Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

INDEPENDENT ACTIVITY IS A WAY OF FORMING PROFESSIONAL AND PERSONAL COMPETENCIES OF MILITARY UNIVERSITY CADETS

Sklyarova O.N. 1
1 MESС AF «N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin Air Force Academy»
The paper presents a study of the ways to further develop professional and personal competencies of cadets through scientifically based planning and organization of their independent activities in the conditions of reforming military education along the way of its digitalization. It is assumed that in the conditions of infocommunication professional and educational environment of a military University, the introduction of innovative training technologies based on the development of professional and personal potential of a variable composition by designing variable individual educational trajectories, can be guaranteed the required level of professional and personal competence of future military specialists. Given the absence of requirements in Federal State educational standards for planning and organizing independent activities of cadets, the task of developing methodological recommendations for planning and organizing independent activities of military University cadets in the formation of professional and personal competencies in modern conditions is urgent. The research is based on the experience of organizing this type of activity in the air force Academy. The developed methodological recommendations for planning and organizing independent activities of cadets are based on the implemented innovative research activities in the infocommunication professional and educational environment of military universities. The recommended types of tasks, forms, methods and stages of their implementation, criteria for evaluating the results of independent activity of cadets and indicators of formation of professional and personal competencies take into account the individual characteristics of cadets and the specifics of professional training in a military University, aimed at ensuring positive dynamics of the development of motivational processes.
independent activity of the cadet
professional and personal potential
methods of formation of professional and personal competencies

Современное состояние сфер жизнедеятельности человека и государства требует подготовки высококвалифицированных кадров, обладающих определенной совокупностью профессиональных компетенций. В рамках компетентностной парадигмы образования в России в настоящее время Министерство обороны актуализирует задачу по развитию знаний, умений и навыков будущих военных специалистов до уровня профессионально-личностных компетенций (ПФЛК), в основе которых лежит личностный потенциал курсантов военных вузов. Реформирование военного образования по пути его цифровизации требует глубокого переосмысления известных задач в условиях дальнейшего углубления информатизации общества [1, 2]. В подготовке профессиональных военных кадров важным остается понимание стратегии опережающей профессионально-личностной подготовки курсантов военных вузов.

Цель работы – разработка методических рекомендаций по планированию и организации самостоятельной деятельности курсантов военных вузов при формировании профессионально-личностных компетенций.

Формирование и дальнейшее развитие ПФЛК будущих военных специалистов в условиях цифровизации предполагает решение следующих проблем в военном вузе: 1) формирование инфокоммуникационной профессионально-образовательной среды (ИФПОС) в качестве информационного базиса; 2) оснащение качественным программным обеспечением информационных систем открытого и закрытого типа для доступа как к внутренним, так и внешним образовательным ресурсам, включая и базы знаний гражданских образовательных учреждений; 3) создание инновационных баз знаний соответствующего образовательного профиля военно-профессиональной направленности; 4) разработка инновационных проектов учебных инструментов на базе адаптивных автоматизированных обучающих систем (АОС), электронных учебников и учебных пособий, онлайн-курсов – MOOC (Massive Open Online Courses); 5) внедрение инновационных технологий обучения в организацию аудиторных занятий, самостоятельной работы (СР) и самостоятельной деятельности (СД) с опорой на развитие профессионально-личностного потенциала переменного состава (курсантов, слушателей, адъюнктов) путем проектирования вариативных индивидуальных образовательных траекторий, гарантирующих требуемый уровень ПФЛК; 6) обеспечение переменного состава вычислительными системами коллективного и персонального использования с выходом в образовательные среды.

Одна из особенностей Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, включая и варианты стандартов третьего поколения, состоит в том, что такой вид учебной работы как самостоятельная деятельность не прописан, а следовательно, методическая и организационная составляющие определяются творчеством ученых советов вузов. На наш взгляд, именно самостоятельная деятельность курсанта (СДК) обладает достаточной эффективностью и вносит существенный вклад в формирование ПФЛК. Ежегодные отзывы на выпускников военных вузов из войск показывают положительную динамику роста уровня качества подготовки военных специалистов. Однако уровень ПФЛК таких специалистов по уровню умений и особенно навыков требует от военных вузов дальнейшей научной и методической проработки СДК с инновационных позиций.

Методика исследования СДК в условиях цифровизации военного образования базируется на анализе материала, получаемого в процессе инновационной исследовательской деятельности переменного состава. Данный поход позволяет акцентировать личностный потенциал курсантов при достижении значимых уровней ПФЛК. СДК такого плана позволяет реализовать следующие цели: 1) систематизацию, закрепление и углубление теоретических знаний, профессиональных практических умений и навыков, приобретенных в учебном процессе; 2) формирование умений планировать предстоящую/будущую деятельность с учетом личной мотивации, грамотного использования основной и дополнительной литературы, базы знаний по профилю профессиональной подготовки; развитие познавательных способностей, творческой активности и инициативы, личной ответственности и организованности; 3) формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации, самоорганизации; 4) формирование совокупности механизмов саморегуляции, развития умений и навыков в рамках реализуемой инновационной исследовательской деятельности; 5) формирование самообразовательной компетентности и ПФЛК.

Опираясь на материалы опыта организации военно-научной работы (ВНР) переменного состава в военно-воздушной академии, планирование и организация СДК в военном вузе в методическом плане могут быть реализованы следующим образом. СДК является внеаудиторным видом занятия и должна осуществляться в рамках тематического планирования ВНР курсантов преподавательским составом кафедры. Личную СДК рекомендуется осуществлять в рамках индивидуального плана работы, разрабатываемого опосредованно преподавателем при мотивированном личном участии курсанта. На младших курсах обучения СДК реализуется при доминирующем руководстве преподавателя, а на старших курсах – при опосредованном руководстве преподавателя или без его непосредственного участия.

Преподаватель самостоятельно планирует индивидуальный объем внеаудиторной СДК, как в целом по выполнению индивидуального плана, так и по выполнению его отдельных заданий, исходя из объема времени, отведенного на внеаудиторную СР. Календарное планирование СДК в военном вузе осуществляется с учетом календарного плана ВНР. Кафедральный тематический план СДК утверждается начальником (заведующим) кафедрой и принимается к исполнению преподавательским составом. Тематический план СДК под руководством преподавателя уточняет формы личной и совместной деятельности курсанта и преподавателя на учебный год, рубежи промежуточного и итогового контроля. Индивидуальный план СДК конкретизирует формы, методы и способы реализации выбранной научной тематики, а также виды и сроки отчетности в рамках учебного года. Обязательной формой отчетности курсанта является составление портфолио по итогам учебного года, на основе данных которого определяется личный рейтинг на кафедре и факультете. Рекомендуется определять итоговый рейтинг курсантов, занимающихся самостоятельной деятельностью и в масштабах вуза, что позволит целенаправленно оказывать влияние на личную мотивационную составляющую всего переменного состава.

Распределение объема времени на СДК не регламентируется расписанием учебных занятий. Поэтому при разработке тематического и индивидуального планов СДК преподавателем определяются: а) общий объем времени, отводимый на самостоятельную деятельность по выбранной тематике в рамках выбранной дисциплины (циклов дисциплин) как разница между максимальным объемом времени, отведенным на СР в целом, и объемом времени, рекомендуемого преподавателем на ее реализацию в рамках учебной дисциплины (циклов дисциплин); б) объем времени, отводимый на самостоятельную деятельность по учебной дисциплине в зависимости от инвариантного уровня освоения курсантом учебного материала; в) объем времени, отводимый на самостоятельную деятельность по циклам дисциплин с учетом требований к инвариантному уровню индивидуальной подготовки курсантов, сложности и объема изучаемого материала по дисциплинам, входящим в цикл.

Видами заданий для СДК могут быть: 1) для овладения новыми/расширенными знаниями: изучение учебника, первоисточника, дополнительной литературы (твердые и электронные копии); составление структурного плана изучаемого материала; конспектирование ключевых понятий текста; работа со словарями, справочниками, нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование компьютерной техники и электронных баз знаний ИФПОС вуза и др.; 2) для закрепления и систематизации знаний: расширенная работа с первоисточниками; ответы на контрольные вопросы; формулирование проблемных вопросов, составление плана и тезисов ответов; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.); подготовка тезисов и докладов на научном семинаре/конференции (очная и заочная формы докладов, стендовые доклады); подготовка рефератов по научной тематике для участия в различных научных конкурсах (внутривузовских, межвузовских, региональных и др.); 3) для формирования умений и навыков: решение вариантных заданий рационализаторского и изобретательского плана; выполнение расчетно-графических заданий; решение вариативных ситуационных профессиональных заданий; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; разработка инновационных курсовых и дипломных работ/проектов; экспериментально-конструкторская и опытно-экспериментальная деятельность; рефлексивный анализ профессиональных умений и навыков с использованием технических средств обучения и баз знаний ИФПОС вуза и др.

Выполнение видов СДК предполагает прохождение следующих этапов: формулировка целей самостоятельной деятельности; конкретизация познавательной самостоятельной деятельности в рамках выбранной тематики исследования; личная самооценка готовности к самостоятельной деятельности; выбор и конкретизация форм, методов и способов реализации выбранной научной тематики вариативного действия, направленных на достижение поставленной цели путем решения научной или практической задачи; планирование самостоятельной деятельности при выполнении индивидуального задания по видам и срокам отчетности в рамках учебного года: на младших курсах под руководством преподавателя, на старших курсах – самостоятельно при опосредованном содействии руководителя; реализация самоуправления в ходе самостоятельной деятельности: самоконтроль результатов выполнения индивидуального плана на рубежах промежуточного и итогового контроля в рамках учебного года, его корректировка на основе результатов самоконтроля; составление портфолио по итогам самостоятельной деятельности в учебном году.

При выдаче заданий на СДК рекомендуется использовать дифференцированный подход, учитывающий профессионально-личностные характеристики исполнителя. Перед выполнением курсантом внеаудиторной СД на младших курсах преподаватель проводит инструктаж по выполнению индивидуального задания, который включает: цель задания и его содержание; возможные формы, методы и способы реализации выбранной научной тематики; сроки выполнения и ориентировочный объем работы; требования к результатам работы и выдвигаемые критерии, а также виды и рубежи промежуточного и итогового контроля в рамках учебного года. На старших курсах СДК планируется и реализуется с позиций партнерства преподавателя и курсанта. СД может осуществляться индивидуально или малыми группами курсантов в зависимости от поставленной цели, объема, тематики индивидуального задания, уровня его сложности, а также уровня знаний, умений и навыков исполнителей.

Контроль результатов СДК может осуществляться в пределах времени, отведенного на самостоятельную деятельность по данной тематике, и реализовываться в зависимости от личной успешности в письменной, устной или смешанной форме в виде реферата, доклада, научной статьи, рабочих материалов исследовательского характера, а также с представлением макета разрабатываемого изделия, действующего стенда или продукта творческой деятельности курсанта в виде программ для ЭВМ.

В качестве форм и методов контроля СДК могут быть использованы заслушивания на заседаниях военно-научных кружков, семинарских занятиях по индивидуальной и коллективной инновационной тематике, защита творческих работ, оформление рационализаторских предложений и свидетельств на программные продукты для ЭВМ и др.

В качестве критериев оценки результатов СДК следует использовать: уровень и качество освоения теоретического учебного и научного материала; умения и навыки использования теоретических знаний при решении практических/профессиональных задач; краткость, четкость и обоснованность излагаемых ответов и принимаемых решений; умение грамотно и обоснованно доводить научно-практический материал до своих товарищей при реализации различных форм самостоятельной деятельности, формируя и развивая командные навыки; умения и навыки оформления отчетных материалов и представления продукта творческой самостоятельной деятельности в соответствии с требованиями руководящих документов; сформированность общих и профессиональных компетенций продуктивной активности личности на всех этапах обучения.

Показатели сформированности самоконтроля и самооценки в период СДК в ИФПОС целесообразно осуществлять по следующим достигнутым умениям: умение планировать предстоящую/будущую работу; умение адаптировать планы при изменении обстоятельств; умение применять различные формы контроля для достижения объективности результатов; умение инновационно использовать различные виды изображений; умение самостоятельно составлять вариативные системы контрольных заданий.

Положительную динамику мотивационного процесса развития ПФЛК в процессе СДК рекомендуется представлять пятью уровнями, соответствующими следующим типам СД [3]: рефлексивному воспроизведению учебной и научной информации; самостоятельной деятельности по эталонам/образцам; реконструктивно-самостоятельной деятельности; эвристической самостоятельной деятельности; творческой (исследовательской) самостоятельной деятельности. Уровни дифференцированы путем соотношения воспроизводящих и творческих процессов в СДК. Для этого применим максимальный набор различных инвариантных форм в тематическом индивидуальном задании на самостоятельную деятельность.

Виды заданий для СДК должны учитывать их индивидуальные особенности, отражать специфику профессиональной подготовки курсантов и реализуемые ПФЛК. Поэтому их содержание и степень сложности могут носить как вариантный, так и дифференцированный характер. Для выпускников военных вузов рекомендуются следующие виды формируемых значимых компетенций: ценностно-смысловые, учебно-познавательные, информационные и коммуникативные [4, 5]. В рамках исследования рассматривается научно-исследовательская составляющая ценностно-смысловой компетенции. Апробированные результаты систематизированы для СДК военных вузов и представлены в таблице.

Разработанный методический подход делает процесс профессионально-личностного развития курсанта в профессиональном плане будущего военного специалиста максимально мотивированным и творческим, что отражает итоговый результат – формирование значимых ПФЛК. Отзывы из войск на выпускников академии, представляемые по указанию МО России как наиболее объективный показатель качества подготовки кадров, за последние два года показали общий рост ПФЛК офицеров в процессе их становления в среднем на 5–7 %, что является значимым при освоении новых образцов вооружения и военной техники в войсках.

Виды самостоятельной деятельности курсантов, определяющие реализуемые профессионально-личностные компетенции

Компетенции

Виды самостоятельной деятельности курсантов

1

Научноисследовательские

Участие:

– в грантах и конкурсах на лучшие научные работы, выполненные в вузе (МО РФ, СНГ, УМНИК и др.);

– в научно-практических конференциях (международных, всероссийских, региональных, межвузовских, внутривузовских);

– в выставках и салонах различного ранга;

– в проектах кафедрального, факультетского и вузовского уровня;

– в выполнении плановых научно-исследовательских работ академии.

Умение:

– ориентироваться и адекватно выбирать целевые и смысловые личностные установки [4];

– осуществлять оценку и самооценку достигнутых результатов и принятых решений для мотивации к самостоятельной деятельности;

– разрабатывать портфолио

2

Учебнопознавательные

Участие:

– в разработке курсовых работ и проектов по учебному плану;

– в разработке выпускных квалификационных работ;

– в проведении научных экспериментов по тематике СДК;

– в изготовлении технических объектов (макетов, стендов, рабочих мест) в рамках изобретательско-рационализаторской работы вуза;

– в подготовке научных тезисов, докладов, статей;

– в подготовке аннотаций и рецензий на научные индивидуальные и коллективные труды выполненных проектных работ;

– в написании рабочих материалов в отчетов по плановым НИР;

– в выполнении заданий исследовательского характера в период стажировок и практик;

Умение:

– дифференцировать научную информацию по степени важности, выделять главное, формулировать цели;

– строить личную программу исследований и проектных разработок в пространстве современных научных проблем;

– создавать активную позицию в рамках ИФПОС военного вуза

3

Информационные

Участие:

– в систематизации научных материалов по тематике СДК по результатам поиска в сети Интернет, электронных библиотеках родственных вузов;

– в разработке электронных материалов работы военно-научной секции кафедры;

– в моделировании физических, социальных, познавательных процессов и боевых действий;

– в разработке программных продуктов по итогам научной работы;

– в создании электронных библиотек, ТСО и контроля по научной тематике СДК (создание презентаций, буклетов, мультимедийных и электронных учебных пособий, учебников, электронных тестов).

Умение:

– повышать эффективность ИКТ-технологии в рамках СДК.

4

Коммуника-тивные

Участие:

– в работе военно-научных кружков кафедры с выступлениями в виде сообщений, докладов;

– в работе конференций различного ранга с выступлениями в виде сообщений, стендовых докладов и докладов;

– в дискуссии при обсуждении вопросов, выносимых на научные семинары военно-научных кружков кафедры;

– в дискуссии при обсуждении вопросов, рассматриваемых на круглых столах при обсуждении итогов научных секций конференций различного ранга и отдельных самостоятельных научных проблем;

– в разработке стратегии научной составляющей СДК в рамках военно-научного кружка кафедры, а также реализации взаимного контроля СД членов коллектива.

Умение:

– разрабатывать эссе по итогам научной СДК;

– защищать исследовательские работы;

– активно участвовать в ролевых и деловых играх

Выводы

1. Эффективный дальнейший рост ПФЛК выпускников военных вузов в условиях цифровизации образования возможен за счет развития самостоятельной деятельности курсантов с опорой на их профессионально-личностный потенциал путем ее правильного планирования и организации с инновационных позиций современности.

2. Разработанные методические рекомендации по планированию и организации самостоятельной деятельности курсантов основаны на реализуемой инновационной исследовательской деятельности в инфокоммуникационной профессионально-образовательной среде военных вузов.

3. Рекомендуемые виды заданий, формы, методы и этапы их выполнения, критерии оценки результатов самостоятельной деятельности курсантов и показатели сформированности профессионально-личностных компетенций учитывают индивидуальные особенности курсантов и отражают специфику профессиональной подготовки военного вуза, направленную на обеспечение положительной динамики развития мотивационных процессов.