В современном специальном педагогическом образовании студенты-бакалавры должны владеть профессиональными навыками в музыкальной и хореографической деятельности. Хореография в гармоничной взаимосвязи музыки и танца обеспечивает образовательные и воспитательные функции профессионального обучения в музыкальном, художественно-эстетическом, духовно-нравственном и физическом становлении личности студента. Непрерывность хореографического образования регламентируется нормативными актами, что дает возможность обеспечивать профессиональную подготовку хореографов для всех уровней: от дошкольных до высших учебных учреждений. Обучение хореографов состоит из междисциплинарных взаимосвязей разных наук, так как студент должен владеть знаниями в области музыки, танца, физиологии, должен обладать чувством прекрасного и безобразного, должен профессионально владеть телом, должен уметь выражать эмоции в телесной пластике движения. Совокупность полученных педагогических знаний, умений и навыков создает условия для профессиональной деятельности студента-бакалавра, обучающегося хореографическому искусству.
Цель исследования заключается в обосновании метода музыкальных ассоциаций и его применения в обучении бакалавров-хореографов для формирования профессиональных компетенций и высокого уровня владения эмоциональной пластикой движения тела.
Материалы и методы исследования
Э.Б. Абдуллин, Б.В. Асафьев, В.Г. Ражников и многие другие создали методологическую базу музыкального образования, необходимую для использования в обучении бакалавров-хореографов в системе непрерывного образования. Взаимодействие музыки и хореографии подробно описано А.В. Занковой и другими учеными. Необходимо отметить исследование ассоциативности в музыкальной психологии восприятия, рассмотренное Д.К. Кирнарской и В.В. Медушевским. В обучении школьников ассоциативность музыки применяли в своих работах Д.Б. Кабалевский, Л.В. Школяр и др. Ученые-педагоги неоднократно подчеркивали практическую значимость освоения профессиональных навыков педагогической деятельности на практике для освоения профессионального мастерства [1, с. 121].
В высшем образовании базовые методологические основы классического танца в обучении студентов-хореографов были разработаны в трудах А.Я. Вагановой [2], Н.П. Базаровой, В.П. Мей [3] и т.д. В современном образовании методологические основания хореографического обучения были изложены в многочисленных трудах педагогов-хореографов: В.П. Давыдова (метод групповой импровизации) [4], М.Р. Черной, А.Г. Манукяна, П.С. Евдокимова-Есенского (метод импровизаций) [5], Е.Б. Овчаренко, Н.П. Сингач (метод комбинаций) [6], Л.В. Манжелиса (методика преподавания классического танца) [7]. В учебных пособиях предлагаются разные методы обучения танцу: метод погружения, метод сравнительной оценки, игровые методы обучения, метод иллюстрирования; метод повторяемости упражнений является базовым в хореографии и постоянно применяется в обучении. Например, Г.А. Безуглая обозначила методологию музыкальной профилизации в обучении хореографии, как взаимосвязь выразительных средств музыки и танца [8]. Перечень научных трудов разнообразен, при этом отдельной работы по методу музыкальных ассоциаций не встречается.
Результаты исследования и их обсуждение
В педагогическом образовании разработаны многочисленные методы обучения музыке для всех возрастных категорий. Д.Б. Кабалевский обосновал метод размышления о музыке, А.Б. Абдуллин создал метод эмоциональной драматургии, Л.В. Школяр предложил метод осознания интонационного и личностного смысла, Л.В. Горюнова обосновала метод художественного контекста, Е.А. Бодина применила метод сопоставления музыкальных произведений и т.д. В качестве универсального метода во всех программах обучения используется метод сравнения, метод обобщения и метод ассоциаций. Метод ассоциаций встречается практически у всех педагогов-музыкантов, и в практике метод используется на всех уровнях педагогического образования.
Проблемы, связанные с применением метода ассоциаций в обучении студентов-хореографов, пока не получили научного обоснования. В связи с этим ставятся вопросы использования метода ассоциаций как механизма создания художественного образа, раскрывающего влияние ассоциативного музыкального мышления на развитие интеллекта, развивающего способности ассоциативной интерпретации и усиливающего восприятие музыки и танца. По нашему мнению, ассоциативное восприятие является эффективным способом формирования творческой активности обучающихся, начиная с дошкольного образования, и продолжающегося на протяжении всей жизни.
На сегодняшний день нет общепринятой дефиниции «ассоциация», все понятия связаны с ее основой «ассоциация – это «объединять в общее»» [9, с. 259]. Понятие «ассоциация» связано с соединением элементов психики, возникающих в процессе мыслительной деятельности, когда ассоциации непроизвольно возникают в воображении. Например, ученые к элементам ассоциаций относят эмоции, запахи, являющиеся «принципами ассоциативного обучения» [9, с. 263]. В процессе формирования ассоциаций у субъекта сочетание элементов создает образы реальные и ирреальные, закрепляемые в памяти гедонистического восприятия [9, с. 264]. Над выявлением элементов психики и механизмов психического «соединения» элементов ассоциаций работают многочисленные ученые [9], изучающие, какие именно «элементы психики» соединяются в ассоциации, как и почему «элементы психики» «возникают» в процессе мыслительной деятельности. Поэтому эти вопросы требуют отдельного исследования, вне рамок данной статьи.
Вследствие имеющихся данных психические элементы в процессе восприятия рождают ассоциации с воображаемыми или конкретными объектами в субъективном сознании. Элементы ассоциаций создают ассоциации и соответственно формируют представления в сознании и подсознании у реципиента об окружающем мире. Опытным путем ассоциации либо подтверждаются, либо отрицаются, таким образом, человек приобретает знания, умения и навыки.
Ассоциативные механизмы мышления становятся основой формирования музыкальных образов, закрепляемых в сознании в процессе обучения. Особый интерес представляют взаимосвязи ассоциативных процессов с представлениями в области музыкального исполнительства и педагогики. Так, в статье В.Л. Живовой и Е.В. Аликиной рассматриваются ассоциативные представления во взаимосвязи с различными психическими процессами, в том числе воображения и мышления [10]. Классификация ассоциаций многообразна, исследователи определяют множество видов ассоциаций в зависимости от получаемой информации и уровня восприятия. Так, выделяют ассоциации по сходству, ассоциации по контрасту, ассоциации по происхождению и многие другие ассоциации, имеющие разнообразные признаки, в том числе от пространственных, цветовых до эмоциональных [10].
Психологические свойства ассоциаций, описанные в статье И.Н. Власенковой, позволяют эффективно использовать метод ассоциаций в обучении на основе общей основы, связанной с эмотивной сферой [9, с. 259–263], вызывающей чувственный рефлекс у субъекта. «В ощущениях создаются ассоциации зрительные, слуховые и осязательные» [11], в результате рефлексы формируют воображение у обучающихся и вызывают появление художественных образов, влияющих на творческую активность, что особенно важно в педагогическом образовании.
Ассоциации, рожденные в музыке, расширяют диапазон воображения реципиента, в сочетании с образным мышлением они влияют на активизацию психических процессов. На основе музыкальных ассоциаций рождаются представления о мире в звуках, а «некоторые части конкретных представлений из всех сфер чувств могут ассоциироваться между собою» [11]. В психических взаимодействиях звуки, интонации, ритмы формируют музыкальные образы с конкретными ассоциациями – реальными предметами, явлениями, субъектами и другими формами деятельности. Эффект музыкальных ассоциаций достаточно часто используется в современной рекламе, телевидение, Интернете. В педагогическом образовании метод музыкальных ассоциаций используется в обучении для формирования профессиональных компетенций, направленных на развитие духовной и нравственной основы музыкальной культуры студента.
В обучении психические процессы формирования музыкальных ассоциаций связаны с воображением, вниманием и памятью. Воображение при звуках музыки создает образы. Задача преподавателя – помогать обучающимся в создании образов, применяя различные способы идентификации с реальными феноменами деятельности человека. К феноменам относятся любые предметы, субъекты, сюжеты, явления и другие формы, связанные с эмоциональной, чувственной реакцией субъекта. В воображении рождается художественный образ, в свою очередь, образ, сталкиваясь с психическими реакциями, фиксируется в памяти, создавая ассоциации.
Преподаватель в обучении должен привлекать внимание обучающихся, чтобы музыкальные образы стали идентифицироваться с конкретными реальными феноменами. Значит, память создает базу для создания образов, воображение формирует ассоциации, внимание закрепляет в памяти музыкальные образы, взаимосвязанные с конкретным объектом. Студент должен учиться различать ассоциации по эмоциональным характеристикам восприятия, в частности в эмоциональном восприятии звуковых ассоциаций, представляющих собой соединение разночастотных единиц во времени, в пространстве, в интонациях [11].
В подсознании у обучающихся в процессе мыслительной деятельности уже накоплен багаж образов, которые при реакции на внешние звуковые и ритмические раздражители извлекаются из памяти и формируют новые воображаемые образы. В детском возрасте у ребенка мышление соединяет фантазии, воображение и реальность в единое целое; у детей старшего возраста мышление начинает классифицировать информацию, разделяя фантазию и реальность. Несмотря на зрелый возраст человека, его воображение сохраняет образы в памяти, что создает преференции в восприятии музыкальных произведений.
Активизация мыслительной деятельности в развитии музыкального воображения будущего педагога-хореографа является приоритетной задачей в преподавательской деятельности. Д.А. Леонтьев писал, что сознание в восприятии художественного произведения находится в состоянии эстетического эмоционального переживания, связывая художественный образ с реальностью [12, с. 423–429]. В связи с этим метод музыкальных ассоциаций дает возможность расширять диапазон использования музыкальных произведений и направленность активизации воображения, внимания и памяти в музыкальном восприятии субъекта.
В отличие от высшего образования в общеобразовательной школе процесс обучения отличается и зависит от многих факторов, в том числе от психических возможностей обучающихся, что достаточно подробно описано в трудах ученых. У детей младшего школьного возраста эмоционально-образное мышление доминирует, у взрослого человека начинает доминировать абстрактно-логическое мышление. Дети мыслят ощущениями в красках, звуках, словах, эмоционально воображая мир в фантазиях. У студентов эмоциональные ощущения сохраняются, приобретая реальные смыслы и образы. В процессе применения метода ассоциаций создаются музыкальные образы, идентифицируемые с конкретными событиями, фактами, звуками, интонациями и другими формами реальности.
В высшем образовании «…перед студентами-хореографами ставится задача формирования способности мыслить пластическими категориями, распознавать и улавливать ощущения и ассоциации, сообщаемые конкретным движением» [4, с. 66]. Таким образом, преподаватель, создавая конкретные ассоциации, воздействуя на психику обучающихся, формирует субъективный мир музыкальных образов, закрепляя полученные музыкальные ассоциации в хореографических образах.
В методе музыкальных ассоциаций необходимо применять соотношение звуков, ритмов, интонаций и других знаков для формирования профессиональных компетенций студентов-хореографов. В.В. Медушевский выделял знаки, состоящие из сторон, таких как фактура, тембр, громкость, регистр [13, с. 12]. Фактура – масса тела, темп и ритм – скорость движения, регистр и громкость – организованность движений. Соотношение движения в штрихах и артикуляции с легато и стекато, связывающим звуки в движении. Резкие звуки – с решительными движениями, мягкие звуки – с неумелыми движениями Применение музыкальных знаков и знаков движения тела развивает хореографические и музыкальные данные студента, в том числе физические способности.
В хореографии большое значение имеют физические характеристики, такие как танцевальный шаг, пластика тела, пластика рук и ног, гибкость, легкие прыжки, координация, выносливость, выворотность ног, шаговое движение, гибкость тела, натянутость стопы ноги, осанка и другие данные [14, с. 161]. Танец требует физического напряжения с духовным осмыслением движения, только тогда достигается гармоничное сочетание пространственного телесного чувства с эмоциональным ощущением прекрасного в движении. Только в сочетании с музыкальным сопровождением можно передать остроту эмоционального напряжения, поэтому музыкальность необходима хореографу.
В профессиональной характеристике студента обязательна музыкальность восприятия. Музыкальность формируется на основе использования различных методов. Метод музыкальных ассоциаций для развития творчества у обучающихся применяется с методом подражания, методом аналогий и другими методами. Метод музыкальных ассоциаций дает возможность активизации образного мышления, когда при подражании появляются телесные практики и аналогии с музыкальными образами. В итоге прослеживаются эмоции в тонусе танцевальной пластики тела, возникает единство музыки и танца в физиологическом и психологическом взаимодействии и взаимосвязи.
Вопрос воспитания музыкального восприятия связан с проблемой развития ассоциаций. Чем выше уровень ассоциативных образов, тем выше интеллектуальность, так как процесс эмоционального восприятия зависит от сенсорно-интеллектуального познания, и они взаимосвязаны. Ученые в области музыкознания раскрыли проблемы восприятия музыки, которые необходимо учитывать в обучении бакалавров-хореографов. Результаты профессиональной подготовки хореографа должны подтверждаться на практике, так как методологическая основа педагогической практики направлена на закрепление профессиональных компетенций студента-хореографа.
Также обучение хореографическому искусству в высшем педагогическом образовании связано с внедрением инновационных технологий. Несомненно, что информационные технологии в современном образовании активно применяются в обучении и используются в контексте личностно ориентированной подготовки бакалавра-хореографа в зависимости от способностей и возможностей студента [15, с. 233]. Технологии визуализации расширяют познавательную активность студента и влияют на ассоциативное мышление для формирования воображения во всех видах искусства, также в танцевальном и музыкальном искусствах.
Ассоциативное мышление соединяет звуки, тона, движение, эмоции в едином образном соотношении взаимосвязей музыки и танца. Применение ассоциативного мышления в обучении пробуждает воображение и формирует взаимосвязи между аудиальными и визуальными образами, создаваемыми в других видах искусства. «Выявлению интегративных связей… между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством, также уделяется немало внимания» [16, с. 85]. Г.М. Цыпин выделял ассоциативные взаимосвязи и образно-эмоциональную форму как особенность музыкального мышления, проявляющуюся в процессе анализа, сравнения, обобщения. В воображении у студента создаются музыкально-пластические образы посредством музыкальных, двигательных, зрительных и других ассоциаций, воплощаемые в хореографических постановках.
Чтобы понять сущность музыки, необходимо обучение музыкальному восприятию в звуках и интонациях, передающих аудиальные представления о художественных образах, создаваемых в пластическом движении. В результате применения музыкальных ассоциаций у студента развивается воображение, образное мышление, позволяющие сопоставлять предметы, объекты, явления на основе художественных представлений.
Педагоги-музыканты подчеркивают, что особенности хореографического искусства заключаются в синестетическом сочетании звука и движения, ритма и пластики, так как синестезия основана на музыкальном восприятии и выразительности движения тела человека, формирующихся на «межчувственных ассоциациях и ощущениях» [17, с. 93], передаваемых в композиционном единстве музыки и танца. Музыка подчеркивает выразительность пластики, придавая эмоциональность танцевальному художественному образу. В гармоничном сочетании рождаются чувства сопричастности к созданному. Радость, страх, скорбь, стыд, любовь – все чувства отражаются в движении танца с характерной легкостью, тяжестью, скованностью, открытостью в движении шагов, жестикуляций и т.д. Звуки и ритмы музыки создают симфонию танцевальных движений в эмоциональном восприятии. Тело и звук должны быть единым целым, только тогда достигается высшая форма эмоционального напряжения в восторге художественно-эстетического наслаждения. Ассоциации рождают чувства, «благодаря ассоциациям, психическая деятельность человека становится многообразнее, полнее, богаче, ярче» [10, с. 128]. Сочетание искусства звука и пластики движения создает художественный образ в эмоционально-чувственном восприятии, формирующий духовные основы социализации личности в приобщении к гуманистической культуре.
Заключение
Метод музыкальных ассоциаций необходимо применять наряду с другими методами для эффективного обучения. В обучении музыкальные ассоциации важно сопоставлять с вербальными и невербальными примерами, с визуальным рядом, с пластическими движениями, реальными образами, т.е. разнообразными формами жизнедеятельности человека. Систематическое использование метода музыкальных ассоциаций в хореографии позволит развивать активность ассоциативного мышления для создания эмоционального пластического движения в воплощении художественного образа. Музыкальные ассоциации, связанные с эмоциями, закрепляются на уровне подсознания и формируют профессиональные компетенции обучающегося. Поэтому метод музыкальных ассоциаций необходимо применять в обучении хореографов, так как звуки музыки создают превентивные меры рождения сензитивных ощущений и в процессе переработки информации формируют художественное воображение субъекта, что создает базу для развития высокого профессионализма хореографа в педагогическом образовании.