После ряда реформ отечественная система образования претерпела изменения: образовательные учреждения от традиционного образования постепенно переходят к практико-ориентированному обучению по индивидуальной траектории. Методики программ такого обучения должны быть направлены на развитие как личностной исследовательской культуры, так и умения работать в коллективе.
Сегодня бизнес и производство заинтересованы в кадрах нового поколения, способных решать задачи в условиях неопределенности, ориентированных на успех, гибких, практико-ориентированных, способных приносить прибыль, предлагать и разрабатывать идеи, находить нетрадиционные решения и реализовывать экономически выгодные проекты. Профессиональное становление студентов в рамках проектной деятельности как раз и решает эту проблему. Без применения практико-ориентированных технологий обучения в образовательном процессе невозможно подготовить кадры нового поколения. К 2022 г. в систему образования РФ планируется внедрить метод проектной подготовки с целью повышения качества образования. Не в последнюю очередь это связано с тем, что Россия уже с 1995 г. входит в Международное общество по инженерной педагогике (IGIP).
Теория проектов возникла во второй половине XIX века в США. В основу подхода легли идеи американского философа и педагога Д. Дьюи (1859–1952). Далее американский ученый У.Х. Килпатрик разработал основы теории метода проектов [1]. В России идеи проектного обучения возникли параллельно с разработкой американских педагогов. В 1905 г. под руководством русского педагога С.Т. Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
Поэтому вполне естественным представляется, что в ряду новых, в том числе и по форме, образовательных услуг, предоставляемых в последние годы высшими учебными заведениями страны, значительное место занимает методология проектов. Как развитие этой методологии в последние годы в Томском университете систем управления и радиоэлектроники с 2006 г. широко внедряется инновационный подход группового проектного обучения (ГПО). Особенностью образования в ТУСУРе является ориентированность на подготовку специалистов-практиков по направлениям, определяющим развитие современной экономики. Основной проблемой низкой профессиональной компетентности выпускников и их неконкурентоспособности на рынке труда является отсутствие практики решения практических задач в профессиональной деятельности.
Немаловажным фактором, определяющим успешность в достижении целей ГПО, является готовность студента к погружению в необычную, творческо-производственную среду групповой работы в проекте. Чем раньше начинают использовать метод проектов в системе обучения, тем более успешным становится выпускник. В ТУСУРе в систему группового проектного обучения привлекаются не только студенты, но и школьники. В статье готовность к погружению в необычную, творческо-производственную среду групповой работы в проекте исследуется как качественный показатель уровня мотивации студента. Рассмотрены предварительные результаты комбинированного исследования мотивационной составляющей учебного процесса применительно к групповому проектному обучению. В качестве методов были использованы обычное анонимное анкетирование и метод мотивационного интервью.
В ряду новых образовательных услуг, предоставляемых в последние годы высшими учебными заведениями страны, значительное место занимает методология проектов и (как развитие этой методологии) развивающийся активно в последние годы в Томском университете систем управления и радиоэлектроники инновационный подход группового проектного обучения (ГПО) [2; 3]. Целью работы стало изучение готовности студентов к практической деятельности в рамках обучения по программам ГПО.
Материалы и методы исследования
Уникальная образовательная технология группового проектного обучения (ГПО) создана в ТУСУРе в 2006 г. Она позволяет студентам погружаться в практическую деятельность, работая над реализацией реальных проектов. Студенческие проектные группы в течение всего срока обучения работают над проектами самой разной направленности: научными, образовательными, социально-гуманитарными, экономическими, экологическими. Направления в рамках группового проектного обучения в ТУСУРе следующие:
– алгоритмы и автоматизированные системы обработки информации и управления;
– биомедицинские технологии и приборостроение;
– гуманитарные и социальные проекты;
– информационные технологии и информационная безопасность;
– кадровая безопасность;
– технологии интернета вещей (IoT);
– радиосвязь и СВЧ;
– радиотехника и радиоэлектроника;
– управление в социальных и экономических системах;
– энергетика и силовая электроника;
– материаловедение и нанотехнологии.
Технология ГПО способствует повышению уровня компетенций студентов, наработке дополнительных компетенций, в том числе личных и профессиональных.
Проектная деятельность позволяет студентам также и научиться определять свои роли в проекте, а также работать в разных ролях в разных проектах. «Работа в проектах ГПО, проектная организация учебного процесса приводят к более четкому осознанию студентами собственной роли в постановке и решении задач, повышению самостоятельности и ответственности за результаты выполнения проекта» [4]. Учебный процесс при этом становится творчески более насыщенным, увлекательным, а самое главное, эффективным.
В том случае, если студенческий проект имеет серьезный коммерческий потенциал, работа над ним продолжается в студенческом бизнес-инкубаторе ТУСУРа, где проект «дорастает» до стадии предприятия, готового к самостоятельной работе в условиях рынка.
ГПО – это инновационная форма организации учебного процесса, при которой студенты группируются в творческие коллективы по 5–7 человек. Для выполнения проектов на каждой кафедре существуют специализированные лаборатории. По тематикам ГПО студентами выполняются и дипломные проекты. Лучшие проекты участвуют в конкурсах разной направленности и продолжают свое существование в виде малого предприятия или стартапа. Именно в университетской среде рождаются идеи, которые вырастают в успешные стартапы не только в стране, но и во всем мире.
Групповое проектное обучение – это составная часть образовательного процесса подготовки специалистов, бакалавров, магистров в ТУСУРе. На примере разработки реального проекта происходит практическое закрепление знаний и навыков проектной, научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности.
ГПО требует от студентов глубоких знаний, умений и навыков владения многими дисциплинами. Немаловажным фактором, определяющим успешность в достижении целей ГПО, является готовность студента к погружению в необычную, творческо-производственную среду групповой работы в проекте. Наличие собственно готовности исследуется как качественный показатель уровня мотивации студента. Рассмотрены предварительные результаты комбинированного исследования мотивационной составляющей учебного процесса применительно к групповому проектному обучению. В качестве методов были использованы обычное анонимное анкетирование и метод мотивационного интервью.
ГПО требует от студентов глубоких знаний, умений и навыков владения многими дисциплинами, готовности к погружению в творческо-производственную среду, характерную для проектных работ в целом. Этим определяется выбор нами материала и методов исследований, а именно – мы рассматриваем готовность студентов как качественный показатель уровня мотивации студента и вследствие этого используем именно аппарат мотивационного интервью как основной метод в работе. Рассмотрены предварительные результаты комбинированного исследования мотивационной составляющей учебного процесса применительно к групповому проектному обучению.
В качестве методов были использованы анонимное анкетирование и метод мотивационного интервью [5]. Обычное интервью преследует следующие основные цели:
– определение компетенций кандидата;
– дать характеристику кандидату, в том числе и психологическую, с особенностями проявления характера;
– определить цели кандидата.
По результатам мотивационного интервью можно дать социальную характеристику кандидата, а также выявить его личностные особенности, мотиваторы и ценности. Мотивационное интервью имеет и ряд недостатков: высокая квалификация того, кто проводит интервью, знание психологических техник и технологий. Исследователь задает вопросы, а испытуемый на них отвечает. Второй проблемой является установление психологического контакта между исследователем и испытуемым, в ином случае ответ будет неточным, ложным, и результаты проверки недостоверными. Следует сказать, что исследователи обладали всеми необходимыми компетенциями для проведения интервью.
Метод анкетирования используется для опроса группы людей для получения эмпирической информации. В анкете присутствовали как закрытые, так и открытые вопросы. Недостатком анкетирования является зависимость как от способа составления выборки (при частичном обследовании), так и от правдивости ответов, субъективности испытуемого и его желании/нежелании отвечать на вопросы анкеты.
Первоначально было проведено мотивационное интервью для студентов 4-го курса факультета безопасности ТУСУР, причем опрошены были все студенты.
Анонимное анкетирование проводилось выборочно, выборка случайная бесповторная. Вопросы носили закрытый характер. Объём выборки – это число случаев, включённых в выборочную совокупность. Исходя из опыта социологических исследований рекомендуется [6], чтобы число случаев составляло не менее 30–35 единиц, в нашем случае было выбрано 34 студента. Этот объем относится к так называемым средним выборкам.
Для одноступенчатой случайной выборки репрезентативность характеризуется двумя взаимосвязанными параметрами: уровнем ошибки и вероятностью отсутствия ошибки данного уровня [7]. Корректно следующе утверждение: ошибка репрезентативности данной выборки с вероятностью Р не превышает Δ. Если известны объемы генеральной совокупности N и выборки n, то, задавшись уровнем вероятности, можно определить ошибку Δ. Нами же при планировании исследования решалась обратная задача: мы задаёмся некоторым уровнем точности результатов и доверительной вероятностью, а затем вычисляем (или оцениваем) необходимый объем выборки.
Для конечных генеральных совокупностей в работе [7] приводится следующая зависимость между объемом выборки n, объемом всей совокупности N, уровнем доверия t и предельной ошибкой Δ:
(1)
В формуле (1) параметр s – это дисперсия. Её значение для качественных опросов рекомендуется принимать максимальным, как показано в [7], имеет смысл брать значение s = 0,52 = 0,25. В виде (1) формула легко проверяется – при N больших она преобразуется к известному [8] виду .
Всего участников мотивационного интервью было 52 человека – все студенты 4-го курса, работающие по темам ГПО. Таким образом, по признаку принадлежности к ГПО генеральная совокупность составляет 52 единицы (N = 52). Выборка составила n = 34 студента.
График зависимости (1) как функции от Δ2 при N = 52 приводится на рисунке. По оси ординат отложен объем выборки (n). По значению выборки можно определить значение ошибки. Как видно из графика, в нашем случае предельная ошибка составляет 10 %.
Результаты исследования и их обсуждение
Возможность количественной оценки качественного показателя уровня мотивации («мотивированности») студентов достигается как с использованием уже давно известных и апробированных методик (анкетирование), так и с использованием современного подхода – мотивационного интервью [5]. Мотивационное интервью – вид интервью, основанный на выявлении мотивов и причин поведения человека. В настоящее время данный вид интервью применяется для выявления структуры мотивов, что позволяет более точно определить направления развития человека, т.к. интересы, поведение, ценности лежат в основе мотивации.
Данный метод применяется в ТУСУР на практических занятиях студентов направлений подготовки «Информационная безопасность» и «Экономическая безопасность» в рамках дисциплин «Основы управленческой деятельности», «Управление организацией (предприятием)» применительно к кадровой безопасности предприятия, которая определяется как система предприятия, связанная с эффективной работой персонала и функционированием организации (предприятия) в условиях безопасности и направленной на развитие самой организации в целом и каждого сотрудника в отдельности [9]. В текущем году было принято решение о применении данной методики в качестве изучения мотивов студентов, посещающих и не посещающих ГПО. В качестве экспертов выступали сотрудники кафедр КИБЭВС и БИС, которые имеют практический опыт проведения аттестационных испытаний при оценке персонала. Интервьюирование занимало с каждым из участников 10 мин. Вначале предлагалось испытуемому в течение 3–4 мин кратко рассказать о себе. Вопросы строились на основе рассказа студента о себе. В ходе интервью оценивались не только ответы, но и поведение студента, что позволило представить более полную картину. В исследовании принимало участие: 52 студента 4 курсов.
Зависимость объема выборки n от квадрата предельной ошибки Δ2
Исследование показало, что студенты с высоким уровнем мотивации более успешны. Все они уже имеют практический опыт работы, что позволяет говорить о том, что студенты наряду с hardskills и softskills развивают такие компетенции, как selfskills (способности к самомотивации и саморазвитию). Это позволяет говорить о востребованности данных студентов с точки зрения подготовки Ш-специалистов, имеющих базовую подготовку; постоянно обучаясь, они получают новые виды образования, что говорит об их мультикомпетентности и успешности на рынке труда. С точки зрения кадровой безопасности такие сотрудники готовы работать на развитие компании, лояльны к ней, разделяют ее ценности и успешны в своем развитии.
Независимо от интервьюирования было проведено анонимное анкетирование другой группы студентов, при этом один из вопросов был: «Начав работу по теме ГПО, испытываете ли вы чувство неудовлетворённости?». Естественным при этом представляется сопоставить тех студентов, кто однозначно не испытывает неудовлетворённости (35,89 %) с теми студентами, кто в ходе мотивационного интервью точно убедил эксперта в своей мотивированности (19 из 52 = 36,54 %). В соответствии с формулой (1) можно сделать вывод о схожести результатов использования двух методик по выявлению степени мотивации студентов с уровнем доверия t = 2 и предельной ошибкой Δ = 10 %.
Выводы
Таким образом, в условиях изменяющейся образовательной среды метод проектов является важным этапом в становлении будущего специалиста. В ходе реализации студенты приобретают проектные компетенции, практические знания и навыки, навыки самоорганизации, личностные компетенции. Результаты работы показывают, что метод проектов позволяет студентам развивать современные профессиональные компетенции в рамках образовательной деятельности. Проектная деятельность является также и образовательной активностью студентов для освоения основной образовательной программы в ТУСУР. Студенты, посещающие ГПО, более самостоятельны в выборе решения, с высоким уровнем мотивации и успешности. Результаты настоящей работы имеют оценочный и предварительный характер. В дальнейшем планируется распространить методику на более обширный контингент обучающихся, что позволит повысить точность оценок и определенность выводов.
Авторы работы искренне благодарны доценту факультета безопасности ТУСУР Кручинину Д.В. за предоставленную информацию и постоянный интерес к работе.