Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

VISUAL DESIGN AS A METHOD OF MAKING LIFE DECISIONS

Bratukhin A.G. 1 Bratukhina E.A. 1 Butorin A.V. 1
1 Omsk State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation
The article considers visual construction as an effective method of making life decisions. To stimulate decision-making, the method of visual construction or construction of visual images at the level of the individual’s consciousness is used, since the author’s conscious version of the problem solution more often leads to the implementation of the solution in real life than the result seen by other people. The main characteristics of an individual strategy when making a decision that the potential of this method is aimed at are awareness, independence, planning short-term and long-term goals, and satisfaction with the desired result. Among the uncertain situations that are significant for the individual, pedagogical interest is aroused by situations in which decision-making is carried out for the first time. These situations include: choosing a profession, choosing a marriage partner, choosing the period of birth of children, choosing a significant environment, and choosing career development options. Positive effects achieved using the method of visual construction are to improve the ability of the individual to present tasks related to near and far perspectives in the mind, tools for achieving them, to predict possible difficulties and consequences, to construct on a conscious level situational and temporal characteristics of the desired image of the future in accordance with value orientations.
visual design method
decision making
personal choice
individual strategy
mental maps

Современный этап развития образования характеризуется множественными инновационными изменениями в сфере образовательно-воспитательного процесса, что создает множество неопределенных альтернатив. В данный период очень важной является поддержка молодого поколения в принятии решений, оказывающих влияние на всю их дальнейшую жизнедеятельность.

Мы считаем, что в условиях множественных альтернатив это особенно важно, поскольку значительно сократились сроки, отводимые на переработку и анализ значимой информации при принятии решения, что в свою очередь ограничивает возможность корректировки совершенного выбора. По нашему мнению, готовность к жизненному выбору предполагает способность к самостоятельному разрешению противоречий между разнообразными альтернативами, к осознанному поиску аргументов и к принятию ответственности за удовлетворительную реализацию выбранной цели.

В педагогической практике приобретает особую значимость изучение различных аспектов принятия решения в неопределенных ситуациях жизнедеятельности, разрешить которые возможно при осознанной ориентировке личности в различных обстоятельствах ситуации с учетом ценностно-смысловых структур [1–3].

Среди ряда типичных неопределенных ситуаций, значимых для личности, педагогический интерес вызывают ситуации, в которых принятие решения осуществляется впервые. Нередко при выборе в таких ситуациях у молодых людей возникают затруднения, связанные с их неспособностью осознать многообразие возможных альтернатив, а затем оценить их и принять взвешенное решение. К таким ситуациям можно отнести: выбор профессии, выбор брачного партнера, выбор периода рождения детей, выбор значимого окружения, выбор вариантов карьерного развития.

Целью нашего исследования является стимулирование осознанного и самостоятельного принятия решения обучающимися в неопределенных жизненных ситуациях с помощью метода визуального конструирования.

Любая ситуация жизненного выбора включает в себя множество элементов неопределенности, которые связаны, прежде всего, с представлением в сознании личности всего многообразия альтернатив. Молодые люди часто неспособны к этому в связи с отсутствием достаточного жизненного опыта, что приводит к недостаточному осознанию всех аспектов принимаемого решения. Поэтому, на наш взгляд, в процессе обучения необходимо ориентироваться на применение методов, способствующих ясному представлению различных аспектов альтернатив для последующей их оценки.

Материалы и методы исследования

В педагогической практике информация, необходимая для изучения, представляется разнообразными способами. В качестве традиционных методов, используемых при преподавании в вузе, выделяют представление информации в текстовом формате, в виде логического и схематического изложения основных понятий и причинно-следственных связей. Центральной характеристикой этих методов является то, что обучающийся пассивно воспринимает предлагаемую информацию, то есть личностная вовлеченность в процесс усвоения материала минимальна. Для того, чтобы стимулировать познавательную активность личности, особенно в значимых жизненных ситуациях, необходимо использовать методы, способствующие высокой личностной вовлеченности в процесс анализа ситуации, что будет способствовать мысленной оценке вариантов, которые максимально приближают к успешной реализации принимаемого решения. То есть, согласно нашей авторской позиции, на уровне сознания личности должен сформироваться образ желаемой цели с последовательными шагами по ее достижению с учетом возможных последствий и обстоятельств.

Таким образом, с помощью специальных психолого-педагогических методов в неопределенной жизненной ситуации можно стимулировать активность личности для выстраивания на уровне сознания индивидуальной стратегии. Наша авторская идея заключается в том, что содержание данной стратегии должно включать обобщенный способ разрешения сложившейся неопределенной жизненной ситуации, анализ возможных альтернативных решений, их достоинств и недостатков в соответствии с жизненными обстоятельствами и личностными ресурсами. В сознании личности должен быть представлен обобщенный и идеальный образ цели и ресурсы ее достижения.

Исходя из анализа проблематики принятия решений в психолого-педагогической литературе и на основании данных ранее опубликованных нами исследований мы предполагаем, что необходимость принятия решения в значимой жизненной ситуации инициирует активность личности на осознание и оценку возможных альтернатив, их отбор в соответствии с личностными критериями и конкретизацию выбранной альтернативы в качестве цели будущей деятельности [4–6].

Наша авторская позиция заключается в том, что результативность принятия жизненного решения определяется особенностями его осознания, то есть степенью представления на уровне сознания личности многообразия альтернатив и последствий, связанных с их принятием и оказывающих влияние на дальнейшую жизнедеятельность. Личность с учетом своих ценностей, смысловых установок, смысложизненных ориентаций «перебирает» в сознании возможные варианты, фиксируя наиболее удовлетворяющие. Также оценивается возможность достижения удовлетворяющих вариантов на уровне как краткосрочного, так и долгосрочного планирования. Останавливаясь на задачах, имеющих для нее смысл, личность учитывает индивидуальные базовые потребности, свои возможности и способности, предполагая достигнуть желаемых результатов в ближайшей перспективе и учитывая отдаленные цели.

Следовательно, на наш взгляд, специфика принятия жизненного решения определяется характеристиками временной перспективы субъекта, который его осуществляет [7, 8].

При принятии решения важным также является субъективное впечатление от возможных результатов. Мы считаем, что оптимальное решение связано с возможностями личностного конструирования и определяется индивидуально-психологическими особенностями. Таким образом, мотивация, связанная с реализацией решения, может определяться эмоциональной окрашенностью планируемых результатов: привлекательны или непривлекательны они для личности, прогнозируется ли получение удовлетворяющих результатов.

Также в ситуации принятия жизненных решений, на наш взгляд, важно учитывать особенности организации личного пространства, зрелость личности. Зависимость или автономность поведения в ситуации принятия решения характеризует то, насколько свободным будет выбор личности, в должной мере ли она проявит свои субъектные качества, не находясь под влиянием социального окружения.

Таким образом, мы можем выделить основные характеристики принятия решения, которые возможно стимулировать с помощью применяемого нами метода визуального конструирования:

1. Осознанность как характеристика связана с тем, как именно, полно и развернуто или фрагментарно, личность представляет альтернативы и последствия от их возможного принятия [9].

2. Осознание во временной перспективе характеризует то, насколько личность способна мысленно представить ближайшие и долгосрочные задачи, соотнося их с системой личностных смыслов.

3. Субъективная удовлетворенность при принятии жизненного решения связывается с тем, насколько привлекательной является выбранная альтернатива на эмоциональном уровне для личности, насколько она соответствует ее стержневым характеристикам: ценностным и смысложизненным ориентациям, уровню притязаний.

4. Самостоятельность при принятии решения характеризуется тем, насколько автономна личность при определении и выборе желаемой альтернативы, необходима ли ей поддержка социального окружения при оценке и анализе вариантов.

В неопределенных жизненных обстоятельствах, когда возникает необходимость принятия значимого решения, стратегия личности выстраивается на уровне сознания, как результат функционирования смысловых структур и проявляется в возможном образе будущего. Поэтому адекватным методом для стимуляции принятия решения является метод визуального конструирования [10].

В качестве характеристик индивидуальной стратегии, на формирование которых направлен применяемый метод, нами выделены следующие:

1. Состав аргументации при представлении альтернатив.

2. Представление последовательности действий по достижению цели.

3. Прогнозирование ресурсов достижения желаемой цели.

4. Поиск ресурсов преодоления возможных препятствий, связанных как с обстоятельствами ситуации, так и с личностными особенностями.

5. Оценка возможных последствий при принятии той или иной альтернативы.

6. Автономность или поиск поддержки значимых людей.

7. Оценка того, насколько притязания личности адекватны как ситуации, так и внутренним ресурсам.

8. Представление удовлетворяющих преимуществ выбора.

9. Осознание ближних задач.

10. Осознание дальних задач.

Для получения информации, необходимой для оценки альтернатив и построения стратегии в ситуации, требующей принятия решения, личность использует различные мыслительные операции: анализ обширной информации, сравнение на ее основе различных характеристик, абстрагирование как отвлечение от несущественных элементов при концентрации на значимых моментах, синтез информации в обобщенный удовлетворяющий образ. В процессе такой мыслительной деятельности информация в сознании преобразуется в чувственные образы и в понятия, соответствующие системе конструктов личности.

Из известных на сегодняшний день психолого-педагогических методов, для стимулирования принятия решения подходит метод визуального конструирования, поскольку осознанный авторский вариант разрешения проблемы чаще ведет к реализации решения в реальной жизни, чем результат, получаемый при поддержке других людей.

На наш взгляд, личностная активность, проявляющаяся, прежде всего, на уровне познавательных процессов, способствует приобретению жизненного опыта и пониманию механизмов принимаемого решения. Если же молодой человек присваивает чужой готовый результат без личностной вовлеченности в процесс его достижения, то этот опыт не встраивается в систему его личностных конструктов.

Метод визуального конструирования предполагает анализ обстоятельств ситуации на уровне смысловых образований личности и принятие ответственности за получаемый результат.

Результаты исследования и их обсуждение

В проведенных нами исследованиях репродуктивного поведения молодежи мы использовали метод визуального конструирования для стимулирования принятия решений. Использование этого метода способствовало лучшему осознанию тех факторов, которые позитивно или негативно влияли на реализацию репродуктивного поведения.

В процессе занятий стимулировалась самостоятельность личности по осознанию разнообразных вариантов решения и того, что необходимо, если какая-то из альтернатив будет выбрана. На уровне долгосрочных целей прогнозировалось поведение, способствующее реализации репродуктивных целей молодых людей, принимающих участие в занятиях [10].

В процессе прогнозирования возможных целей осуществляется ситуационное планирование, результатом которого является формирование подробного образа будущей ситуации, позволяющей достичь цели. Процесс планирования главным образом состоит в самостоятельном построении молодыми людьми развернутой системы подцелей, включающей краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные задачи. Необходимость реализации цели, связанной с рождением детей, обусловлена неопределенностью, противоречивостью социальных альтернатив. С одной стороны, человеку для рождения детей необходимы социальные и материальные ресурсы, с другой стороны, ресурсы, связанные со здоровьем, диктуют необходимость принятия решения о репродуктивном поведении в молодом возрасте.

В то же время у молодых людей представления о достижении репродуктивных целей недостаточно отчетливые, что может быть обусловлено особенностями возраста и присущей им степенью личностной зрелости. Неопределенность также может провоцироваться множественностью альтернатив, исходящих из таких факторов, как СМИ, представляющих большое количество разнообразной информации. Это может способствовать тому, что личности очень сложно в своем сознании структурировать получаемую информацию и выделять в ней существенные моменты, производить их оценку. Также в семейном окружении вопросы репродуктивного поведения могут не обсуждаться, что также может способствовать недостаточности информации у молодых людей.

Ряд проведенных нами исследований показал, что молодежь осознает некоторые моменты, касающиеся способов и средств достижения репродуктивной стратегии. Но эти представления являются фрагментарными, разрозненными, зачастую молодые люди не способны определить способы, средства и ресурсы, необходимые для достижения желаемой цели.

Для выявления представлений о ресурсах, которые формулировали молодые люди для достижения репродуктивной стратегии, использовались ментальные карты, в которых они обозначали имеющийся у них образ по реализации репродуктивной стратегии без внешних указаний относительно способа ее построения. То есть проявлялась самостоятельность личности при конструировании возможного будущего. Молодые люди строили модель репродуктивной стратегии на неопределенной, недостаточной, незавершенной информационной основе и были вынуждены самостоятельно обдумывать и отбирать необходимую информацию для выявления альтернатив.

Также молодым людям предлагалось осознать собственное репродуктивное поведение в комплексе воздействующих внутренних и внешних факторов и осознать возможность и условия его реализации.

Таким образом, особенностью применяемого нами метода визуального конструирования является то, что молодые люди на уровне личностных конструктов активно выстраивают образ желаемого поведения, то есть выстраивают индивидуальную стратегию по сохранению репродуктивного здоровья.

Метод визуального конструирования применяется в строго определенном порядке:

1. Преподаватель предлагает сформировать желаемый образ, имея идеальную модель репродуктивного поведения, которая является своего рода эталоном.

2. Преподаватель предлагает обучающимся для заполнения пустой бланк, включающий основные и второстепенные задачи, в свою очередь связанные с блоком целей.

3. В процессе взаимодействия с обучающимися преподаватель обсуждает необходимые ресурсы для реализации поставленных задач, инициируя личностную включенность участников семинара.

4. При получении различных ответов преподаватель оценивает, насколько они близки к эталонной модели.

При заполнении модели преподаватель стимулирует самостоятельность обучающихся, может задавать лишь наводящие вопросы, способствующие наилучшему осознанию внешних и внутренних ресурсов участников семинара.

5. Результатом семинара является самостоятельно построенная участниками желаемая модель репродуктивного поведения, при осознании возможных ее преимуществ и недостатков [10].

Заключение

Успешно применяя метод визуального конструирования для решения жизненных задач в рамках дисциплины «Основы гигиенического воспитания и обучения» для студентов медико-профилактического факультета Омского государственного медицинского университета, мы выделили следующие эффекты:

- увеличивалась способность личности к представлению на уровне личностных конструктов различных жизненных задач, ресурсов их достижения, последствий и возможных препятствий;

- у личности улучшалось понимание адекватности или неадекватности своих притязаний;

- улучшалась способность личности к долгосрочному проектированию шагов по реализации принимаемых решений.

Освоенный студентами медико-профилактического факультета метод визуального конструирования в рамках программы дисциплины «Основы гигиенического воспитания и обучения» способствует успешной реализации их профессиональной деятельности в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.