Изучение воспитательного потенциала профессиональной образовательной организации является необходимым условием эффективного образовательного процесса, а его реализация оказывает непосредственное влияние на формирование личности подростка. Как отмечается в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», воспитание есть деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [1]. Согласно указанному документу, содержание понятия воспитания позволяет определить две целевые установки осуществляемого образовательного процесса:
1) формирование системы ценностных ориентаций личности подростка;
2) обеспечение условий, необходимых для формирования системы ценностей, а именно реализация основных направлений образовательной деятельности.
Как отмечает И.В. Руденко, одним из направлений решения этих задач является теоретическое обоснование, проектирование и реализация системы формирования общепрофессиональных компетенций студентов в воспитательном процессе профессиональной образовательной организации. В определении теоретических основ к решению этой проблемы следует исходить из политеоретического подхода к исследованию актуальных проблем профессионального образования как комплексной модели сложной природы, фундаментом которой являются социально-экономические, психолого-педагогические, культурологические, научно-технические, производственные законы, закономерности, принципы, рассматриваемые разными науками; соединяющей в себе социально-экономические, психолого-педагогические и культурологические факторы [2].
Специалистам среднего звена в современном обществе предъявляются высокие требования не только к их профессиональной компетентности, но и к социальным умениям. Для того чтобы эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность, специалисту необходимо наличие значимых социально-коммуникативных качеств, которые представляют собой единство ценностно-нравственных ориентаций и профессиональных знаний и умений.
Педагогический опыт свидетельствует, что высокие требования к профессиональной готовности студентов профессиональной образовательной организации не могут быть ограничены только профессиональными компетенциями, они, безусловно, должны опираться на воспитательный потенциал личности, в котором сочетаются гражданско-патриотические качества личности, её духовно-нравственные возможности и общечеловеческие ценности. Вне гуманистических ценностей и идеалов, приобретенных человечеством в течение социально-исторического развития, утрачивается ценность человеческого бытия.
В связи с вышеизложенным считаем, что проблема изучения воспитательного потенциала профессиональной образовательной организации является особенно актуальной.
Цель исследования состоит в определении воспитательного потенциала профессиональной образовательной организации и выявлении его роли в формировании личности студентов.
Основополагающие задачи в сфере воспитания составляют:
– развитие чувства гражданского самосознания и ответственности;
– формирование правового самосознания, самостоятельности и толерантности;
– ценностное отношение к культурным наследиям и духовным ценностям [3].
Материалы и методы исследования
Теоретико-методологическая база исследования основывается на системном, деятельностном, компетентностном и личностно ориентированном подходах, которые обеспечивают целостность и системность реализации духовно-нравственного и патриотического воспитания студентов техникума в условиях гуманизации образования. При этом системный подход, как инструментарий исследования, обеспечивает проектирование образовательных и воспитательных моделей патриотического воспитания студентов техникума в процессе занятий физической культурой и спортом. Создание модели способствует реализации воспитательного потенциала профессиональной образовательной организации и позволяет определить его роль в формировании личности студентов.
Методы исследования определялись его целью, решением теоретических и практических задач: методы аналитического исследования (теоретический анализ документов РФ в области образования, программно-методической документации и диссертационных исследований по изучаемой теме; анализ психолого-педагогической и методической литературы); теоретическое моделирование (включающее проектирование педагогических условий), раскрывающее суть и направленность системного подхода в аспектах педагогической коммуникации; наблюдение; педагогический эксперимент; комплексные опросники.
Научная новизна исследования связана с выявлением комплекса педагогических условий, являющихся сущностной характеристикой воспитательного потенциала профессиональной образовательной организации. Теоретико-методологическая база исследования основывается на компетентностном, деятельностном, аксиологическом, личностно ориентированном и системном подходах, которые обеспечивают целостность и системность духовно-нравственного и патриотического воспитания студентов в условиях гуманизации образования. Реализация воспитательного потенциала профессиональной образовательной организации, безусловно, основывается на всех этих подходах.
Компетентностный подход (Н. Хомский, Р. Уайта, Дж. Равен, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Г.Э. Белицкая, В.И. Байденко, А.В. Хуторской, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, И.В. Руденко, Ю.А. Кустов и др.) проявляется в инновационном управлении процессом воспитания в образовательной организации, в основе которого формирование компетенций – свойств и качеств личности-профессионала [4].
В основе деятельностного подхода (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, А.К. Маркова, А.В. Брушлинский, А.В. Петровский и др.), согласно взглядам Н.Ф. Талызиной, лежат представления о деятельности как об основном средстве и главном условии развития личности. В связи с этим педагогические процессы должны быть ориентированы на переориентацию процесса обучения на постановку и решение обучающимися конкретных задач. В соответствии с деятельностным подходом процесс обучения есть всегда обучение деятельности (предметно-практическим и умственным действиям) [5].
Аксиологический подход (Б.М. Бим-Бад, Б.С. Брушлинский, В.А. Сластенин, В.М. Розин, М.Н. Фишер, П.Г. Щедровицкий, Н.Н. Никитина, Л.В. Байбородова, Н.Е. Щуркова, А.М. Булынин) в нашем исследовании выражается в том, что воспитательный потенциал профессиональной организации заключен в формировании системы общечеловеческих и профессиональных ценностей. Будущая профессиональная позиция студента как система ценностно-смысловых ориентаций становится концептуальным основанием гуманитаризации его профессиональной деятельности и поведения, то есть обращенности ее к потребностям человека [6].
В рамках личностно ориентированного подхода к образованию, представленного работами В.П. Бездухова, Е.В. Бондаревской, И.С. Якиманской и др., основной ценностью образования объявляется личность с ее уникальным внутренним миром, а важнейшим аспектом педагогического процесса является создание условий, способствующих самореализации и саморазвитию обучающегося. В личностно развивающем образовании, указывает В.В. Сериков, проектируется не только учебный материал и способ его подачи, а целостная ситуация, в которой изучаемый материал выступает и как своеобразный повод для ценностно-смысловых исканий личности. Личностный подход является фактором повышения качества образования [7].
Системный подход (В.П. Беспалько, Ф.Ф. Королев, Г.М. Ильмушкин, Н.В. Кузьмина, Э.Г. Юдин и др.): приоритетными структурными компонентами любой педагогической системы являются: цель, учебная информация (содержание), средства педагогической коммуникации (методы, формы), педагоги, обучающиеся [8]. В зависимости от того, на какой элемент педагогической системы направлены требования общества, должна происходить соответствующая перестройка и адаптация остальных элементов системы [9]. При этом системный подход как инструментарий исследования обеспечивает проектирование образовательных и воспитательных моделей, направленных на повышение эффективности профессиональной подготовки и воспитания студентов профессиональной организации. В современных педагогических исследованиях данный подход широко используется, посредством него выявляются структурные компоненты объекта исследования, их свойства, особенности функционирования. Системный подход в определении воспитательного потенциала профессиональной организации позволяет установить степень влияния рассматриваемых условий на функционирование исследуемой системы, а также исследовать с использованием многофакторного статистического анализа то, как взаимодействуют структурные элементы изучаемой системы с учетом взаимодействий выявленных педагогических факторов.
Исследование проводилось в течение 2018–2020 гг. на базе Димитровградского механико-технологического техникума молочной промышленности (Ульяновская обл., г. Димитровград) в рамках реализации программы патриотического воспитания студентов техникума в процессе занятий физической культурой и спортом. В исследовании приняли участие студенты 1–3 курсов.
Результаты исследования и их обсуждение
Понимание специфики воспитательного потенциала профессиональной образовательной организации позволит уточнить наиболее эффективные методы и формы обучения и воспитания, необходимые для формирования личностных качеств студентов, а также будет способствовать созданию эффективной модели духовно-нравственного и патриотического воспитания личности.
В ходе исследования, проведенного на базе Димитровградского механико-технологического техникума молочной промышленности, мы можем отметить, что воспитательный потенциал профессиональной образовательной организации определяется психолого-педагогическими условиями, в которых протекает образовательный процесс, включающими объективные закономерности этого процесса и субъективные характеристики студентов. В образовательной системе говорят о психолого-педагогических условиях, под которыми понимают конкретные способы взаимосвязанных мер в учебно-воспитательном процессе, направленных на формирования субъектных свойств личности (инициативности, самостоятельности, ответственности), учитывая психологические особенности, продуктивные и эффективные способы и приемы деятельности в заданных условиях [10].
Мы выделили следующие педагогические условия, которыми определяется воспитательный потенциал профессиональной организации:
1. Организация комфортной социально-коммуникативной ситуации для развития личности (учебная и внеучебная совместная деятельность («студент-студент», «педагог-студент»); межличностное общение; взаимодействие с различными социальными институтами города и региона в ходе организации общественно значимых мероприятий: научных, спортивно-оздоровительных, культурно-досуговых, профориентационных, волонтерских).
2. Ориентация в образовательном процессе на индивидуальные особенности студента (психологические и возрастные), учёт специфики личностного развития студентов.
3. Участие студентов в патриотических военно-спортивных мероприятиях (в военно-спортивной игре «Орлёнок», конкурсах «Статен в строю, силен в бою», «Юнармейское многоборье»), что способствует развитию физических и эмоционально-волевых качеств личности, а также формирует личность подростка как человека эмоционально устойчивого, обладающего активной гражданской позицией.
Одним из важнейших мероприятий программы «Патриотическое воспитание граждан Ульяновской области» является военно-спортивная игра «Орлёнок», в которой студенты нашего техникума на протяжении уже нескольких лет принимают активное участие и занимают призовые места. Данная игра включает конкурсные испытания в рамках Областного слёта военно-патриотических клубов студентов профессиональных образовательных организаций. Студенты на протяжении учебного года на занятиях физической культурой, а также во внеучебное время под руководством преподавателя активно готовятся к участию в этой игре. Целями проведения игры являются: улучшение работы по военно-патриотическому воспитанию молодежи; формирование качеств, необходимых при действиях в чрезвычайных ситуациях и в экстремальных условиях; развитие инициативы и самостоятельности на основе игровой деятельности; проверка уровня знаний, умений и навыков по ОБЖ, основам военной службы, прикладной физической подготовке; поднятие престижа службы в Вооруженных силах Российской Федерации; ориентация на выбор воинской специальности, рода войск.
На примере экспериментальной группы (в которую вошли студенты, являвшиеся непосредственными участниками «Орленка») можем отметить, что военно-спортивная игра «Орлёнок» несёт в себе огромный воспитательный потенциал: развивает патриотические, личностные и физические качества.
Не менее важными и интересными являются конкурсы «Статен в строю, силен в бою» и «Юнармейское многоборье», в которых студенты с большим интересом и азартом принимают участие. В ходе исследования мы выявили, что при правильной организации указанных мероприятий соревновательный аспект, который они содержат, способствует проявлению положительных эмоций, дает возможность в полной мере реализовать двигательные потребности обучающихся, что в свою очередь определяет высокую степень мотивации и удовлетворенности от занятий физическими упражнениями.
4. Участие студентов в учебных сборах как один из ресурсов формирования патриотического мировоззрения и личностных качеств подростка. Команда студентов нашего техникума приняла участие в учебных сборах, организованных в ноябре 2019 г. учебно-методическим центром патриотического воспитания Приволжского федерального округа «Гвардеец». Главная цель учебного центра «Гвардеец» – патриотическое воспитание молодежи, подготовка учащихся к военной службе, укрепление здоровья подрастающего поколения, развитие творческого потенциала личности [11].
Создание физкультурно-оздоровительной среды содержит благоприятные ресурсы, которые основаны на развитии физкультуры, спорта и военно-прикладных видов спорта. Безусловно, это оказывает позитивное влияние на гражданско-патриотическое воспитание студентов, укрепление физического состояния их здоровья и обеспечивает готовность молодых людей к службе в рядах Вооруженных сил [12].
В содержание пятидневных учебных сборов входили такие виды деятельности, как тактическая подготовка; огневая подготовка; радиационная, химическая и биологическая защита; общевоинские уставы; строевая подготовка; физическая подготовка; военно-медицинская подготовка; основы безопасности военной службы.
Специфика проведения учебных сборов (особый уклад жизни с регламентированной системой жизнедеятельности, строгое соблюдение воинских ритуалов и выполнение основных требований организации внутренней службы и внутреннего порядка, определяемых воинскими уставами с учетом возрастных особенностей и возрастной психологии детей; сочетание элементов воинской дисциплины и института самоуправления, постоянное педагогическое сопровождение воспитанников, оказание профессиональной поддержки и помощи психологического, социального и медицинского характера) создает условия для раскрытия личности молодого человека, его адаптации к жизни в обществе, формирует мироощущение и миропонимание, закладывает основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще [12].
Таким образом, мы можем отметить, что воспитательный потенциал профессиональной образовательной организации заключается в организации образовательного процесса, содержащего различные внеурочные мероприятия, прежде всего патриотические военно-спортивные игры. Внеурочные мероприятия, нацеленные на процесс патриотического воспитания подростка, полностью строятся на личностно значимых интересах самого обучаемого с максимальным учетом его индивидуальности. Именно здесь подросток учится делать личностный выбор, познает себя, приобретает опыт духовной, нравственной, социальной деятельности, осознает цели жизненной перспективы [13].
Выводы
В ходе проведенного педагогического исследования мы выявили, что воспитательный потенциал профессиональной образовательной организации определяется педагогическими условиями, обеспечение которых направлено на формирование личностных качеств студента (патриотизма, инициативности, самостоятельности, ответственности), при этом обязательно учитываются психологические особенности личности. Каждый этап работы со студентами представляет собой целостную систему взаимосвязанных компонентов: цели, содержания, форм и методов, направленных на формирование личности, обладающей нравственно-духовным, патриотическим мировоззрением.