмента». Такие задания создают фундамент для последующего этапа в организации аудиторной самостоятельной работы. Преподаватель задает исходя из способностей и возможностей студентов их индивидуальный оптимальный объем.
2. Учебная аудиторная самостоятельная работа, идею решения которой задает преподаватель, которая опирается на знания студентов, полученные ранее, называется реконструктивно-вариативной.
Обучающиеся переносят свои знания на нестандартные, нетиповые ситуации, учатся анализировать события и факты, активизируют познавательную деятельность, направленную на мотивацию получения новых, ранее неизвестных знаний. Проектная работа выступает залогом развития творческих способностей.
3. Выстраивание алгоритма решения заданий, используя знания для ответа за пределами стандарта, применяет эвристический тип учебной аудиторной самостоятельной работы. Происходит формирование творческих способностей студента.
К заданиям эвристического типа аудиторной самостоятельной работы относятся задания связанные с объяснением, уточнением фактов, демонстрацией, подведением выводов.
4. Выполнение заданий творческого типа аудиторной самостоятельной работы – это есть показатель высшего результата для студентов. Примером является выполнение и защита индивидуальных проектов, когда происходит систематизация работы с учебной и научной информацией, формируются новые знания, приобретаются умения. Происходит творческое развитие личности студента.
В образовательном процессе каждый тип учебной самостоятельной работы имеет большое количество заданий, применяемых преподавателями. Рассмотрим наиболее популярные и работающие на положительный результат задания [4, с. 48].
1. Работа с электронной книгой Moodle. Такая работа содержит изучение и анализ тем и параграфов учебника, графического материала: пересказ и воспроизведение основного содержания части темы или параграфа; составление кластера вопросов и ответов по нему по заранее изученной теме или параграфу; изложение кратного описательного конспекта; использование анализа и метода сравнений, группировка в систему информации нескольких тем. Работа со словарем электронной книги или учебника Moodle, обращение к первоисточникам известных авторов ученых, конспектирование и реферирование прочитанного.
Определим дидактические условия использования на аудиторных учебных занятиях электронного учебного методического пособия Moodle:
− выстраивание структуры тем для сту- дентов;
− контроль и организация деятельности студентов;
− применение других видов работ на занятиях студентами;
− при организации такой деятельности студентов важно научить самостоятельно выделять смысл темы или параграфа;
− научиться использовать графический и иллюстрационный материал при выполнении заданий;
− определять глубину и систематизацию вопросов, на которые нужно найти ответы в теме или параграфе;
− пересказывать и доказывать основную мысль изученного абзаца темы или параграфа;
− применять метод «ЗХУ» («знаю – хочу узнать – узнал») при изучении темы или параграфа;
− научиться писать тезисы и эссе по пройденной теме или параграфу, выделять главные мысли;
− уметь самостоятельно описывать понятия и определения темы или параграфа;
− работа по обобщению и систематизации знаний;
− работа с первоисточниками;
− внеаудиторная работа с электронным учебником Moodle.
Индивидуализировать процесс обучения: при организации учебной самостоятельной работы с электронным учебником (книгой) Moodle необходимо для студентов с различными учебными возможностями использовать задания различной сложности.
2. Самым актуальным видом учебной самостоятельной работы являются упражнения. С помощью выполнения упражнений происходит закрепление знаний, развитие интеллекта и мышления, определяется уровень самостоятельности.
Все упражнения можно разделить на три группы по целевому назначению (рис. 5) [5, с. 103].
Рис. 5. Три группы целевого назначения упражнений
Представим этапы организации учебной деятельности по решению различных учебных задач: 1) содержание цели и задачи, их анализ; 2) достижения поставленной цели действия; 3) реализация плана; 4) проверка действий; 5) анализ других вариантов решений.
3. Применение и выполнение практических задач.
4. Проверка аудиторной самостоятельной работы через выполнение контрольных проверочных работ, экономических диктантов, решения задач, тестов, написания эссе.
5. Выполнение курсовых работ, написание рефератов.
6. Моделирование и конструирование ситуаций.
Ведущей формой по выполнению домашних заданий студентов выступает организация внеаудиторной самостоятельной работы. Это есть логическое продолжение приобретения знаний, умений и компетенций по данной дисциплине [6, с. 319].
Определим дидактические цели внеаудиторных самостоятельных работ [7, с. 213]:
- закрепление полученных ранее знаний;
- изучение нового материала по дисциплине самостоятельно;
- приобретение экономико-управленческих компетенций.
В СПО применяют следующие основные виды домашних заданий исходя из поставленных целей, представленных в таблице [7, с. 287].
Домашние задания и их виды в зависимости от поставленной цели
Цель |
Вид домашнего задания |
Первичное получение знаний |
Использование электронного учебника, первоисточника, дополнительной литературы; работа с нормативными документами |
Повторение, выстраивание системы знаний, закрепление |
Конспектирование тем и лекций, повторение материала электронного учебного материала, составление таблиц, чертежей, графиков |
Использование знаний, применение умений |
Решение задач и упражнений по образцу, выполнение расчетно-графических работ, подготовка курсовых, дипломных проектов |
Внеаудиторная самостоятельная работа предполагает индивидуальное выполнение ее обучающимися. Индивидуализация подразумевает личный вклад студента в работу.
Подводя итог, можно сделать вывод, что организация как аудиторной, так и внеаудиторной самостоятельной работы способствует активизации всех мыслительных процессов студентов, развитию их творческих способностей.
Уровень сложности заданий задает пре- подаватель самостоятельно, исходя из индивидуальных особенностей личности студента, развития его способностей, мотивации к данной деятельности.
Самостоятельная работа, направленная на развитие профессиональных компетенций, в том числе экономико-управленческих, развивает обучающихся, помогает им становиться конкурентными и вос- требованными специалистами на рынке труда.
Разработка заданий для самостоятельной работы при формировании экономико-управленческих компетенций у студентов колледжа должна носить практико-ориентированный характер.