Существующая в последнее время проблемная ситуация по обеспечению физической подготовленности офицеров-преподавателей высшего военного учебного заведения в большинстве своем зависит от вопросов организации управления, оказывающих влияние на системность и последовательность занятий физической подготовкой, методический уровень проведения практических занятий, объективность контроля физической подготовленности, основанной на соответствующем состоянии физиологической и психологической подготовки военнослужащих. В литературе мы нашли немногочисленные исследования по данной теме, решающие в большинстве своем отдельные задачи направления содержания и путей оптимизации существующих методик развития и совершенствования физической подготовки военнослужащих [1].
Анализ литературных источников, раскрывающих организационные процессы физической подготовки военнослужащих, позволил выделить наиболее распространенные формы и методы построения технологического процесса физической подготовки, базирующиеся на основе различных подходов для его организации, что позволило использовать некоторые из них для решения проблемы настоящего исследования.
Следовательно, существующие в настоящее время системные вопросы обоснования необходимости совершенствования организационных и управленческих основ мероприятий физической подготовки руководителей занятий по физической подготовке в высшем военном учебном заведении имеют достаточно важное значение.
Проблема проведенного исследования состоит в существующем противоречии между необходимостью модернизации процесса организации и управления физической подготовкой военнослужащих высшего военного учебного заведения и недостаточным объемом научных разработок в данной области и, как следствие – отсутствием современных методических материалов по подготовке руководителей и методическому обеспечению учебно-тренировочного процесса.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что должный уровень в функционировании процесса организации физической подготовки постоянного состава в высшем военном учебном заведении возможен при условии тщательно разработанных системных организационных и управленческих основ.
Цель исследования – теоретико-экспериментальное обоснование необходимости совершенствования организации физической подготовки военнослужащих в высшем военном учебном заведении.
Научная новизна. Определены возможности совершенствования процесса физической подготовки офицеров по системным организационным и управленческим аспектам и осуществлена их апробация в реальных условиях образовательного процесса высшего военного учебного заведения.
Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы для совершенствования организации физической подготовки в высших военных учебных заведениях.
Материалы и методы исследования
При проведении исследования анализировались нормативные документы и результаты исследований по организации физической подготовки в высших военных учебных заведениях, а также факторы, оказывающие влияние на организацию процесса физической подготовки военнослужащих.
Результаты исследования и их обсуждение
Каждый элемент организации физической подготовки военнослужащих в высшем военном учебном заведении может быть рассмотрен в двух аспектах:
– во-первых, как общий компонент, пронизывающий формы, методы и содержание физической подготовки;
– во-вторых, рассматривая каждую форму физической подготовки, раскрыть все элементы организации.
Необходимо отметить, что в первых учебниках по теоретическим основам физической подготовки военнослужащих элементы организации рассматривались как мероприятия, способствующие повышению эффективности процесса физической подготовки. Следовательно, относительно невысокий уровень физической подготовленности постоянного и переменного состава высших военных учебных заведений является следствием слабой организации курса физической подготовки, при этом тематическое планирование физической подготовки военнослужащих является одним из центральных элементов организации, что также отмечает в своих работах Ахмаев О.В. с соавторами [2, c. 41].
Эффективное тематическое планирование учебно-тренировочного задания по физической подготовке военнослужащих основано на мышечной памяти выполнении этого задания или отдельных его составляющих. Планирование, как элемент организации, направлено на обеспечение согласования всех составляющих системного процесса физической подготовки военнослужащих.
При тематическом планировании физической подготовки выделяются: план-конспект занятия, планирование какой-либо формы физической подготовки (план утренней физической зарядки, план учебно-тренировочного занятия, план спортивно-массовой работы), планирование физической подготовки в целом. Совокупность данных планов, как отмечает в своих работах Ахмаев О.В. с соавторами, составляет подсистему тематического планирования системы физической подготовки военнослужащих [3, c. 10]. Формальную структуру любого плана в общем виде характеризуют следующие элементы: содержание мероприятия (работы), сроки выполнения, исполнители. «Внутреннее» их расположение может видоизменяться.
В частности, возможна такая последовательность мероприятий, когда очередная работа выполняется только после достижения предыдущей. Причем процесс планирования существенно усложняется при взаимодействии различных исполнителей в последовательной смене видов работ. Поэтому внутренне присущим «свойством» плана является согласованность как мероприятий, так и сроков выполнения. Вместе с тем излишнее увлечение согласованностью мероприятий в определенной степени не позволяет использовать в качестве критерия эффективности планирования уровень физической подготовки.
Вместе с этим при разработке тематического плана физической подготовки военнослужащих, по мнению Васина В.Н., обычно устанавливается количество учебных занятий, утренних физических зарядок, физкультурно-спортивных соревнований, отдельных мероприятий по подготовке руководителей, контролю за учебный год или период обучения [4, c. 57]. Однако все мероприятия по организации физической подготовки военнослужащих должны быть так или иначе нацелены на реализацию заданного уровня физической подготовленности. В свою очередь, при организации физической подготовки обобщенно ставится задача увеличения числа спортсменов-разрядников, количества военнослужащих, имеющих «отличную» и «хорошую» оценки по физической подготовке.
Поэтому вполне очевидной является ориентация планирования на обеспечение должного уровня физической подготовленности военнослужащих. Подготовка руководителей и исполнителей является одним из ключевых элементов организации физической подготовки. Отметим, что подготовка руководителей, ведущих занятия по физической подготовке с военнослужащими, характеризуется некоторыми особенностями.
В частности, достаточно продолжительное время обучаемыми являются офицеры, имеющие опыт занятия физической подготовкой. Методика проведения с ними занятий должна быть разнообразной и учитывать их физическое состояние, направленность тренировок должна носить оздоровительный характер.
Указанные особенности обусловливают и соответствующие требования к уровню методической подготовленности руководителей занятий. Подготовка руководителей и исполнителей, как отмечает Елькин Ю.Г., – это действия, связанные с их подбором, расстановкой, обучением и воспитанием военнослужащих [5, c. 217].
По мнению Воронова Н.А. содержание подготовки руководителей практических занятий по физической подготовке в высшем военном учебном заведении включает в себя повышение уровня теоретических знаний, методических умений и навыков, реализуемое на плановых занятиях по организации физической подготовки, инструктажах, а также и в процессе самостоятельной подготовки по повышению уровня физической подготовленности военнослужащих [6, c. 21].
Вместе с тем, по мнению Бурикова А.В. с соавторами, требования к организационно-методической подготовленности руководителей следует классифицировать на ряд уровней [7, c. 8]. Так, первый уровень составляют требования, предъявляемые к специалистам физической подготовки.
К ним можно отнести:
– осуществлять систематический контроль над проведением учебных занятий по физической подготовке в подразделениях и знать уровень методической подготовленности командиров;
– предъявлять данные о включении в планы боевой (командирской) подготовки высшего военного учебного заведения мероприятий по повышению методического мастерства офицерского и сержантского состава;
– регулярно организовывать и проводить открытые показные и инструкторско-методические занятия по физической подготовке с командирами взводов и рот;
– контролировать организацию и проведение в подразделениях инструкторско-методических занятий с сержантским составом;
– организовывать различные мероприятия по повышению методической подготовленности офицерского и сержантского состава (учебно-методические сборы, учебно-методические конференции и совещания, взаимное посещение занятий) и принимать активное участие в их организации и проведении;
– участвовать в агитационно-пропагандистской работе по физической культуре и спорту и популяризации технологий здоровьесберегаюшего поведения;
– постоянно повышать личный уровень педагогического мастерства, изыскивать наиболее эффективные методы и методические приемы обучения личного состава по физической подготовке и спорту.
Второй уровень составляют требования, предъявляемые к командирам взводов, рот, курсов, факультетов и курсантам 3-го и старших курсов высшего военного учебного заведения.
Необходимо отметить, что уровень требований, предъявляемых к руководителям, проводящим занятия с постоянным составом высшего военного учебного заведения, на наш взгляд, должен соответствовать второму уровню. Вместе с тем дополнительно руководителям занятий указанных категорий необходимы специальные занятия и методические навыки в проведении занятий с оздоровительной направленностью.
Это обстоятельство предполагает некоторый опыт личных занятий оздоровительной физической тренировкой. Заметим, что содержание оздоровительной физической тренировки несколько ограничено и организационно требует достаточно продолжительных занятий конкретными видами двигательной активности.
Следовательно, руководитель занятий должен иметь опыт организации оздоровительной физической тренировки с офицерами постоянного состава высшего военного учебного заведения. При этом необходимо учитывать, что при подобных занятиях первостепенное значение имеет, условно названный нами, принцип личностного приоритета, как принцип ориентации на человека. Основными путями реализации данного принципа являются:
– расставление приоритетов в планируемых тренировочных программах в соответствии с потребностями, интересами и возможностями занимающихся;
– возможность мобильной перестройки в выполнении тренировочных заданий;
– возможность импровизации занимающихся и руководителя в процессе построения и выполнения тренировочной программы.
При проектировании занятий руководителю необходимо систематически ставить себя на место занимающегося и мысленно экспериментировать его состояние, возникающее под влиянием создаваемой для него системы оздоровительной физической тренировки. Такой подход позволяет руководителю занятий по физической подготовке на стадии проектирования вносить коррективы в планы-конспекты и учебно-тренировочные задания.
Следовательно, руководителя практического учебно-тренировочного занятия необходимо научить проектировать тренировочное занятие и тренировку в целом. Вместе с тем здесь большую роль играет возможность руководителя изменить содержание занятий в зависимости от возможного изменения ситуации и реакции занимающихся.
Одним из наиболее существенных элементов организации физической подготовки является контроль. Как отмечает Васин В.Н. с соавторами, значение контроля состоит в том, что он позволяет глубоко и всесторонне изучить фактическое состояние физической подготовки, обобщить передовой опыт обучения и воспитания, вскрыть имеющиеся недостатки и спланировать конкретные действия, направленные на повышение физической подготовленности [8, c. 43].
Традиционно в руководящих документах по физической подготовке выделяют: проверку качества организации и методики физической подготовки в подразделении и воинской части; проверку физической подготовленности военнослужащих и подразделений. Результаты контроля, как правило, находят свое отражение в документах учета физической подготовки. Необходимо отметить, что выделенный нами второй аспект проверки и оценки имеет достаточно продолжительную реализацию на практике и всесторонне обоснован, что также согласуется с результатами исследований других авторов [9, c. 147]. Однако следует заметить, что превалирование в системе проверки и оценки «наказания» за неудовлетворительные оценки ориентирует командиров и начальников акцентировать свое внимание на получении только удовлетворительной оценки подразделению.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что существенное отличие физической подготовки от других видов боевой подготовки связано с тем, что в процессе физической подготовки добиваются положительных изменений в физическом состоянии военнослужащих, совершенствуются качественные особенности двигательной деятельности, обусловленные структурными и функциональными изменениями в организме.
Проведённый анализ позволил определить базовые критерии, характеризующие необходимые условия для применений современных педагогических технологий в физической подготовке военнослужащих.
Этими критериями являются: высокий уровень функционального состояния организма военнослужащих; соответствие уровня выбранной физической нагрузки физиологическому состоянию и уровню физической подготовленности военнослужащих; высокая степень физкультурно-спортивной активности военнослужащих; необходимый уровень образованности военнослужащих в вопросах проведения самостоятельных тренировочных занятий, направленных на физическое самосовершенствование.
Выводы
Проведенный анализ существующего противоречия между потребностью модернизации процесса организации и управления физической подготовкой военнослужащих высшего военного учебного заведения и отсутствием современных методических материалов по подготовке руководителей и методическому обеспечению учебно-тренировочного процесса свидетельствует, что основные направления совершенствования организации физической подготовки руководителей практических занятий по физической подготовке в высшем военном учебном заведении должны дополняться новыми элементами к содержанию традиционно существующих частей организации с включением приоритетности взаимодействия. Дальнейшее совершенствование организационно-методического проектирования учебно-тренировочных занятий по физической подготовке следует рассматривать в направлении детальной обработки и анализа методик моделирования и конструирования различных частей процесса физической подготовки военнослужащих с учетом личностных потребностей и интересов самих занимающихся.