Проблема развития познавательного интереса детей дошкольного возраста актуальна в современных условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, предполагающего необходимость развития мотивации обучающихся к познанию окружающего мира [1]. Одним из благоприятных возрастных периодов для развития познавательного интереса детей является старший дошкольный возраст.
Реализация информационно-коммуникационных технологий позволяет доступно, эмоционально привлекательно, в игровой форме достигнуть более высокого уровня развития познавательного интереса старших дошкольников; перейти к деятельностному способу взаимодействия, при котором обучающийся является активным участником образовательного процесса. Использование информационно-коммуникационных технологий соответствует потребностям подрастающего поколения. Те технологии, которые предыдущее поколение называло «инновационными технологиями», для современных старших дошкольников настоящее.
Проблему познавательного интереса, способы и методы активизации деятельности исследовали Л.И. Божович [2], Л.С. Выготский [3], А.Н. Леонтьев [4]. Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста представлено в работах Э.А. Барановой [5], Т.Л. Будниковой [6], О.В. Ворониной [7], З.П. Красношлык [8], Н.Г. Кузьминой [9]. Однако, несмотря на значительное количество исследований, посвященных развитию познавательного интереса старших дошкольников, следует отметить недостаточную разработанность проблемы развития познавательного интереса средствами информационно-коммуникационных технологий.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития познавательного интереса старших дошкольников средствами информационно-коммуникационных технологий.
Материалы и методы исследования
Экспериментальное исследование проведено на базе дошкольной образовательной организации г. Оренбурга. В исследовании приняли участие 22 ребенка старшего дошкольного возраста: 10 девочек и 12 мальчиков; 2 педагога; 20 родителей старших дошкольников. Были применены теоретические (анализ психолого-педагогической литературы) и эмпирические (педагогический эксперимент, методы количественной и качественной обработки данных) методы исследования. Выявление уровней развития познавательного интереса старших дошкольников было осуществлено посредством применения комплекса диагностических методик: «Дерево желаний» (В.С. Юркевич); «Комплексная система диагностики познавательного интереса в структуре общей способности к учению» (Э.А. Баранова); «Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотивов в потребностной сфере» (Н.И. Гуткина); «Изучение волевых проявлений» (Г.А. Урунтаева); «Волшебный цветок» (Е.Э. Кригер). С родителями старших дошкольников и педагогами было проведено анкетирование.
Результаты исследования и их обсуждение
Изучение мнений различных авторов о структуре и содержании понятия «познавательный интерес» позволяет определить исследуемое явление как интегративное личностное образование, включающее в структуру следующие компоненты интеллектуальный (направленность на познаваемый объект), эмоциональный (эмоции в процессе познания), регулятивный (целенаправленность в преодолении затруднений), процессуальный (обращенность на познавательную деятельность) компоненты.
Обобщая теоретические аспекты использования информационно-коммуникационных технологий как средства развития познавательного интереса старших дошкольников, следует отметить, что информационно-коммуникационные технологии позволяют: расширить использование электронных средств обучения; доступно, образно представить информацию на экране, используя разнообразные иллюстративные материалы, наглядную игровую форму; вызвать интерес детей, применяя графическую, текстовую и аудиовизуальную информацию; моделировать различные ситуации окружающей действительности; поддерживать старших дошкольников в ходе решения проблемных заданий.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил теоретически обосновать педагогические условия развития познавательного интереса старших дошкольников: обогащение центров развивающей предметно-пространственной среды средствами информационно-коммуникационных технологий; использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности; реализация взаимодействия педагогов с родителями обучающихся.
Проведение диагностики познавательного интереса старших дошкольников на начальном этапе эксперимента показало, что для большинства детей (54 %) характерен средний уровень развития познавательного интереса, проявляющийся в недостаточно устойчивой направленности на познаваемый объект, эпизодическом проявлении познавательной потребности; неустойчивом положительном отношении к процессу познания и деятельности; ситуативной активности и самостоятельности при преодолении возникших затруднений; фрагментарном поиске новых способов решения познавательных задач. У многих старших дошкольников (34 %) отмечается низкий уровень познавательного интереса, характеризующийся отсутствием устойчивой направленности на познаваемый объект, познавательной потребности; нейтральным/отрицательным отношением к процессу познания и деятельности в целом; проявления активности и самостоятельности, поиск новых способов решения познавательных задач отсутствуют. Только для отдельных детей (12 %) характерен высокий уровень развития познавательного интереса, проявляющийся в направленности на познаваемый объект, устойчивой выраженной познавательной потребности; положительном отношении к процессу познания и в целом к деятельности; активности и самостоятельности в преодолении затруднений в процессе познания. Решая задания, старшие дошкольники активно используют знания, их действия характеризуются уверенностью, непринужденностью, направленностью на конструктивные, целенаправленные решения.
Рассмотрим реализацию педагогических условий развития познавательного интереса старших дошкольников средствами информационно-коммуникационных технологий.
Первое педагогическое условие – обогащение центров развивающей предметно-пространственной среды средствами информационно-коммуникационных технологий. Развивающая предметно-пространственная среда, созданная в группе детского сада, моделировалась с учетом содержательной насыщенности, трансформируемости, полифункциональности, вариативности, доступности и безопасности.
Каждый центр развивающей предметно-пространственной среды был обеспечен мультимедийными презентациями, развивающими мультфильмами, играми, упражнениями по различным направлениям развития. Собраны различные мультимедийные копилки презентаций, например «Путешествуем в космос», «Пожарная безопасность», «Играем в математику», «Волшебные сказки», «Интересная зарядка». Мобильность информационно-коммуникационных технологий, возможности использования в любом центре развивающей предметно-пространственной среды в игровой форме, предъявление мультимедийной информации вызывало у старших дошкольников познавательный интерес. Организация взаимодействия со старшими дошкольниками в рамках предметно-развивающей среды с использованием информационно-коммуникационных технологий характеризовалась динамичностью, позволила вовлечь детей в познание предметов изучения, создать «эффекты» соприсутствия с объектами; способствовала формированию всесторонних представлений, реализации активности в самостоятельной деятельности.
Второе условие – использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности. Информационно-коммуникационные технологии использовались на занятиях, в самостоятельной деятельности, совместной с взрослыми образовательной деятельности, а также в режимные моменты. На занятиях с мультимедийной поддержкой использовался компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, экран, колонки. При подготовке осуществлялся анализ электронных и информационных ресурсов, происходил отбор необходимых материалов, создавались презентации, являвшиеся наглядными пособиями и демонстрационными материалами. Применение интерактивной доски с использованием графики, цвета, звука, видеоматериалов позволило реализовать комплексы дидактических игр и упражнений, разнообразных игр, проблемных ситуаций, творческих заданий. Игровые аспекты, которые были включены в мультимедийные программы, активизировали познавательный интерес старших дошкольников. Совершение виртуальных путешествий, интегрированные занятия с использованием интерактивной доски также с интересом воспринимались детьми, улучшали уровень понимания информации.
Применение видеороликов, видеозагадок, проблемных видеосюжетов, электронных лабиринтов вызывало эмоциональный отклик детей, формируя интерес к познавательной деятельности. Вопросы проблемного характера «Что ты уже знаешь об этом?», «Что еще хочешь узнать?», «Как можно узнать?» позволяли детям совместно с педагогом выдвигать идеи, обобщать ответы, выстраивать вместе алгоритм решения проблем. При поиске вариантов ответа на вопросы органично использовались: микроскоп, интерактивный стол, компьютер, видеокамера, фотоаппарат и т.д. Интерактивное оборудование позволило старшим дошкольникам стать активными участниками процесса познания.
На занятиях с использованием игровых обучающих программ возможности компьютера позволили увеличить объем познаваемой информации. Светящийся экран способствовал привлечению внимания, переключению слухового восприятия на визуальное, яркие герои вызывали интерес. При отборе программ важным было соблюдение требований исследовательского характера, легкости для самостоятельной деятельности, развития широкого круга представлений, высокого технического уровня, возрастного соответствия, занимательности.
В самостоятельную деятельность детей были включены мультипликационные фильмы, например «Смешарики», «Фиксики», «Уроки тетушки Совы». При просмотре мультфильмов педагоги обращали внимание на то, чтобы сформировать у детей первичные навыки и умения работы с информацией: оценку потребности в необходимой информации. Определялись вероятные источники, способы поиска информации; обобщались, анализировались и критически оценивались полученные данные; формировались собственные знания, происходило сравнение, обобщение и систематизация полученной информации. С помощью педагога создавались информационные объекты: сообщения, макеты, рисунки. По итогам просмотра мультфильмов разыгрывались отдельные эпизоды, позволяющие понять содержание познаваемых объектов.
Третье педагогическое условие – реализация взаимодействия педагогов с родителями. Родители стали равными партнерами педагогов в развитии познавательного интереса старших дошкольников, что обусловило скоординированность усилий субъектов образовательного процесса. Для родителей обучающихся были проведены групповые / индивидуальные консультации, а также родительские собрания о пользе / вреде компьютерных программ, санитарно-гигиеническом пользовании компьютером. Консультации проводились с применением игр, игровых упражнений, инсценировок. Содержание консультаций, ссылки на необходимые электронные образовательные ресурсы были доступны на сайте дошкольной образовательной организации, в разделе информации для родителей. Кроме того, организованы выставки электронных дидактических игр / многофункциональных пособий.
На совместных с родителями мероприятиях были сформулированы рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий при развитии познавательного интереса старших дошкольников. Приведем примеры некоторых рекомендаций. Необходимым является личный пример родителей, которые должны грамотно использовать различные информационно-коммуникационные технологии в домашних условиях. Важно объяснять ребенку возможности информационно-коммуникационных технологий; не злоупотреблять компьютерными игрушками, тем самым лишая детей совместной деятельности; показывать примеры использования технологий в осуществлении каких-либо видов творческой деятельности (семейная видеотека, семейный фотоальбом, мультимедийные энциклопедии). Необходимой является организация взаимодействия с педагогическими работниками дошкольного образования по вопросам моделирования развивающей информационной среды в условиях дома, направленной на развитие познавательного интереса старших дошкольников. Важно обеспечить психологическую защиту детей от негативно влияющих информационных ресурсов посредством тщательного анализа телевизионных передач, компьютерных программ, мультипликационных фильмов. Также рекомендовалось: тщательно отбирать развивающие игровые программы в соответствии с возрастными возможностями; ориентироваться на развивающий, а не развлекательный характер; ограничивать продолжительность игровой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий; выбрать оптимальное время для компьютерных игр; осуществлять совместные игры с дальнейшим обсуждением / возможным проигрыванием; соблюдать правильную осанку и безопасное расстояние до монитора компьютера; использовать релаксационные приемы и зрительную гимнастику для того, чтобы снять утомление глаз, проведение физических упражнений для предупреждения гиподинамии.
По итогам реализации заявленных педагогических условий существенно снизилось количество старших дошкольников с низким уровнем развития познавательного интереса (начало – 34 %, окончание – 11 %); возросло количество детей со средним уровнем познавательного интереса (начало – 54 %; окончание – 65 %); с высоким уровнем (начало – 12 %; окончание – 24 %). Возросло количество детей, характеризующихся высокой направленностью на познаваемый объект, устойчивыми проявлениями выраженной познавательной потребности; в процессе выполнения заданий дети проявляют сосредоточенность, поглощенность процессом деятельности; демонстрируют положительное отношение к процессу познания и в целом к деятельности. Проявления неустойчивого положительного отношения к процессу познания и деятельности также отмечаются у большего количества детей. Однако качественный анализ полученных данных позволяет отметить, что для отдельных детей ранее было характерно нейтральное/отрицательное отношение к процессу познания и деятельности в целом. Количество детей с таким отношением существенно снизилось к окончанию эксперимента. Для существенно большего количества старших дошкольников стала характерна активность и самостоятельность в преодолении затруднений в процессе познания; активный поиск новых способов решения познавательных задач.
Выводы
Таким образом, рассмотрена проблема развития познавательного интереса старших дошкольников средствами информационно-коммуникационных технологий. Определено исследуемое явление; выявлены и экспериментально проверены педагогические условия: обогащение центров развивающей предметно-пространственной среды средствами информационно-коммуникационных технологий; использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности; реализация взаимодействия педагогов с родителями. Положительная динамика в развитии познавательного интереса старших дошкольников позволяет отметить необходимость реализации выявленных педагогических условий.
Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами информационно-коммуникационных технологий. Дальнейшие исследования возможны в связи с изучением гендерных особенностей развития познавательного интереса обучающихся; выявлением взаимосвязи между профессиональной компетентностью педагогических работников в использовании информационно-коммуникационных технологий и результативностью деятельности.