Современное образование не может существовать изолированно, вне контекста социальных изменений, происходящих в обществе. Политика гендерного равенства, направленная на демократические преобразования, проводится сегодня в европейских странах и России. Она разрушает традиционный гендерный порядок, отличавшийся строгой иерархией власти мужчин над женщинами на протяжении веков, который являлся ориентиром в воспитании у молодежи норм отношений полов. Однако жизнь современных мужчин и женщин стала динамичнее и разнообразнее, расширился диапазон индивидуального выбора профессий, стратегий поведения в производственной гендерной коммуникации [1].
Анализ научной литературы и практики в архитектурном образовании и сфере архитектуры позволил нам выдвинуть предположение о том, что гендерно ориентированное содержание подготовки будущих архитекторов позволит повысить уровень гендерной просвещенности студентов и создаст предпосылки для их дальнейших профессиональных успехов посредством преодоления гендерных стереотипов. В этой связи в нашем исследовании была выдвинута цель – теоретически обосновать и экспериментально проверить целесообразность гендерной ориентированности содержания подготовки будущих архитекторов. Для достижения выдвинутой цели были поставлены следующие задачи: 1 – выявить уровни гендерной просвещенности будущих архитекторов (поисково-диагностический этап); 2 – спроектировать и реализовать гендерно ориентированные курсы профессиональной подготовки будущих архитекторов, способствующие повышению их гендерной просвещенности, расширяющие возможности самореализации в профессиональной деятельности (проектно-процессуальный этап); 3 – провести анализ и оценку полученных результатов экспериментальной работы по усилению гендерного аспекта в программах учебных дисциплин архитектурного образования (рефлексивно-оценочный этап).
Материалы и методы исследования
Гендерный подход, появившийся как альтернатива традиционным патриархальным установкам, направлен на осуществление политики гендерного равенства. В системе образования предполагается создание равных условий как для мужчин, так и женщин, обеспечивающих самореализацию обучающихся независимо от их половой принадлежности, привлечение к различным видам деятельности, овладению современными профессиями, в том числе и профессией архитектор, пока еще непривычной для женщин, недостаточно одобряемой обыденным сознанием общества. Гендерный подход в системе высшего образовании сегодня исследуют (Е.Н. Каменская, И.С. Клецина, О.И. Ключко, Л.И. Столярчук, Л.В. Штылева и др.). Их работы посвящены разработке психологического инструментария в подготовке студентов к реализации гендерного подхода в вузе [2], методологии подготовки к реализации гендерного подхода: «Гендерный подход помогает будущим педагогам проектировать целостный образовательный процесс… учитывая гендерные трансформации в обществе и образовании, развивать способность к критическому осмыслению педагогической реальности, преодолению гендерных стереотипов в общении, ориентироваться на реализацию индивидуальных способностей» [3, с. 24]. Исследователи под гендерно ориентированным образованием понимают «специально организованное взаимодействие субъектов образовательного процесса», «наполняемость его гендерным содержанием», «соблюдение принципа эгалитаризма, культивирование ценностей гендерного равенства» [4, с. 166]. Однако работ, посвященных специфике подготовки будущих архитекторов на основе гендерного подхода, в отечественных исследованиях мы не обнаружили. Зарубежными авторами поднята данная проблема [5; 6], однако она требует дальнейшего изучения, уточнения возможностей в различных образовательных условиях, на что и обращены наши научные поиски.
В ходе предварительных опросов студентов 1–3 курсов Института архитектуры и строительства ФГБОУ ВО «ВолгТУ» в ходе случайной выборки была выявлена низкая гендерная просвещенность будущих архитекторов, как женщин, так и мужчин, которая сопровождается отсутствием веры мужчин в успех женщин-архитекторов, а у женщин – будущих архитекторов – веры в себя, традиционным тиражированием гендерных стереотипов, препятствующих достижению женщинами успехов в избранной профессии.
Анализ полового состава в сфере архитектуры показал динамику изменений, произошедших в течение последних 50 лет при выборе абитуриентами профессии архитектор. Если 25 лет назад такое соотношение составляло около 75 % мужчин к 25 % женщин, то в настоящее время соотношение в исследуемых группах составило: 68 % женщин к 32 % мужчин. Но, несмотря на получение архитектурно-строительного образования, только десятки остаются в профессии и лишь единицы самых смелых, талантливых и решительных женщин впоследствии возглавляют архитектурные фирмы, «пробиваются к профессиональным вершинам» наравне с мужчинами.
В нашей экспериментальной работе приняли участие студенты 3-х курсов (средний возраст 21 год) Института архитектуры и строительства ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», по направлению 07.03.01 «Архитектура»: 2016 г. набора – 54 женщины и 26 мужчин (80 человек) – экспериментальная группа; 2015 г. набора – 49 женщин и 30 мужчин (79 человек) – контрольная группа. Общее количество студентов в экспериментальной и контрольной группах составило 159 человек.
Таблица 1
Оценка студентами различных типов неравенства в отношениях преподавателей
Тип неравенства |
Результат, % |
женщины/мужчины |
Сталкивались ли вы с неравенством отношения, связанным с половой принадлежностью? |
47 |
женщин |
Сталкивались ли вы с неравенством отношения по национальной принадлежности? |
20 |
женщин и мужчин |
Сталкивались ли вы с неравенством отношения по другим причинам? |
11 |
женщин и мужчин |
Таблица 2
Предпочтения студентов по половой принадлежности преподавателей
Направление подготовки |
Не имеет значения, % |
Предпочли бы преподавателя женского пола, % |
Предпочли бы преподавателя мужского пола, % |
Композиция |
80 |
18 |
2 |
Математический блок подготовки (предметы, связанные с расчетами) |
82 |
5 |
13 |
Лекционные курсы теоретической подготовки |
82 |
15 |
3 |
Архитектурное проектирование |
78 |
7 |
15 |
На первом, поисково-диагностическом этапе исследования проводилось тестирование по опроснику С. Бем, адаптированному к нашему исследованию, в котором студентам задавались вопросы об их отношении к маскулинности, фемининности. Предлагалось из 60 предложенных качеств выбрать наиболее значимые, которыми должны обладать современные женщины и мужчины. Повторяющиеся в равной степени ответы по шкале маскулинности и фемининности позволяли выявить отношение студентов к андрогинности, как универсальной характеристике, важной сегодня как для мужчин, так и для женщин. Студентам также был предложен опросник Л.Н. Ожиговой, позволивший выявить неосознаваемые и осознаваемые гендерные установки и стереотипные предубеждения. Анализ авторского анкетирования «Я – будущий архитектор», включенного наблюдения, бесед и корреляции полученных данных способствовал выявлению исходных уровней гендерной просвещенности студентов.
Выполняя самостоятельное задание «Любимые архитекторы», студенты выбрали 24 архитектора, среди которых 23 мужчины и 1 женщина (Заха Хадид). Это подтверждало тот факт, что сегодня мир архитекторов глазами студентов имеет мужское лицо. Эта проблема существует не только в конкретном, исследуемом университете, но и во многих университетах мира. Как показывают различные опросы, основные проблемы связаны с неравенством оплаты труда мужчин и женщин и сексуальной дискриминацией [7].
В ходе исследования было установлено, что преподаватели мужского пола негативно относятся к студентам женского пола. Степень негативного отношения варьируется от легкой до достаточно жесткой формы – например, «место женщины на кухне, а не в архитектуре» (табл. 1).
Как видно из данных табл. 1, 78 % опрошенных студентов сталкивались с различными типами неравенства. Лидирующее место (47 %) занимает неравенство отношения к студентам, связанное с половой принадлежностью. Такая позиция преподавателей усиливает негативное отношение студентов мужского пола к будущей профессии – архитектор в лице женщины. Несмотря на то что женщины, выбравшие эту профессию, проявляют к ней интерес, негативное отношение со стороны мужской группы внутренне подавляет их, подрывает веру в их возможности.
Изучались предпочтения студентов к полу преподавателей. Наряду с толерантным отношением, наблюдались также и предпочтения относительно пола в зависимости от направления подготовки (табл. 2).
Следует дополнить данные последней строки табл. 2 тем, что в исследуемой группе студентов за 3 года обучения по дисциплине «Архитектурное проектирование» у 45 % опрошенных преподавали дисциплину исключительно мужчины. Общее соотношение преподавателей по дисциплине по исследуемому курсу составило 64 % мужчин к 36 % женщин. Дискриминационное отношение к преподавателю-женщине обнаружилось в том, что студенты сомневаются в профессионализме преподавателя-женщины, не доверяют ей так, как мужчине. Когда студенты видят в преподавателе не просто человека, а мужчину или женщину, таким образом, проявляются традиционные гендерные предубеждения.
Анализ гендерной просвещенности студентов – будущих архитекторов показал, что низкий уровень наблюдается не только у мужской части группы, но и у женской. Низкий уровень – шаблонный (38 %), характеризовался общими «житейскими» представлениями, гендерными стереотипами, поверхностными шаблонными гендерными знаниями или их отсутствием. Студенты со средним – нормативным уровнем гендерной просвещенности составили 62 %. Они обладали определенными научно-теоретическими гендерными знаниями, познавательной активностью, но недостаточными умениями по реализации гендерного подхода в образовании, в разрешении гендерных конфликтов. Студентов с высоким уровнем гендерной просвещенности не было обнаружено. Выявленные уровни гендерной просвещенности (шаблонный, нормативный и творческий) явились основанием для проектирования гендерно ориентированных курсов профессиональной подготовки будущих архитекторов, которые осуществлялись на аудиторных, внеаудиторных занятиях в вузе и в периоды производственных практик.
В этой связи на втором, проектно-процессуальном этапе исследования осуществлялось проектирование и реализация гендерно ориентированного процесса профессиональной подготовки будущих архитекторов, в центре которого стояло гендерное просвещение студентов. Под гендерным просвещением исследователи понимают передачу обучающимся основ гендерных знаний, информирование их о существующих проблемах в сфере гендерных отношений, средствах преодоления возникающих гендерных проблем и конфликтов, направленных на достижение гендерного равенства (О.И. Ключко, Л.И. Столярчук, Л.В. Штылева).
Мы знакомили студентов – будущих архитекторов с тенденциями, происходящими в мире, характеризующимися все большим признанием женщин во всех сферах жизни, включая архитектуру. Мы подчеркиваем, что начиная с 2010 г. не менее одной из пяти наград в области архитектуры в США получили женщины. На основании данных Национального центра статистики образования (NCES), 41 % (10 893 степени) от общего числа архитектурных степеней в 2012–2013 гг. были присуждены женщинам. Это доказывает, что, несмотря на существующие сложности, отдельные женщины активно стремятся к освоению профессии архитектор и успешной в ней карьере. Однако данная информация недостаточно широко популяризируется, поэтому и была включена нами в содержание гендерного просвещения.
На втором этапе исследовательской работы нами был разработан курс «История пространственных искусств (градостроительство)» и «Методология градостроительного проектирования» на основе гендерного подхода. Задачами проектируемых курсов, наряду с основными профессиональными задачами, предполагалось гендерное просвещение, включающее: информирование студентов о достижениях женщин-архитекторов, добившихся вершин мировой известности; знакомство с понятием «гендер»; формирование ценностного отношения к идее гендерного равенства в профессиональной деятельности будущих архитекторов. В рамках разработанных курсов в 5–6 семестрах происходило информирование студентов о достижениях женщин-архитекторов, включающее дополнительные сведения о Захе Хадид, имя которой в переводе с арабского означает «блистательная» (араб. англ. Dame Zaha Mohammad Hadid, 1950–2016), призере Притцкеровской премии (2004) – аналоге Нобелевской премии в архитектуре. Уточняем, что она представляет параметрическую архитектуру, нарушающую традиционные пропорции и, казалось бы, законы геометрии своими необычными сооружениями. Мы также знакомим студентов с другими известными именами: Франсиной Хубен (Francine Houben, 1955 г. рожд.); спроектированные ею сооружения гармонично вписываются в объекты окружающей среды; она активно работает сегодня над незавершенными проектами (Нью-Йоркская публичная библиотека, Северная станция городского дизайна, Шэньчжэнь, Тайнаньская публичная библиотека). Студенты в ходе самостоятельных заданий находят интересную для них информацию о неординарной француженке Одиль Декк (Оdile Decq, 1955 г. рожд.), зарекомендовавшей себя в профессии необычными формами и высокими технологиями, создавшей собственную архитектурную школу, спроектировавшей Музей современного искусства (Италия), фонд архитектуры современного искусства (Франция), ресторан «Фантом» в здании парижского «Гранд-Опера», отличающиеся современным ярким интерьером, который гармонично сочетается с традиционной классической архитектурой. Студенты обнаруживают информацию о своих будущих коллегах: Винке Дубблдам (Winka Dubbeldam, 1966 г. рожд.), сооружения по проектам которой выглядят причудливыми и кажутся неустойчивыми; Элизабет Диллер (Elizabeth Diller, 1954 г. рожд.), знакомой москвичам по столичному парку «Зарядье» (архитектор с художественным видением в сотрудничестве с партнером и мужем архитектором Рикардо Скофидио, балансирующих на грани архитектуры и завораживающего арт-шоу). После награждения в 2018 г. журналом Time Элизабет Диллер, входящая в 100 самых влиятельных людей мира, с радостью отметила, что индустрия архитектуры, наконец, начинает делать шаги в направлении гендерного равенства [8]. Студенты – будущие архитекторы с удовольствием презентуют собранную информацию своим сокурсникам в ходе лекций и практических занятий.
Формирование ценностного отношения к идее гендерного равенства, ее реализации в профессиональной деятельности будущих архитекторов осуществляется в ходе осмысления ими информации о мировых достижениях женщин в архитектуре наряду с мужчинами, анализа международного опыта по внедрению гендерного подхода в образовании, различных сферах исследовательской и художественно-творческой деятельности [9]. В процессе изучения курса «История пространственных искусств (градостроительство)» и «Методология градостроительного проектирования» на протяжении 5–6 семестров обучения студенты 3 курсов Института архитектуры строительства ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет» используют следующие средства реализации гендерного подхода: ретроспективный анализ развития архитектурного образования для женщин наравне с мужчинами в контексте выполняемого архитектурного проекта; рассмотрение профессиональных проблем в русле изучаемой темы с учетом гендерного аспекта (например, сооружения Древнего мира – особенности планировки помещений для проведения досуга мужчин; ставятся вопросы: были ли объекты для досуга женщин, каковы были предназначение помещений и декор для женщин?); дискуссии о роли каждого пола в развитии архитектуры и градостроительства (например, роль княгинь Ольги (X век) и Елены Глинской (XVI век) в развитии градостроительной деятельности русского государства); презентации заданий самостоятельной работы, направленные на гендерное измерение дисциплины (например, с помощью сравнительного анализа при изучении планировки архитектурного объекта сопоставляются потребности каждого пола: как они проектировались в различные исторические периоды и как трансформированы в настоящее время); достижение гендерного баланса предлагалось обеспечить студентами при самостоятельном поиске научной литературы (подбор авторов трудов по истории архитектуры и градостроительству требовался в равном соотношении полов: один автор – мужчина, другой автор – женщина); использование понятия «гендер» не как изолированной категории, а реализуемой в контекстах современных реалий: мужской и женской социальных групп, универсальных профессий, важных как для женщин, так и мужчин, и др.
На третьем, рефлексивно-результативном этапе исследования студенты ИАиС ВолгГТУ рефлексируют полученные гендерные знания, осуществляют критический анализ гендерных предубеждений, проявляемых окружающими людьми, выявляют также свои собственные гендерные стереотипы и стремятся к их преодолению. Выйдя на производственную практику в институт «Волгоградгражданпроект», научно-исследовательский и проектный институт «Русстройпроект», Архитектурное бюро Александра Бурова и др., студенты приходят к выводу, что в период обучения в вузе гендерные стереотипы присутствуют, но в производственной деятельности они еще более сильны и устойчивы (табл. 3).
Таблица 3
Факторы влияния на рейтинговую оценку студента и карьерный рост в предстоящей профессиональной деятельности
Вопрос |
Результат |
Какие факторы влияют на рейтинговую оценку студента? |
Посещение 28,6 % Работа на занятии 28,9 % Качество, выполненных заданий 32,8 % Пол 5,4 % Национальность 4,4 % |
Какие факторы влияют на карьерный рост? |
Профессионализм 29,5 % Коммуникабельность 28,5 % Услужливость 20,8 % Пол 12,3 % Национальность 8,9 % |
На третьем этапе исследования в образовательном процессе вуза в период прохождения профессионального гендерно ориентированного курса продолжали создаваться условия гендерно чувствительной образовательной среды к любым дискриминационным проявлениям, касающимся признаков пола, ситуации востребованности и накопления личностного опыта эгалитарных равноценных гендерных профессиональных взаимоотношений – взаимоуважения, партнерства и сотрудничества.
Результаты исследования и их обсуждение
В заключение эксперимента анализировались результаты с помощью повторной диагностики: тестирования, анкетирования, наблюдения, бесед и сравнения результатов с данными, полученными на первом, поисково-диагностическом этапе исследования. В конце 6 семестра была проведена диагностика контрольной группы, в которой профессиональный курс проводился без гендерной ориентации, затем в экспериментальной группе, где проводились занятия по гендерно ориентированным профессиональным курсам. Сравнение результатов итогового контроля в экспериментальной и контрольной группах показало, что в контрольной группе отсутствовали студенты с высоким и средним уровнем гендерной просвещенности. В экспериментальной группе в начале эксперимента студентов с высоким уровнем гендерной просвещенности не было обнаружено, но после прохождения гендерно ориентированных профессиональных курсов их стало 14 % (11 % женщин и 3 % мужчин). Студенты высокого (творческого) уровня могли развести понятия «пол» биологический и «гендер» – социальный пол. Они понимали их принципиальное различие, могли анализировать исследовательские позиции, суть теоретических положений и аргументировать – к какой парадигме они относятся: биолого-эволюционной – патриархальной, традиционной или социально-конструктивистской – современной, перспективной; были готовы к эгалитарным гендерным взаимоотношениям в будущей профессиональной деятельности, творчеству, вариативности, диалогу в решении гендерных проблем. Студентов со средним (нормативным) уровнем гендерной просвещенности стало 77 % (51 % женщин и 26 % мужчин). Студенты данной группы уже обладали определенными научно–теоретическими гендерными знаниями, познавательной активностью, но пока не могли достаточно адекватно применять понятие «гендер» в образовательной практике, разрешать конфликтные гендерные ситуации. Студентов низкого (шаблонного) уровня осталось 9 % (из них 7 % мужчин и 2 % женщин). Они характеризовались поверхностными шаблонными гендерными знаниями, ограниченными в понимании термина «гендер» стереотипными представлениями о взаимозависимости биологических различий мужчины и женщины и объяснениями этой зависимости их «природным предназначением» в обществе, профессии; некоторые женщины дополнили ответы сомнением о гендерном равноправии в современной семье «мужчина все-таки должен быть чуть главнее» и т.п.; в гендерном самосознании студентов еще были сильны и устойчивы гендерные предрассудки (табл. 4).
Таблица 4
Обобщенные показатели по уровням гендерной просвещенности студентов после гендерно ориентированного курса
Вопросы |
Ответы |
||
Какой смысл Вы вкладываете в понятие «гендер»? |
9 % – низкий (шаблонный) уровень. Стереотипные представления о взаимообусловленности биологических различий м. и ж. и их «природном предназначении» в обществе, профессии |
77 % – средний (нормативный) уровень. Определенные научно–теоретические гендерные знания есть, но недостаточно опыта в применении понятия «гендер» в образовательной практике |
14 % – высокий (творческий) уровень. Понятие «гендер» – социальный пол – радикальный переход к социально-конструктивистской парадигме, отделяющей биологический «пол» в русле биолого-эволюционной парадигмы |
Что Вы понимаете под гендерным равенством в профессиональной деятельности? |
Студенты данной группы затруднились с ответом |
Студенты данной группы признают, что в архитектурной и градостроительной деятельности в России пока доминируют мужчины, и относят это к проблеме гендерного неравенства. И понимают, что для достижения гендерного равенства ж. нужно стремиться состояться в профессии, а м. не препятствовать ж.; тем и другим преодолевать гендерные стереотипы |
Студенты данной группы ориентированы на самореализацию в профессии, творчество, вариативность, диалог независимо от половой принадлежности будущих коллег, исходя из потенциала их индивидуальности; нацелены на гендерное равенство в архитектурном образовании, достижение успеха в будущей профессии |
Окончание табл. 4 |
|||
Вопросы |
Ответы |
||
Замечали ли Вы у себя гендерные стереотипы? |
Студенты данной группы затруднились с ответом |
Студенты приводят примеры обнаруженных у себя гендерных предрассудков |
Студенты рефлексируют, выявляя у себя гендерные предубеждения и намечают пути их преодоления |
Выводы
Подводя итог проведенного исследования, мы не испытываем иллюзий относительно того, что будущие архитекторы сразу стали гендерно просвещенными, патриархальные взгляды поменяли на эгалитарные. Однако будущие архитекторы узнали и задумались о существующей в обществе проблеме гендерного неравенства в области архитектуры, признали ее существование и перестали быть отстраненными от нее. Большая часть студентов, 91 % (представители групп среднего и высокого уровней), ориентированы на дальнейшее осмысление гендерных проблем в сфере архитектуры и поиск новых средств к их разрешению.
В заключение отметим, что в ходе первого, поисково-диагностического этапа подобранный, адаптированный к нашему исследованию и частично разработанный диагностический инструментарий (тестирование по опроснику С. Бем, опроснику Л.Н. Ожиговой, авторское анкетирование «Я – будущий архитектор», беседы и др.) позволили выявить уровни гендерной просвещенности будущих архитекторов (шаблонный, нормативный и творческий). На втором, проектно-процессуальном этапе спроектированные и реализованные гендерно ориентированные курсы профессиональной подготовки будущих архитекторов способствовали повышению уровней гендерной просвещенности студентов (низкий – было 38 %, стало 9 %; средний – было 62 %, стало 77 %; высокий – было 0 %, стало 14 %). Благодаря обогащению гендерным содержанием курсов «История пространственных искусств (градостроительство)» и «Методология градостроительного проектирования», реализованному в сотрудничестве со студентами, была создана гендерно чувствительная образовательная среда на занятиях, способствовавшая культивированию ценностей гендерного равенства, эгалитарных гендерных взаимоотношений. На третьем, рефлексивно-оценочном этапе, когда закреплялись, осмысливались, полученные гендерные знания, проводился анализ, оценка полученных результатов, осуществлялась корректировка проекта, стимулировалось самостоятельное критичное мышление студентов по отношению к гендерным стереотипам в архитектурном образовании и предстоящей профессиональной деятельности. В качестве главного профессионально-личностного результата мы определили – стремление будущих архитекторов к саморефлексии собственных гендерных предубеждений и их преодолению.
Таким образом, архитектурная и градостроительная деятельность в России действительно сегодня относится к сфере, в которой пока доминируют мужчины, проблема гендерного неравенства существует и в системе архитектурного образования. Проведенное исследование подтвердило целесообразность гендерной ориентированности содержания подготовки будущих архитекторов, способствующего повышению гендерного самосознания, расширяющего возможности самореализации в профессиональной деятельности на основе идеи гендерного равенства. Предложенный и примененный инструментарий диагностирования, разработанные показатели уровней (шаблонного, нормативного, творческого) гендерной просвещенности студентов, подобранное и структурированное гендерно ориентированное содержание профессиональных курсов могут использоваться в формировании содержательного наполнения программ других учебных дисциплин для реализации гендерного подхода в профессиональной подготовке будущих архитекторов в системе высшего архитектурного образования.