Сегодня большое внимание уделяется смягчению последствий нарастающего процесса урбанизации, который негативным образом отражается на качестве жизни человека в крупных городах. Кроме того, одним из важнейших направлений внутренней социальной политики Российской Федерации является формирование благоприятной и безопасной среды жизнедеятельности и реабилитации для маломобильных групп населения (МГН), прежде всего – общественных рекреационных городских пространств. Задача ландшафтных проектировщиков – архитекторов и дизайнеров заключается как в следовании нормативным требованиям для создания безопасной доступной среды для МГН, так и в умении сделать элементы этой среды эстетически привлекательными, удобными для всех групп населения, независимо от того, относятся они маломобильным группам или нет [1].
Выполнение реальных проектов организации доступной среды городских пространств – важный этап подготовки специалистов-дизайнеров в вузе. Компетенции, полученные в области универсального (инклюзивного) дизайна в ходе изучения дисциплин по ландшафтному проектированию, помогут будущим специалистам создавать, реконструировать и благоустраивать общественные рекреационные территории для всех граждан без исключения.
Объектом исследования являются прибрежные рекреационные территории Владивостока.
Цель исследования: выявление возможности организации доступной среды прибрежных рекреационных территорий Владивостока студентами-дизайнерами на основе принципов универсального дизайна в рамках освоения дисциплин по ландшафтному проектированию.
Материалы и методы исследования
Теоретической базой работы послужили исследования, посвященные: проектированию городской среды [2; 3], в том числе проектированию доступной среды, на основе принципов универсального (инклюзивного) дизайна [4; 5]; особенностям преподавания студентам основ универсального дизайна [6]; и организации процесса обучения в условиях имитации производственной деятельности [7–9]; основным принципам использования озеленения как части экологической инфраструктуры города [10–12]. Основой данной работы также явились требования к формированию доступной среды, изложенные в нормативных документах [13; 14] и в муниципальной программе «Доступная среда» в городе Владивостоке [15]. На стадии предпроектного анализа применялись такие методы, как наблюдение, фотофиксация, заполнение «Паспортов объектов» на каждую обследуемую территорию.
С 2017 г. студенты-дизайнеры Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС) под руководством кураторов участвуют в городских программах «Формирование комфортной городской среды» и «Доступная среда» [15]. Преподавание приемов организации доступной среды на принципах универсального дизайна в вузе проходит в ходе освоения таких дисциплин, как «Организация архитектурно-дизайнерского проектирования», «Ландшафтное проектирование среды» и «Ландшафтная организация рекреационного объекта» [6].
В 2017–2019 гг. на кафедре дизайна и технологий были проведены обследования приоритетных городских рекреационных пространств, требующих благоустройства и реконструкции с адаптацией для МГН. Особую значимость для активного отдыха горожан имеют прибрежные территории. Географическое расположение Владивостока уникально, с трех сторон город окружен морем. Владивосток является крупным портовым городом, около 30 % изрезанного бухтами побережья занято портовыми предприятиями, оставшаяся часть – обширными прибрежными рекреациями. По поступлению солнечной энергии Приморский край занимает одно из первых мест в России. Купальный сезон на побережье залива Петра Великого длится с конца июня до начала октября, а сезон парусного и гребного спорта превышает 250 дней. Преобладание ясных солнечных дней, отсутствие изнуряющей летней жары делают климат Приморья благоприятным для отдыха.
Были выявлены все крупные прибрежные открытые городские пространства (пляжи и набережные) материковой части города, обладающие высоким рекреационным потенциалом (рис. 1). В данный момент большинство общественных прибрежных территорий Владивостока не благоустроено или частично благоустроено и в основном не приспособлено для пребывания и отдыха на этих территориях маломобильных граждан.
Рис. 1. Схема расположения пляжей и набережных в г. Владивостоке
Рис. 2. Реконструкция Корабельной набережной с адаптацией для МГН
Процесс обучения студентов основам проектирования среды на принципах универсального дизайна происходит на основе создания проектных групп с имитацией производственной деятельности. Методика апробирована и используется в ходе освоения дисциплин по ландшафтному проектированию в течение нескольких лет [7; 8]. Большое внимание уделяется исследовательской части проектов. Территории исследовались по следующим параметрам: функциональное назначение; популярность; транспортная доступность; историческая значимость; состояние благоустройства; наличие элементов доступной среды.
В ходе предпроектного анализа выполнялась фотофиксация существующего состояния территорий объектов проектирования. Для каждого объекта заполнялся разработанный на кафедре «Паспорт объекта», где фиксировалось наличие или отсутствие элементов доступной среды. К основным выявляемым параметрам доступной среды исследуемых территорий относились: наличие парковочных мест для МГН, состояние покрытий дорожек и площадок, наличие доступных мест отдыха, санузлов, пандусов, разметки, информационных указателей и других приспособлений, согласно требованиям организации доступной среды. Оценивалось также состояние озеленения территории. Исследовался российский и мировой опыт проектирования аналогичных объектов. Обязательным являлось изучение нормативной документации с требованиями организации доступной среды для МГН [12; 13]. На основе анализа в процессе обучения разрабатывались предложения по организации доступной среды общественных рекреационных территорий Владивостока.
Результаты исследования и их обсуждение
Ниже приводятся результаты обследования и проектные предложения по благоустройству с адаптацией для МГН трех городских рекреационных прибрежных пространств, различных по функциональному назначению.
Проектное предложение «Реконструкция Корабельной набережной в г. Владивостоке с адаптацией для МГН» выполнено в 2018 г. (объект № 9 на рис. 1). Береговой участок улицы Корабельная набережная расположен в центре Владивостока на берегу бухты Золотой Рог, протянулся от Музея Тихоокеанского флота до Центральной площади борцов Революции и находится в 250 м от ближайших остановок общественного транспорта. Площадь обследуемой береговой территории – 0,3 га. Пешеходная часть набережной отсечена от проезжей улицы железнодорожными путями, существует единственный переезд для автотранспорта. Корабельная набережная является одним из важных исторически значимых мест для города, в 1860 г. по приказу генерал-губернатора Муравьева-Амурского на этом месте был основан военный пост Владивосток. Набережная популярна среди горожан и туристов, здесь расположены несколько памятных знаков, в том числе мемориал на месте швартовки судна основателей Владивостока.
Обследование территории показало, что на данный момент набережная не доступна для маломобильных граждан. Отсутствуют парковки для личного автотранспорта, санитарные узлы, зоны отдыха с местами для сидения, разметка, тактильная плитка и необходимые информационные указатели для МГН. Плиты покрытия набережной частично повреждены, расстояния между плитами не соответствует нормативным требованиям. Не оборудованы проезд и переходы через железнодорожные пути. Не организованы доступные спуски к воде в зону мемориала.
В проекте предусмотрены ряд мероприятий по адаптации территории Корабельной набережной для МГН. В северо-западной части участка организован переезд через железнодорожные пути для заезда на территорию и парковки для личного автотранспорта, на парковке выделены места для МГН и размещены санузлы, в юго-восточной части оборудовано кафе. Увеличена пешеходная зона за счет строительства дополнительного прогулочного пирса, имеющего криволинейную форму стилизованной волны на 1,2 м ниже отметки набережной. Лестницы спусков на пирс продублированы пандусами, предусмотрено безопасное ограждение по всему периметру. Запроектированы комфортные места для отдыха со скамьями и навесами от солнца. Заменены дорожные покрытия. В озеленении предусмотрены рядовые посадки из хвойных и лиственных растений для создания шумо- и пылезащитной полосы от проезжей части улицы [12]. Обеспечивая частичную нейтрализацию выхлопных газов, зеленая изгородь способствует снижению их концентрации в прогулочной зоне набережной (рис. 2).
Прибрежные территории, удаленные от центра, имеют большой оздоровительный потенциал для жителей города. Примером таких территорий являются пляжи в районе железнодорожных станций Чайка, Санаторная, Спутник и Садгород на берегу Амурского залива и пляжи в бухтах Соболь и Патрокл на берегу Уссурийского залива.
Проектное предложение «Благоустройство территории парка культуры и отдыха им. Сергея Лазо в г. Владивостоке» выполнено в 2019 г. (объект № 1 на рис. 1). Участок расположен на берегу Амурского залива в 20 км от центра Владивостока в непосредственной близости от железнодорожной станции Санаторная и отделен от транспортных магистралей линией железной дороги. Парк культуры и отдыха был основан в 50-х гг. прошлого века и уникален тем, что часть его территории является пляжной зоной, популярной у отдыхающих в санаториях и горожан, приезжающих сюда семьями на целый день. Общая площадь территории – 5 га. В основном горожане добираются до парка на личном автотранспорте. При обследовании объекта было выявлено, что все существующие парковки расположены за линией железной дороги и являются недостаточно вместительными. Переход через железнодорожные пути не оборудован для МГН, лестницы спуска с перрона не продублированы пандусами, что также затрудняет возможность МГН попасть на территорию парка и пляжа.
На территории парка дорожные покрытия аллей и дорожек частично разрушены, нет доступных мест для отдыха, точек питания, не оборудованы санитарные комнаты. За годы эксплуатации значительно пострадало и требует восстановления озеленение парка.
В проекте предусмотрена организация вместительных парковок с выделенными местами для инвалидов. Создано универсальное пространство с доступными спортивными и детскими площадками, комфортными местами для отдыха, санузлами. Благоустроена пляжная зона, заложены дорожки с твердыми безопасными покрытиями по песку, предусмотрен прокат специального водного оборудования для купания МГН и оборудован пандус-спуск в воду. Увеличена прогулочная зона пляжа за счет организации дорожек с ограждениями в виде стилизованного штурвала на водной поверхности. Проект направлен на максимальное восстановление и сохранение растительного и животного мира территории (рис. 3).
Рис. 3. Благоустройство территории парка культуры и отдыха им. Сергея Лазо
Рис. 4. Ландшафтная организация спортивно-развлекательной зоны в бухте Соболь
Проектное предложение «Ландшафтная организация спортивно-развлекательной зоны в бухте Соболь в г. Владивостоке» выполнено в 2018 г. (объект № 11 на рис. 1). Бухта расположена в юго-восточной части Владивостока. Пляж «дикий», прибрежная полоса не благоустроена. Поблизости от кромки моря находится небольшое естественное озеро, которое используется жителями для рыбалки в теплое время года и как каток – зимой. Площадь проектируемой территории – 10 га. В настоящее время территория является очень популярной для прогулок, отдыха и купания для жителей всего города, а не только ближайших микрорайонов. Горожане и туристы приезжают сюда на отдых на личных автомобилях и велосипедах и стихийно паркуют их вдоль единственного проезда на полуостров Басаргина, мешая движению автотранспорта. Ближайшие остановки общественного транспорта расположены в 30-минутной доступности.
В ближайшее время в непосредственной близости от бухты Соболь вводится в эксплуатацию новый жилой микрорайон, что увеличит в дальнейшем рекреационную нагрузку на пляж. В связи с этим выполненное студентами и кураторами кафедры дизайна и технологий ВГУЭС предложение создания спортивно-рекреационной зоны в бухте Соболь, несомненно, является актуальным для города. Работа была представлена авторами на Шестом дальневосточном медиасаммите, в секции «Урбанистика и городские сообщества», состоявшемся во Владивостоке в июле 2019 г. В проекте было предложено функциональное зонирование, в котором предусмотрена организация парковок с местами для МГН, административной, пляжной, спортивной, детской и прогулочной зонами, а также выделены зоны пикников и спортивной рыбалки. Проектное предложение предусматривает организацию точек питания, проката спортивного и водного оборудования, аквапарка. Вокруг озера предполагается размещение беговых дорожек, прогулочных маршрутов и мест для отдыха с удобной мебелью, вдоль всего движения пешеходов предложено расположение объектов, оборудованных кнопками вызова экстренной помощи. Выполнена яркая разметка и уложена тактильная плитка для слабовидящих. Дорожные покрытия, в том числе в пляжной зоне, выполнены из твердых материалов, в соответствии с требованиями формирования доступной среды. Разработана информационная схема территории, продублированная звуковой информацией и шрифтом Брайля для МГН. Продуманы приемы озеленения и предусмотрено проведение природоохранных мероприятий территории озера для сохранения его уникальной флоры и фауны (рис. 4).
Заключение
Адаптация общественных рекреационных пространств для отдыха, прогулок, занятий спортом для МНГ, которые смогут проводить время наравне со всеми – это шаг на пути к глобальным переменам в обществе. Создание доступной среды на стадии проектирования на принципах универсального дизайна исключит в дальнейшем мероприятия по их адаптации. Универсальный дизайн открытых городских пространств дает уникальные возможности для отдыха всем без исключения, изучение принципов и применение их на практике способствует получению студентами-дизайнерами новой компетенции, которую они реализуют еще на стадии обучения в университете. В проектных предложениях по организации доступной среды прибрежных рекреационных территорий Владивостока студенты-дизайнеры продемонстрировали компетентность в решении данной проблемы для города и понимание социальной ответственности за свои проекты в будущей профессиональной деятельности.