Замысел реформирования номенклатуры научных специальностей заключается в том, чтобы новая номенклатура научных специальностей создала благоприятные условия для нахождения талантов среди молодёжи, а также приведения сегмента научных исследований к соответствию нынешним реалиям времени. Следует отметить, что любой программно-стратегический документ требует полной раскладки всех этапов его реализации.
Мы согласны с мнением учёных России, что в системе представлений о качестве будущего общества нужно делать ставку не на образ «цифрового общества», а на образ «научно-образовательного общества». Его становление должно стать стратегическим ориентиром научно-образовательной политики российского государства (Открытое письмо учёных России. 11.05.2020).
Процесс формирования интереса к исследованиям надёжно базируется на богатом духовном, нематериальном и материальном наследии российской культуры, на традиции обращения к его лучшим образцам. Они становятся информационным ресурсом для креативных поисков, для интерпретации в современных инновациях и образовательных технологиях нового времени. Необходимость нового подхода отражена в документах ЮНЕСКО, где отмечается, что ценности духовного, нематериального наследия формируют у общин чувство самобытности и преемственности, содействуют развитию творчества и социальному благополучию, но также могут применяться в таких областях, как здравоохранение, образование и управление системами природных ресурсов [1].
Региональный вектор научных исследований открывает новую страницу в педагогической науке и практике по подготовке исследователей, консультантов, экспертов. В перспективе регионы получают возможность профессиональной подготовки новой плеяды молодых учёных, нацеленных на создание лабораторий в системе малого и среднего бизнеса. Гипотетически можно одновременно говорить о социальной, воспитательной и познавательной составляющей нового информационного ресурса о духовном, нематериальном и материальном наследии народов России.
Лучезарность гипотетических предположений наталкивается на отрезвляющий тезис: «Сегодня мы остаёмся в плену устаревших способностей открывать новое в известном материале. Появление медиатехнологий притупило чутьё. Но проблема не относится к разряду технических. Проблема в том, что необходимы консультанты в области интерпретации новых смыслов» [2, с. 193].
Практика подтверждает, что востребованные способности мыслительной деятельности формируются у специалистов творческих профессий: режиссеров, сценографов, хореографов, сценаристов, художников-иллюстраторов, графических дизайнеров, получивших доступ к «пассивным» (не встроенным в региональную систему индустрий) ресурсам нематериального наследия. Например, пассивным ресурсом является уникальное, но незаметное для рядового туриста изобретение, важнейшее для выживания наших предков: миниатюрная костяная игольница, украшенная резьбой. Специалист-интерпретатор поможет «увидеть» и резьбу, и орнамент, и функциональную специфику миниатюрного предмета, важнейшего, наряду с колчаном для стрел на охоте, в ситуации обороны жилища, в бытовой культуре северных народов.
Новый смысл значимости выявленного миниатюрного предмета позволяет изменить его статус «музейного экспоната». Далее, по нашей версии, диапазон применения данного изобретения многовековой давности в современной культурно-языковой технологии дизайна может распространиться на объекты региональных индустрий, например: архитектура гостиничных комплексов, текстиль и графические постеры для интерьера туристических комплексов, художественные подарочные сувениры, логотипы на молодёжной одежде, головные уборы, аксессуары. В целом создаётся комплекс визуальных кодов с национальной символикой, отражающей достижение духовной нематериальной культуры локальной местности региона [3].
Предлагается авторская разработка методики подготовки учёных, специалистов в области этнохудожественного потенциала, на основе моделирования кооперативных научных исследований в регионах России. В статье мы рассматриваем особенности подготовки специалистов, способных руководить исследовательской лабораторией в удалённом селе. Если раньше такой формат деятельности не мог реализоваться, то сегодня это реально на основе информационных каналов связи, видеоотчётов и видеоконференций. Научное направление в границах кооперации вузов и регионов нацелено на формирование технологического коридора по интерпретации кодов пассивного наследия в современных индустриях: образования, туризма, художественного творчества. При этом выявляется необходимость создания взаимосвязанной системы региональных научных лабораторий по агрегации единой информационной базы данных.
Концептуальная модель предлагается для упрочения социально-экономического развития российских регионов и повышения значимости научных школ с национально-культурным компонентом. Создание системы локальных, но взаимосвязанных лабораторий в регионе по сбору, систематизации элементов «пассивного ресурса» обеспечит научные центры уникальной информацией, востребованной в разных индустриях малого и среднего бизнеса, как в регионе, так и за его пределами.
Целесообразно корпоративный проект создания информационной карты графических и этнохудожественных кодов в каждом регионе наделить грифом «кооперативный проект», поддержанный соглашением между учебным заведением и регионом.
Программа профессиональной подготовки кадров для научных лабораторий – исследователей, экспертов, консультантов на первый план выдвигает роль педагогического дизайна, позволяющего наделять научным смыслом задание в магистратуре и тем более в аспирантуре.
Материалы и методы исследования
Утеря понятий и представлений о разнообразии этнохудожественных и графических достижений дописьменного периода, сконцентрированных в местах оседлого проживания коренных жителей Российской Федерации, формирует у студентов мегаполисов наднациональный виртуальный «сборник» разрозненных знаний.
Информатизация, как планомерная стратегия перехода на новый формат социально-экономического развития России, начинает свой старт в школе. Сегодня на сайте предлагается 25 тысяч программ в режиме онлайн-вебинаров для учителей и школьников. Это число ежедневно растет. Для педагогов и студентов вузов предлагаются услуги онлайн: курсы повышения квалификации, вебинары.
Негативная тенденция 1: аналитика наблюдений выявляет асинхронность (несогласованность) адаптации новых технических и гуманитарных знаний к учебному процессу, как по темам, так и по времени (курсы и семестры). Негативная тенденция 2: общеобразовательный формат подготовки в вузах не предусматривает обязательного наличия на факультетах и кафедрах лабораторий для экспериментальных проектов, где могут стажироваться аспиранты.
Наблюдаемая оторванность тематики дипломных работ выпускников вузов от кооперации с регионами зафиксирована на совещании по образованию в стране (Президент В.В. Путин. Совещание: 21.05.2020). Наблюдаемая зона риска с точки зрения научно-педагогической аналитики увеличивается в пространственном диапазоне, где нет взаимосвязи между наукой и профессиональной подготовкой в вузах лидеров научных направлений, нацеленных на участие в социально-экономическом развитии регионов и страны в целом.
Ретроспекция 1: в образовательных учреждениях России внимание школьников и студентов обращается на интерпретацию достижений традиционной культуры, зафиксированных учёными досоветского и советского периода в экспедициях и получивших признание и поддержку на государственном уровне в ХХ в. Фабрики и мастерские в единой системе «Художественные промыслы и сувениры» работали в каждом городе и крупном селе.
Ретроспекция 2: просмотры медиапроектов на каналах СМИ позволили сделать вывод о тенденции культурно-нейтральной позиции выпускников вузов в мегаполисах, созидающих новую виртуальную панораму российской культуры XXI в. Продукция медиатехнологий напоминает научную фантастику XIX–XX вв., получившую в информационных сетях имя слоукор-сайфай (англ. Sci-Fi).
Мнение независимого эксперта: уже два десятилетия аспиранты, гипотетически будущие учёные, используют готовый познавательный ресурс, позиционирующий достижения полевых исследований российских учёных досоветского и советского периода. Вполне понятно, что в работах выпускников магистратуры и аспирантуры начинают доминировать как терминология, так и достижения зарубежных учёных IT-технологий.
Тезис: динамика эволюционного развития общества должна маркироваться новыми достижениями, продвигающими вперёд и знание, и практику.
Метод цифрового консалтинга
Предлагаемый метод является прерогативой информационного консалтинга [4]. Но в нашей интерпретации он получает новые компетенции со спецификой проверки, аналитики, экспертизы. Метод мы выдвигаем необходимым инструментарием в профессиональной подготовке педагогов-консультантов и экспертов. Он помогает уточнить релевантность представленного аспирантом исследовательского маршрута в конкретном регионе, убедить руководителя проекта в том, что представленный материал подтверждён, а не является образцом авторского сочинения. Метод помогает подтвердить релевантность информационного поиска и его результатов, представленных аспирантом, по отношению к теме будущей кандидатской диссертации. Эксперт имеет возможность уточнить авторскую оригинальность пояснительной записки (реферата). Метод цифрового консалтинга помогает эксперту понять ценностный потенциал представленной модели исследовательского маршрута.
Метод цифрового консалтинга помогает выявить особенности конкурентного преимущества интеллектуальных, проектно-конструктивных, художественно-графических, творческих достижений, аккумулированных в регионах Российской Федерации.
Результаты исследования и их обсуждение
Увлекающее направление в формате экспериментальных проектов, интегрирующих новые смыслы в дизайне в культуру потребления общества в XXI в., предлагают учёные из разных стран [5]. Свой вклад в достижения экспериментальных проектов вносят студенты из Китая, Таиланда и помогают сравнивать идеи релевантности и уточнять возможности метода цифрового консалтинга [6, 7].
Во-первых, организация маршрутов исследовательской деятельности, увлекающих молодых учёных-аспирантов новизной информационного ресурса, позитивной динамикой показателей, прозрачностью ступеней научного роста, укрепляет сотрудничество с регионами. Одновременно такие маршруты мы рассматриваем воспитательным регулятором подготовки специалистов-интерпретаторов нематериального наследия.
Стандарт представлений о туристических маршрутах всем известен: это любимая всеми фотоохота, водные процедуры на воздухе, участие в местных праздниках, фестивалях. Для взрослых, физически крепких мужчин и женщин туристические маршруты – это спортивные возможности самопознания и преодоления: экстремальный вид гребли по таёжным рекам, высокогорные тропы альпинистов и пешеходные тропы по рельефному ландшафту местности. Мы предлагаем внедрить статус корпоративных «аспирантских маршрутов», регламентирующих новое научное направление в регионах России.
Во-вторых, для учёных многих направлений было важно проводить полевые исследования в отдалённых местностях страны. Такой вид исследований, конкретный и тактильный, с зарисовками артефактов, был распространён в досоветское и советское время (XVI–XX вв.). Результаты многовековой поисковой работы отражены в альбомах, учебных пособиях, которые используются и очень ценятся специалистами. Достижения учёных воспринимаются как достоверный, не подлежащий сомнению материал, востребованный специалистами творческих направлений деятельности [8–10].
В-третьих, не учитываются прагматические ценности достижений этнопедагогики, хранительницы национально-культурных характеристик нематериального наследия у разных народов. В погоне за универсальными образовательными технологиями с иноязычной терминологией мы не замечаем, что «архаичные» методы этнопедагогики «отдалённым эхом» звучат в программах обучения школьников на занятиях по художественным видам творчества и даже в методиках тренировки спортсменов. Например, такие алгоритмы действий, как подготовка к охоте на диких пушных или морских ластоногих животных для пропитания, обучение навыкам оленевода и физической выносливости в условиях климата заполярной тундры, заучивались наизусть подростками в селениях Крайнего Северо-Востока. При этом многовековая адаптация корневых основ этнопедагогики к современным эстетическим и технологическим потребностям общества, вплоть до современных онлайн-уроков XXI в., сместила «прародительницу» с арены историко-культурных ценностей.
Время интернет-коммуникаций начала XXI в. утеряло традицию долгосрочных полевых исследований. Здесь и сейчас, оперативно – такова доминанта скоростной динамики делового менеджмента, профессиональных и жизненно важных экономических проектов.
Годы, проведённые авторами на Крайнем Северо-Востоке (Магаданская область, Чукотский автономный округ, 1985–1999 гг. Профессиональная занятость: Единый научно-методический центр при окружном управлении культуры, Анадырское высшее педагогическое училище народов Крайнего Севера), помогли вплотную познакомиться с укладом жизни береговых селений: оленеводов, промысловых «морзверобоев» – охотников на крупных морских ластоногих. Встречи с мастерицами по выделке мягкого натурального сырья и мастерами-косторезами в национальных селах, встречи с авторами сказок и танцевальных миниатюр, хранителями родовых знаковых символов позволили сделать следующий вывод: миниатюрные артефакты нематериального наследия воспринимаются рядовыми туристами и представителями высшего руководства поверхностно.
Музейные сотрудники, как правило, могут много рассказать об истории появления памятников на территории села, истории создания музея, назвать авторов изделий [11]. Но прорыв артефактов из истории в настоящее и будущее, в индустрию XXI в. возможен, если появятся специалисты-интерпретаторы, знатоки семантики и знаковых посланий на предметах-артефактах [12].
Наш вывод: организованные «аспирантские маршруты» исследований целесообразно направить на поиск артефактов многомерного нематериального наследия перед опасностью их исчезновения под напором информационной глобализации. Знание законов исторической взаимосвязи в эволюции нематериального наследия, понимание смысловых значений передачи наследия помогает выстраивать технологические цепочки из миниатюрных звеньев и тем самым помогает визуализировать конструкцию исследования в формате развернутого интерфейса.
Обсуждения проводились на международных конференциях, на консультациях в процессе подготовки нового формата отчётности студентами магистратуры: постеры, презентации, вебинары.
Сравнительный анализ законодательства России и Китая в сфере нематериального культурного наследия показывает, что внимание закреплено на государственном уровне [13]. Наш опыт работы со студентами магистратуры из Китая подтверждает результативность и полезность законодательства: знания о духовном и нематериальном наследии заложены мощным пластом, генерирующим энергетику устремления на популяризацию иероглифов в любом проекте.
Заключение
Навигационная тропа к решению проблемных вопросов социально-экономического развития регионов России проходит через дополнительное образование в высшей школе для профессиональной подготовки и переподготовки специалистов-интерпретаторов нематериального наследия: педагогов-исследователей многомерного этнохудожественного наследия, консультантов, экспертов. Особого внимания требует организация «аспирантских исследовательских маршрутов».
Организация мини-лабораторий открывает новые перспективы профессиональной самореализации для сельской молодежи по вопросам детализации метода информационной эстетики (достоверности) в технологии информационного консалтинга, оптимального для экспертизы предлагаемых результатов исследовательских маршрутов в регионах России. Важно утвердить регламент административной поддержки аспирантских исследовательских маршрутов в регионе, необходимом сопровождении для безопасного передвижения по местам оседлого проживания знатоков национально-культурных особенностей бытовой культуры.