Современное состояние сфер жизнедеятельности человека и государства требует подготовки высококвалифицированных кадров, обладающих определенной совокупностью профессиональных компетенций. В рамках компетентностной парадигмы образования в России в настоящее время Министерство обороны актуализирует задачу по развитию знаний, умений и навыков будущих военных специалистов до уровня профессионально-личностных компетенций (ПФЛК), в основе которых лежит личностный потенциал курсантов военных вузов. Реформирование военного образования по пути его цифровизации требует глубокого переосмысления известных задач в условиях дальнейшего углубления информатизации общества [1, 2]. В подготовке профессиональных военных кадров важным остается понимание стратегии опережающей профессионально-личностной подготовки курсантов военных вузов.
Цель работы – разработка методических рекомендаций по планированию и организации самостоятельной деятельности курсантов военных вузов при формировании профессионально-личностных компетенций.
Формирование и дальнейшее развитие ПФЛК будущих военных специалистов в условиях цифровизации предполагает решение следующих проблем в военном вузе: 1) формирование инфокоммуникационной профессионально-образовательной среды (ИФПОС) в качестве информационного базиса; 2) оснащение качественным программным обеспечением информационных систем открытого и закрытого типа для доступа как к внутренним, так и внешним образовательным ресурсам, включая и базы знаний гражданских образовательных учреждений; 3) создание инновационных баз знаний соответствующего образовательного профиля военно-профессиональной направленности; 4) разработка инновационных проектов учебных инструментов на базе адаптивных автоматизированных обучающих систем (АОС), электронных учебников и учебных пособий, онлайн-курсов – MOOC (Massive Open Online Courses); 5) внедрение инновационных технологий обучения в организацию аудиторных занятий, самостоятельной работы (СР) и самостоятельной деятельности (СД) с опорой на развитие профессионально-личностного потенциала переменного состава (курсантов, слушателей, адъюнктов) путем проектирования вариативных индивидуальных образовательных траекторий, гарантирующих требуемый уровень ПФЛК; 6) обеспечение переменного состава вычислительными системами коллективного и персонального использования с выходом в образовательные среды.
Одна из особенностей Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, включая и варианты стандартов третьего поколения, состоит в том, что такой вид учебной работы как самостоятельная деятельность не прописан, а следовательно, методическая и организационная составляющие определяются творчеством ученых советов вузов. На наш взгляд, именно самостоятельная деятельность курсанта (СДК) обладает достаточной эффективностью и вносит существенный вклад в формирование ПФЛК. Ежегодные отзывы на выпускников военных вузов из войск показывают положительную динамику роста уровня качества подготовки военных специалистов. Однако уровень ПФЛК таких специалистов по уровню умений и особенно навыков требует от военных вузов дальнейшей научной и методической проработки СДК с инновационных позиций.
Методика исследования СДК в условиях цифровизации военного образования базируется на анализе материала, получаемого в процессе инновационной исследовательской деятельности переменного состава. Данный поход позволяет акцентировать личностный потенциал курсантов при достижении значимых уровней ПФЛК. СДК такого плана позволяет реализовать следующие цели: 1) систематизацию, закрепление и углубление теоретических знаний, профессиональных практических умений и навыков, приобретенных в учебном процессе; 2) формирование умений планировать предстоящую/будущую деятельность с учетом личной мотивации, грамотного использования основной и дополнительной литературы, базы знаний по профилю профессиональной подготовки; развитие познавательных способностей, творческой активности и инициативы, личной ответственности и организованности; 3) формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации, самоорганизации; 4) формирование совокупности механизмов саморегуляции, развития умений и навыков в рамках реализуемой инновационной исследовательской деятельности; 5) формирование самообразовательной компетентности и ПФЛК.
Опираясь на материалы опыта организации военно-научной работы (ВНР) переменного состава в военно-воздушной академии, планирование и организация СДК в военном вузе в методическом плане могут быть реализованы следующим образом. СДК является внеаудиторным видом занятия и должна осуществляться в рамках тематического планирования ВНР курсантов преподавательским составом кафедры. Личную СДК рекомендуется осуществлять в рамках индивидуального плана работы, разрабатываемого опосредованно преподавателем при мотивированном личном участии курсанта. На младших курсах обучения СДК реализуется при доминирующем руководстве преподавателя, а на старших курсах – при опосредованном руководстве преподавателя или без его непосредственного участия.
Преподаватель самостоятельно планирует индивидуальный объем внеаудиторной СДК, как в целом по выполнению индивидуального плана, так и по выполнению его отдельных заданий, исходя из объема времени, отведенного на внеаудиторную СР. Календарное планирование СДК в военном вузе осуществляется с учетом календарного плана ВНР. Кафедральный тематический план СДК утверждается начальником (заведующим) кафедрой и принимается к исполнению преподавательским составом. Тематический план СДК под руководством преподавателя уточняет формы личной и совместной деятельности курсанта и преподавателя на учебный год, рубежи промежуточного и итогового контроля. Индивидуальный план СДК конкретизирует формы, методы и способы реализации выбранной научной тематики, а также виды и сроки отчетности в рамках учебного года. Обязательной формой отчетности курсанта является составление портфолио по итогам учебного года, на основе данных которого определяется личный рейтинг на кафедре и факультете. Рекомендуется определять итоговый рейтинг курсантов, занимающихся самостоятельной деятельностью и в масштабах вуза, что позволит целенаправленно оказывать влияние на личную мотивационную составляющую всего переменного состава.
Распределение объема времени на СДК не регламентируется расписанием учебных занятий. Поэтому при разработке тематического и индивидуального планов СДК преподавателем определяются: а) общий объем времени, отводимый на самостоятельную деятельность по выбранной тематике в рамках выбранной дисциплины (циклов дисциплин) как разница между максимальным объемом времени, отведенным на СР в целом, и объемом времени, рекомендуемого преподавателем на ее реализацию в рамках учебной дисциплины (циклов дисциплин); б) объем времени, отводимый на самостоятельную деятельность по учебной дисциплине в зависимости от инвариантного уровня освоения курсантом учебного материала; в) объем времени, отводимый на самостоятельную деятельность по циклам дисциплин с учетом требований к инвариантному уровню индивидуальной подготовки курсантов, сложности и объема изучаемого материала по дисциплинам, входящим в цикл.
Видами заданий для СДК могут быть: 1) для овладения новыми/расширенными знаниями: изучение учебника, первоисточника, дополнительной литературы (твердые и электронные копии); составление структурного плана изучаемого материала; конспектирование ключевых понятий текста; работа со словарями, справочниками, нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование компьютерной техники и электронных баз знаний ИФПОС вуза и др.; 2) для закрепления и систематизации знаний: расширенная работа с первоисточниками; ответы на контрольные вопросы; формулирование проблемных вопросов, составление плана и тезисов ответов; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.); подготовка тезисов и докладов на научном семинаре/конференции (очная и заочная формы докладов, стендовые доклады); подготовка рефератов по научной тематике для участия в различных научных конкурсах (внутривузовских, межвузовских, региональных и др.); 3) для формирования умений и навыков: решение вариантных заданий рационализаторского и изобретательского плана; выполнение расчетно-графических заданий; решение вариативных ситуационных профессиональных заданий; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; разработка инновационных курсовых и дипломных работ/проектов; экспериментально-конструкторская и опытно-экспериментальная деятельность; рефлексивный анализ профессиональных умений и навыков с использованием технических средств обучения и баз знаний ИФПОС вуза и др.
Выполнение видов СДК предполагает прохождение следующих этапов: формулировка целей самостоятельной деятельности; конкретизация познавательной самостоятельной деятельности в рамках выбранной тематики исследования; личная самооценка готовности к самостоятельной деятельности; выбор и конкретизация форм, методов и способов реализации выбранной научной тематики вариативного действия, направленных на достижение поставленной цели путем решения научной или практической задачи; планирование самостоятельной деятельности при выполнении индивидуального задания по видам и срокам отчетности в рамках учебного года: на младших курсах под руководством преподавателя, на старших курсах – самостоятельно при опосредованном содействии руководителя; реализация самоуправления в ходе самостоятельной деятельности: самоконтроль результатов выполнения индивидуального плана на рубежах промежуточного и итогового контроля в рамках учебного года, его корректировка на основе результатов самоконтроля; составление портфолио по итогам самостоятельной деятельности в учебном году.
При выдаче заданий на СДК рекомендуется использовать дифференцированный подход, учитывающий профессионально-личностные характеристики исполнителя. Перед выполнением курсантом внеаудиторной СД на младших курсах преподаватель проводит инструктаж по выполнению индивидуального задания, который включает: цель задания и его содержание; возможные формы, методы и способы реализации выбранной научной тематики; сроки выполнения и ориентировочный объем работы; требования к результатам работы и выдвигаемые критерии, а также виды и рубежи промежуточного и итогового контроля в рамках учебного года. На старших курсах СДК планируется и реализуется с позиций партнерства преподавателя и курсанта. СД может осуществляться индивидуально или малыми группами курсантов в зависимости от поставленной цели, объема, тематики индивидуального задания, уровня его сложности, а также уровня знаний, умений и навыков исполнителей.
Контроль результатов СДК может осуществляться в пределах времени, отведенного на самостоятельную деятельность по данной тематике, и реализовываться в зависимости от личной успешности в письменной, устной или смешанной форме в виде реферата, доклада, научной статьи, рабочих материалов исследовательского характера, а также с представлением макета разрабатываемого изделия, действующего стенда или продукта творческой деятельности курсанта в виде программ для ЭВМ.
В качестве форм и методов контроля СДК могут быть использованы заслушивания на заседаниях военно-научных кружков, семинарских занятиях по индивидуальной и коллективной инновационной тематике, защита творческих работ, оформление рационализаторских предложений и свидетельств на программные продукты для ЭВМ и др.
В качестве критериев оценки результатов СДК следует использовать: уровень и качество освоения теоретического учебного и научного материала; умения и навыки использования теоретических знаний при решении практических/профессиональных задач; краткость, четкость и обоснованность излагаемых ответов и принимаемых решений; умение грамотно и обоснованно доводить научно-практический материал до своих товарищей при реализации различных форм самостоятельной деятельности, формируя и развивая командные навыки; умения и навыки оформления отчетных материалов и представления продукта творческой самостоятельной деятельности в соответствии с требованиями руководящих документов; сформированность общих и профессиональных компетенций продуктивной активности личности на всех этапах обучения.
Показатели сформированности самоконтроля и самооценки в период СДК в ИФПОС целесообразно осуществлять по следующим достигнутым умениям: умение планировать предстоящую/будущую работу; умение адаптировать планы при изменении обстоятельств; умение применять различные формы контроля для достижения объективности результатов; умение инновационно использовать различные виды изображений; умение самостоятельно составлять вариативные системы контрольных заданий.
Положительную динамику мотивационного процесса развития ПФЛК в процессе СДК рекомендуется представлять пятью уровнями, соответствующими следующим типам СД [3]: рефлексивному воспроизведению учебной и научной информации; самостоятельной деятельности по эталонам/образцам; реконструктивно-самостоятельной деятельности; эвристической самостоятельной деятельности; творческой (исследовательской) самостоятельной деятельности. Уровни дифференцированы путем соотношения воспроизводящих и творческих процессов в СДК. Для этого применим максимальный набор различных инвариантных форм в тематическом индивидуальном задании на самостоятельную деятельность.
Виды заданий для СДК должны учитывать их индивидуальные особенности, отражать специфику профессиональной подготовки курсантов и реализуемые ПФЛК. Поэтому их содержание и степень сложности могут носить как вариантный, так и дифференцированный характер. Для выпускников военных вузов рекомендуются следующие виды формируемых значимых компетенций: ценностно-смысловые, учебно-познавательные, информационные и коммуникативные [4, 5]. В рамках исследования рассматривается научно-исследовательская составляющая ценностно-смысловой компетенции. Апробированные результаты систематизированы для СДК военных вузов и представлены в таблице.
Разработанный методический подход делает процесс профессионально-личностного развития курсанта в профессиональном плане будущего военного специалиста максимально мотивированным и творческим, что отражает итоговый результат – формирование значимых ПФЛК. Отзывы из войск на выпускников академии, представляемые по указанию МО России как наиболее объективный показатель качества подготовки кадров, за последние два года показали общий рост ПФЛК офицеров в процессе их становления в среднем на 5–7 %, что является значимым при освоении новых образцов вооружения и военной техники в войсках.
Виды самостоятельной деятельности курсантов, определяющие реализуемые профессионально-личностные компетенции
№ |
Компетенции |
Виды самостоятельной деятельности курсантов |
1 |
Научноисследовательские |
Участие: – в грантах и конкурсах на лучшие научные работы, выполненные в вузе (МО РФ, СНГ, УМНИК и др.); – в научно-практических конференциях (международных, всероссийских, региональных, межвузовских, внутривузовских); – в выставках и салонах различного ранга; – в проектах кафедрального, факультетского и вузовского уровня; – в выполнении плановых научно-исследовательских работ академии. Умение: – ориентироваться и адекватно выбирать целевые и смысловые личностные установки [4]; – осуществлять оценку и самооценку достигнутых результатов и принятых решений для мотивации к самостоятельной деятельности; – разрабатывать портфолио |
2 |
Учебнопознавательные |
Участие: – в разработке курсовых работ и проектов по учебному плану; – в разработке выпускных квалификационных работ; – в проведении научных экспериментов по тематике СДК; – в изготовлении технических объектов (макетов, стендов, рабочих мест) в рамках изобретательско-рационализаторской работы вуза; – в подготовке научных тезисов, докладов, статей; – в подготовке аннотаций и рецензий на научные индивидуальные и коллективные труды выполненных проектных работ; – в написании рабочих материалов в отчетов по плановым НИР; – в выполнении заданий исследовательского характера в период стажировок и практик; Умение: – дифференцировать научную информацию по степени важности, выделять главное, формулировать цели; – строить личную программу исследований и проектных разработок в пространстве современных научных проблем; – создавать активную позицию в рамках ИФПОС военного вуза |
3 |
Информационные |
Участие: – в систематизации научных материалов по тематике СДК по результатам поиска в сети Интернет, электронных библиотеках родственных вузов; – в разработке электронных материалов работы военно-научной секции кафедры; – в моделировании физических, социальных, познавательных процессов и боевых действий; – в разработке программных продуктов по итогам научной работы; – в создании электронных библиотек, ТСО и контроля по научной тематике СДК (создание презентаций, буклетов, мультимедийных и электронных учебных пособий, учебников, электронных тестов). Умение: – повышать эффективность ИКТ-технологии в рамках СДК. |
4 |
Коммуника-тивные |
Участие: – в работе военно-научных кружков кафедры с выступлениями в виде сообщений, докладов; – в работе конференций различного ранга с выступлениями в виде сообщений, стендовых докладов и докладов; – в дискуссии при обсуждении вопросов, выносимых на научные семинары военно-научных кружков кафедры; – в дискуссии при обсуждении вопросов, рассматриваемых на круглых столах при обсуждении итогов научных секций конференций различного ранга и отдельных самостоятельных научных проблем; – в разработке стратегии научной составляющей СДК в рамках военно-научного кружка кафедры, а также реализации взаимного контроля СД членов коллектива. Умение: – разрабатывать эссе по итогам научной СДК; – защищать исследовательские работы; – активно участвовать в ролевых и деловых играх |
Выводы
1. Эффективный дальнейший рост ПФЛК выпускников военных вузов в условиях цифровизации образования возможен за счет развития самостоятельной деятельности курсантов с опорой на их профессионально-личностный потенциал путем ее правильного планирования и организации с инновационных позиций современности.
2. Разработанные методические рекомендации по планированию и организации самостоятельной деятельности курсантов основаны на реализуемой инновационной исследовательской деятельности в инфокоммуникационной профессионально-образовательной среде военных вузов.
3. Рекомендуемые виды заданий, формы, методы и этапы их выполнения, критерии оценки результатов самостоятельной деятельности курсантов и показатели сформированности профессионально-личностных компетенций учитывают индивидуальные особенности курсантов и отражают специфику профессиональной подготовки военного вуза, направленную на обеспечение положительной динамики развития мотивационных процессов.